Консультация для родителей "Практические рекомендации по формированию различных речевых навыков".
консультация по теме

Захарченко Татьяна Евгеньевна

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребёнка и в дальнейшем его успешного обучения в школе.

  Любая задержка  и любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отражается на его поведении, а также на его деятельности в различных её формах. Важное значение имеет развитие всех сторон речи, особенно в период обучения грамоте ( чтению и письму ), так как письменная речь формируется на основе устной. К сожалению, многие речевые недостатки выявляются уже в школе, тормозя процесс обучения, так как именно они являются причинами дисграфии и дислексии.

  Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагог и родители действуют согласованно. Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребёнка в детский сад. Уже на этом этапе именно роль родителей в речевом развитии ребёнка значима; все усилия педагогов без их помощи будут недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны.

  Для правильного и эффективного воздействия на формирование речи своего ребёнка родителям необходимо учесть следующие моменты:

1.  Следует реально оценить состояние здоровья ребёнка.

2.  Если родителей что-то беспокоит в речевом развитии ребёнка, не надо бояться обращаться за консультацией специалистов.

3.  Нельзя сводить проблему формирования речи к обучению грамоте ( освоению навыков чтения и письма) так как развитие речи – сложный процесс, в котором освоение письменной формы является лишь составной частью.

4.  Необходимо весьма осторожно относиться к раннему введению иностранного языка в жизнь ребёнка, если у него проблемы с родным языком или речь находиться в стадии формирования. Любой язык имеет звуки, которые характерны только для него, а обучение иностранному языку подразумевает постановку правильного звукопроизношения.

Практические рекомендации по формированию различных речевых навыков.

  Артикуляция (артикуляционные упражнения, как вводить и разучивать их).

  По выявлению уровня развития некоторых составляющих речи ребёнка (как проверить уровень фонематического слуха у своего ребёнка и т. д.)

  Познакомить родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков.

  «Играем на кухне».

  Игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук.

  «Помогаю маме» - большее время проводите на кухне. Ребёнок кружиться возле вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет вам посильную помощь и потренирует пальчики.

  «Волшебные палочки» - счётные палочки или спички.

(геометрические фигуры, предметы, круги, овалы, трапеции и др.)

                На кухне. Игры на обогащение словаря.

  «Давай искать на кухне слова».

  - Какие слова можно вынуть из борща? (прилагательные: вкусный, горячий, ароматный и т.д.; существительные – название овощей.

  - Какие слова можно вынуть из винегрета? (из чего сделан).

    -Кухонный шкаф ( посуда) и др.

  «Доскажи словечко». Вы начинаете фразу, а ребёнок заканчивает.

Ворона каркает, а воробей (чирикает).

Сова летает, а заяц (бегает, прыгает).

У коровы телёнок, а у лошади (жеребёнок) и т. д.

            Развитие грамматического строя речи.

  «Приготовим сок».

  Из яблок сок – яблочный; из груш – грушевый; из слив – сливовый; из вишни – вишнёвый; из моркови – морковный; из лимона – лимонный; из апельсина – апельсиновый и т. д.

  А теперь наоборот: морковный – из моркови, ананасовый – из ананаса и т. д.

  «Упрямые слова».

  Есть такие слова, которые никогда не изменяются (кофе, какао, пальто, кино, метро…)

  Я надеваю пальто, на вешалке висит пальто, я гуляю в пальто, у Маши красивое пальто.

  Задавайте ребёнку вопросы и следите, чтобы он не изменял слова.

                           Мелкая моторика.

  Пока вы заняты пришиванием пуговиц, ребёнок может выкладывать из пуговиц, ярких ниточек узоры.

  Можно сделать вместе с ребёнком панно из пуговиц. Пуговицы можно пришивать (с вашей помощью), а можно укреплять их на тонком слое пластилина (без вашей помощи).

          По дороге в детский сад и из детского сада.

  «Я заметил». Кто самый внимательный.

  Называть предметы мимо, которых проходите и обязательно указывать какие они.

  Почтовый ящик – он синий; я заметил кошку – она пушистая.

  «Волшебные очки».

   Представьте, что есть волшебные очки у вас. Когда их надеваешь, то всё становится красивым (зелёным, синим и т. д.) Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета всё стало: красные сапоги, красный мяч, красное ведро и т. д.

                   Слоговая структура слов.

  «Перепутанница».

  Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. Но не заметили, как перепутались. Помоги распутаться.

  Босака (собака), ловосы (волосы), лекосо (колесо), посаги (сапоги).

                    Игры с мячом (услышать звук).

  Произносить различные слова (звук выделять голосом, например, «лиссса»).

Исправление нарушений звукопроизношения.

  Проводится поэтапно. Поскольку новый навык отрабатывается не сразу и требует продолжительного закрепления, на каждом последующем этапе одновременно с отработкой нового идёт частичное повторение материала предыдущего этапа.

  Подготовительный этап.

  Цель: подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию звука.

  Артикуляционная гимнастика, комплекс упражнений для данного звука. Когда ребёнок научится легко, быстро, правильно воспроизводить основные движения и положение органов артикуляционного аппарата, необходимые для данного звука, чётко отличать правильное звучание от искаженного, можно переходить к следующему этапу.

  Постановка звука.

  Цель: добиться правильного звучания изолированного звука.

  І способ – по подражанию;

  ІІ способ – с механической помощью ( шпатель, палец );

  ІІІ способ – смешанный – использовать все возможные способы.

  Автоматизация.

  Цель: добиться правильного произношения звука во фразовой речи.

  Введение поставленного звука в слоги, слова, предложения ( потешки, стихи, рассказы и с самостоятельную речь ребёнка).

  Дифференциация.

  Цель: учить детей различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskie_rekomendatsii.docx17.44 КБ

Предварительный просмотр:

  Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребёнка и в дальнейшем его успешного обучения в школе.

  Любая задержка  и любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отражается на его поведении, а также на его деятельности в различных её формах. Важное значение имеет развитие всех сторон речи, особенно в период обучения грамоте ( чтению и письму ), так как письменная речь формируется на основе устной. К сожалению, многие речевые недостатки выявляются уже в школе, тормозя процесс обучения, так как именно они являются причинами дисграфии и дислексии.

  Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагог и родители действуют согласованно. Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребёнка в детский сад. Уже на этом этапе именно роль родителей в речевом развитии ребёнка значима; все усилия педагогов без их помощи будут недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны.

  Для правильного и эффективного воздействия на формирование речи своего ребёнка родителям необходимо учесть следующие моменты:

1.        Следует реально оценить состояние здоровья ребёнка.

2.        Если родителей что-то беспокоит в речевом развитии ребёнка, не надо бояться обращаться за консультацией специалистов.

3.        Нельзя сводить проблему формирования речи к обучению грамоте ( освоению навыков чтения и письма) так как развитие речи – сложный процесс, в котором освоение письменной формы является лишь составной частью.

4.        Необходимо весьма осторожно относиться к раннему введению иностранного языка в жизнь ребёнка, если у него проблемы с родным языком или речь находиться в стадии формирования. Любой язык имеет звуки, которые характерны только для него, а обучение иностранному языку подразумевает постановку правильного звукопроизношения.

                    Практические рекомендации по

         формированию различных речевых навыков.

  Артикуляция (артикуляционные упражнения, как вводить и разучивать их).

  По выявлению уровня развития некоторых составляющих речи ребёнка (как проверить уровень фонематического слуха у своего ребёнка и т. д.)

  Познакомить родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков.

  «Играем на кухне».

  Игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук.

  «Помогаю маме» - большее время проводите на кухне. Ребёнок кружиться возле вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет вам посильную помощь и потренирует пальчики.

  «Волшебные палочки» - счётные палочки или спички.

(геометрические фигуры, предметы, круги, овалы, трапеции и др.)

                На кухне. Игры на обогащение словаря.

  «Давай искать на кухне слова».

  - Какие слова можно вынуть из борща? (прилагательные: вкусный, горячий, ароматный и т.д.; существительные – название овощей.

  - Какие слова можно вынуть из винегрета? (из чего сделан).

    -Кухонный шкаф ( посуда) и др.

  «Доскажи словечко». Вы начинаете фразу, а ребёнок заканчивает.

Ворона каркает, а воробей (чирикает).

Сова летает, а заяц (бегает, прыгает).

У коровы телёнок, а у лошади (жеребёнок) и т. д.

            Развитие грамматического строя речи.

  «Приготовим сок».

  Из яблок сок – яблочный; из груш – грушевый; из слив – сливовый; из вишни – вишнёвый; из моркови – морковный; из лимона – лимонный; из апельсина – апельсиновый и т. д.

  А теперь наоборот: морковный – из моркови, ананасовый – из ананаса и т. д.

  «Упрямые слова».

  Есть такие слова, которые никогда не изменяются (кофе, какао, пальто, кино, метро…)

  Я надеваю пальто, на вешалке висит пальто, я гуляю в пальто, у Маши красивое пальто.

  Задавайте ребёнку вопросы и следите, чтобы он не изменял слова.

                           Мелкая моторика.

  Пока вы заняты пришиванием пуговиц, ребёнок может выкладывать из пуговиц, ярких ниточек узоры.

  Можно сделать вместе с ребёнком панно из пуговиц. Пуговицы можно пришивать (с вашей помощью), а можно укреплять их на тонком слое пластилина (без вашей помощи).

          По дороге в детский сад и из детского сада.

  «Я заметил». Кто самый внимательный.

  Называть предметы мимо, которых проходите и обязательно указывать какие они.

  Почтовый ящик – он синий; я заметил кошку – она пушистая.

  «Волшебные очки».

   Представьте, что есть волшебные очки у вас. Когда их надеваешь, то всё становится красивым (зелёным, синим и т. д.) Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета всё стало: красные сапоги, красный мяч, красное ведро и т. д.

                   Слоговая структура слов.

  «Перепутанница».

  Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. Но не заметили, как перепутались. Помоги распутаться.

  Босака (собака), ловосы (волосы), лекосо (колесо), посаги (сапоги).

                    Игры с мячом (услышать звук).

  Произносить различные слова (звук выделять голосом, например, «лиссса»).

        Исправление нарушений звукопроизношения.

  Проводится поэтапно. Поскольку новый навык отрабатывается не сразу и требует продолжительного закрепления, на каждом последующем этапе одновременно с отработкой нового идёт частичное повторение материала предыдущего этапа.

  Подготовительный этап.

  Цель: подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию звука.

  Артикуляционная гимнастика, комплекс упражнений для данного звука. Когда ребёнок научится легко, быстро, правильно воспроизводить основные движения и положение органов артикуляционного аппарата, необходимые для данного звука, чётко отличать правильное звучание от искаженного, можно переходить к следующему этапу.

  Постановка звука.

  Цель: добиться правильного звучания изолированного звука.

  І способ – по подражанию;

  ІІ способ – с механической помощью ( шпатель, палец );

  ІІІ способ – смешанный – использовать все возможные способы.

  Автоматизация.

  Цель: добиться правильного произношения звука во фразовой речи.

  Введение поставленного звука в слоги, слова, предложения ( потешки, стихи, рассказы и с самостоятельную речь ребёнка).

  Дифференциация.

  Цель: учить детей различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по формированию социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР

Методические рекомендации по формированию социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР разработаны на основе педагогического опыта и могут быть полезны специалистам систем...

Методические рекомендации по формированию и коррекции навыка словообразования у дошкольников с ОНР с помощью дидактических игр-упражнений

Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упраж...

«Программа логопедического сопровождения и поддержки семьи на пути решения проблемы формирования первоначальных речевых навыков у дошкольников с первым уровнем речевого развития»

Проблема логопедического сопровождения и поддержки семьи дошкольника с первым уровнем речевого развития представляется мне весьма актуальной на сегодняшний день. В первую очередь, это связано с увелич...

ЗАКРЕПЛЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ

Предлагаю вниманию родителей «ДОМАШНЮЮ ИГРОТЕКУ», которая знакомит с играми, игровыми упражнениями и заданиями на ЗАКРЕПЛЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ. При отборе и разработке материала м...

Домашняя игротека на развитие различных речевых навыков.

Рекомендация "Домашняя игротека" для родителей старшей группы на развитие речи у детей....

Домашняя игротека. Игровые упражнения, игры на закрепление различных речевых навыков

Уважаемые родители, в семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения с вами, получал от вас не только новые знания, но и обогащал свой словарный зап...

Методические рекомендации для педагогов "Формирование общих речевых навыков у детей 2-3 лет"

Предлагаемое планирование работы расчитано на 8-месячное обучение...