Как общаться с тревожным ребенком?
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Рекомендации родителям по общению с детьми дошкольного возраста, склонными переживать тревожные состояния. Материал для психолого-педагогических консультаций в дошкольном детстве.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Информация для родителей
Как общаться с тревожным ребенком?
Дошкольная психолого-педагогическая практика убедительно показывает, что среди дошкольников с различными особенностями в поведении довольно часто встречаются дети, испытывающие ярко выраженное тревожное состояние в тех ситуациях, которые, как правило, к этому, не располагают.
Такие дети остро нуждаются в повышенном внимании со стороны близких значимых взрослых – и родителей, и воспитателей, в их особенно бережном и чутком отношении, которое исключает эмоциональное давление и насилие в любых формах. Ведь частые тревожные состояния у ребенка сегодня - в дальнейшем могут стать устойчивой чертой его личности. Когда окружающий мир в целом воспринимается как пугающий и враждебный, постепенно закрепляется заниженная самооценка, начинает преобладать неуверенность в своих действиях, становится трудно общаться с окружающими людьми и появляется мрачный взгляд на свое будущее.
Можно ли не допустить этого
и помочь ребенку?
Да, конечно!!!
Главная задача взрослых в общении с ребенком - обеспечить ощущение безопасности и стабильности во всех, по возможности, ситуациях – дома, на улице, в детском саду, в гостях, в транспорте, в поликлинике, в магазине и т.д. В любой ситуации можно и нужно мягко оказывать необходимую эмоциональную поддержку ребенку, которая для него в тревожном состоянии, безусловно оправдана и желательна.
Перечислим некоторые причины возникновения тревожных состояний у детей дошкольного возраста.
Большинство исследователей считает, что в дошкольном возрасте одна из основных причин тревожности ребенка кроется в нарушении детско-родительских отношений, а именно:
- непоследовательность родителей при воспитании ребенка
- неадекватные требования родителей к возможностям и потребностям своего ребенка (несоответствие притязаний взрослых реальным возможностям малыша)
- предъявление к ребенку противоречивых требований
- чрезмерная эмоциональность (аффективность) родителей в общении с ребенком или хотя бы одного из них
- стремление родителей сравнивать достижения своего ребенка с достижениями других детей
- авторитарный стиль воспитания в семье
- гиперсоциальность родителей: повышенное стремление родителей всё делать правильно и полностью соответствовать общепринятым стандартам и нормам
- отвержение и враждебность, которые демонстрируют взрослые по отношению к ребенку
Также к причинам развития тревожности у детей можно отнести повышенную тревожность самих родителей, неблагоприятные микросоциальные и бытовые условия в семье, плохие материальные условия семьи.
Рекомендации родителям
в общении с ребенком
В общении с ребенком дошкольного возраста, переживающим тревожные состояния, рекомендуем родителям:
- стремитесь к искреннему демократическому стилю воспитания и развития детей в семье
- постоянно развивайте и повышайте самостоятельность ребенка в различных видах деятельности
- при встрече с каким-либо затруднением спокойно предлагайте ребенку свою помощь и выполняйте необходимое действие вместе с ребенком
- отмечайте и эмоционально поощряйте любые достижения ребенка в присутствии сверстников и других взрослых
- полностью откажитесь от сравнения ребенка с другими детьми и сверстниками
- исключите пока элементы соревнования в играх (либо включайте их постепенно)
- не торопите и не подгоняйте ребенка в самостоятельной деятельности
- в семье будьте единодушными и последовательными в вопросах воспитания, не запугивайте ребенка, тем более наказаниями (в том числе невыполнимыми)
- требования к ребенку предъявляйте в спокойной и мягкой форме
- число замечаний в течение дня сведите к минимуму
- не заставляйте извиняться за «проступки», а попытайтесь вместе понять причину произошедшего события
- формируйте адекватную для дошкольника самооценку (высокую)
- постоянно выражайте свою искреннюю и безусловную любовь к ребенку
- обращаясь к ребенку с вопросами или просьбами, чаще устанавливайте с ним контакт глазами и лучше займите равную позицию – можно присесть рядом или наклониться
- поделитесь с ребенком своими детскими страхами
и позитивными результатами их преодоления - можно кратко поделиться и сегодняшними проблемами (это поможет развитию у ребенка чувства сопереживания и эмпатии)
- стимулируйте потребность ребенка в активной двигательной подвижности, развивайте моторную ловкость, ощущение своего тела, навыки мышечного расслабления, физическую выносливость ребенка
- своей эмоциональной поддержкой действий и поступков ребенка вселяйте в него уверенность
- не перегружайте ребенка заданиями школьного (учебного) типа преждевременно, т.е. до поступления в первый класс, когда ребенок еще ходит в старшую или подготовительную группу детского сада!
Желаем вам успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь тревожному ребенку, агрессивному ребенку?"
В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что...
Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь агрессивному и тревожному ребенку?"
Как научить ребенка общаться с людьми? В настоящее время многие родители воспитывают ребенка в домашних условиях, лишая его при этом необходимого ему общения со сверстни...
Снижение уровня тревожности детей с общим недоразвитием речи посредством театрализованной деятельности.
Причины формирования высокого уровня тревожности кроются как в природных,генетических факторахразвития психики ребенка, так и в социальных. Первые факторы формирования тревожности трудно поддаются кор...
Тревожный ребенок. Как помочь тревожным детям? Как предупредить тревожность?
Очевидно, не один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако действия взрослых способствуют развитию тревожности у детей. Нередко они предъявляют ребенку требования, соотве...
Консультация с родителями на тему: «Тревожный ребенок. Как помочь тревожным детям? Как предупредить тревожность?»
Очевидно, не один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако действия взрослых способствуют развитию тревожности у детей. Нередко они предъявляют ребенку требования, соотве...
«КОРРЕКЦИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОТЕРАПИИ»
laquo;КОРРЕКЦИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОТЕРАПИИ»Лютоева Мария ИльиничнаГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колле...