Педагогический тренинг для родителей старшего дошкольного возраста. « Что такое толерантность?»
консультация (старшая группа) на тему

Понуровская Юлия Борисовна

 Повышение педагогической компетентности родителей; развитие умения  находить приемлемые способы разрешения проблемных ситуаций на основе принципов толерантного взаимодействия; повышение родительской ответственности за воспитание толерантных детей. Педагогический тренинг для родителей в разрешения семейных конфликтов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический тренинг для родителей старшего дошкольного возраста.

« Что такое толерантность?»  

Цель: повышение педагогической компетентности родителей; развитие умения  находить приемлемые способы разрешения проблемных ситуаций на основе принципов толерантного взаимодействия; повышение родительской ответственности за воспитание детей.

План проведения:

  1. Что такое толерантность?
  2. Роль семьи в воспитании толерантности у детей.
  3. Педагогический тренинг для родителей в разрешения семейных конфликтов.


     1. В мире миллионы людей. Они разные. У них разный пол, разный возраст, разный социальный статус, разная внешность, разные национальности. Мы разные, но мы все живем на одной планете - Земля. Мы каждый день сталкиваемся с большим количеством людей, которые не такие как мы, они не похожи на нас, они другие. Мы должны принимать их индивидуальность, уважать их права, выслушать их мнение. Мужчина должен уважать женщину, а женщина мужчину, взрослый - ребенка, а ребенок - взрослого, физически и психически здоровый человек должен уважать больного человека, представитель одной национальности должен уважать представителя другой национальности. 

       В настоящее время толерантность является неотъемлемым элементом современного общества. Понятийное содержание толерантности раскрыто в «Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО».  Воспитание толерантности является общим делом многих государственных и общественных институтов. Среди них на первом месте - семья, которая должна быть ориентиром, живым примером семейных приоритетов: отношений, мнений, суждений, поступков – она создает разноплановый и противоречивый жизненный опыт детей, прямо или опосредованно формирующим и питающим толерантность дошкольника.

   Обучение ценностям и навыкам «жизни сообща» становится первоочередной задачей воспитания. 

Для этого необходимо:

- воспитывать у детей чувство быть открытыми, относится с пониманием к другим народам, их истории и культуре, учить их основам человеческого общежития;

- учить тому, насколько важно отказаться от насилия и искать мирные пути разрешения споров и конфликтов;

- воспитывать в детях открытость и уважение к другим, прививать им способность понимать других, сохраняя при этом свою индивидуальность. Все эти качества основаны на чувстве собственного достоинства и способности признавать культурное разнообразие, существующее в современном мире.

 В этих условиях главным требованием для поддержания здоровой атмосферы в дошкольных учреждениях стало требование взаимопонимания между людьми различных культур.

      Приобщение ребенка дошкольного возраста к народной культуре составляет базис его национальной идентификации, становления чувства национальной гордости и самодостаточности, формирования межнациональной толерантности. Чтобы принять и понять иного, другую национальную культуру, необходимо изначально приобщиться к истокам своей, осознать ее духовное богатство. 

   Межкультурному взаимопониманию необходимо учить. Примирению необходимо учить. Следовательно, вопрос обучения ТОЛЕРАНТНОСТИ становятся актуальным, является неотъемлемой составляющей прав человека.

    Толерантность можно определить как терпимое отношение к другим людям, независимо от их этнической, религиозной или культурной принадлежности, терпимое отношение к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность проявляется в стремлении достичь взаимного уважения, понимания и согласования различных точек зрения без применения насилия. Но быть толерантным не значит быть равнодушным к другим людям. Важно отметить, что понимание и принятие "другого" напрямую связаны с терпимым отношением к самому себе. Толерантный человек обладает чувством собственного достоинства, имеет свои ценности и убеждения и, одновременно уважает убеждения других людей. Так, например, невозможно доброжелательно относиться к окружающим, если отрицательно относишься к себе самому.

2. РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ.

   И здесь большая роль принадлежит семье, именно, какие отношения сформированы между членами семьи, как относятся к ребенку, зависит его самооценка, отношение к окружающим.  

 

    Чтобы ребенок мог стать толерантным человеком, родителям надо научить его  с уважением выслушивать любую точку зрения, перестать делить мир на два лагеря "свои" и "чужие",  научить  защищать свои убеждения без применения насилия, учить  выслушать другого человека.

Конечно, совсем непросто научиться жить с разными людьми, но это одна из реальных возможностей уменьшить количество конфликтов вокруг нас. Для этого нужно просто оглянуться вокруг себя, восхититься многообразием мира и людей вокруг и не забывать о том, что сохранение этого разнообразия зависит от уважительного и терпимого отношения каждого из нас.

        Известно, что семья формирует внешние социально-приемлемые формы поведения ребенка. Именно, с семьи и начинается формирование  толерантности, которое должно рассматриваться  не как синоним словам «терпимость» и «терпение», а как уважение, принятие и признание того, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям, и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

         В настоящее время, прежде всего, дошкольные учреждения совместно с семьей должны помогать осознанию дошкольником своего места в современном обществе, учить жить и адаптироваться. Роль семьи на сегодняшний день особенно актуальна: на первый план выходит проблема воспитания неконфликтной личности. Родительская любовь создает единую психическую и духовно – эмоциональную атмосферу семьи, она - источник и гарантия благополучия ребенка, успешной социализации, залог его психического здоровья.

                      Семья является источником передачи  ребенку социально-исторического опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений. В семье ребенок приобщается к опыту человечества, в результате чего он  приобретает человеческие особенности.

Всем известно, что родительская любовь к своему ребенку дает ему чувство защищенности и безопасности, является чрезвычайно важным источником духовного и нравственного  развития ребенка, поскольку она является основой его понимания, принятия, признания  и прощения.

Поэтому, необходимо осознать важность положительных взаимоотношений между членами семьи, бесконфликтного общения, личного примера отцов и матерей, наличия семейных традиций в формировании у детей опыта эмоционально-нравственных отношений, толерантности, добросердечности, отзывчивости, ответственности.          Источником эмоциональных состояний ребенка являются главным образом отношения с родителями. Ребенок может находиться в состоянии эмоционального комфорта (эмоционально-теплые, ровные отношения с родителями, постоянная поддержка), либо в состоянии эмоционального дискомфорта (конфликтные, тревожные отношения). «Фундаментом» эмоционального опыта дошкольника, его мироощущения является эмоциональный образ семьи. Поэтому реализация данного подхода невозможна без гармонизации эмоциональных отношений между родителями и ребенком.

       Воспитывая в детях стремление к добру, взаимоуважению, любви, сочувствию и состраданию, родители создают образ будущего мира ребенка. Невозможно ожидать, что дети станут толерантными, высоконравственными личностями сами по себе, и что окружающий мир прекратит быть безнравственным и враждебным без наших усилий. По этой причине родителям следует активно участвовать в творчестве своих детей с самого раннего детства.

   

     3. Итак, толерантность – это общение и свобода мысли, совести и убеждений, гармония в многообразии, добродетель, которая делает возможными достижения взаимопонимания между людьми, родителями и детьми мирным бесконфликтным путем. Вопрос успешного воспитания детей в семье – не в мере родительской строгости или доброты. Он гораздо сложнее, потому что требует от всех родителей осведомленности в психологии личности ребенка, овладение системой воспитания в целом, толерантного подхода к процессу воспитания. Если вы терпеливы по отношению к маленьким детям, добры, объективны, вам не трудно простить друг другу серьезную обиду, стараетесь понять поступок другого человека, не осуждая его, то вы стоите на правильном пути к толерантности, что позволить вам быстро и легко разрешать все конфликты, (предлагаю разрешить ситуацию)

 Дорогие друзья давайте попробуем по точнее разобраться ,что же это такое- толерантность.

Упражнение "Чем мы похожи"

Процедура проведения. Члены группы сидят в кругу( или за столом) Ведущий выбирает одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: "Светлана Андреевна, выйдите, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с вами одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т. д.)". Приглашённый выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.

Упражнение "Комплименты"

Процедура проведения. Ведущий предлагает участникам придумывать комплименты друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплимент. Например: "Вы, ты очень справедливый человек" или " У вас замечательная прическа". Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплимент и так далее. Важно проследить, чтобы комплимент был сказан каждому участнику.

На доске висит плакат, на котором крупными буквами написано ТОЛЕРАНТНОСТЬ.

 У людей  разный пол, разный возраст, разный социальный статус, разная внешность, разные национальности. Мы разные, но мы все живем на одной планете - Земля. Мы каждый день сталкиваемся с большим количеством людей, которые не такие как мы, они не похожи на нас, они другие. Мы должны принимать их индивидуальность, уважать их права, выслушать их мнение.

Давайте впишем первый пункт-

 Мы должны принимать их индивидуальность, уважать их права, выслушать их мнение.

Педагогические ситуации.

Ситуация №1 “Конфликт опасен, если он не разрешим”( Мама: - Миша, играй тише. Почему у тебя опять разбросаны игрушки (и тут же добавляет), а вчера ты сломал новую машину и испачкал фломастером стол! немедленно в угол! - Мама в истерике, объяснения ребенка не принимаются.

Вопрос родителям: Как разрешить проблему? Не слишком ли много претензий сразу в один момент.

Ответ родителей: Научить собирать игрушки; объяснить, что игрушки стоят денег и их нужно беречь; прочитать стих “Оторвали мишке лапу” или “Зайку бросила хозяйка”

Разрешение конфликта с позиции толерантности:  Мама: - Миша, не шуми, пожалуйста, ведь уже поздно и все твои игрушки устали и хотят спать. Положи каждую на свое место и пожелай им спокойной ночи. А мы с тобой возьмем карандаши, альбом и нарисуем волшебные сны для твоих игрушек.

Итог: Ребенок с интересом выполняет просьбу мамы. Мама удовлетворена. Конфликт исчез, не успев появиться.

Вывод:

Когда на человека, в данном случае на ребенка “сваливается” сразу несколько обвинений ему трудно их усвоить и принять к сведению. Мама и сын не могут разобрать подробно каждый предмет конфликта, создается “затор из проблем”, ссора неизбежно затягивается и в нем не видно конца.

Причина конфликта, выход из конфликта.

Причина конфликта это- поведение мамы в конфликте. Необходимо: уточнить причину конфликта и не расширять число предметов, следует отнести “сокращение числа претензий в один раз”. Ни в коем случае не кричать и не унижать достоинства ребенка. Помните! Что ребенок тоже личность, хотя и маленькая. И он требует к себе уважения и понимания.

Вписываем ещё один или два пункта на доску.

 Что ребенок тоже личность, хотя и маленькая. И он требует к себе уважения и понимания.

Упражнение "Эмблема толерантности"

Цели:

•  продолжение работы с определениями толерантности;

•  развитие фантазии, экспрессивных способов самовыражения.

Необходимое время: 20 минут.

Материалы: бумага, цветные карандаши или фломастеры, ножницы, скотч.

Процедура проведения. На предыдущем этапе участники выработали собственные определения толерантности и ознакомились с уже существующими. Ведущий отмечает, что обсуждение проходило на интеллектуальном, абстрактном уровне. Следующее упражнение позволит подойти к этому понятию с другой стороны - участникам предстоит создать эмблему толерантности.

Каждый попытается самостоятельно нарисовать такую эмблему, которая могла бы печататься на суперобложках, политических документах, национальных флагах. Процесс рисования занимает 5-7 мин. После завершения работы участники рассматривают рисунки друг друга (для этого можно ходить по комнате). После ознакомления с результатами творчества других участники должны разбиться на подгруппы на основе сходства между рисунками. Важно, чтобы каждый участник самостоятельно принял решение о присоединении к той или иной группе. Каждая из образовавшихся подгрупп должна объяснить, что общего в их рисунках, и выдвинуть лозунг, который отражал бы сущность их эмблем (обсуждение - 3-5 мин.). Заключительный этап упражнения - презентация эмблем каждой подгруппы.

-Дорогие друзья позвольте нам воспользоваться вашей эмблемой( нужно выбрать понравившуюся ) . Мы с гордостью поместим ваше творение в нашей группе, в знак толерантного отношения к друг другу.  

И закончить нашу встречу хотелось бы очень хорошим высказыванием:

« Не пытайтесь изменить мир вокруг себя, лучше попробовать измениться самому».

дагогические ситуации.

Ситуация №1 “Конфликт опасен, если он не разрешим”( Мама: - Миша, играй тише. Почему у тебя опять разбросаны игрушки (и тут же добавляет), а вчера ты сломал новую машину и испачкал фломастером стол! немедленно в угол! - Мама в истерике, объяснения ребенка не принимаются.

Вопрос родителям: Как разрешить проблему? Не слишком ли много претензий сразу в один момент.

Ответ родителей: Научить собирать игрушки; объяснить, что игрушки стоят денег и их нужно беречь; прочитать стих “Оторвали мишке лапу” или “Зайку бросила хозяйка”

Разрешение конфликта с позиции толерантности:  Мама: - Миша, не шуми, пожалуйста, ведь уже поздно и все твои игрушки устали и хотят спать. Положи каждую на свое место и пожелай им спокойной ночи. А мы с тобой возьмем карандаши, альбом и нарисуем волшебные сны для твоих игрушек.

Итог: Ребенок с интересом выполняет просьбу мамы. Мама удовлетворена. Конфликт исчез, не успев появиться.

Вывод:

Когда на человека, в данном случае на ребенка “сваливается” сразу несколько обвинений ему трудно их усвоить и принять к сведению. Мама и сын не могут разобрать подробно каждый предмет конфликта, создается “затор из проблем”, ссора неизбежно затягивается и в нем не видно конца.

Причина конфликта, выход из конфликта.

Причина конфликта это- поведение мамы в конфликте. Необходимо: уточнить причину конфликта и не расширять число предметов, следует отнести “сокращение числа претензий в один раз”. Ни в коем случае не кричать и не унижать достоинства ребенка. Помните! Что ребенок тоже личность, хотя и маленькая. И он требует к себе уважения и понимания.

Игра-тренинг.

Какие ассоциации у вас появляются, когда я говорю: “Произошел конфликт”? Запишите 4 слова, связанные с этим понятием, и составьте предложения.

Слова: ссора, обида, наказание, огорчение. Ответы: Произошла ссора. Ребенок наказан и обижен. Мама огорчена.

Итог: конфликт!

Ситуация № 2.

“Оставь проблему за дверью, стань образцом подражания и восхищения для своего ребенка”

Паша (с радостью) - Папа, идем кататься на каток. Смотри, Ваня со своим папой уже там. Ты же мне вчера обещал.

Папа (проблемы на работе) - Отстань! Ну и что, что обещал. Мне сейчас не до тебя.

Паша (настаивает) - Ну, пожалуйста.

Папа (отталкивает Пашу)- Какой же ты бестолковый, займись своим делом!

Вопрос: Какую ошибку допустил папа? Как нужно поступить?

Ответы родителей: ударил ребенка, оскорбил, не сдержал слово. Пообещать, что пойдем на каток завтра, предложить ребенку пойти одному.

Объяснение с позиции толерантности:

Паше не так важно пойти на каток, он мог бы пойти один, но для него очень важно, что бы с ним пошел папа, потому что дети, а особенно мальчики стремятся во всем подражать и быть похожими на своих отцов, гордиться и восхищаться ими.

Совет папе: оставить проблему за дверью, пойти на каток с сыном, что поможет отвлечься от проблемы на некоторое время. Тем самым вы не усугубите ситуацию и не создадите еще один конфликт.

Вывод: Вы, конечно, понимаете, что одним из главных условий успешного разрешения конфликтных ситуаций является умение вести спор. Посмотрите  на «памятки», изучите их и постарайтесь запомнить, ведь именно они помогут вам достойно выйти из проблемной ситуации. 

Что следует помнить родителю, разрешая конфликты и формируя толерантность у детей:

  • Конструктивное решение конфликтных ситуаций – необходимый элемент взаимодействия.
  • Всякие негуманные действия взрослого вызывают противодействие.
  • Если ребенок бросил вызов взрослому, значит у него есть на это причина.
  • Каждая конфликтная ситуация – острый сигнал о неблагополучии в развитии ребенка или семьи.
  • Разумнее провести глубокое размышление при первых симптомах неблагополучия, чем начать это после серьезных проявлений конфликта.
  • Положительные находки зачастую забываются, промахи же помнятся долго иногда всю жизнь.
  • Не следует за каждым отрицательным поступком детей видеть только отрицательные мотивы.
  • Хорошо организованная совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет.
  • Предупредительность и корректность поведения взрослого снижает напряжение в общении.


       Литература: Интернет- ресурсы                                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для детей старшего дошкольного возраста и их родителей на тему "По следам Буратино" в рамках Клуба "Будущий Первоклассник"

Тренинг  на тему: «По следам Буратино» для детей и родителей направленный на развитие коммуникативных навыков, речи, мышления, внимания и мелкой моторики....

Занятие с элементами тренинга для детей старшего дошкольного возраста и их родителей «Большое сердце»

Занятие  подготовлено для детей старшего дошкольного возраста и их родителей, проводится в форме психологического тренинга, с элементами телесно-ориентированной терапии, дыхательной гимнастики, т...

Психолого-педагогический тренинг для родителей детей раннего возраста

Развитие психических процессов и свойств личности наиболее интенсивно происходит именно в раннем возрасте. По некоторым наблюдениям психологов, ребенок в возрасте до 3-х лет приобретает от 60 до 70% и...

Занятие с элементами тренинга для детей старшего дошкольного возраста и их родителей «Доброе сердце»

Занятие подготовлено для детей старшего дошкольного возраста и их родителей, проводится в форме психологического тренинга, с элементами телесно-ориентированной терапии, дыхательной гимнастики, творчес...

Досуг с родителями по социально-нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста "Я такой!"

Помочь ребенку осознать свою индивидуальность, неповторимость, особенность.Формировать у ребенка доверие к людям, любви к жизни, чувства радости существования - "Я - есть!"Научить детей вери...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕРОПРИЯТИЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ТЕМА: «МЫ ВСЕ ТАКИЕ РАЗНЫЕ…»

Цель: дать понятие неповторимости.Задачи: -учить  находить сходства и различия во внешних признаках людей;-развивать осознание ребенком своего места в обществе, своей неповторимости;-воспиты...