Родительское собрание «Использование инновационных технологий в вопросах речевого развития старших дошкольников» . Форма проведения : организационно-деятельностная игра «Встреча в кафе»
методическая разработка (старшая группа)

Шевякова  Наталья  Викторовна

Одной из самых эффективных и познавательных форм работы с семьей, которые  мы  выделяем, это - родительские собрания. Однако  все мы знаем, что  на непосредственное проведение встреч в виде отчетов,  монологов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно.

 Мы нашли выход из этого положения и организовали игровую ситуацию  «Встреча в кафе» - нетрадиционная форма проведения родительского собрания за круглыми столами в атмосфере  приятного вечернего отдыха. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_vstrecha_v_kafe_1.docx728.11 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в старшей логопедической группе:

Встреча в кафе «Звёздный дождь».

Форма проведения: встреча в кафе.

Участники: родители, воспитатели, логопед. 

Цель: развитие интереса к познанию своего ребёнка, эмоциональное

сближение всех участников образовательного процесса, организация их общения в неформальной обстановке. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития старших дошкольников

Задачи:

-создать доброжелательную обстановку, положительные взаимоотношения между родителями;

-достичь оптимального уровня взаимодействия педагогов и семьи через систему социального партнёрства и внедрения нетрадиционных форм работы;

-обучение родителей  приёму  развития связной речи с использованием технологии кластер (мнемотехника);

 - формировать у родителей мотивацию к решению задач коррекционного обучения.

Предварительная работа:

- разработка сценария;

- выпуск буклетов для родителей;

- опрос детей;

- мультимедийная презентация.

Оформление:  группа оформлена в стиле кафе (на столах - чай, сладости,  звучит спокойная классическая музыка.)

Оборудование:

 - разработка сценария;

- выпуск буклетов для родителей;

- мультимедийная презентация.

Ход собрания:

    Добрый вечер, уважаемые родители.  Разрешите пригласить вас в наше кафе «Звёздный дождь» (слайд).

     Предлагаю ознакомиться с меню (слайд).

Меню:

1. Первое блюдо: «Острая тема»  (мини-лекция);

2.Гарнир: «Блиц-опрос» («Знаете ли вы своего ребёнка»);

3.Салат: « Логопедический» (мастер-класс логопеда);

4.Напиток: «Творческий» (отчёт воспитателей о проделанной работе);

5.Десерт: «Практический»  (работа с воспитателями).

          Надеемся, что в  нашем кафе вы  проведёте время с пользой.

C:\Users\18.10.2019\Desktop\Встреча в кафе папка (2)\1671179110655.jpg

1.Уважаемые родители!  на первое у нас – острое блюдо.

          Я приглашаю вас разобраться, что же такое речь ребенка и познакомиться с приемами работы по исправлению речевых нарушений в домашних условиях (слайд).

        Хорошо развитая речь ребенка является важным условием для общего его развития, для социализации его в обществе, успешного обучения в школе. Как же помочь ребёнку, имеющему речевые нарушения?

           В логопедических группах проводится специализированная работа с детьми по следующим направлениям:

  • формирование правильного звукопроизношения;
  • развитие артикуляции, движений органов речи (губ, щек, языка);
  • совершенствование фонематических процессов, т.е. умения различать  звуки на слух, делить слова на слоги, находить в речи слова, схожие по звучанию,
  • совершенствование грамматического строя речи;
  • обогащение, активизация словарного запаса детей;
  • развитие мелкой моторики рук, т.е. движений пальчиков, а учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга;
  • подготовка руки к письму;
  • развитие связной речи, для последующего составления рассказов, пересказывания текстов, рассказывания стихотворений, загадок и т.д.

                Вся перечисленная работа проводится нами в форме занятий со всеми детьми, на подгрупповых занятиях, в индивидуальной работе. Мы так же работаем над развитием речи детей ежедневно, используя режимные моменты: НОД, игру, прогулки, свободную деятельность детей и повседневное общение с детьми.

                  Детский сад в отрыве от  семьи не сможет добиться оптимальных результатов в преодолении речевых нарушений у детей. Как же могут помочь родители?  (ответы родителей)

                Не стоит думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с вами. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:

  • не ругать ребенка за неправильную речь;
  • ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
  • не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
  • осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами;
  • родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению.

               Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Обратите внимание на собственную речь. Хорошо, если она четкая, грамотная, выразительная. Чаще читайте детям. ( сказки, стихи, загадки, пойте песенки, наблюдайте за явлениями природы, птицами, деревьями, людьми во время прогулок) Обсуждайте с детьми, то, что увидели. Избегайте частого просмотра телевизионных программ, игр в компьютере, телефоне. Организуйте с ребенком сюжетно - ролевые игры, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.

Итак, с первым блюдом справились все,  на тарелках у вас, видим, ничего не осталось.

2. И мы предлагаем перейти к гарниру – «Блиц-опрос!

«Знаете ли вы своего ребёнка»

Я буду задавать вопросы, а вы быстро на них отвечаете: (слайд)

Вопросы:

  • Любимый мультфильм вашего ребенка?
  • Любимая сказка?
  • Любимая игрушка?
  • Лучший друг?
  • Любимое блюдо?

C:\Users\18.10.2019\Desktop\Встреча в кафе папка (2)\1671179110698.jpg

3. И с гарниром вы справились отлично! Следующее  блюдо -  Салат « Логопедический».

        Сейчас  мы предлагаем вашему вниманию фрагмент индивидуального занятия с учителем-логопедом Анной Николаевной. Вы увидите, как готовит речевой аппарата ребёнка к постановке сложного звука. Обратите внимание на используемые игровые приёмы, на стимуляцию  и мотивацию ребёнка к речевой деятельности по постановке звука «р».

(фрагмент индивидуального занятия ребёнка с учителем-логопедом)

4. А теперь мы предлагаем вам напиток тонизирующий: «Творческий»

Это  презентация работы воспитателей (слайды).

Чтобы произносить звуки, ребенку нужны подвижные, четко работающие органы артикуляции язык, губы, щеки.  Сейчас вы испытаете, что чувствует ребенок с затруднениями в работе органов артикуляции.
Воспитатель надевает на руку родителям варежку из наждачной бумаги и предлагает подвигать пальцами. Родители пытаются подвигать пальцами, согнуть ладонь «Чашечкой», сжать и разжать пальцы.
                  Примерено так ощущает свои органы артикуляции ребенок, испытывающий затруднения в их подвижности. Как вы думаете, что можно сделать, чтобы язык и губы стали более подвижными, чувствительными? (Ответы родителей). Правильно, выполнять артикуляционную гимнастику, что мы и делаем по утрам до зарядки, во время занятий (слайд).

  • Для правильного произношения звуков нашего языка необходимо правильное речевое дыхание. Для его формирования используются разные упражнения (слайд);
  • На занятиях по развитию связной речи мы учим составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетным картинкам, составление загадок-описаний (слайд);
  • На занятиях по подготовке к обучению грамоте мы  знакомим со звуками и буквами, звуковым анализом слов (слайд);
  • В своей работе мы используем здоровьесберегающие технологии. Через рисунок, игру, сказку, музыку – мы помогаем ребенку найти выход сильным эмоциям, переживаниям, получить новый опыт разрешения конфликтных ситуаций (слайд);
  • Одним из видов арт – терапии является песочная терапия, способствующая более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы (слайд);
  • Одна из логопедических технологий, применяемая нами в работе это самомассаж языка губами, зубами (слайд);
  • В режимные моменты: на прогулке, в свободной деятельности, во время игр работаем над автоматизацией звуков (слайд).

5. А на сладкое у нас десерт:  «Практический»

            Это упражнения, которые легко организовать в домашних условиях, а небольшую тренировку мы устроим с вами прямо сейчас! Согласны?! (слайд)

             Уважаемые мамы, часто у Вас возникает вопрос – когда позаниматься с ребенком? Работа и домашние хлопоты отнимают очень много времени и сил, однако не секрет, что значительную часть времени, вы проводите на кухне. Постарайтесь использовать его для общения с ребенком и развития его речи. Например, вы заняты на кухне приготовлением ужина, а ваш малыш крутиться возле вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или даже пшено — тем самым он окажет вам посильную помощь, а заодно потренирует свои пальчики. Ведь развитие мелкой моторики рук тесно связано с развитием речи. А чтобы это занятие не было скучным, мы будем придумывать чистоговорки:

Уп, уп, уп – мама варит суп;

Бы, бы, бы – идёт дым из трубы;

Жа, жа, жа - …… (продуктивная деятельность с родителями: упражнение с крупой и чистоговорками).

           Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений природой. Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей (педагог предлагает родителям подобрать эпитеты к словам)

«Подберите эпитеты к словам» (слайд)

-человек (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.)

-снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т.д.)

-ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.)

-дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.)

-луна (яркая, растущая и т.д.)

Если мы в своей речи будем использовать как можно больше разнообразных слов, тем богаче будет речь ребёнка.

Составление загадок - описаний по схемам (слайд).

Для развития связной речи ребёнка, очень эффективным является, умение точно, лаконично и образно описывать предмет, что способствует совершенствованию речи и мышления, облегчает процесс обмена информацией. Это важно, но сложно.  Чтобы сделать эту работу проще для ребёнка можно использовать схемы (подсказки), а чтобы  увлекательной, надо превратить её в игру. Например, составление загадок (родитель составляет загадку по мнемотаблице).

C:\Users\18.10.2019\Desktop\Встреча в кафе папка (2)\1671179110677.jpg

А в заключении мы хотим предложить вам рецепт семейного счастья: (слайд)

Чтоб дом был счастливым, наполненным лаской,
Я дам вам рецепт под названием «Сказка».
Не сложный, но верный, его соблюдайте.
Согласны? Ну что же, тогда приступайте.

Шесть чашек ЛЮБВИ вы смешайте с ЗАБОТОЙ,
Три ложки ДОВЕРИЯ, чашку РАБОТЫ,
Две чашки ПРОЩЕНЬЯ и горсть ДОБРОТЫ,
Добавьте чуть ВЕРНОСТИ, нежной МЕЧТЫ.

Три чашки НАДЕЖДЫ и ДРУЖБЫ пол миски,
Стакан УВАЖЕНИЯ к старшим и близким.
Две ложечки СМЕХА, немного УДАЧИ,
Щепотку ТЕРПЕНЬЯ. И ваша задача,

Всё сдобрить УЛЫБКОЙ сердечной и ЛАСКОЙ,
И с утренним кофе подать эту «Сказку».

Спасибо, что посетили наше кафе! Понравился ли вам ассортимент предложенных блюд? Ждём вас ещё в кафе «Звёздный дождь»!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в старшей группе по теме: "Речевое развитие старших дошкольников"

Конспектродительского собрания в старшей группена тему:(слайд1) «Развитие речи старших дошкольников»Дата проведения: 10.03.2016г.Время проведения: 17.30Форма проведения: Игра-путешествие....

консультация для воспитателей "Инновационные формы работы по речевому развитию старших дошкольников" 4.09.16

Расширять и систематизировать знания педагогов об инновационных формах работы по речевому развитию....

Инновационные технологии по речевому развитию старших дошкольников

Материал предоставленный данной консультации актуален в наше время т.к. нарушение речевого развития у дошкольников встречается все чаще....

Мастер-класс "Использование инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию старших дошкольников в рамках ФГОС ДО."

Использование инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию...

Семинарское занятие для педагогов: «Использование инновационных технологий в речевом развитии старших дошкольников в контексте ФОП и ФАОП ДО»

Согласно ФОП И ФАОП ДО задачами работы педагогов по речевому развитию детей дошкольного возраста являются:Формирование словаря.Развитие звуковой культуры речи.Формирование грамматического строя речи.Р...