Главные вкладки
Характерные черты детей с интеллектуальной одаренностью
презентация к уроку (старшая, подготовительная группа) по теме
У одаренных детей высоко развита потребность во внимании взрослых. Происходит это в силу их природной любознательности и стремления к познанию.
Итак, уровень интеллектуального развития позволяет одаренным детям анализировать свое поведение,
но в силу свойственного возрасту эгоцентризма они
нуждаются в помощи более зрелых людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.72 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Одаренным детям присущи особые поведенческие модели, поэтому им трудно находить общий язык со сверстниками, с воспитателями, членами своей семьи; они стремятся прерывать собеседника, поправлять его, демонстрировать собственные знания и превращать окружающих в предмет насмешек. Эти черты проявляются у одаренных детей в силу их особого интеллектуального развития.
У одаренных детей высоко развита потребность во внимании взрослых. Происходит это в силу их природной любознательности и стремления к познанию. Итак, уровень интеллектуального развития позволяет одаренным детям анализировать свое поведение, но в силу свойственного возрасту эгоцентризма они нуждаются в помощи более зрелых людей.
Задатки – это анатомо-физиологические особенности нервной системы, которые служат базой для формирования тех или иных способностей. В качестве таких задатков принято выделять: типологические свойства нервной системы, определяющие скорость образования временных нервных связей, их прочность, легкость дифференцировок; анатомические особенности строений анализаторов и отдельных областей коры головного мозга. Как известно, есть два вида задатков: врожденные и приобретенные.
Зависимость развития способностей от задатков, их своеобразное сочетание изучает психология индивидуальных различий. Индивидуальные различия порождаются многочисленными и сложными взаимодействиями между наследственностью и средой. Наследственность допускает широкие границы поведения; внутри же этих границ результат процесса развития зависит от его внешней среды. Задатки образуют почву, на которой одни формы поведения формируются легче, труднее – другие.
Основные свойства нервной системы человека довольно устойчивы, поэтому практическая задача их изучения в связи с проблемой индивидуальных различий заключается не в поиске путей их изменения, а в поиске наилучших путей и методов обучения детей с определенным типом нервной системы.
В педагогической энциклопедии говорится, что одаренность – это системно развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Среди определений понятия « одаренный ребенок » наиболее удачное: « Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности » .
Известный специалист в области детской одаренности Н. Лейтес, классифицирует разные педагогические подходы к этой проблеме, и выделяет три категории детей, которых принято именовать одаренными: дети с высоким интеллектом; дети, достигшие выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности; дети с высокой креативностью.
Одаренные дети, демонстрирующие выдающиеся способности в какой-то одной области иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех прочих отношениях. Однако, как правило, одаренность охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей. Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающие их от большинства сверстников.
У одаренных детей, как правило, отмечена высокая любознательность и исследовательская активность. Психофизиологические исследования показали, что у таких детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга. Недостаток информации, которую можно усвоить и переработать одаренные дети воспринимают болезненно. Поэтому ограничение их активности чревато негативными реакциями невротического характера.
Одаренные дети обычно обладают отменной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличают способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями.
Чаще всего внимание к одаренным детям привлекает их большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, а также умение ставить вопросы.. Многие одаренные дети с удовлетворением читают словари и энциклопедии, придумывают слова, которые должны, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.
Большинство современных психологов признают, что развитие одаренности у детей не всегда является результатом сложного взаимодействия природных задатков и социокультурной среды. Особое значение приобретает еще и детская активность.
Существует несколько видов одаренности: интеллектуальная, академическая, художественная, организаторская, психомоторная, иначе спортивная.
Интеллектуальная одаренность. Таких детей называют "светлыми головами" и "надеждой образовательного учреждения". Можно выделить два основных подвида интеллектуальной одаренности: 1) проявляются общие умственные способности и нет какой-либо специализации
2) незаурядные способности проявляются, прежде всего, в одной какой-либо специальной области знания. Как правило, такие дети почти всегда вступают в конфликт с педагогами, оспаривают свою правоту, иногда конфликт перерастает в принципиальное несогласие педагога с ребенком, и ребенок либо замыкается в себе, либо попадает в разряд трудновоспитуемых.
Для умственно одаренных детей характерно предварительное планирование своей деятельности: игры, рисования, аппликации. Замыслы отличаются развернутостью и продуманностью последовательности будущих действий, богатством и оригинальностью, проявлением собственной индивидуальности. В то же время они вполне реалистичны, то есть соответствуют возможностям детей и наличию необходимых материалов.
При этом умственно одаренный ребенок легко осваивает необходимые действия для реализации своих замыслов и оказывается вполне успешным или в разных видах деятельности, или хотя бы в одном из них.
Наиболее важной характеристикой личности детей с проявлениями одаренности является особая система ценностей, личностных приоритетов, важнейшее место в которой занимает деятельность, соответствующая содержанию одаренности.
Для значительной части одаренных детей характерен так называемый перфекционизм, то есть стремление добиться совершенства в выполнении деятельности. Иногда ребенок часами переделывает уже законченную, добиваясь одному ему известного совершенства.
Хотя в целом эта характеристика носит позитивный характер, в будущем превращаясь в залог высокого уровня профессиональных достижений, от учителя и психолога, тем не менее, требуется ввести такую требовательность в разумные рамки. В противном случае это качество превращается в своего рода “самоедство”, в невозможность довести работу до конца.
Свои особенности у одаренных детей имеет самооценка, характеризующая представление ребенка о своих силах и возможностях. Вполне закономерен тот факт, что самооценка у этих детей и подростков весьма высокая, однако иногда, у особо эмоциональных детей, самооценка отличается известной противоречивостью, нестабильностью - от очень высокой самооценки в одних случаях ребенок бросается в другую крайность в других, считая, что он ничего не может и не умеет. И те, и другие дети нуждаются в коррекционной работе и в психологической поддержке.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Психологическое сопровождение интеллектуально одаренных детей старшего дошкольного возраста".
В настоящее время все более приоритетной становится работа с одаренными детьми. Это связано с задачами сохранения и развития интеллектуального потенциала страны и ее духовного возрожденияОдаренные дет...
Организация современной образовательной среды ДОУ для поддержки и развития детей, имеющих предпосылки интеллектуальной одаренности
В статье раскрывается опыт работы дошкольного учреждения города Бийска по выявлению детей с признаками одаренности, подробно рассматривается организация современной образовательной среды для под...

банк заданий повышенного уровня сложности для интеллектуально одаренных детей
Банк заданий повышенного уровня сложности для интеллектуально одаренных детей.В работе с детьми применяются различные виды занимательного материала:· за...
Подбор упражнений для развития интеллектуальной одаренности детей
Подбор упражнений для развития интеллектуальной одаренности детей Используются для развития мышления, логики, памяти, внимания, наблюдательности, восприятия, вербального и невербального интеллект...

Конспект НОД в форме интеллектуальной игры «В гостях у сказки» к педсовету «Одаренные дети. Работа с одаренными детьми»
Конспект НОД в форме интеллектуальной игры «В гостях у сказки» к педсовету «Одаренные дети. Работа с одаренными детьми». Даное НОД помогает закрепл...

Стендовый материал для родителей. Характерные черты ребенка, неготового к школьному обучению.
Материал содержит перечисление характерных черт ребенка, который не готов к обучению в школе....

ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА И ИХ ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ
Каждый ребенок отличается по темпераменту, в соответствии со своими природными особенностями. Характеризуется медлительностью, общительностью, замкнутостью или пассивностью, веселостью или плаксивость...