Консультация для родителей "Практические рекомендации по формированию различных речевых навыков".
консультация по теме
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребёнка и в дальнейшем его успешного обучения в школе.
Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отражается на его поведении, а также на его деятельности в различных её формах. Важное значение имеет развитие всех сторон речи, особенно в период обучения грамоте ( чтению и письму ), так как письменная речь формируется на основе устной. К сожалению, многие речевые недостатки выявляются уже в школе, тормозя процесс обучения, так как именно они являются причинами дисграфии и дислексии.
Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагог и родители действуют согласованно. Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребёнка в детский сад. Уже на этом этапе именно роль родителей в речевом развитии ребёнка значима; все усилия педагогов без их помощи будут недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны.
Для правильного и эффективного воздействия на формирование речи своего ребёнка родителям необходимо учесть следующие моменты:
1. Следует реально оценить состояние здоровья ребёнка.
2. Если родителей что-то беспокоит в речевом развитии ребёнка, не надо бояться обращаться за консультацией специалистов.
3. Нельзя сводить проблему формирования речи к обучению грамоте ( освоению навыков чтения и письма) так как развитие речи – сложный процесс, в котором освоение письменной формы является лишь составной частью.
4. Необходимо весьма осторожно относиться к раннему введению иностранного языка в жизнь ребёнка, если у него проблемы с родным языком или речь находиться в стадии формирования. Любой язык имеет звуки, которые характерны только для него, а обучение иностранному языку подразумевает постановку правильного звукопроизношения.
Практические рекомендации по формированию различных речевых навыков.
Артикуляция (артикуляционные упражнения, как вводить и разучивать их).
По выявлению уровня развития некоторых составляющих речи ребёнка (как проверить уровень фонематического слуха у своего ребёнка и т. д.)
Познакомить родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков.
«Играем на кухне».
Игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук.
«Помогаю маме» - большее время проводите на кухне. Ребёнок кружиться возле вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет вам посильную помощь и потренирует пальчики.
«Волшебные палочки» - счётные палочки или спички.
(геометрические фигуры, предметы, круги, овалы, трапеции и др.)
На кухне. Игры на обогащение словаря.
«Давай искать на кухне слова».
- Какие слова можно вынуть из борща? (прилагательные: вкусный, горячий, ароматный и т.д.; существительные – название овощей.
- Какие слова можно вынуть из винегрета? (из чего сделан).
-Кухонный шкаф ( посуда) и др.
«Доскажи словечко». Вы начинаете фразу, а ребёнок заканчивает.
Ворона каркает, а воробей (чирикает).
Сова летает, а заяц (бегает, прыгает).
У коровы телёнок, а у лошади (жеребёнок) и т. д.
Развитие грамматического строя речи.
«Приготовим сок».
Из яблок сок – яблочный; из груш – грушевый; из слив – сливовый; из вишни – вишнёвый; из моркови – морковный; из лимона – лимонный; из апельсина – апельсиновый и т. д.
А теперь наоборот: морковный – из моркови, ананасовый – из ананаса и т. д.
«Упрямые слова».
Есть такие слова, которые никогда не изменяются (кофе, какао, пальто, кино, метро…)
Я надеваю пальто, на вешалке висит пальто, я гуляю в пальто, у Маши красивое пальто.
Задавайте ребёнку вопросы и следите, чтобы он не изменял слова.
Мелкая моторика.
Пока вы заняты пришиванием пуговиц, ребёнок может выкладывать из пуговиц, ярких ниточек узоры.
Можно сделать вместе с ребёнком панно из пуговиц. Пуговицы можно пришивать (с вашей помощью), а можно укреплять их на тонком слое пластилина (без вашей помощи).
По дороге в детский сад и из детского сада.
«Я заметил». Кто самый внимательный.
Называть предметы мимо, которых проходите и обязательно указывать какие они.
Почтовый ящик – он синий; я заметил кошку – она пушистая.
«Волшебные очки».
Представьте, что есть волшебные очки у вас. Когда их надеваешь, то всё становится красивым (зелёным, синим и т. д.) Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета всё стало: красные сапоги, красный мяч, красное ведро и т. д.
Слоговая структура слов.
«Перепутанница».
Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. Но не заметили, как перепутались. Помоги распутаться.
Босака (собака), ловосы (волосы), лекосо (колесо), посаги (сапоги).
Игры с мячом (услышать звук).
Произносить различные слова (звук выделять голосом, например, «лиссса»).
Исправление нарушений звукопроизношения.
Проводится поэтапно. Поскольку новый навык отрабатывается не сразу и требует продолжительного закрепления, на каждом последующем этапе одновременно с отработкой нового идёт частичное повторение материала предыдущего этапа.
Подготовительный этап.
Цель: подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию звука.
Артикуляционная гимнастика, комплекс упражнений для данного звука. Когда ребёнок научится легко, быстро, правильно воспроизводить основные движения и положение органов артикуляционного аппарата, необходимые для данного звука, чётко отличать правильное звучание от искаженного, можно переходить к следующему этапу.
Постановка звука.
Цель: добиться правильного звучания изолированного звука.
І способ – по подражанию;
ІІ способ – с механической помощью ( шпатель, палец );
ІІІ способ – смешанный – использовать все возможные способы.
Автоматизация.
Цель: добиться правильного произношения звука во фразовой речи.
Введение поставленного звука в слоги, слова, предложения ( потешки, стихи, рассказы и с самостоятельную речь ребёнка).
Дифференциация.
Цель: учить детей различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskie_rekomendatsii.docx | 17.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребёнка и в дальнейшем его успешного обучения в школе.
Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отражается на его поведении, а также на его деятельности в различных её формах. Важное значение имеет развитие всех сторон речи, особенно в период обучения грамоте ( чтению и письму ), так как письменная речь формируется на основе устной. К сожалению, многие речевые недостатки выявляются уже в школе, тормозя процесс обучения, так как именно они являются причинами дисграфии и дислексии.
Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагог и родители действуют согласованно. Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребёнка в детский сад. Уже на этом этапе именно роль родителей в речевом развитии ребёнка значима; все усилия педагогов без их помощи будут недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны.
Для правильного и эффективного воздействия на формирование речи своего ребёнка родителям необходимо учесть следующие моменты:
1. Следует реально оценить состояние здоровья ребёнка.
2. Если родителей что-то беспокоит в речевом развитии ребёнка, не надо бояться обращаться за консультацией специалистов.
3. Нельзя сводить проблему формирования речи к обучению грамоте ( освоению навыков чтения и письма) так как развитие речи – сложный процесс, в котором освоение письменной формы является лишь составной частью.
4. Необходимо весьма осторожно относиться к раннему введению иностранного языка в жизнь ребёнка, если у него проблемы с родным языком или речь находиться в стадии формирования. Любой язык имеет звуки, которые характерны только для него, а обучение иностранному языку подразумевает постановку правильного звукопроизношения.
Практические рекомендации по
формированию различных речевых навыков.
Артикуляция (артикуляционные упражнения, как вводить и разучивать их).
По выявлению уровня развития некоторых составляющих речи ребёнка (как проверить уровень фонематического слуха у своего ребёнка и т. д.)
Познакомить родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков.
«Играем на кухне».
Игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук.
«Помогаю маме» - большее время проводите на кухне. Ребёнок кружиться возле вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет вам посильную помощь и потренирует пальчики.
«Волшебные палочки» - счётные палочки или спички.
(геометрические фигуры, предметы, круги, овалы, трапеции и др.)
На кухне. Игры на обогащение словаря.
«Давай искать на кухне слова».
- Какие слова можно вынуть из борща? (прилагательные: вкусный, горячий, ароматный и т.д.; существительные – название овощей.
- Какие слова можно вынуть из винегрета? (из чего сделан).
-Кухонный шкаф ( посуда) и др.
«Доскажи словечко». Вы начинаете фразу, а ребёнок заканчивает.
Ворона каркает, а воробей (чирикает).
Сова летает, а заяц (бегает, прыгает).
У коровы телёнок, а у лошади (жеребёнок) и т. д.
Развитие грамматического строя речи.
«Приготовим сок».
Из яблок сок – яблочный; из груш – грушевый; из слив – сливовый; из вишни – вишнёвый; из моркови – морковный; из лимона – лимонный; из апельсина – апельсиновый и т. д.
А теперь наоборот: морковный – из моркови, ананасовый – из ананаса и т. д.
«Упрямые слова».
Есть такие слова, которые никогда не изменяются (кофе, какао, пальто, кино, метро…)
Я надеваю пальто, на вешалке висит пальто, я гуляю в пальто, у Маши красивое пальто.
Задавайте ребёнку вопросы и следите, чтобы он не изменял слова.
Мелкая моторика.
Пока вы заняты пришиванием пуговиц, ребёнок может выкладывать из пуговиц, ярких ниточек узоры.
Можно сделать вместе с ребёнком панно из пуговиц. Пуговицы можно пришивать (с вашей помощью), а можно укреплять их на тонком слое пластилина (без вашей помощи).
По дороге в детский сад и из детского сада.
«Я заметил». Кто самый внимательный.
Называть предметы мимо, которых проходите и обязательно указывать какие они.
Почтовый ящик – он синий; я заметил кошку – она пушистая.
«Волшебные очки».
Представьте, что есть волшебные очки у вас. Когда их надеваешь, то всё становится красивым (зелёным, синим и т. д.) Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета всё стало: красные сапоги, красный мяч, красное ведро и т. д.
Слоговая структура слов.
«Перепутанница».
Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. Но не заметили, как перепутались. Помоги распутаться.
Босака (собака), ловосы (волосы), лекосо (колесо), посаги (сапоги).
Игры с мячом (услышать звук).
Произносить различные слова (звук выделять голосом, например, «лиссса»).
Исправление нарушений звукопроизношения.
Проводится поэтапно. Поскольку новый навык отрабатывается не сразу и требует продолжительного закрепления, на каждом последующем этапе одновременно с отработкой нового идёт частичное повторение материала предыдущего этапа.
Подготовительный этап.
Цель: подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию звука.
Артикуляционная гимнастика, комплекс упражнений для данного звука. Когда ребёнок научится легко, быстро, правильно воспроизводить основные движения и положение органов артикуляционного аппарата, необходимые для данного звука, чётко отличать правильное звучание от искаженного, можно переходить к следующему этапу.
Постановка звука.
Цель: добиться правильного звучания изолированного звука.
І способ – по подражанию;
ІІ способ – с механической помощью ( шпатель, палец );
ІІІ способ – смешанный – использовать все возможные способы.
Автоматизация.
Цель: добиться правильного произношения звука во фразовой речи.
Введение поставленного звука в слоги, слова, предложения ( потешки, стихи, рассказы и с самостоятельную речь ребёнка).
Дифференциация.
Цель: учить детей различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по формированию социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР
Методические рекомендации по формированию социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР разработаны на основе педагогического опыта и могут быть полезны специалистам систем...
Методические рекомендации по формированию и коррекции навыка словообразования у дошкольников с ОНР с помощью дидактических игр-упражнений
Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упраж...
«Программа логопедического сопровождения и поддержки семьи на пути решения проблемы формирования первоначальных речевых навыков у дошкольников с первым уровнем речевого развития»
Проблема логопедического сопровождения и поддержки семьи дошкольника с первым уровнем речевого развития представляется мне весьма актуальной на сегодняшний день. В первую очередь, это связано с увелич...
ЗАКРЕПЛЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ
Предлагаю вниманию родителей «ДОМАШНЮЮ ИГРОТЕКУ», которая знакомит с играми, игровыми упражнениями и заданиями на ЗАКРЕПЛЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ. При отборе и разработке материала м...
Домашняя игротека на развитие различных речевых навыков.
Рекомендация "Домашняя игротека" для родителей старшей группы на развитие речи у детей....
Домашняя игротека. Игровые упражнения, игры на закрепление различных речевых навыков
Уважаемые родители, в семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения с вами, получал от вас не только новые знания, но и обогащал свой словарный зап...
Методические рекомендации для педагогов "Формирование общих речевых навыков у детей 2-3 лет"
Предлагаемое планирование работы расчитано на 8-месячное обучение...