Консультация для родителей "Кризис 3-х лет. Практические рекомендации"
консультация (младшая группа) на тему

Усольцева Александра Евгеньевна

Тема сегодняшнего разговора посвящена одной из важных проблем маленького ребенка, проблеме кризиса трех лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_krizis.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

"КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ.

Практические рекомендации"

Тема сегодняшнего разговора посвящена одной из важных проблем маленького ребенка, проблеме кризиса трех лет.

Что чувствует ребенок в 3 года в полной мере расскажет  стихотворение Л.А. Булгаковой:

"Я сам"

Я негативен и упрям,

Строптив и своеволен,

Средою социальной я

Ужасно недоволен.                 

Вы не даете мне шагнуть,

Всегда помочь готовы.

О, боже! Как же тяжелы

Сердечные оковы.

Система "Я" кипит во мне,

Хочу кричать повсюду:

Я — самость, братцы, я живу,

Хочу! Могу! И буду!

Давайте обсудим следующую ситуацию:

Ребенок изменился, стал совсем другим. Все время спорит, упрямится, не выполняет требований взрослых, все делает наоборот. При одевании не может застегнуть пуговицы на рубашке, от помощи взрослых отказывается, ужасно сердится и кричит: "Я сам! Я сам!".

В жизни каждого ребенка бывает момент, когда он вдруг из очаровательного карапуза превращается в самостоятельного и независимого человека. Как правило, эти изменения происходят примерно в три года. Психологи называют этот сложный период кризисом трех лет.

В три года дети сравнивают себя с взрослыми и хотят во всем быть похожими на них. Они хотят от родителей признания своей независимости и самостоятельности. Ребенок хочет, чтобы с ним советовались и учитывали его мнение. Он уже сегодня, сейчас хочет быть взрослым: "Я сам!"...

 «Я сам!» - это то самое новообразование, с которого и начинается кризис трех лет. Ребенок хочет ощущать себя взрослым и самостоятельным, он уже имеет собственное «хочу»  и готов отстаивать его перед взрослыми.

        Кризис протекает остро только в том случае, если взрослые не замечают или не хотят замечать  у ребенка стремление к самостоятельности, когда они пытаются во что бы то ни стало сохранить прежний тип взаимоотношений, устраивающий их, когда они сдерживают самостоятельность и активность ребенка. 

Если же взрослые реагируют на изменения, происходящие в  ребенке, заменяют  авторитарный стиль взаимодействия   с  ребенком,  гиперопеку на партнерское общение с ним,  предоставляют ему  самостоятельность  (в  разумных пределах), конфликтов между ними и трудностей общения может и не возникнуть или они будут носить временный, преходящий характер.

Рекомендации родителям

При проявлении негативизма, когда ребенок все делает наоборот, стоит попробовать применить небольшую хитрость, и действовать от обратного: «Сегодня очень холодно, но ты можешь не одеваться тепло. Тогда ты заболеешь и будешь лежать дома в постели,  смотреть мультфильмы,  а мы с папой в это время пойдем в цирк!». В таком случае ребенок с удовольствием натянет на себя все теплые вещи.

При правильном поведении ребенка, стоит подчеркивать его взрослость и значимость. 

Предоставляйте ребенку возможность самостоятельно принимать решения: «Ты сначала уберешь игрушки или сначала пообедаешь? Ты на завтрак будешь кушать манную кашу или гречневую?». В таком случае любое действие ребенка будет правильным, но осознание самостоятельности принятого решения, заставит его гордиться собой.

Старайтесь избегать ситуаций, когда ребенок может ответить «нет». Не давайте ему прямых указаний: «Одевайся, мы сейчас идем гулять», А создайте иллюзию выбора: «Ты хочешь погулять во дворе или в парке?».

Применяйте ролевые игры для объяснения ребенку норм поведения. Проигрывайте ситуации капризов, подчеркивая реакцию малыша на плохое поведение куклы. В игре капризничающий персонаж должен всегда представляться маленьким, глупым, несмышленым.

Примите как должное равное положение ребенка в семье. Ведите себя с ним так, как Вы хотите, чтобы он вел себя с Вами. Советуйтесь с ним по «важным» вопросам, спрашивайте разрешения, вторгаясь в его пространство. Посеяв взаимное доверие в этом возрасте, Вы пожнете плоды откровенности в подростковом периоде, когда кризис будет значительно более сложным.

Вводя определенные запреты, расширяйте и права ребенка. Дайте ему возможность принимать решения в незначительных ситуациях и учиться на своих ошибках. Тогда запреты, направленные на его безопасность, будут более действенными. Памятуя опыт своих ошибок, ребенок учтет Ваше мнение.

Нравственное воспитание начинается с усвоения ключевых слов:

"НАДО" и "НЕЛЬЗЯ".

Это развивает ориентировку малыша в окружающем мире и обязывает его. Запретов должно быть мало, но они должны быть ТВЕРДЫМИ. 

Каждому "нельзя" противопоставляйте альтернативное "можно".

Например, малыш тянется к очкам бабушки — нельзя! Не послушался. Опустите на пол или предложите ласково: "Поправь бабушке очки, погладь ее".

И самое важное: ребенок учится на примере родителей. Не допускайте в своем поведении таких поступков, которые Вам не хотелось бы лицезреть, глядя на свое чадо.

        Реакция родителя на капризы ребенка при кризисе трех лет – очень важный вопрос.

Трехлетний ребенок настойчиво проверяет границы дозволенного, и если вы где-то дадите слабину или наоборот чересчур жестко поведете себя – в ответ получите неадекватную реакцию.

Поэтому будьте спокойны в любой ситуации, даже если это очень сложно. Помните, что кризис трех лет – это вовсе не проявление вредности или плохой наследственности, а природная необходимость испытать себя, закрепить ощущение самостоятельности и собственной значимости. Это жизненный этап, без которого невозможно становление личности ребенка.

Следовательно, ваш девиз в это непростое время: терпение, терпение и терпение!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация-практикум для родителей «Психомоторное и сенсорное развитие ребёнка 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи. Практические рекомендации. Анкетирование»

Индивидуальная консультация-практикум для родителей направлена на привлечение родителей к развитию  у детей сенсорных и моторных функций, эмоциональных  и познавательных процессов и для...

Консультация для родителей "Практические рекомендации по формированию различных речевых навыков".

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребёнка и в дальнейшем его успешного обучения в школе.  Любая задержка  и л...

Консультация для родителей:«Организация досуга в семье: практические рекомендации»

Практические рекомендации для организации досуга в семье....

Консультация для воспитателей: «Застенчивый ребенок». Практические рекомендации

Консультация для воспитателей: «Застенчивый ребенок». Практические рекомендации психолога по работе воспитателей с застенчивыми детьми....

Консультация "Практические рекомендации для воспитателей по планированию дидактических игр"

Планирование дидактических игр должно занимать значительное место в планировании всей воспитательно-образовательной работы с детьми. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной ча...

Шитова Е.В. Работа с родителями. практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет.

Расмотрены типичные проблемы , с которыми обращаются родители к психологу....