Сообщение педагога – психолога на родительском собрании по теме: «Интерактивная доска и интеллектуальное развитие старших дошкольников»
консультация (старшая группа) на тему
В последнее время мы часто слышим критику в адрес образовательного процесса в дошкольных учреждениях: детям дается сложный, а порою и не нужный объем знаний. У дошкольников почти не остается времени на игры и самостоятельную деятельность. Критика обоснованна. Однако не стоит забывать некоторые объективные факторы, диктующие необходимость усложнения содержания занятий и увеличения объема знаний детей дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сообщение педагога – психолога на родительском собрании «Интерактивная доска и интеллектуальное развитие старших дошкольников»
В последнее время мы часто слышим критику в адрес образовательного процесса в дошкольных учреждениях: детям дается сложный, а порою и не нужный объем знаний. У дошкольников почти не остается времени на игры и самостоятельную деятельность. Критика обоснованна. Однако не стоит забывать некоторые объективные факторы, диктующие необходимость усложнения содержания занятий и увеличения объема знаний детей дошкольного возраста.
Во-первых, современный ребенок живет в несравнимо более широкой информационной среде, чем его сверстник несколько десятилетий назад. На детей обрушивается огромный поток информации, которая нередко действует на них агрессивно. Необходимо научить ребенка справляться с нею, обрабатывать и анализировать ежедневно увеличивающийся объем знаний.
Пример – мультфильм «Головоломка».
Во-вторых, необходимо учитывать реалии современного общества. Сегодня в социуме ценятся люди, обладающие широким запасом знаний, мыслящие конструктивно и оригинально, умеющие находить выход из разных ситуаций. Человек, способный предложить нетрадиционный подход к той или иной проблеме, намного привлекательнее для современного работодателя, чем инертный, но исполнительный работник. Поэтому уже с детства в ребенке необходимо формировать способность выдвигать разнообразные идеи, которые отличаются от очевидных и банальных, то есть развивать оригинальность мышления.
Пример – мозговой штурм.
В-третьих, требования и программы школы сегодня таковы, что ребенок почти с первых дней обучения сталкивается с разнообразными задачами достаточно высокого уровня сложности. Поэтому без хорошей интеллектуальной подготовки первокласснику приходится трудно.
Эти объективные факторы указывают на то, что проблема познавательного развития важна сегодня, как никогда.
Давайте рассмотрим цепочку восприятия информации по Л.Д. Столяренко:
Р ОЧ НИ ГМ ОЩ ЦВ ЭП ОП М ОС ВН
Раздражитель (слуховой, зрительный) Р воздействует на органы чувств (ОЧ), в результате чего возникают нервные импульсы (НИ), которые по нервным проводящим путям поступают в головной мозг (ГМ), обрабатываются там и формируются отдельные ощущения (ОЩ), складывается целостный образ восприятия (ЦВ) предмета, который сопоставляется с эталонами памяти (ЭП), в результате чего происходит опознание (ОП) предмета, а затем, при мыслительном сопоставлении текущей информации и прежнего опыта, посредствам мыслительной деятельности (М) происходит осмысление (ОС), понимание информации. Внимание (ВН) должно быть направлено на прием и понимание информации.
Интерактивная доска, отличная помощница в развитии у детей: внимания, памяти, мышления, речи, личности, навыков учебной деятельности.
Благодаря наглядности и интерактивности, ребята охотнее вовлекаются в активную работу. У дошкольников повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала, обостряется восприятие.
Пример – кубик Рубик, работа в разных плоскостях.
Для того чтобы создать у воспитанников более высокой, по сравнению с традиционными методами, мотивационной готовности к обучению, заинтересованности детей к познавательной деятельности в современных условиях, сформировать навык самостоятельной работы на интерактивной доске организован кружок «Логика».
В основе кружковой деятельности компьютерная программа А. С. Пономаренко «Комплексная программа развития интеллекта», научно-производственной фирмы «Адалин», - М.,2009г.
Основное направление Программы – познавательное развитие. Данная программа является хорошим стартом для подготовки ребенка к обучению в школе, развития социальной компетентности и ознакомления дошкольников с интерактивной доской. Программа рассчитана на развитие познавательных процессов, мелкой моторики рук, волевых процессов и школьных навыков у детей 5 – 6-летнего возраста, учитывая их возрастные особенности и познавательные способности. Пособие состоит из двух частей – книга с развивающими заданиями и CD-диск с компьютерными методиками. Книга и диск содержат по 25 уроков. Каждый урок в книге состоит из 5 – 6 заданий, каждый урок диска – из 5 заданий. Задания диска дополняют упражнения, приведенные в книге. Программа будет реализоваться с детьми старшего дошкольного возраста группы «Василек» (5 – 6 лет) в дополнительной образовательной деятельности.
Задачи:
• развитие и коррекция психических процессов: памяти, внимания, воображения, мышления, восприятия;
• развитие творческого мышления детей, способности к свободному фантазированию и творчеству;
• развитие навыка работы в интерактивной среде, умения творчески моделировать объекты, изменять их свойства для решения логических задач;
• развитие познавательной активности, самоконтроля;
• активизация словаря;
• развитие коммуникативной компетентности дошкольника в процессе коллективной работы;
• развитие мелкой моторики руки;
• создание положительного эмоционального фона;
• воспитание стремления достичь положительного результата в работе.
Временной период | Количество занятий | Длительность занятия – 20 - 25 минут |
В неделю | 2 (вторник, четверг) 15.30 | |
В месяц | 8 | |
9 месяцев (октябрь – апрель) | 60 |
Воспитанники каждое занятие выполняют 5 заданий на интерактивной доске и 4 – 5 заданий на рабочем листке.
Структура занятий
1. Приветствие.
Это очень важный момент групповой работы, способствующий сплочению участников, созданию атмосферы группового доверия и принятия, что очень важно для плодотворной и успешной работы с дошкольниками. Ритуалы могут быть придуманы группой в процессе обсуждения или предложены психологом.
Начало занятия должно стать своеобразным ритуалом, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение, отличали эти занятия от других. Ритуал можно менять, но не слишком часто.
2. Гимнастика для глаз
В группе заранее подвешиваются высоко на стенах, углах, в центре стены яркие зрительные метки. Ими могут быть игрушки или красочные картинки (4-6 меток). Игрушки (картинки) целесообразно подбирать так, чтобы они составляли единый игровой сюжет. И время от времени менять их. Например, в центре стены помещается машина (или бабочка). В углах под потолком - цветные гаражи. Детям предлагается проследить взором проезд машины в гаражи или на ремонтную площадку. Бабочка может перелетать с цветка на цветок.
3. Задания и упражнения выполняются детьми в индивидуальной рабочей тетради
Каждое занятие содержит 4 – 5 заданий, которые ребенок выполняет на рабочем листе на развитие познавательных процессов: восприятия, внимания, мышления, памяти, воображения; развитие мелкой моторики.
- «Развитие восприятия»
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; происходит систематизация представлений детей. Они различают и называют не только основные цвета и их оттенки по светлоте, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до десяти различных предметов.
- «Развитие мышления»
Мышление ребенка в возрасте 5 – 6 лет находится «в плену» его житейского опыта: он не может установить связи и отношения предметов логическим путем. Умение мыслить подразумевает: выделение существенных признаков предмета; синтез различных признаков в целое представление о предмете; сравнение предметов и выявление различий в них и т.д.
- «Развитие внимания»
Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребенка в школе. Ребенок может долго на чем-то удерживать свое внимание, пока не угаснет интерес. Внимание и интерес неразделимы. Поэтому игры и упражнения по развитию внимания должны быть непременно интересны для ребенка. Но в дальнейшем, обучаясь в школе, ему придется выполнять ряд заданий, предполагающих удержание внимания волевым усилием. Поэтому важно развитие произвольного внимания, которое развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств (объема, концентрации, распределения, переключения, устойчивости).
- «Развитие памяти»
Важно научить ребенка различным формам пользования памятью. Все виды памяти тесно взаимосвязаны между собой и не изолированы друг от друга. Экспериментально доказано, что человек может запомнить любой объем материала, однако извлечь его из памяти – лишь при внешнем стимулировании определенных зон головного мозга. Для детей более естественно запоминание материала, включенного в игровую деятельность.
- «Развитие воображения»
В возрасте около 5-6-ти лет фантазии ребёнка постепенно уходят вовнутрь, ребёнок способен уже очень многое вообразить "про себя". Это является очень важным этапом на пути подготовки малыша к обучению в школе, ведь в школе нужно будет произвольно использовать воображение.
- «Развитие мелкой моторики»
Развитие координированных движений мелких мышц, составляющих кисть руки необходимо для того, чтобы ребенок писал правильно, красиво и легко. Развитие тонкой моторики стимулирует развитие интеллектуальных способностей в целом.
4. Задания и упражнения выполняются детьми по очереди на интерактивной доске.
В основе заданий на интерактивной доске лежит система постоянно усложняющихся развивающихся игр и познавательных заданий. Шесть компьютерных методик усложняясь, остаются в одном сюжете. Например, методика «Фабрика» - с каждым занятием меняется правило замены (цвета, формы, величины). Особенностью программы является связь образного восприятия с логическим мышлением. Игры сопровождаются сюжетом, в который органично вплетены логические задания на сравнения, анализ, классификацию и обобщение. Постоянное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Каждое упражнение содержит подробную инструкцию. При выполнении упражнений на интерактивной доске, сначала в устной форме разбирается условие задания (как дети поняли), затем воспитанники выполняют задания по очереди, на интерактивной доске свой ответ обосновывают, объяснив, почему именно сделан такой выбор. На организационном занятии психолог с детьми обговаривают выполнение заданий у ИД, начиная с воспитанника за первой партой, и далее дети сами следят за очередностью. Если ребенок не справляется с заданием, ему предлагается помощь группы, но только устная, а на ИД ребенок самостоятельно выполняет действие.
5. На 10 - 12 минуте занятия: физкультминутка, пальчиковая гимнастика
Для дополнительного физического развития и укрепления здоровья детей дошкольного возраста необходим особый двигательный режим, отличающийся разнообразием форм оздоровления. Одной из таких форм являются физкультурные минутки. Физкультурные минутки проводятся с целью снижения утомления и снятия статического напряжения у детей дошкольного возраста на 10 – 12 минуте занятия.
Пальчиковые игры – это инсценировка рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В ходе пальчиковых упражнений развивается мелкая моторика рук, которая в свою очередь благоприятно влияет на развитие речи, дает подготовку руки к рисованию и письму. Оказывает положительное влияние на функции высшей нервной деятельности и внутренние органы.
6. Психогимнастика. Ритуал прощания.
На каждом занятии проводится психомышечная тренировка для снятия мышечного и эмоционального напряжения. В этой части занятия дети могут поделиться тем, что им понравилось или не понравилось, что для них было тяжело, а что легко, похвалить себя за проделанную работу. В виде стимулирующего материала предусмотрена наклейка в виде смайлика, в конце занятия ребенок приклеивает ее в рабочую тетрадь:
отлично работал, все удалось – улыбается,
хорошо работал, не все удавалось – грустит,
старался, но не получилось – недоволен.
Практикум для родителей (НОД № 1)
Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны, чтобы, сорвав цветок, не уронить каплю.
В.А.Сухомлинский
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Необходимо научить ребенка справляться с огромным потоком информации , обрабатывать и анализировать ежедневно увеличивающийся объем знаний
Занятие №11 Обведи туфельку и раскрась. У же с детства в ребенке необходимо формировать способность выдвигать разнообразные идеи, которые отличаются от очевидных и банальных, то есть развивать оригинальность мышления.
Занятие №11 Обведи туфельку и раскрась. Б ез хорошей интеллектуальной подготовки первокласснику приходится трудно.
Структура приема информации (по Л.Д. Столяренко) Р ОЧ НИ ГМ ОЩ ЦВ ЭП ОП М ОС ВН Раздражитель (слуховой, зрительный) Р воздействует на органы чувств (ОЧ), в результате чего возникают нервные импульсы (НИ), которые по нервным проводящим путям поступают в головной мозг (ГМ), обрабатываются там и формируются отдельные ощущения (ОЩ), складывается целостный образ восприятия (ЦВ) предмета, который сопоставляется с эталонами памяти (ЭП), в результате чего происходит опознание (ОП) предмета, а затем, при мыслительном сопоставлении текущей информации и прежнего опыта, посредствам мыслительной деятельности (М) происходит осмысление (ОС), понимание информации. Внимание (ВН) должно быть направлено на прием и понимание информации.
Интерактивная доска, отличная помощница в развитии у детей: внимания, памяти, мышления, речи, личности, навыков учебной деятельности
Занятие №11 Обведи туфельку и раскрась. А. С. Пономаренко «Комплексная программа развития интеллекта», научно-производственной фирмы «Адалин», - М.,2009г.
Задачи: • развитие и коррекция психических процессов: памяти, внимания, воображения, мышления, восприятия, речи; • развитие творческого мышления детей, способности к свободному фантазированию и творчеству; • развитие навыка работы в интерактивной среде, умения творчески моделировать объекты, изменять их свойства для решения задач; • развитие познавательной активности, самоконтроля; • активизация словаря; • развитие коммуникативной компетентности дошкольника в процессе коллективной работы; • развитие мелкой моторики руки; • создание положительного эмоционального фона; • воспитание стремления достичь положительного результата в работе .
Временной период Количество занятий Длительность занятия – 20 - 25 минут В неделю 2 (вторник, четверг) 15.30 В месяц 8 8 месяцев (октябрь – май) 60
Обведи туфельку и раскрась.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности»- "Ежели Вы вежливы" (конспект выступления педагога-психолога на родительском собрании)
Только сообща с родителями, мы сможем воспитать в настоящем поколении дошкольников гуманные чувства, культуру поведения, любовь к родным и близким, природе....
Сценарий родительского собрания с использованием интерактивной доски "Духовно-нравственное воспитание детей 5-6 лет"
Родительское собрание было проведено с использованием интерактивной доски Elit Panaboard Book "Духовно-нравственное воспитание детей 5-6 лет"...
Родительское собрание на тему: «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи дошкольников»
Любой из нас пришёл на свет на этотТворить добро, надеяться, любить,Смеяться, плакать, но при всём при этомДолжны мы научиться ГОВОРИТЬ. ЦЕЛЬ: дать информацию родителям о том, какую роль игр...
Выступление на педагогическом совете №2 "Создание единого цифрового пространства по реализации образовательных технологий". Тема: "Интерактивные игры для познавательного развития старших дошкольников" 26.11.2020
Интерактивная игра - это метод обучения и воспитания, в котором воедино соединяются функции образования, развития и воспитания детей. Одним из ведущих направлений применения интерактивной игры являетс...
Родительское собрание на тему "Влияние конструктивной деятельности на развитие старших дошкольников"
Родительское собрание на тему "Влияние конструктивной деятельности на развитие старших дошкольников"...
Родительское собрание на тему: «Влияние конструктивной деятельности на развитие старших дошкольников».
Цель: формирование компетентности родителей по вопросу развития у детей конструктивных умений и навыков....
Родительское собрание «Использование инновационных технологий в вопросах речевого развития старших дошкольников» . Форма проведения : организационно-деятельностная игра «Встреча в кафе»
Одной из самых эффективных и познавательных форм работы с семьей, которые мы выделяем, это - родительские собрания. Однако все мы знаем, что на непосредственное проведение встр...
- Мне нравится (1)