Круглый стол для родителей «Поговорки в речи детей дошкольного возраста»
консультация (старшая группа) на тему
Подготовка дошкольников к использованию в речи поговорок как средства выразительности речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.22 КБ |
Предварительный просмотр:
КРУГЛЫЙ СТОЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ПОГОВОРКИ В РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дошкольный период развития ребёнка имеет особое значение для освоения им родного языка и речи. Актуальность участия семьи в формировании, расширении и актуализации словарного запаса детей, в закреплении навыков использования различных речевых конструкций, средств речевой и интонационной выразительности определила тему круглого стола в средней группе.
Задачи: показать родителям необходимость и возможности формирования речевой выразительности дошкольников при использовании поговорок.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, магнитная доска.
Демонстрационный материал: презентация «Поговоркой речь красна».
Раздаточный материал: книги с народными и авторскими сказками, семисоставная матрёшка, ножницы, сантиметр, карточки с частями двадцати русских народных поговорок.
Воспитатель: Сегодня мы обсудим вопрос участия педагогов и родителей в подготовке дошкольников к использованию в речи поговорок как средства выразительности речи. Известно, что готовность понимать юмор, иронию, переносный смысл высказывания формируется только к старшему дошкольному возрасту. (Педагог демонстрирует слайд «Формируем выразительную речь» с изображениями 4-х детей: 1) говорит по телефону; 2) смотрит мультфильм; 3) разговаривает со взрослым; 4) слушает сказку, которую ему читает взрослый.)
Воспитатель: Как вы считаете, что оказывает наибольшее влияние на формирование речевой выразительности детей? (Родителей указали на слушание сказки и просмотр мультфильма.)
Воспитатель: Большое значение имеет знакомство дошкольников с народными сказками, загадками, пословицами и поговорками. Народная мудрость высказана в них коротко, интересно и понятно. Использование поговорок взрослыми членами семьи влияет на речь ребёнка: чем богаче и ярче речь взрослого, тем шире детский словарь. Задача взрослого выяснить, как понял поговорку ребёнок, услышав её в сказке, стихотворении, в разговоре. А выяснив, помочь запомнить выражение и научить использовать его в речи.
Предлагаю разделиться на команды, чтобы было интересней выполнять задания, которые для вас приготовлены. (Родители договариваются и объединяются в две команды, каждой команде педагог вручает пакет с книгами.) Для каждого участника сегодняшнего собрания здесь книга с народными или авторскими сказками. Задание командам: за 5 минут найти в текстах как можно больше поговорок. (Родители выполняют задание, называют поговорки, подсчитывают их количество. Анализ результатов показал, что больше всего их они нашли в народных сказках.)
Воспитатель: Доступных для понимания детьми поговорок много. Дошкольники их охотно слушают, но в речи совсем не используют или используют очень редко. Мы провели наблюдения за высказываниями детей и анкетирование 46-и родителей. Представлю его результаты. (Педагог демонстрирует слайд с результатами выполненного исследования.) Младшие дошкольники в речи поговорки не используют, и родители при общении с ребёнком их не употребляют. В речи детей средней группы по наблюдениям поговорки отсутствуют. Используют их в своей речи 13 % родителей, и, по их словам, они слышат поговорки от своих детей. Дети старшей группы также не используют в речиϖ поговорки, но 29 % родителей привели множество примеров использования их в разговорах со своими детьми. Если смысл высказывания дошкольнику не понятен, то родители его разъясняют, но с ребёнком поговорку не заучивают. В подготовительной группе поговорки используют вϖ своей речи 5,6 % детей. Употребляет их в разговорах с дошкольниками 21 % взрослых. 14 % родителей объясняют детям смысл поговорок, но заучивают их только по заданию логопеда.
Таким образом, наши родные поговорки все мы знаем и любим, но вот употребить их к месту и вовремя часто забываем, а с детьми о них говорим редко. Предлагаю игру «Без слов». Командам нужно молча изобразить содержание 3-х знакомых всем поговорок. (Родители демонстрируют поговорки, используя средства мимики и пантомимы. Побеждает команда, которая смогла показать больше угаданных соперниками выражений).
Воспитатель: Решить задачу подготовки ребёнка для восприятия народной мудрости при изучении произведений культуры педагоги смогут только вместе с вами, родители. Надеюсь, что вы поддержите нас в этом и продолжите дома игровые ситуации для запоминания детьми поговорок и понимания их смысла. Поговорки, слова которых понятны дошкольникам, вводим в речь без предварительной подготовки, в быту, сопровождая мытьё рук, умывание, причёсывание. В некоторых ситуациях на занятиях и во время прогулок тоже их используем. Сейчас вы увидите на фотографиях своих детей. Постарайтесь назвать поговорки, которые подходят к ситуациям. (Педагог демонстрирует слайды, на которых дошкольники в детском саду. Родители после обсуждения назвали поговорки: дело мастера боится; всему своё время; семеро одного не ждут, дорого яичко к светлому дню и другие.)
Воспитатель: Когда я ем, я глух и нем. Это выражение нам знакомо с детства. Но как объяснить его смысл детям? Давайте подумаем, как это сделать. (Родители пришли к следующему выводу: нужно объяснить детям, что означают слова второй части фразы, и наглядно показать, почему во время еды лучше не разговаривать.)
Воспитатель: Предлагаю вам с помощью предметов, которые находятся на столе, продемонстрировать суть поговорок со словом «семь». (Родители обыгрывают поговорки: семь раз отмерь, один отрежь; у семи нянек дитя без глазу.)
Воспитатель: Предлагаю ещё одно задание. Вот карточки, на которых написаны части поговорок. Попробуйте догадаться, что это за поговорки, а потом сложить их из частей. Выполнить это команды смогут, только объединившись. (Родители обсуждают ситуацию и составляют поговорки на доске.)
Воспитатель: Мы с вами убедились, что поговорки эмоционально окрашены, они заставляют думать, рассуждать, находить соответствующие их смыслу ситуации. Всё это очень необходимо для развития и воспитания наших детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к проведению круглого стола по теме: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством игры»
Обобщение педагогического опыта...

Круглый стол на тему:«Родительский диспут за круглым столом по проблематике дорожно-транспортного травматизма детей дошкольного возраста.»
Родительский диспут за круглым столом предназначен для выяснения проблем по профилактике дорожно-транспортного травматизма детей дошкольного возраста....

Круглый стол для родителей "Капризы и упрямства детей дошкольного возраста"
Данное мероприятие помогло родителям разобраться в причинам детских капризов и упрямства, как надо вести себя с таким ребенком и чего не стоит предпринимать....

Круглый стол с родителями "Капризы и упрямства детей дошкольного возраста"
Всегда ли так бывает, не омрачает ли жизнь капризами и упрямством – это во многом зависит от нас, взрослых. Как помочь ребёнку избавиться от этих черт характера? Сегодня мы постараемся раз...

Круглый стол для родителей «Развивающие игры для детей раннего возраста, психологические особенности детей раннего возраста»
Цель: Создание условий для сохранения и укрепления психического здоровья детей раннего возраста.Задачи: Способствовать стабилизации психоэмоционального состояния, снижению тревожности.Стиму...

Круглый стол на тему «Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» для педагогов и родителей дошкольного учреждения.
Цель круглого стола: активизировать мыслительную деятельность педагогов путем усовершенствования образовательного процесса, направленного на формирование у детей знаний по теме социально-нра...