Чему и как учить ребенка, чтобы подготовить его к школе?
консультация по теме

Сидоренко Мария Николаевна

Компоненты психологической готовности к  школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_k_shkole.doc89 КБ
Microsoft Office document icon igry_na_razvitie_shkolnykh_komponentov.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

ЧЕМУ И КАК УЧИТЬ РЕБЕНКА, ЧТОБЫ ПОДГОТОВИТЬ ЕГО К ШКОЛЕ?

Подготовка ребенка к школе начинается с подготовки родителей, ответственных за этот нелегкий шаг. Если родители неправильно организуют работу по подготовке к школе, то рискуют отбить у ребенка охоту учиться.

Итак, подготовка ребенка к школе — дело сложное и ответственное, и эффективность его будет определяться прежде всего системным и комплексным развитием следующих сфер психической деятельности ребенка: эмоциональной, волевой, мотивационной, познавательной.

 Попытаемся в общих чертах описать суть развития различных сфер психики ребенка.

Эмоциональная сфера

Эмоции и чувства — это переживание человеком своего отношения к людям, к поступкам и явлениям. Эмоциональный мир каждого из нас уникален, и порой предсказать, какая эмоция возникнет у ребенка в ответ на наш взрослый поступок, бывает невозможно. Так, стараясь изо всех сил, чтобы наш ребенок учился в достойном учебном заведении, готовя его к поступлению, мы ожидаем, что отношение ребенка к школе окажется безусловно положительным. Однако практика показывает, что многие дети старшего дошкольного возраста испытывают лишь негативные эмоции по отношению к грядущему обучению в школе. В чем причина?

Во-первых, родители, занимаясь с ребенком, не всегда могут правильно выбрать темп и объем работы, и тогда ребенок, переутомившись, боится предстоящей нагрузки и, как следствие, отказывается заниматься.

Во-вторых, во многих семьях разговоры о предстоящем обучении ведутся чуть ли не ежедневно в течение всего предшкольного года, что вызывает у ребенка тревогу и неуверенность в своих силах.

В-третьих, зачастую родители, отчаявшись сделать из своего непоседы прилежного и послушного, удобного для них будущего школьника, сами провоцируют негативное отношение не только к школе, но и к учителю. Некоторые из них заявляют: «Ничего, скоро в школу пойдешь — там тебе покажут. Попробуй там сказать, что не хочешь читать, — сразу двойку получишь».

В-четвертых, некоторые родители, увлекаясь и идя на поводу у маленького ученика, формируют у него неправильное отношение к школьной оценке. Дошкольники, стремясь стать «большими», требуют взрослых ставить за выполненные задания «пятерки» и «четверки». В школе они сталкиваются с другой ситуацией — оценки могут быть и плохими — и разочаровываются в учебе.

Конечно, невозможно избежать негативных эмоций в нашей жизни, да и ни к чему. Лучше научить ребенка понимать собственные чувства и эмоции, выражать их словами и уметь принимать не только победы, но и поражения.

Постарайтесь почаще говорить ребенку о своих переживаниях в связи с семейными или профессиональными заботами, не стесняйтесь показаться ранимыми, расскажите и покажите, как вы сами справляетесь с трудностями, что вам в этом помогает. Ваше откровенное отношение послужит для ребенка хорошим примером того, как, поделившись своими радостями и неприятностями с близким человеком, можно обрести покой и справиться со стрессовой ситуацией.

В-пятых, многие родители игнорируют тот факт, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, и резко меняют игровую деятельность на учебную. Ребенок, не готовый к такой перемене, часто бунтует или, напротив, демонстрирует равнодушие к занятиям.

В шесть лет ребенок может играть в одно и то же в течение нескольких часов и даже дней.

И если мы хотим, чтобы подготовка к школе стала эффективной и приносила ребенку максимальное удовольствие, необходимо включать в нее игровые элементы. Причем ребенку в шесть лет можно предложить игру, которая продлиться несколько часов и будет представлять собой, например, поиск сокровищ по заранее придуманным нами инструкциям и ориентирам. В процессе игры мы можем потренировать ребенка в чтении слова задом наперед, в нахождении различий на двух картинках, в счете до 10 и обратно и т.д.

Волевая сфера

Любые действия человека носят произвольный или непроизвольный характер. Произвольные действия осуществляются под контролем сознания, они требуют определенных усилий, направленных на достижение поставленной цели. Непроизвольное поведение представляет собой импульсивные и неосознанные действия, которые не направлены на достижение цели.

Главная функция воли — сознательная регуляция поведения и деятельности человека, выраженная в умении преодолевать внутренние и внешние препятствия, стоящие на пути к цели.

Волевые качества, необходимые школьнику, — целеустремленность, инициативность, самостоятельность, решительность и др. — являются предпосылкой формирования дисциплинированности, способности регулировать и соотносить свои желания с условиями жизни. Ребенку, у которого не развиты волевые качества, трудно усидеть на уроке в течение 45 минут, не выкрикивать с места ответ на вопрос учителя, выполнять домашнее задание. Вот почему, готовя ребенка к школе, так необходимо уделять внимание не только и не столько формированию навыков чтения, письма и счета, сколько формированию волевых качеств.

Однако, воспитывая в ребенке самостоятельность, организованность, очень важно учитывать его возможности, возрастные и индивидуальные особенности. При несоответствии требований, предъявляемых к ребенку, его возможностям могут возникнуть проблемы во взаимоотношениях между ребенком и взрослым, а в отдельных случаях — психосоматические проблемы.

Формирование произвольности в дошкольном детстве является центральным возрастным новообразованием. Снова обратимся к игре, именно в игровой деятельности формируется механизм управления собственным поведением. Ведь умение подчиниться правилам складывается именно в игре по правилам, а уже затем проявляется в другой деятельности. Поначалу младшим участникам игры соблюдать правила помогают более старшие участники, осуществляя внешний контроль. Постепенно ребенок научается контролировать себя сам, управляя своим поведением. Однако контролировать себя вне игры ребенку еще трудно, так как игра имеет яркую эмоциональную окраску.

В психологии принято положение, что основным средством формирования сознания и произвольности является речь. Именно благодаря речи ребенок становится способным посмотреть на себя как бы со стороны, рассматривать себя и свои действия как некоторый объект, который можно изменить, преобразовать. Речь помогает ребенку овладеть собой через планирование своего поведения. Благодаря речи становится возможным связывание действий во времени. Из ряда разрозненных, бессвязных эпизодов жизнь ребенка постепенно превращается в единый процесс, в котором сиюминутные, текущие действия существуют не сами по себе, а в их связи с прошлым и будущим.

Очевидно, что речевое общение, совершенно не связанное с практической деятельностью детей, не может быть средством формирования произвольного, осознанного поведения. Только речевое общение, включенное в деятельность ребенка и соответствующее его интересам, может дать ему определенную «точку опоры» для управления своим поведением.

Очень полезны беседы с ребенком о его настроении, о его действиях и отношениях с другими людьми. В таких беседах взрослый как бы выводит ребенка за пределы конкретной ситуаций и помогает осознать себя.

Вспоминая события недавнего прошлого или планируя свои будущие действия, ребенок представляет свою жизнь не как случайный набор разрозненных эпизодов, а как процесс взаимосвязанных событий, в которых он является главной фигурой. Именно через речевую формулировку, которую ребенок может дать только вместе со взрослым, дошкольник начинает осознавать свою жизнь во времени, преодолевать в своем сознании границы сиюминутной ситуации. А это необходимое условие для самостоятельного планирования собственных действий и овладения своим поведением.

Одним из приемов, помогающим осознать ребенку свою жизнь во времени, может стать планирование и подведение итогов дня.

К планированию своего дня нужно привлекать и самих детей. Излишняя регламентированность жизни дошкольников дома и в детском саду лишает их возможности свободного выбора занятий или собственных решений. Понятно, что жизнь в коллективе предполагает подчинение порядку и дисциплине. Но все же даже в режиме детского сада (а тем более дома) могу быть моменты, когда ребенок сам может что-либо выбирать.

Планирование и итоги дня

Беседу об этом можно проводить утром, в начале каждого дня. Ее задача — настроить ребенка на предстоящие события, чтобы он ждал их и внутренне готовился к ним. При планировании дня важно выделить какой-нибудь главный эпизод, наиболее привлекательный для ребенка. Например: «Сегодня будет музыка, и мы будем танцевать» или «Сегодня поиграем в новую игру» и т.п. Очень полезно связать в сознании ребенка прошлые события с будущими. Если вы вчера начали какое-либо дело или занятие, то сегодня его нужно продолжить, напомнив, что было вчера, и определив план предстоящих действий.

Взрослый может сам начать разговор, вспоминая, как проходил вчерашний день, как гуляли, во что играли, что было интересного, кто и из-за чего и с кем поссорился, кто шалил. Можно попросить ребенка напомнить, что было еще.

Когда такие беседы станут привычными, ребенок будет удерживать в своей памяти разные эпизоды и охотно вспоминать о том, что интересного было в течение дня. Нужно стремиться к тому, чтобы дети не ограничивались перечислением режимных моментов (ел, гулял, спал), а обязательно постарались вспомнить что-нибудь о своем поведении, о поступках окружающих и по-своему рассказать об этом.

Как помочь ребенку понять себя

Наблюдая за самостоятельными действиями ребенка во время свободной игры или участвуя в ней на правах партнера, взрослый время от времени может задавать ему вопросы, направленные на осознание его действий и состояний: «Во что ты играешь?», «Что ты собираешься сейчас делать?».

Если ребенку трудно ответить на эти вопросы, можно на первых порах отвечать за него, подсказывая ему возможные планы и состояния: «Тебе, наверное, уже надоело в это играть?», «Ты играешь в шофера, да? Тебе, наверное, нужен пассажир и авторемонтник, который будет машину чинить?» и т.п.

Вопросы взрослого, включенные в деятельность ребенка, имеют две основные задачи.

Первая — установить связь между прошлыми, настоящими и будущими действиями, выделить для ребенка цель действия и средства ее достижения.

Вопросы типа: «Что ты хочешь построить (нарисовать, слепить)? Что тебе для этого нужно? Что нужно сделать сначала, а что — потом?» — как раз направлены на то, чтобы ребенок осознал цели и средства своих действий, задумался о том, что и для чего он делает. Если ребенок затрудняется ответить, можно ему помочь, предложив один из вариантов цели его действий, например: «Ты хочешь построить гараж? Для этого тебе нужны вот эти большие кубики». Если ребенок не соглашается со взрослым и предлагает собственный план действий, нужно не настаивать на своем, а принять его решение.

Когда ребенок привыкнет к подобным вопросам взрослого, он сам начнет задавать их себе и отвечать на них. А это уже важный сдвиг в осознании собственных действий и в управлении своим поведением.

Другая задача таких вопросов — ставить ребенка в ситуацию выбора, побуждать принимать самостоятельные решения, относящиеся к его собственным действиям.

Привычка жить по инструкциям взрослых приводит часто к тому, что дети не могут осуществлять сознательный выбор, что-то самостоятельно решать. В рамках свободной игры можно и нужно предоставлять им такую возможность и побуждать к сознательному выбору. Вопросы типа: «Во что ты хочешь играть: в кубики или в машинки?»; «С кем хочешь играть?»; «Кем тебе интереснее быть: шофером или милиционером; продавцом или покупателем?» и т.д. — заставляют ребенка представить разные варианты действий, осознать свое желание и самому принять решение.

Но самостоятельный ответ или выбор ребенка нужно подчеркивать, повторять и напоминать о нем.

Итак развитие произвольности - это:

- ролевые игры;

- планирование и подведение итогов дня;

- вопросы, направленные на осознание ребенком своих действий и состояний;

- работа в тетрадях:

  • качественный результат, завершение,
  • оценка результата.

Мотивационная сфера

Давайте представим себе мотивационную сферу ребенка в виде дерева, у которого есть ствол, ветви и, конечно, корни, уходящие в землю и невидимые нами. Нас радуют послушные дети, которые хорошо учатся, любят школу и своих учителей. Интересные книжки, общение с товарищами, оценки, система наград и наказаний — это те стимулы, которые создают видимую часть этого дерева, называемую внешняя мотивация. Но «под землей» находится внутренняя мотивация, которая руководит действиями ребенка, побуждая его узнавать новое, применять эти новые знания на практике и, наконец, просто любить учиться. Что же происходит во внутреннем мотивационном диалоге, который непрестанно ведут в человеке «хочу» и «надо»? Например, очень хочется посмотреть мультфильмы по телевизору, поиграть на компьютере или просто погулять, но надо написать две строчки в прописи, выучить состав числа «пять», почитать. Что победит: «хочу» или «надо»? И это «надо» будет исходить от взрослого (родителя, учителя), и ребенок ему подчинится или оно станет внутренней потребностью маленького, а затем и большого ученика?

В игре происходит постепенный переход от аффективно (эмоционально) окрашенных мотивов, которые основываются на непосредственных желаниях ребенка, к мотивам, которые определяются потребностями других людей. Эти мотивы уже связаны с самоконтролем и развитием воли. Некоторые поступки ребенок совершает (или не совершает) потому, что они могут не понравиться окружающим его взрослым и детям. Но в пять-шесть лет уже не только присутствие, а даже воображаемый образ другого человека и его воображаемые слова или действия могут регулировать поведение ребенка. Происходит победа внешней мотивации над внутренней. Очень важно нам, взрослым, не злоупотреблять своей властью, тем самым подавляя в ребенке его внутренние стимулы и, как следствие, его желания. Постоянное стимулирование чувства долга у маленького ученика может дать совершенно обратный эффект: вместо любви к знаниям, интересу к книгам мы получим не умеющего читать, избегающего умственной нагрузки будущего школьника. На пороге школы у детей становятся значимым и мотив достижения успеха (и даже в какой-то степени конкуренции, соперничества), и мотив избегания неудачи. И тот, и другой мотив может стать стимулом развития и обучения ребенка. И если в четыре года ребенка привлекает сам процесс игры, если он будет заинтересован новой информацией, то в возрасте пяти-шести лет его привлекает уже не только процесс, но и результат игры, похвала взрослого, возможность оказаться лучше сверстников. Несомненно, лучше для ребенка, если окружающая его развивающая и социальная среда будет способствовать закреплению в его мотивационной системе программы на достижение успеха. Все дети, обладающие разными возможностями, одинаково нуждаются в нашей поддержке, одобрении и в нашей уверенности в их победе. Ведь кого-то можно похвалить за выразительно и артистично рассказанное стихотворение длиною в две страницы, а для кого-то и два четверостишия являются личным достижением.

Итак, мы на пороге первого класса. Каковы же основные мотивы посещения школы у шести-семилетних детей (не будем путать их с мотивами обучения, то есть получения новых знаний)?

Я пойду в школу, потому что (мотив посещения школы):

  • « буду как мои друзья-школьники »;
  • «хочу в школу, потому что там все большие, а в
    детском саду маленькие»;
  • « буду там играть с мальчишками и девчонками »;
  • «мне купят рюкзак, новые карандаши, пенал и
    красивые тетради»;
  • «пойду в школу, потому, что мама так сказала».


Я люблю учиться, потому что (мотив обучения):

  • «мне нравится узнавать новое»;
  • « учительница интересно рассказывает »;
  • « люблю получать хорошие оценки »;
  • «когда я хорошо учусь, меня хвалят мама и папа
    (за плохие — соответственно ругают)»;
  • « если я буду хорошо учиться, то мне купят новый
    компьютер и подарят собаку».

Как правило, различные комбинации данных мотивов (внешних и внутренних) создают общий мотивационный фон посещения школы и получения новых знаний. В течение учебного года одни из них становятся слабее, другие сильнее. И как результат — ребенок с радостью бежит в школу или, наоборот, ищет причину остаться дома.

Познавательная сфера

По мнению Дж. О'Коннора, обучение — это процесс, подразумевающий принятие решений обучающимся, и перемена в действиях в ответ на получаемую им обратную связь. Именно поэтому так важно научить ребенка принимать решения, научить его думать. Что же для этого нужно?

В. А. Ганзен и В. К. Толмачев в книге «Роскошь системного мышления» отмечают, что гений — это прежде всего гений гипертрофированных ощущений, поскольку мышление — это «жонглирование» первичными ощущениями. И если у ребенка недостаточный опыт в этом плане, то ему трудно будет анализировать, сравнивать в процессе обучения.

Ощущения и восприятие

Прежде всего, необходимо давать ребенку возможность получать богатый опыт ощущений: пусть он экспериментирует с незнакомыми материалами, участвует в играх и забавах с другими детьми, плавает, бегает, прыгает. Именно в деятельности он и получит необходимые для него ощущения. Для того, чтобы сенсорное развитие человека протекало нормально, необходимо, чтобы все данные природой органы чувств работали. Большое количество прикосновений к разным поверхностям, катание на ледяных горках, на качелях и каруселях, умение прислушиваться и слышать разные звуки города, леса, помещения, способность распознавать по вкусу и запаху всевозможные продукты — все это необходимый «фундамент» не только эффективной подготовки ребенка к школе, но и успешности в жизни.

Внимание. Память. Мышление

Внимание — это направленность нашего сознания на определенный объект. Оно способствует регуляции нашей деятельности, обеспечивает безопасность, позволяет осуществлять аналитическую деятельность. Внимание характеризуется целым рядом свойств, которые необходимо развивать у будущего первоклассника. Это устойчивость, объем, концентрация, переключаемость, распределяемость внимания. Управление своим вниманием — шаг к улучшению памяти.

Память — это способность человека запоминать то, что он видит, слышит, говорит, делает, хранить эту информацию и воспроизводить ее в нужный момент. Работу памяти обеспечивают запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение.

В памяти людей наблюдаются индивидуальные различия — в скорости запоминания, прочности сохранения и легкости воспроизведения информации. Кроме того, различия существуют и в уровне развития отдельных видов памяти: образной (двигательные, зрительные, слуховые воспоминания) и логической (обеспечивающей запоминание слов, чисел, мыслей, схем, общих идей).

Чтобы ребенок был успешным в школе, прежде всего надо определить индивидуальные особенности его памяти — выяснить, какую информацию ему легче запомнить. Обратите внимание на то, как он лучше запоминает движения (слушая объяснения, делая сам, смотря на педагога), какой материал усваивает легче (факты, цифры или общие рассуждения).

Мышление. Ощущение и восприятие дают нам знание об отдельных предметах и явлениях. Однако этого недостаточно для предвидения последствий тех или иных наших действий — необходимо обобщать единичные факты и предметы, делать выводы о других подобных единичных фактах и предметах. Все это возможно благодаря такому психическому процессу, как мышление.

Развивать мышление — значит давать пищу для ума. Это вовсе не означает, что ребенок должен часами решать логические задачи. Рассказывайте ему больше об окружающем мире: о людях, о профессиях, о растениях и животных, об автомобилях, об архитектурных памятниках.

Так как мышление начинается с вопроса, не отмахивайтесь от ребенка, когда он в тысячный раз задает вам один и тот же вопрос, лучше постарайтесь вместе найти на него ответ в энциклопедиях, в журналах и учебниках. Если ребенок будет открывать мир для себя сам, он не перестанет удивляться. Если вы все время будете предлагать ему только собственные версии явлений или событий, он может  утратить это свойство.

Способность удивляться – вечный источник познавательной мотивации, двигатель интереса к жизни, к развитию,  к движению. Рассказать ребенку, как устроен мир – значит ограничить его жизнь вашими представлениями. «А как же школа?» - подумают многие из вас. В хорошей школе учат детей размышлять и самим находить ответы, а в плохой – пытаются дать много знаний, а потом жалуются, что у учеников нет мотивации к обучению.

Не игнорируйте многочисленных высказываний и вопросов сверхактивного ребенка, даже если он не всегда дожидается ответа. Все, что он говорит вам, — это его мысли вслух, поэтому, прислушиваясь к ним, можно узнать много нового о ребенке.

Поощряйте сына или дочь не пересказывать прочитанное или услышанное механически, а свободно излагать информацию.

Развивая способность сравнивать, анализировать предметы и явления, попросите ребенка рассказать, чем похожи два на первый взгляд совершенно разных предмета (например, апельсин и трактор). Затем попросите его отметить, чем эти предметы отличаются друг от друга.  



Предварительный просмотр:

Чему и как учить ребенка, чтобы подготовить его к школе?

Эмоциональная сфера

  1. Попросите ребенка рассказать о том, что он чувствовал, когда вы пришли за ним в детский сад раньше (позже), чем обещали.
  2. Спросите ребенка, что, по его мнению, чувствовал его друг, когда ему подарили книжку.
  3. Рассматривая вместе с ребенком журнал, газету, обратите его внимание на изображения людей и спросите, какое настроение у человека на фотографии. Пусть ребенок подумает, какие события вызвали у него те или иные эмоции.
  4. Читая ребенку книгу, прервите чтение, спросите, что могли чувствовать герои рассказа, сказки в конкретный момент. Например, что чувствовал Буратино, когда Мальвина заперла его в чулане. И неожиданный вопрос: «А что чувствовала Мальвина, когда наказала таким образом деревянного мальчика?». Уверяем вас, в ответах на подобные вопросы вы услышите много полезного и любопытного для себя.
  5. Потренируйтесь по очереди с ребенком в способах проявления различных эмоций (удивление, страх, гнев и др.) Спросите, как можно выразить, например, радость: только ли смехом и улыбкой? Пусть ребенок попробует объяснить, чем сопровождается каждая эмоция— жесты, мимика, поза, интонация голоса и т. д.

Волевая сфера

  1. Договоритесь с ребенком заранее, о том, что если вы произнесете, например, слово «барбарис» (или любое другое), он должен немедленно замереть, что бы ни делал в этот момент.
  2. Обращайте внимание ребенка на обязательность точного выполнения инструкций как в игре, так и в жизни.
  3. Если вы хотите, чтобы ребенок привык самостоятельно выполнять ваши поручения, ежедневно утром (или с вечера) готовьте вместе с ним список дел на весь день. Если ребенок пока еще не умеет читать, список может быть составлен с помощью рисунков.
  4. Можно поиграть с ребенком в молчанку: в течение 2-3 минут предложите ему не разговаривать.
  5. Игра «Да и нет не говорите» — отличный способ развития волевых качеств ребенка.

Познавательная сфера

Ощущения и восприятие

1. Положите в непрозрачный пакет мелкие предметы домашнего обихода или канцелярские принадлежности (расческа, чайная ложка, ластик, точилка и т. д.). Попросите ребенка на ощупь определить, что он держит, не вынимая руку из мешка и не видя предмета.

  1. Попросите ребенка закрыть глаза и определить, какой продукт вы предлагаете ему понюхать (яблоко, персик, мед, шоколад, гречневая каша).
  2. Попросите ребенка представить и рассказать, какая, по его мнению, вода в реке зимой (холодная, прозрачная, колючая) и летом (теплая, мягкая, приятная), или какое мороженое (вкусное, сладкое, щиплет язык).

Внимание

1.        Развитие умения концентрировать внимание, тренировка памяти.

Вечером, перед сном, попросите ребенка припомнить события дня в той последовательности, в которой они проходили. Пусть малыш сначала вспоминает несколько событий, произошедших, например, утром, но с максимальным количеством подробностей, затем восстанавливает в памяти события всего дня.

2.        Развитие концентрации внимания, увеличение объема внимания.

Два участника (два ребенка или взрослый и ребенок) в течение короткого периода времени смотрят на предмет, после чего каждый по очереди рассказывает о нем, стремясь перечислить как можно больше деталей.

3.        Развитие концентрации внимания.

     Проходя с ребенком мимо витрины магазина, постарайтесь заметить как можно больше предметов, а затем посоревнуйтесь, описывая их.

4.        Развитие устойчивости, концентрации внимания.
В течение нескольких минут (исходя из возможностей ребенка) просто посидите с ребенком (можно с закрытыми глазами) и прислушайтесь к звукам снаружи, постарайтесь «поймать» внутренние ощущения. Расскажите друг другу о своих впечатлениях.

5. Развитие концентрации, переключаемости внимания, увеличение объема внимания. Расставьте на столе несколько небольших игрушек. Пусть ребенок посмотрит на них и «сфотографирует» увиденное, а затем закроет глаза. Открыв их по вашему сигналу, ребенок должен определить, какого предмета не хватает. Вместо игрушек можно использовать любые предметы — продукты, канцелярские принадлежности и т. д.

Память

Дошкольное детство — лучший период для развития памяти. Как же помочь ребенку улучшить память?

  1. Одним из главных условий запоминания информации является понимание того, что необходимо усвоить. Поэтому старайтесь выяснить, насколько понятен ему материал.
  2. Постарайтесь включить в работу как можно больше видов памяти: образную, эмоциональную, двигательную, словесную и др. Это поможет ребенку запомнить информацию, используя тот вид памяти, который «удобен» ребенку.
  3. Если запоминаемый материал носит положительную эмоциональную окраску, он лучше усваивается. Однако желательно помнить и о том, что очень сильные эмоции препятствуют запоминанию, особенно если вы имеете дело с гиперактивным ребенком.
  4. Заученный материал повторяйте с ребенком время от времени, чтобы он не забывался. Однако не следует повторять «до потери пульса». Во всем нужна мера.
  5. Укреплять память надо не от случая к случаю, а с помощью систематических упражнений.

Развитие памяти

1. Развитие зрительной памяти.

     Сложите из счетных палочек какую-либо фигуру (рыбка, дом, елочка). Покажите ее ребенку. Накройте листом бумаги. Попросите рядом построить точно такую же. Начинайте с 5-7 палочек, постепенно увеличивая их количество.

2. Развитие зрительной памяти.

Расставьте на столе в определенном порядке кухонную или столовую посуду. Поговорите с ребенком о том, что стоит перед ним. Сосчитайте количество предметов. Уберите все со стола. Попросите ребенка расставить нужные предметы в таком же порядке.

  1. Развитие кратковременной слуховой памяти.
    Расскажите ребенку маленькое стихотворение или четверостишие. Повторите его еще раз. Повторите его вместе с маленьким учеником. Попросите ребенка самого рассказать стихотворение, подсказывая ему только первые слова каждой строки.

                

Как на горке — снег, снег,

И под горкой — снег, снег,

И на елке — снег, снег,

И под елкой — снег, снег.

А под снегом спит медведь.

Тише, тише... Не шуметь!

(Ирина Токмакова)

  1. Развитие слуховой памяти.

      Запишите 7-10 слов. Назовите их ребенку. Попросите повторить, что он запомнил. Попробуйте вспомнить недостающие слова вместе с ним. Попросите повторить все запомнившиеся слова еще раз.

  1. Развитие зрительно-моторной памяти.

Нарисуйте на листе бумаги узор, состоящий из 5-7 геометрических фигур (например: два круга, треугольник, два круга, два квадрата). Попросите ребенка запомнить их последовательность, обвести пальцем по образцу, а затем нарисовать без образца. Более сложное задание: то же самое, но в цвете (например: два красных круга, зеленый треугольник, два красных круга, два желтых квадрата).

Мышление

  1. Развитие логического мышления.

Предложите ребенку составить узор из счетного материала, «диктуя» ему последовательность фигур: зеленый круг, два красных квадрата, зеленый круг, два красных квадрата. Пусть ребенок продолжит узор самостоятельно. Придумайте вместе другие узоры и попросите ребенка продолжить их.

  1. Развитие логического мышления.

Положите перед ребенком коробку старых цветных карандашей. Попросите выложить их «по росту» от самого маленького до самого большого.

3.        Развитие речи и логического мышления.
Назовите четыре слова, например: «зеленый», «красный», «пять», «синий». Попросите ребенка назвать лишнее слово и объяснить, почему оно лишнее.

  1. Развитие речи и логического мышления.
    Назовите слово и попросите ребенка назвать слово, противоположное по смыслу, например: темно — светло, длинный — короткий, толстый —тонкий, злой — добрый, узкий — широкий и т. д.
  2. Развитие логического мышления, моторики.
    Предложите ребенку разложить геометрические фигуры из счетного набора в группы по цвету, по форме, по размеру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Чему и как учить ребёнка, чтобы подготовить его к школе".

Данная консультация может быть использована в качестве выступления на родительском собрании, посвящённом проблемам предшкольной подготовки....

Чему и как учить ребенка до поступления в школу.

P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); widows: 2; orphans: 2; }P.western { font-family: "Times New Roman",serif; font-size: 12pt; }P.cjk { font-family: "Times New Roman",...

Консультация для родителей "Чему и как учить ребенка, чтобы подготовить его к школе"

В консультации описаны компоненты психологической готовности и способы ее развития...

Консультация для родителей "Чему и как учить ребенка до поступления в школу"

Данная консультация поможет понять родителям, что "готовить" ребенка к школе можно с самого рождения. и семья играет в этом первостепенную роль....

Консультация для родителей "Чему и как учить ребёнка, чтобы подготовить его к школе".

Консультация для родителей "Чему и как учить ребенка, чтобы подготовить его к школе"...

Чему и как учить ребенка третьего года жизни

В буклете представлены упражнения по формированию  у малышей элементарных математических представлений: количество, величина, форма....

«Чему и как учить ребенка до поступления в школу".

Консультация для родителей о том, как готовить детей к школе....