Организация современной образовательной среды ДОУ для поддержки и развития детей, имеющих предпосылки интеллектуальной одаренности
статья по теме
В статье раскрывается опыт работы дошкольного учреждения города Бийска по выявлению детей с признаками одаренности, подробно рассматривается организация современной образовательной среды для поддержки и развития детей, имеющих предпосылки интеллектуальной одаренности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sepetaya_nn_biysk_2014_.docx | 24.37 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДОУ ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ПРЕДПОСЫЛКИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ
Сепетая Надежда Николаевна, заведующий
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - Детский сад № 51» города Бийска
В статье раскрывается опыт работы дошкольного учреждения города Бийска по выявлению детей с признаками одаренности, подробно рассматривается организация современной образовательной среды для поддержки и развития детей, имеющих предпосылки интеллектуальной одаренности.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
В «Рабочей концепции одаренности» сделан важный вывод о том, что
«проблема выявления одаренных детей должна быть переформулирована как проблема создания условий для интеллектуального и личностного роста детей в образовательных учреждениях, с тем, чтобы выявить как можно больше детей с признаками одаренности и обеспечить им благоприятные условия для совершенствования присущих им видов деятельности». Именно такое видение проблемы и легло в основу работы нашего детского сада.
Перед коллективом МБДОУ стоит задача организации современной образовательной среды в соответствии с ФГОС ДО для поддержки и развития детей, имеющих предпосылки одаренности.
Коллектив МБДОУ «ЦРР – Детский сад № 51» уверен «Каждый ребенок по-своему яркий!». Разнообразие видов деятельности, предлагаемых дошкольнику в детском саду, помогает ребенку найти свою «нишу», найти и раскрыть свои способности в формах, специфических для детей каждой возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности.
В дошкольном возрасте быстрыми темпами происходит накопление знаний, совершенствуются познавательные процессы, формируется речь, поэтому интеллектуальное развитие детей в детском саду должно включать: развитие речи и речевого общения, развитие пространственного мышления и воображения (работа с календарем, временем), развитие логического мышления (классификация, соотношения), формирование сенсорной координации и моторики рук (графические символы, штриховка), формирование умения наблюдать, описывать и строить предположения, знакомство с правилами поведения по отношению к миру природы и миру вещей, созданных человеком.
В развитии интеллектуальных способностей дошкольников особое место занимает дидактическая игра. Педагоги широко используют в своей работе развивающие игры: «Танграм», «Колумбово яйцо», логические блоки Дьенеша, различные головоломки, «Кубики Никитина». Сущностью занимательности является новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие прежним представлениям. При занимательном обучении обостряются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие пристальнее всматриваться в предмет, наблюдать, догадываться, вспоминать, сравнивать, искать объяснения.
Развитию широких познавательных интересов, творческого, критического и логического мышления, развитию исследовательских навыков, способностей к самостоятельному приобретению знаний, умению работать совместно (решать проблемы в малых группах, проводить совместную исследовательскую работу, вести диалог и дискуссию, принимать точку зрения другого человека и т. п.) способствуют детские проекты и исследования.
Проект «Как вырастить комнатное растение», «Кто такой еж?» в 2012 году были представлены детьми на первой конференции детей дошкольного возраста «Знатоки природы» и на всероссийском конкурсе «Радуга проектов». В 2014 году на городском конкурсе «Я – исследователь» воспитанники старшей и подготовительной к школе групп защищали свои исследования «Воздух, какой он?», «Молочные секреты». На таких конкурсах у дошкольников есть возможность получить поддержку авторитетных людей, пообщаться со сверстниками – такими же пытливыми как они сами.
Важным фактором создания условий для развития детей с предпосылками к одаренности является организация бесплатного дополнительного образования в дошкольном учреждении.
В детском саду работают кружки и секции различной направленности, обеспечивающие личностные потребности детей. 56% воспитанников МБДОУ охвачены бесплатным дополнительным образованием, организованным как совместная деятельность педагога и детей. Старшие дошкольники посещают интеллектуальный клуб «Умники и умницы», который дает возможность познавательному и речевому развитию. В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас.
Дошкольники имеют возможность проявить активность в конкурсной деятельности. Для выявления детей, имеющих предпосылки к одаренности в городе сформирован комплекс разносторонних конкурсов, олимпиад, фестивалей. Воспитанники МБДОУ «ЦРР – Детский сад № 51» ежегодно принимают активное участие в конкурсе «Я – исследователь», интеллектуальной творческой олимпиаде «Умники и умницы», педагогическом марафоне по работе с детьми с предпосылками к одаренности, давая мастер-классы для взрослых.
Особое значение для поддержки и развития детей с предпосылками к одаренности отводится организации предметно-пространственной развивающей среде в МБДОУ. Организация предметно - пространственной среды в нашем детском саду строиться так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Развивающая среда создает благоприятные условия для обучения ребенка в самостоятельной деятельности, обеспечивает разные виды его активности (умственную, физическую, игровую). У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: в движении, общении, познании. Предметно-пространственная среда групповой комнаты позволяет ребенку сделать самостоятельный выбор: с кем, где, как, во что играть. Она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка:
Центр науки «Хочу все знать», уголок мышления, игровой центр, мини лаборатория Кота ученного направлены на развитие интеллектуальных способностей детей.
Развивающие центры в группе это место, где ребенок получает возможность широкого эмоционально-практического самостоятельного контакта с наиболее близкими и значимыми для его развития сферами жизни. Накопление ребенком под руководством умного взрослого ценного опыта познания, деятельности, творчества, постижение им своих возможностей, самопознание - вот путь, который способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника.
Таким образом, наличие детей с предпосылками одаренности в большинстве образовательных учреждений требует организации соответствующей развивающей среды и осуществления целенаправленной социально-педагогической поддержки одаренности ребенка со стороны окружающих его взрослых, от чего зависит раскрытие способностей и развитие личности этих детей.
Совершенствование и развитие образовательного пространства ДОУ, предусмотренное новыми образовательными стандартами, ведет к появлению системных новообразований в работе с детьми, имеющими предпосылки к одаренности. Создание условий для максимального развития детей, включая детей, чьи таланты на настоящий момент, может быть, ещё не проявились, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы дошкольных учреждений нашего города.
Литература:
Сепетая Надежда Николаевна , 659300, Алтайский край, г. Бийск, пер. Телеграфный, 25 а, 8(3854) 33-74-12, mdou51_kolokolchik@mail.ru, секция № 1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Создание современной развивающей среды, как условие социального развития детей раннего возраста»
...
Сопровождение детей, имеющих предпосылки к одаренности в рамках методической службы дошкольного учреждения
Презентация позволяет ознакомиться с системой методической работы по развитию детской одаренности....
«Организация развивающей образовательной среды и целенаправленной поддержки одаренности ребенка на этапе подготовки к школе»
Важной задачей современного образования в России является сохранение и развитие интеллектуального, физического, творческого и социально-лидерского потенциала человека. Решение этой проблемы актуализир...
Проектирование и организация современной образовательной среды развития и воспитания детей дошкольного возраста.
Мы уверены, что сказка и игра позволяют ребенку понять и усвоить законы жизни наиболее доступным для него путем.Используя в своей работе рекомендации ФГОС ДО, мы разработали проект: «Играем в ск...
СОЗДАНИЕ LEGO - ЦЕНТРА КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
LEGO - технология является актуальной в условиях внедрения ФГОС ДОО, так как: позволяет осуществлять интеграцию всех образовательных областей, дает возможность воспитателю объединять игру с исследоват...
Выявление и сопровождение детей, имеющих предпосылки физической одаренности
Детская одаренность – это хрупкая субстанция. Для раскрытия одаренности необходимы атмосфера психологического комфорта, принятие малыша таким, какой он есть, вера в большие возможности его позит...
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ИГРЕ В ШАХМАТЫ
Шахматная игра достаточно многогранна. Одни считают шахматы искусством, и действительно, лучшие образцы шахматного творчества становятся в один ряд с произведениями других искусств. Кто-то видит ...