Основы безопасности и жизнедеятельности
консультация на тему
"Дорога,ребёнок,безопасность"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Семейная гостиная «Дорога, ребенок, безопасность» | 98.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 18 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга Семейная гостиная «Дорога, ребенок, безопасность» Автор-составитель Созонова Е.В., воспитатель Санкт-Петербург 2017 |
Семейная гостиная «Дорога, ребенок, безопасность»
Участники проекта:
- «Хозяева» - родители и дети, желающие принять участие познавательно-игровом конкурсе для взрослых и детей: семья Красавиных, семья Ваниных, семья Данилиных.
- «Гости» - дети старшей группы и их родители, желающие побольше узнать об обеспечении безопасности ребенка на дороге.
- Воспитатели группы – Созонова Е.В., Подперигора Л.П.
- Специалисты (жюри) – педагог-психолог, инструктор по физической культуре, инспектор ГИБДД.
Цели:
- Создать доброжелательную, творческую атмосферу в семейной гостиной.
- Довести участникам проекта, что безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях.
- Развить представление родителей о взаимодействии детского сада с семьей в воспитании у детей навыков безопасного поведения на улицах города.
Предварительная работа:
- Изучение проблемы: анкетирование; обсуждение художественной литературы по теме; обсуждение ситуации по теме; составление рассказов; приглашение специалистов; консультации специалистов; консультации для родителей.
- Проводится конкурс среди родителей и педагогов детского сада на лучший вопрос или лучшее игровое задание по правилам дорожного движения. Самые интересные вопросы и задания используются в проведении проекта.
- Подбор художественной литературы.
- Подбор подвижных и дидактических игр.
- Подготовка магнитофонной записи беседы с детьми.
- Подготовка призов для участников и победителей игр и конкурсов, а также для самых активных зрителей.
7. Изготовление «Удостоверений Юного Пешехода».
8. Составление плана данного мероприятия.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ СЕМЕЙНОЙ ГОСТИНОЙ
ВСТРЕЧА 1: «Безопасность детей на улицах города»
Задачи:
1. Создать положительный эмоциональный фон в семейной гостиной.
2. Познакомить «гостей» и «хозяев» семейной гостиной с физическими и психическими особенностями детей.
3. Формировать навыки безопасного соблюдения правил дорожного движения.
Беседа с психологом.
В ходе встречи педагог-психолог объясняет родителям, что для безопасного поведения на улицах города необходимо, прежде всего, сформировать произвольное внимание ребенка, его способность сосредоточиться на дорожной ситуации.
Выступление инструктора по физической культуре.
Инструктор по физической культуре в своем выступлении обращает внимание родителей на то, что ребенок должен не только правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом (свисток, переключение светофора и т.д.) или ориентируясь на взрослого, но и уметь координировать свои движения с движениями других людей и перемещением предметов (рядом что-то упало, начало двигаться или остановилось и т.д.).
Круглый стол «Школа пешеходных наук»
(Решение проблемных ситуаций).
Проведение игры «Что? Где? Откуда?» (участники проекта делятся на две команды). По окончанию игры, жюри подводит итоги, подсчитывая количество правильных ответов и оценивая активность каждой команды.
Подведение итогов.
ВСТРЕЧА 2: «Лучший пешеход»
Познавательно-игровой конкурс для взрослых и детей
Задачи:
1. Закрепить знания детей о правилах дорожного движения.
2. Активизировать знания родителей об особенностях обучения детей правилам безопасного поведения на улицах города, в городском транспорте.
3. Формировать готовность родителей к сотрудничеству с педагогами детского сада по проблемам развития у детей навыков безопасного поведения.
Приветствие команд (команды приветствуют друг друга, используя домашние заготовки).
Блиц-опрос или разминка (загадки).
Конкурс «Дорожные знаки» (каждая команда должна придумать свой оригинальный дорожный знак, который, как они считают, совершенно необходим в нашем городе).
Игра со зрителями «Нарисуйте транспортное средство».
(К первому мольберту приглашаются четыре ребенка, ко второму четверо взрослых. Нужно придумать и нарисовать необычное транспортное средство, а затем объяснить, для чего оно предназначено.
Конкурс капитанов (дети).
Подвижные игры.
Музыкальный конкурс «Частушки»
Подведение итогов и вручение призов участникам соревнований, а так же поощрительные призы.
ВСТРЕЧА 3: «Быть примерным пешеходом и пассажиром разрешается»
Задачи:
1. Формировать ответственное отношение к выполнению правил дорожного движения.
2. Создать условия для развития семейного творчества.
3. Доставить детям радость, вызвать хорошее настроение, закрепить у них уверенность в своих силах.
Диспут «А нужны ли нам правила дорожного движения?»
- Прослушивание магнитофонной записи с ответами детей по данной тематике.
Конкурс семейного рисунка «Зеленый огонек».
Игры «Дорожные знаки», «Это я, это я, это все мои друзья».
Вручение сотрудником ГИБДД «Удостоверения Юного Пешехода» всем детям.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Что должны знать родители о своем ребенке?
В 3-4 года ребенок может отличить движущуюся машину от стоящей, но он уверен, что машина останавливается мгновенно.
В 6 лет – боковым зрением он видит примерно 2/3 того, что видят взрослые; не умеет определить, что движется быстрее: велосипед или спортивная машина; не умеет правильно распределять внимание и отделять существенное от незначительного.
В 7 лет – более уверенно отличать правую сторону дорогу от левой.
В 8 лет – может мгновенно отреагировать на отклик и т.д.; имеет опыт пешеходного передвижения на дороге; активно осваивает основные навыки езды на велосипеде; умеет определять источник шума; устанавливать связь между величиной предмета, его удаленностью и временем (чем ближе автомобиль, тем он больше).
Приложение 2
ПРОБЛЕМНЫЕ ЗАДАЧИ
Каждой группе предлагается проблемная ситуация, описанная на карточке:
1. Вы с ребенком стоите у перехода, дожидаясь разрешающего сигнала светофора. Некоторые нетерпеливые пешеходы начинают переход (или просто спускаются с тротуара на проезжую часть), не дожидаясь зеленого сигнала. Как вы поведете себя в подобной ситуации, что скажете ребенку?
2. Вы стоите на тротуаре, ваш дом на противоположной стороне улицы, переход в 100 метрах выше или ниже от вашего местоположения. В транспортном потоке виден просвет. Вы хотите быстро перейти улицу не по разметке перехода. Ребенок тянет вас назад, объясняя, что в детском саду их учили переходить проезжую часть только по переходу. Ваши действия.
3. Вы с ребенком зашли в автобус. Ребенок устал и капризничает, хочет есть. Но свободных мест нет, и никто не собирается вам уступать. Ваши действия. Чем вы можете отвлечь ребенка и успокоить его?
4. Как вы объяснили ребенку правила перехода улицы по нерегулируемому переходу?
5. Перед вами – стихотворение Я.Пишумова.
Юрка живет И откуда, и откуда
На другой стороне. Появился самосвал?
Он машет рукой Просто чудом, просто чудом
Через улицу мне. Под него я не попал!
«Я сейчас! – кричу я другу У шофера грозный взгляд:
И к нему лечу стрелой. «Ты куда? Вернись назад!
Вдруг я замер от испуга, Твой приятель подождет.
Юрка в страхе крикнул: «Ой!» Посмотри где переход.
Как, используя это стихотворение, вы объясните своему ребенку правила перехода улицы?
6. Ваш ребенок боится переходить улицу. Его пугает плотный поток машин, их гудки. Как вы поступите, чтобы научить ребенка переходить через проезжую часть, чтобы помочь ему преодолеть страх?
7. Ваш ребенок привык разъезжать по городу в автомобиле. Он впервые спустился в метро. Его сильно испугали грохот поезда и темнота в тоннеле. Что вы можете сделать, чтобы преодолеть страх ребенка перед поездкой в метро?
8. Папа идет с ребенком по тротуару. У ребенка в руке мяч. Мяч падает на дорогу. Ребенок бежит за ним. Как следует поступить папе?
Приложение 3
ИГРА «ЧТО? ГДЕ? ОТКУДА?»
Цель: повторить и закрепить правила дорожного движения.
Играют две команды. Ведущий задает вопросы. На круге со стрелкой расположены цифры. На какую цифру укажет стрелка – тот номер вопроса и задает ведущий. Круг вращают капитаны команд. За каждый правильный ответ присуждается одно очко. Итоги подводит жюри.
Победители награждаются.
Вопросы 1 команде
- Какое движение на вашей улице – одностороннее или двустороннее?
- Где должны ходить пешеходы? Где должны ездить автомобили?
- Что такое перекресток? Где и как нужно переходить дорогу?
- Как обозначается пешеходный переход?
- Как регулируется движение на улице?
- Какие сигналы светофора вы знаете?
- Какие дорожные знаки есть на вашей улице? Для чего они нужны?
- Для чего нужен пассажирский транспорт? Где его ожидают люди?
Вопросы 2 команде
- Как надо вести себя в автобусе?
- Как называется палочка, с помощью которой регулируется движение?
- Покажи положение регулировщика, которое соответствует красному,
желтому, зеленому сигналам светофора.
- Когда надо начинать переход улицы?
- Как нужно идти по тротуару?
- Где на проезжей части можно переждать поток машин?
- Что помогает регулировщику управлять движением?
- Какие вы знаете правила поведения в транспорте?
Приложение 4
Блиц-опрос (загадки)
Дом по улице идет, Спозаранку за окошком
На работу всех зовет. Стук, и звон, и кутерьма.
Не на курьих тонких ножках, По прямым стальным дорожкам
А в резиновых сапожках. Ходят красные дома.
(Автобус) (Трамвай)
Этот конь не ест овса, Несется и стреляет,
Вместо ног – два колеса. Ворчит скороговоркой.
Сядь верхом и мчись на нем. Трамваю не угнаться
Только лучше правь рулем. За этой тараторкой.
(Велосипед) (Мотоцикл)
Что за чудо этот дом, Ясным утром вдоль дороги
Окна светятся огнем. На траве блестит роса.
Носит обувь из резины По дороге едут ноги
И питается бензином. И бегут два колеса.
(Автобус) У загадки есть ответ.
Это мой … (Велосипед)
Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит. У полоски перехода,
И горят в глазах жука На обочине дороги
Два блестящих уголька. Зверь трехглазый одноногий
(Автомобиль) Неизвестной нам породы,
Разноцветными глазами
Два колесика подряд, Разговаривает с нами.
Их ногами вертят, (Светофор)
А поверх торчком
Сам хозяин крючком. Зорко смотрит постовой
(Велосипед) За широкой мостовой.
Как посмотрит красным глазом
Была телега у меня, Остановятся все сразу.
Да только не было коня. А зеленый подмигнет –
И вдруг она заржала, И машины и народ
Заржала – побежала Отправляются вперед.
Телега без коня. (Светофор)
(Грузовик)
Чтоб тебе помочь, дружок,
Бывает ли у дождика Путь пройти опасный,
Четыре колеса? День и ночь горят огни,
Скажи, как называются Зеленый, желтый, красный.
Такие чудеса? (Светофор)
(Моечная машина)
Приложение 5
Конкурс капитанов
«Собери светофор»
Капитаны собирают бумажные «светофоры» на стойках. Победитель тот, кто быстрее и правильно соберет светофор.
Приложение 6
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
«К своим флажкам»
Играющие делятся на три группы. Каждая группа образует свой круг, в центре которого находится игрок с цветным (красным, желтым, зеленым) флажком. По первому сигналу руководителя (хлопок в ладоши) все, кроме игроков с флажками, разбегаются по площадке. По второму сигналу дети останавливаются, приседают и закрывают глаза, а игроки с флажками переходят на другие места. По команде ведущего: «К своим флажкам!» дети открывают глаза и бегут к флажкам своего цвета, стараясь первыми встать в круг. Выигрывают те, кто первыми встали в ровный круг, взявшись за руки.
«Бегущий светофор»
Дети следуют за ведущим. Время от времени ведущий поднимает вверх флажок, затем поворачивается кругом. Если поднят зеленый флажок, дети продолжают двигаться за ведущим, если желтый - прыгают на месте, если красный – все должны « замереть на месте» и не двигаться 15-20 секунд. Кто ошибся - выходит из игры. Побеждает самый внимательный.
«Умелый пешеход»
Вариант 1. На расстоянии 60 см параллельно друг другу кладутся по 5 м шнура. Надо пройти с завязанными глазами между ними по дорожке.
Вариант 2. Из двух шнуров делают два круга - внешний и внутренний. Расстояние между ними 1 м. Нужно с завязанными глазами пройти по кругу между шнурами.
«Мяч в корзину»
В 2-3 шагах от игроков ставят три корзинки: красного, желтого, зеленого цветов. По сигналу ведущего нужно красный мяч бросить в красную корзину, желтый – в желтую, зеленый – в зеленую. Ведущий может несколько раз подряд называть один и тот же цвет или после красного назвать зеленый и т.д..
Приложение 7
ЧАСТУШКИ
*** ***
Если свет зажегся красный, Как у нашего у Саши
Значит, двигаться опасно Голова из трех частей:
Свет зеленый говорит: Карбюратор, вентилятор
«Проходите, путь открыт!» И коробка скоростей!
*** ***
Здесь, на посту, в любое время Что такое переход -
Дежурный ловкий – постовой, Это знает каждый кот.
Он управляет сразу всеми, Уважают эти знаки
Кто перед ним на мостовой. Даже кошки и собаки!
*** ***
Никто на свете так не может Нужно детям изучать
Одним движением руки Правила движения,
Остановить поток прохожих Для того, чтоб избежать
И пропустить грузовики. Правонарушения.
*** ***
Посмотри, силач какой, Лежит «зебра» на дороге.
На ходу одной рукой Смотрит в след зеленый глаз.
Останавливать привык Можешь смело ты шагать.
Пятитонный грузовик. Путь открыт! Не надо ждать!
*** ***
Я стою у светофора Если хочешь быть здоровым
И слежу за ним, друзья, И дожить до сотни лет,
И пойду я на зеленый – Никогда ты не пытайся
Не на красный, господа. Перейти на красный свет.
*** ***
Осторожно на дороге! Чтобы не было беды,
Берегите руки, ноги. Чтобы стал порядок,
Соблюдайте ПДД, Правила дорожные
А иначе быть беде. Нарушать не надо.
*** ***
Вася в школу торопился Те, кто знаки эти знает,
И на красный свет бежал, Светофор и переход,
Видно, плохо он учился – Тот медали получает:
ПДД не изучал! «Настоящий пешеход».
Приложение 8
МАГНИТОФОННАЯ ЗАПИСЬ БЕСЕДЫ С ДЕТЬМИ
(Диалоги с детьми используются для прослушивания перед родителями)
- Что обозначают сигналы светофора?
- По какой стороне тротуара надо идти?
- Какие дорожные знаки встречаются тебе по дороге в детский сад?
- Какие ты знаешь дорожные знаки и что они обозначают?
- Как надо вести себя в автобусе?
- Если ты уронил мяч и он покатился на дорогу, как ты поступишь?
- С кем ты переходишь дорогу (ее проезжую часть)?
- Когда ты переходишь дорогу с мамой, она тебя держит за руку?
- С мамой (папой) ты переходишь дорогу обязательно по пешеходному
переходу? Или иногда переходите прямо по дороге, где перехода нет?
- Где можно переходить улицу?
Рекомендации для родителей
1. При движении по тротуару:
- придерживайтесь правой стороны тротуара;
- не ведите ребенка по краю тротуара: взрослый должен находиться со стороны проезжей части;
2. Готовясь перейти дорогу:
- остановитесь или замедлите движение, осмотрите проезжую часть;
- привлеките ребенка к наблюдению за обстановкой на дороге;
- подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра улицы, остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей;
- учите ребенка различать приближающиеся транспортные средства;
- не стойте с ребенком на краю тротуара, так как при проезде транспортного средство может зацепить, сбить, наехать задними колесами;
- неоднократно показывайте ребенку, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.
3. При выходе из дома:
- сразу обратите внимание ребенка на движение транспортных средств у подъезда и вместе посмотрите, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед;
- если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, закрывающие обзор, приостановите свое движение и оглянитесь, нет ли за препятствием опасности.
4. При ожидании общественного транспорта:
- стойте вместе с детьми только на посадочных площадках, а при их отсутствии на тротуаре или обочине.
5. При переходе проезжей части:
- переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрестках по отмеченной линии-зебре, иначе ребенок привыкнет переходить, где придется;
- не спешите и не бегите; переходите дорогу всегда размеренным шагом;
- не переходите дорогу наискосок; подчеркивайте, показывайте и рассказывайте ребенку каждый раз, что идете строго поперек улицы, что это делается для лучшего наблюдения за авто-, мототранспортными средствами;
- не торопитесь переходить дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, родственников, знакомых. Не спешите и не бегите к ним, внушите ребенку, что это опасно;
- не начинайте переходить улицу, по которой редко проезжает транспорт, не посмотрев вокруг;
- объясните ребенку, что автомобили могут неожиданно выехать из переулка, со двора дома;
6. При посадке и высадке из общественного транспорта:
- выходите впереди ребенка, так как малыш может упасть, а ребенок постарше может выбежать из-за стоящего транспорта на проезжую часть;
- подходите для посадки к двери транспортного средства только после полной остановки: ребенок, как и взрослый, может оступиться и попасть под колеса;
- не садитесь в общественный транспорт в последний момент при его отправлении; особую опасность представляет передняя дверь, так как можно попасть под колеса транспортного средства;
- научите ребенка быть внимательным в зоне остановки - особо опасном месте для него: стоящий автобус сокращает обзор дороги в этой зоне.
7. При движении автомобиля:
- приучайте детей сидеть в автомобиле только на заднем сиденье; не разрешайте сидеть рядом с водителем, если переднее сиденье не оборудовано детским креслом;
- не разрешайте малолетнему ребенку во время движения стоять на заднем сиденье: при столкновении или внезапной остановке он может перелететь через спинку сиденья и удариться о переднее стекло;
- не разрешайте детям находиться в автомобиле без присмотра.
Приложение 9
Игра «Дорожные знаки»
На столах у игроков разложены дорожные знаки. Ведущий читает загадку о дорожных знаках, игроки поднимают нужный знак.
На дорогах знаков много,
Их все дети должны знать!
И все правила движения
Должны точно выполнять.
По полоскам чёрно-белым
Пешеход шагает смело.
Кто из вас ребята знает –
Знак что этот означает?
(пешеходный переход)
Я не мыл в дороге рук,
Поел фрукты, овощи
Заболел и вижу пункт
Медицинской …. (помощи)
Не доедешь без бензина
До кафе и магазина.
Этот знак вам скажет звонко:
"Рядышком бензоколонка! " (Знак «Автозаправочная станция»)
Путь не близок на беду
Ты не взял с собой еду
Вас спасёт от голоданья
Знак дорожный пункт …. (питания)
В этом месте пешеход
Терпеливо транспорт ждет.
Он пешком устал шагать,
Хочет пассажиром стать. (Знак «Место остановки автобуса»)
Коль в грязи капот и шины,
Надо срочно мыть машину.
Ну, раз надо, значит, надо.
Вот вам знак, что мойка рядом! (Знак «Мойка»)
Игра «Это я, это я, это все мои друзья!»
Ведущий: Предлагаю нам всем вместе поиграть, слушайте внимательно вопросы и дружно отвечайте. Если вы поступаете согласно правилам дорожного движения, то дружно отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья!». А если нет – молчите.
Кто из вас идёт вперёд, только там, где переход?
Кто летит вперёд так скоро, что не видит светофор
Знает кто, что свет зелёный, означает – путь открыт,
А что жёлтый свет всегда нам о внимании говорит?
Знает кто, что красный свет говорит – дороги нет?
Кто из вас идя домой, держит путь по мостовой?
Кто из вас в вагоне тесном уступил старушке место?
ЛИТЕРАТУРА
Стихи:
- «Светофор» А. Северный;
- «Запрещается – разрешается» В. Семернин;
- «Если бы…» О. Бедарев;
- «Самокат» Н. Кончаловская;
- «Скверная история» С. Михалков;
- «Самый лучший переход» Я. Пишумов;
- «Дорожная АЗБУКА» Я. Пишумов;
- «Гололед» И. Лешкевич;
- «Милиционер» С. Маршак
Рассказы:
- «Улица, где все спешат» И. Серяков;
- «Машина, которую рисовать научили» И. Серяков;
- «Ученый дружок» И. Серяков;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект игры - занятия во второй группе раннего возраста. Тема: "Основы Безопасности и Жизнедеятельности. Кошкин дом".
Конспект игры - занятия во второй группе раннего возраста. Тема: «Основы Безопасности и Жизнедеятельности. Кошкин дом». Цель:- Соблюдать безопасность жизнедеятельности.- Развива...
Интегрированная НОД «Профессия пожарного – почетная и важная» по разделу программы «Основы безопасности и жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста» Н.К. Авдеевой для детей подготовительной логопедической группы.
Сколько лет огонь угрожает людям, почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является че...
Консультация для родителей по теме недели "Основы безопасности и жизнедеятельности, здоровый образ жизни."
Родителям даны рекомендации в рамках тематической образовательной работы. Предлагаются задания, которые можно выполнить с детьми в домашних условиях....
Развлечение по основам безопасности и жизнедеятельности с использованием произведений С.Я.Маршака «Приключения Кошки»
В дошкольном возрасте детям прививают основные навыки безопасного поведения. Одним из самых доступных для ребят способом является использование детских произведений, например, С.Я.Маршака. Необх...
рабочая программа «Основы безопасности и жизнедеятельности дошкольников»
Программа направлена на стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности, так как безопасность и здоровый образ жизни не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, пр...
Конспект занятия по познавательному развитию и основам безопасности и жизнедеятельности детей "Откуда пришёл огонь"
Обучение детей правилам пожарной безопасности....
Спортивно - познавательный праздник по основам безопасности и жизнедеятельности из цикла «Азбука безопасности для подготовительной группы «Спички - не тронь, в спичках – огонь»
Занятие по пдд в подготовительной группе проводилось для обеспечения безопасного, здорового образа жизни, чтобы научить детей правилам безопасного пребывания дома, ...
- Мне нравится (1)