Консультация для родителей "Кризис 3-х лет. Практические рекомендации"
консультация (младшая группа) на тему
Тема сегодняшнего разговора посвящена одной из важных проблем маленького ребенка, проблеме кризиса трех лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_krizis.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
"КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ.
Практические рекомендации"
Тема сегодняшнего разговора посвящена одной из важных проблем маленького ребенка, проблеме кризиса трех лет.
Что чувствует ребенок в 3 года в полной мере расскажет стихотворение Л.А. Булгаковой:
"Я сам"
Я негативен и упрям,
Строптив и своеволен,
Средою социальной я
Ужасно недоволен.
Вы не даете мне шагнуть,
Всегда помочь готовы.
О, боже! Как же тяжелы
Сердечные оковы.
Система "Я" кипит во мне,
Хочу кричать повсюду:
Я — самость, братцы, я живу,
Хочу! Могу! И буду!
Давайте обсудим следующую ситуацию:
Ребенок изменился, стал совсем другим. Все время спорит, упрямится, не выполняет требований взрослых, все делает наоборот. При одевании не может застегнуть пуговицы на рубашке, от помощи взрослых отказывается, ужасно сердится и кричит: "Я сам! Я сам!".
В жизни каждого ребенка бывает момент, когда он вдруг из очаровательного карапуза превращается в самостоятельного и независимого человека. Как правило, эти изменения происходят примерно в три года. Психологи называют этот сложный период кризисом трех лет.
В три года дети сравнивают себя с взрослыми и хотят во всем быть похожими на них. Они хотят от родителей признания своей независимости и самостоятельности. Ребенок хочет, чтобы с ним советовались и учитывали его мнение. Он уже сегодня, сейчас хочет быть взрослым: "Я сам!"...
«Я сам!» - это то самое новообразование, с которого и начинается кризис трех лет. Ребенок хочет ощущать себя взрослым и самостоятельным, он уже имеет собственное «хочу» и готов отстаивать его перед взрослыми.
Кризис протекает остро только в том случае, если взрослые не замечают или не хотят замечать у ребенка стремление к самостоятельности, когда они пытаются во что бы то ни стало сохранить прежний тип взаимоотношений, устраивающий их, когда они сдерживают самостоятельность и активность ребенка.
Если же взрослые реагируют на изменения, происходящие в ребенке, заменяют авторитарный стиль взаимодействия с ребенком, гиперопеку на партнерское общение с ним, предоставляют ему самостоятельность (в разумных пределах), конфликтов между ними и трудностей общения может и не возникнуть или они будут носить временный, преходящий характер.
Рекомендации родителям
При проявлении негативизма, когда ребенок все делает наоборот, стоит попробовать применить небольшую хитрость, и действовать от обратного: «Сегодня очень холодно, но ты можешь не одеваться тепло. Тогда ты заболеешь и будешь лежать дома в постели, смотреть мультфильмы, а мы с папой в это время пойдем в цирк!». В таком случае ребенок с удовольствием натянет на себя все теплые вещи.
При правильном поведении ребенка, стоит подчеркивать его взрослость и значимость.
Предоставляйте ребенку возможность самостоятельно принимать решения: «Ты сначала уберешь игрушки или сначала пообедаешь? Ты на завтрак будешь кушать манную кашу или гречневую?». В таком случае любое действие ребенка будет правильным, но осознание самостоятельности принятого решения, заставит его гордиться собой.
Старайтесь избегать ситуаций, когда ребенок может ответить «нет». Не давайте ему прямых указаний: «Одевайся, мы сейчас идем гулять», А создайте иллюзию выбора: «Ты хочешь погулять во дворе или в парке?».
Применяйте ролевые игры для объяснения ребенку норм поведения. Проигрывайте ситуации капризов, подчеркивая реакцию малыша на плохое поведение куклы. В игре капризничающий персонаж должен всегда представляться маленьким, глупым, несмышленым.
Примите как должное равное положение ребенка в семье. Ведите себя с ним так, как Вы хотите, чтобы он вел себя с Вами. Советуйтесь с ним по «важным» вопросам, спрашивайте разрешения, вторгаясь в его пространство. Посеяв взаимное доверие в этом возрасте, Вы пожнете плоды откровенности в подростковом периоде, когда кризис будет значительно более сложным.
Вводя определенные запреты, расширяйте и права ребенка. Дайте ему возможность принимать решения в незначительных ситуациях и учиться на своих ошибках. Тогда запреты, направленные на его безопасность, будут более действенными. Памятуя опыт своих ошибок, ребенок учтет Ваше мнение.
Нравственное воспитание начинается с усвоения ключевых слов:
"НАДО" и "НЕЛЬЗЯ".
Это развивает ориентировку малыша в окружающем мире и обязывает его. Запретов должно быть мало, но они должны быть ТВЕРДЫМИ.
Каждому "нельзя" противопоставляйте альтернативное "можно".
Например, малыш тянется к очкам бабушки — нельзя! Не послушался. Опустите на пол или предложите ласково: "Поправь бабушке очки, погладь ее".
И самое важное: ребенок учится на примере родителей. Не допускайте в своем поведении таких поступков, которые Вам не хотелось бы лицезреть, глядя на свое чадо.
Реакция родителя на капризы ребенка при кризисе трех лет – очень важный вопрос.
Трехлетний ребенок настойчиво проверяет границы дозволенного, и если вы где-то дадите слабину или наоборот чересчур жестко поведете себя – в ответ получите неадекватную реакцию.
Поэтому будьте спокойны в любой ситуации, даже если это очень сложно. Помните, что кризис трех лет – это вовсе не проявление вредности или плохой наследственности, а природная необходимость испытать себя, закрепить ощущение самостоятельности и собственной значимости. Это жизненный этап, без которого невозможно становление личности ребенка.
Следовательно, ваш девиз в это непростое время: терпение, терпение и терпение!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация-практикум для родителей «Психомоторное и сенсорное развитие ребёнка 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи. Практические рекомендации. Анкетирование»
Индивидуальная консультация-практикум для родителей направлена на привлечение родителей к развитию у детей сенсорных и моторных функций, эмоциональных и познавательных процессов и для...
Консультация для родителей "Практические рекомендации по формированию различных речевых навыков".
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребёнка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и л...
Консультация для родителей:«Организация досуга в семье: практические рекомендации»
Практические рекомендации для организации досуга в семье....
Консультация для воспитателей: «Застенчивый ребенок». Практические рекомендации
Консультация для воспитателей: «Застенчивый ребенок». Практические рекомендации психолога по работе воспитателей с застенчивыми детьми....
Консультация "Практические рекомендации для воспитателей по планированию дидактических игр"
Планирование дидактических игр должно занимать значительное место в планировании всей воспитательно-образовательной работы с детьми. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной ча...
Шитова Е.В. Работа с родителями. практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет.
Расмотрены типичные проблемы , с которыми обращаются родители к психологу....
Практические рекомендации для родителей (к практическому занятию) «Совместное творчество родителей и детей»
Советы родителям при организации совместного творчества с детьми....