«КОРРЕКЦИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОТЕРАПИИ»
статья

Лютоева Мария Ильинична

 «КОРРЕКЦИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОТЕРАПИИ»

Лютоева Мария Ильинична

ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж

имени И.А. Куратова»

Специальность 44.02.04 Специальное дошкольное образование, 4 курс

Научный руководитель – Валеева Наталья Ивановна

 

Проблема детской тревожности занимает особое место в современном научном знании. Ей посвящено значительное количество исследований, причем не только в психологии, но и в медицине, физиологии, социологии. Изучением данной проблемы занимались некоторые авторы: А.М. Прихожан, А.И. Захаров, Н.В. Имедадзе, З. Фрейд, К. Хорни, Л.В. Макшанцева.

Л.В. Макшанцева писала: «Появившиеся в последнее время исследования отражают специфику развития тревожности у детей, начиная с трехлетнего возраста».  При этом большинство авторов отмечают, что постоянно увеличивается число тревожных детей, отличающиеся повышенным беспокойством, неуверенностью и эмоциональной неустойчивостью [4]

В современной психологии принято различать «тревогу» и «тревожность». Тревога рассматривается в психологии как неблагоприятное по своей эмоциональной окраске состояние или внутреннее условие, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий. Понятие «тревога» было введено в психологию З.Фрейдом, разводившим страх как таковой, конкретный страх и неопределенный, безотчетный страх – тревогу, носящую глубинный, иррациональный, внутренний характер [1, с.424].  А тревожность рассматривается как один из основных параметров индивидуальных различий. При этом ее принадлежность к тому или иному уровню психической организации человека до сих пор остается спорным вопросом; ее можно трактовать и как индивидуальное, и как личностное свойство человека. 

Первая точка зрения принадлежит В.С. Мерлину и его последователям, которые трактуют тревожность как обобщенную характеристику психической деятельности, связанную с инертностью нервных процессов, то есть как психодинамическое свойство темперамента [2, с.45]. 

Вторая точка зрения (А.М. Прихожан) трактует тревожность как личностное свойство, которое формируется в результате фрустрации межличностной надежности со стороны ближайшего окружения [3, с.15]. 

По мнению А.М. Прихожан наиболее существенными проблемами являются: соотношения тревожности и страха; тревожности как переживания, не связанного с каким-либо конкретным объектом (общая, «свободноплавающая», «разлитая» тревога), и тесно спаянная с какой-либо сферой жизни (частная, локальная, парциальная тревожность); сути тревожности как устойчивого образования, его причин и форм.

На наш взгляд, главной причиной тревожности у детей является окружение ребенка, которое играет большую роль в формировании тревожности у детей дошкольного возраста. Состояние тревожности у ребенка могут спровоцировать следующие факторы: тревожность взрослых, которая передается детям, конфликты родителей или других членов семьи, развод родителей и т.п.

 

Список литературы.

1.     Изард, К.Э. Эмоции человека [Текст] / К.Э. Изард. – М.: Директ-Медиа, 2008. – 543 с.

2.     Стрик, О.О. Программа «Коррекция страхов и тревожности у детей» / О.О. Стрик [Электронный ресурс]. – 2004. – Режим доступа: http://www.vseodetkax.ru/publ/7-1-0-76

3.     Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста [Текст] / под ред. С.Ю. Циркина. – СПб.: Издательство «Питер», 2004. – 896 с.

4.     Тревожность: особенности проявления у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://medglc.ru/trevozhnost-osobennosti-proyavleniya-u-detej-doshkolnogo-vozrasta

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_teme_vkr.docx17.37 КБ

Предварительный просмотр:

 «КОРРЕКЦИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОТЕРАПИИ»

Лютоева Мария Ильинична

ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж

имени И.А. Куратова»

Специальность 44.02.04 Специальное дошкольное образование, 4 курс

Научный руководитель – Валеева Наталья Ивановна

Проблема детской тревожности занимает особое место в современном научном знании. Ей посвящено значительное количество исследований, причем не только в психологии, но и в медицине, физиологии, социологии. Изучением данной проблемы занимались некоторые авторы: А.М. Прихожан, А.И. Захаров, Н.В. Имедадзе, З. Фрейд, К. Хорни, Л.В. Макшанцева.

Л.В. Макшанцева писала: «Появившиеся в последнее время исследования отражают специфику развития тревожности у детей, начиная с трехлетнего возраста».  При этом большинство авторов отмечают, что постоянно увеличивается число тревожных детей, отличающиеся повышенным беспокойством, неуверенностью и эмоциональной неустойчивостью [4]

В современной психологии принято различать «тревогу» и «тревожность». Тревога рассматривается в психологии как неблагоприятное по своей эмоциональной окраске состояние или внутреннее условие, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий. Понятие «тревога» было введено в психологию З.Фрейдом, разводившим страх как таковой, конкретный страх и неопределенный, безотчетный страх – тревогу, носящую глубинный, иррациональный, внутренний характер [1, с.424].  А тревожность рассматривается как один из основных параметров индивидуальных различий. При этом ее принадлежность к тому или иному уровню психической организации человека до сих пор остается спорным вопросом; ее можно трактовать и как индивидуальное, и как личностное свойство человека.  

Первая точка зрения принадлежит В.С. Мерлину и его последователям, которые трактуют тревожность как обобщенную характеристику психической деятельности, связанную с инертностью нервных процессов, то есть как психодинамическое свойство темперамента [2, с.45].  

Вторая точка зрения (А.М. Прихожан) трактует тревожность как личностное свойство, которое формируется в результате фрустрации межличностной надежности со стороны ближайшего окружения [3, с.15].  

По мнению А.М. Прихожан наиболее существенными проблемами являются: соотношения тревожности и страха; тревожности как переживания, не связанного с каким-либо конкретным объектом (общая, «свободноплавающая», «разлитая» тревога), и тесно спаянная с какой-либо сферой жизни (частная, локальная, парциальная тревожность); сути тревожности как устойчивого образования, его причин и форм.

На наш взгляд, главной причиной тревожности у детей является окружение ребенка, которое играет большую роль в формировании тревожности у детей дошкольного возраста. Состояние тревожности у ребенка могут спровоцировать следующие факторы: тревожность взрослых, которая передается детям, конфликты родителей или других членов семьи, развод родителей и т.п.

Список литературы.

  1. Изард, К.Э. Эмоции человека [Текст] / К.Э. Изард. – М.: Директ-Медиа, 2008. – 543 с.
  2. Стрик, О.О. Программа «Коррекция страхов и тревожности у детей» / О.О. Стрик [Электронный ресурс]. – 2004. – Режим доступа: http://www.vseodetkax.ru/publ/7-1-0-76
  3. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста [Текст] / под ред. С.Ю. Циркина. – СПб.: Издательство «Питер», 2004. – 896 с.
  4. Тревожность: особенности проявления у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://medglc.ru/trevozhnost-osobennosti-proyavleniya-u-detej-doshkolnogo-vozrasta


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опыт работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА. «Коррекция речевых нарушений детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (I уровень речевого развития)»

Данная программа по коррекции речи является дополнительной и направлена на преодоление речевых нарушений детей младшего дошкольного возраста с об...

Дневник взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя по коррекции речевого развития детей 7-го года жизни с общим недоразвитием речи.

Эффективность коррекционно-речевого процесса в группах для детей с нарушениями речи значительно повышается в том случае, когда работа по закреплению правильных речевых навыков, полученных ребенком на ...

Дневник взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя по коррекции речевого развития детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи.

       Эффективность коррекционно-речевого процесса в группах для детей с нарушениями речи значительно повышается в том случае, когда работа по закреплению правильных речевы...

Методическая разработка «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством пальчиковой гимнастики»

ВведениеДошкольный возраст  считается удивительным периодом развития человека. Он обладает своеобразной этапностью и спецификой.  Ведущий вид  деятельности – игра. Онасоздает наиб...

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГЛАГОЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

           Известно, что инструментом всестороннего развития личности ребенка является богатая и хорошо развитая речь. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем ле...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 3 УРОВНЯ

Коррекция речи - длительный процесс, направленный на формирование речевых средств, достаточных для самостоятельного развития речи в процессе общения и обучения. Процесс формирования представлений у де...