«КОРРЕКЦИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОТЕРАПИИ»
статья
«КОРРЕКЦИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОТЕРАПИИ»
Лютоева Мария Ильинична
ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж
имени И.А. Куратова»
Специальность 44.02.04 Специальное дошкольное образование, 4 курс
Научный руководитель – Валеева Наталья Ивановна
Проблема детской тревожности занимает особое место в современном научном знании. Ей посвящено значительное количество исследований, причем не только в психологии, но и в медицине, физиологии, социологии. Изучением данной проблемы занимались некоторые авторы: А.М. Прихожан, А.И. Захаров, Н.В. Имедадзе, З. Фрейд, К. Хорни, Л.В. Макшанцева.
Л.В. Макшанцева писала: «Появившиеся в последнее время исследования отражают специфику развития тревожности у детей, начиная с трехлетнего возраста». При этом большинство авторов отмечают, что постоянно увеличивается число тревожных детей, отличающиеся повышенным беспокойством, неуверенностью и эмоциональной неустойчивостью [4]
В современной психологии принято различать «тревогу» и «тревожность». Тревога рассматривается в психологии как неблагоприятное по своей эмоциональной окраске состояние или внутреннее условие, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий. Понятие «тревога» было введено в психологию З.Фрейдом, разводившим страх как таковой, конкретный страх и неопределенный, безотчетный страх – тревогу, носящую глубинный, иррациональный, внутренний характер [1, с.424]. А тревожность рассматривается как один из основных параметров индивидуальных различий. При этом ее принадлежность к тому или иному уровню психической организации человека до сих пор остается спорным вопросом; ее можно трактовать и как индивидуальное, и как личностное свойство человека.
Первая точка зрения принадлежит В.С. Мерлину и его последователям, которые трактуют тревожность как обобщенную характеристику психической деятельности, связанную с инертностью нервных процессов, то есть как психодинамическое свойство темперамента [2, с.45].
Вторая точка зрения (А.М. Прихожан) трактует тревожность как личностное свойство, которое формируется в результате фрустрации межличностной надежности со стороны ближайшего окружения [3, с.15].
По мнению А.М. Прихожан наиболее существенными проблемами являются: соотношения тревожности и страха; тревожности как переживания, не связанного с каким-либо конкретным объектом (общая, «свободноплавающая», «разлитая» тревога), и тесно спаянная с какой-либо сферой жизни (частная, локальная, парциальная тревожность); сути тревожности как устойчивого образования, его причин и форм.
На наш взгляд, главной причиной тревожности у детей является окружение ребенка, которое играет большую роль в формировании тревожности у детей дошкольного возраста. Состояние тревожности у ребенка могут спровоцировать следующие факторы: тревожность взрослых, которая передается детям, конфликты родителей или других членов семьи, развод родителей и т.п.
Список литературы.
1. Изард, К.Э. Эмоции человека [Текст] / К.Э. Изард. – М.: Директ-Медиа, 2008. – 543 с.
2. Стрик, О.О. Программа «Коррекция страхов и тревожности у детей» / О.О. Стрик [Электронный ресурс]. – 2004. – Режим доступа: http://www.vseodetkax.ru/publ/7-1-0-76
3. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста [Текст] / под ред. С.Ю. Циркина. – СПб.: Издательство «Питер», 2004. – 896 с.
4. Тревожность: особенности проявления у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://medglc.ru/trevozhnost-osobennosti-proyavleniya-u-detej-doshkolnogo-vozrasta
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_teme_vkr.docx | 17.37 КБ |
Предварительный просмотр:
«КОРРЕКЦИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОТЕРАПИИ»
Лютоева Мария Ильинична
ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж
имени И.А. Куратова»
Специальность 44.02.04 Специальное дошкольное образование, 4 курс
Научный руководитель – Валеева Наталья Ивановна
Проблема детской тревожности занимает особое место в современном научном знании. Ей посвящено значительное количество исследований, причем не только в психологии, но и в медицине, физиологии, социологии. Изучением данной проблемы занимались некоторые авторы: А.М. Прихожан, А.И. Захаров, Н.В. Имедадзе, З. Фрейд, К. Хорни, Л.В. Макшанцева.
Л.В. Макшанцева писала: «Появившиеся в последнее время исследования отражают специфику развития тревожности у детей, начиная с трехлетнего возраста». При этом большинство авторов отмечают, что постоянно увеличивается число тревожных детей, отличающиеся повышенным беспокойством, неуверенностью и эмоциональной неустойчивостью [4]
В современной психологии принято различать «тревогу» и «тревожность». Тревога рассматривается в психологии как неблагоприятное по своей эмоциональной окраске состояние или внутреннее условие, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий. Понятие «тревога» было введено в психологию З.Фрейдом, разводившим страх как таковой, конкретный страх и неопределенный, безотчетный страх – тревогу, носящую глубинный, иррациональный, внутренний характер [1, с.424]. А тревожность рассматривается как один из основных параметров индивидуальных различий. При этом ее принадлежность к тому или иному уровню психической организации человека до сих пор остается спорным вопросом; ее можно трактовать и как индивидуальное, и как личностное свойство человека.
Первая точка зрения принадлежит В.С. Мерлину и его последователям, которые трактуют тревожность как обобщенную характеристику психической деятельности, связанную с инертностью нервных процессов, то есть как психодинамическое свойство темперамента [2, с.45].
Вторая точка зрения (А.М. Прихожан) трактует тревожность как личностное свойство, которое формируется в результате фрустрации межличностной надежности со стороны ближайшего окружения [3, с.15].
По мнению А.М. Прихожан наиболее существенными проблемами являются: соотношения тревожности и страха; тревожности как переживания, не связанного с каким-либо конкретным объектом (общая, «свободноплавающая», «разлитая» тревога), и тесно спаянная с какой-либо сферой жизни (частная, локальная, парциальная тревожность); сути тревожности как устойчивого образования, его причин и форм.
На наш взгляд, главной причиной тревожности у детей является окружение ребенка, которое играет большую роль в формировании тревожности у детей дошкольного возраста. Состояние тревожности у ребенка могут спровоцировать следующие факторы: тревожность взрослых, которая передается детям, конфликты родителей или других членов семьи, развод родителей и т.п.
Список литературы.
- Изард, К.Э. Эмоции человека [Текст] / К.Э. Изард. – М.: Директ-Медиа, 2008. – 543 с.
- Стрик, О.О. Программа «Коррекция страхов и тревожности у детей» / О.О. Стрик [Электронный ресурс]. – 2004. – Режим доступа: http://www.vseodetkax.ru/publ/7-1-0-76
- Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста [Текст] / под ред. С.Ю. Циркина. – СПб.: Издательство «Питер», 2004. – 896 с.
- Тревожность: особенности проявления у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://medglc.ru/trevozhnost-osobennosti-proyavleniya-u-detej-doshkolnogo-vozrasta
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
опыт работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА. «Коррекция речевых нарушений детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (I уровень речевого развития)»
Данная программа по коррекции речи является дополнительной и направлена на преодоление речевых нарушений детей младшего дошкольного возраста с об...
Дневник взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя по коррекции речевого развития детей 7-го года жизни с общим недоразвитием речи.
Эффективность коррекционно-речевого процесса в группах для детей с нарушениями речи значительно повышается в том случае, когда работа по закреплению правильных речевых навыков, полученных ребенком на ...
Дневник взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя по коррекции речевого развития детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи.
Эффективность коррекционно-речевого процесса в группах для детей с нарушениями речи значительно повышается в том случае, когда работа по закреплению правильных речевы...
Методическая разработка «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством пальчиковой гимнастики»
ВведениеДошкольный возраст считается удивительным периодом развития человека. Он обладает своеобразной этапностью и спецификой. Ведущий вид деятельности – игра. Онасоздает наиб...
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГЛАГОЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Известно, что инструментом всестороннего развития личности ребенка является богатая и хорошо развитая речь. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем ле...
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 3 УРОВНЯ
Коррекция речи - длительный процесс, направленный на формирование речевых средств, достаточных для самостоятельного развития речи в процессе общения и обучения. Процесс формирования представлений у де...