Тревожный ребенок. Как помочь тревожным детям? Как предупредить тревожность?
консультация по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему
Очевидно, не один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако действия взрослых способствуют развитию тревожности у детей. Нередко они предъявляют ребенку требования, соответствовать которым он не в силах. Ребенок не может понять, как и чем угодить родителям, безуспешно пробует добиться их расположения и любви. Но, потерпев одну неудачу за другой, понимает: он никогда не сможет выполнить все, чего ждут от него мама и папа. И тогда признает себя не таким как все, хуже, никчемнее, считает необходимым приносить бесконечные извинения.
Чтобы избежать пугающего внимания взрослых или их критики, ребенок физически и психически сдерживает свою внутреннюю энергию. Он мелко и часто дышит, голову вбирает в плечи, приобретает привычку осторожно и незаметно выскальзывать из комнаты. Все это отнюдь не способствует развитию ребенка, реализации его творческих способностей, мешает общению со взрослыми и детьми, поэтому родители должны сделать все, чтобы заверить его в своей любви (независимо от успехов), в его компетентности в какой-либо области (не бывает совсем неспособных детей).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trevozhnyy_rebenok._kak_pomoch_trevozhnym_detyam._kak_predupredit_trevozhnost.doc | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тревожный ребенок. Как помочь тревожным детям? Как предупредить тревожность?
Очевидно, не один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако действия взрослых способствуют развитию тревожности у детей. Нередко они предъявляют ребенку требования, соответствовать которым он не в силах. Ребенок не может понять, как и чем угодить родителям, безуспешно пробует добиться их расположения и любви. Но, потерпев одну неудачу за другой, понимает: он никогда не сможет выполнить все, чего ждут от него мама и папа. И тогда признает себя не таким как все, хуже, никчемнее, считает необходимым приносить бесконечные извинения.
Чтобы избежать пугающего внимания взрослых или их критики, ребенок физически и психически сдерживает свою внутреннюю энергию. Он мелко и часто дышит, голову вбирает в плечи, приобретает привычку осторожно и незаметно выскальзывать из комнаты. Все это отнюдь не способствует развитию ребенка, реализации его творческих способностей, мешает общению со взрослыми и детьми, поэтому родители должны сделать все, чтобы заверить его в своей любви (независимо от успехов), в его компетентности в какой-либо области (не бывает совсем неспособных детей).
Прежде всего, родители должны ежедневно отмечать его успехи, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи (например, во время общего ужина). Кроме того, необходимо отказаться от слов, которые унижают достоинство ребенка (поросенок, неряха, капуша и т.д.), даже если взрослые очень раздосадованы и сердиты. Не надо требовать от ребенка извинений за тот или иной поступок – пусть лучше объяснит, почему он это сделал (если захочет). Если же все-таки ребенок под нажимом родителей извинится, это скорее всего, вызовет у него не раскаяние, а озлобление.
Полезно уменьшить количество замечаний. Предложите родителям записывать в течение дня все замечания, сделанные ребенку, а вечером сосчитать их. Скорее всего, родителям станет очевидно: большинство замечаний можно было не делать – они не принесли пользы, а некоторые даже навредили и им, и ребенку.
Нельзя угрожать детям невыполненными наказаниями («Замолчи, а то рот заклею! Уйду от тебя! Отдам…!). Они и без того боятся всего на свете. Лучше, не дожидаясь экстремальной ситуации, больше разговаривать с детьми, помогать им выражать свои мысли и чувства словами, играть и выполнять работу по дому вместе с ними.
Ласковые прикосновения родителей помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности в себе и доверия к миру, а это избавит его от страха насмешки, предательства. Родителям полезно чаще обнимать ребенка, целовать его, не боясь избаловать. Чувств и действенная любовь взрослых - мощный щит, помогающий предупредить появление у ребенка тревожности.
Родители тревожного ребенка должны быть единодушны и последовательны в поощрениях и наказаниях. Ребенок, не зная как сегодня отреагирует мама или папа на потерянную рукавицу, боится еще больше, и это приводит его к стрессу.
Родители тревожных детей часто сами испытывают мышечное напряжение, поэтому упражнения на релаксацию могут быть полезны и для них.
Профилактика тревожности
Рекомендации родителям:
- Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитете других значимых для него людей. (например, нельзя говорить ребенку: «Много ваш учитель понимает в этом вопросе! Слушай лучше свою маму (папу, бабушку)!» Для ребенка младшего школьного возраста учитель – первый авторитет.
- Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.
- Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не в состоянии выполнить. Если ребенку с трудом дается какое-либо занятие, лишний раз помогите ему, поддержите его, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.
- Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте его таким, какой он есть.
- Чаще играйте со своим ребенком, общение и совместные игры с родителями укрепляют его веру в свои силы, возможности, развивают чувство гордости и достоинства.
Правила общения с тревожными детьми
- Избегайте состязаний и каких-либо видов работ на скорость, если ребенок нервничает.
- Не сравнивайте ребенка с окружающими.
- Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
- Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
- Чаще обращайтесь к ребенку ласково, по имени (Аришка, Аринушка – как ребенок любит, чтобы его называли).
- Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
- Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
- Будьте последовательны в воспитании ребенка.
- Старайтесь делать ему как можно меньше замечаний, а если вы их делаете, то без чувства раздражения.
- Используйте наказания лишь в крайних случаях.
- А наказывая ребенка, не унижайте его.
Если по каким-либо причинам ребенку трудно выполнять поручения, задания, выберите для него кружок по душе, чтобы занятия приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным; при этом ненавязчиво помогайте выполнять сложные и трудные для него задания.
Если вы не удовлетворены поведением и успехами вашего ребенка, это еще не повод, чтобы отказать ему в любви и поддержке. Пусть ребенок живет в атмосфере тепла и доверия, и тогда проявятся все его многочисленные таланты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь тревожному ребенку, агрессивному ребенку?"
В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что...
"Как помочь тревожному ребенку"
Консультация для родителей...
«Как помочь тревожному ребенку?»
Для начала хочется разобраться с понятием - что же такое «детская тревожность»? Перед глазами родителей часто возникает образ ребенка с трясущимися руками, сильно нервничающего ...
Консультация с родителями на тему: «Тревожный ребенок. Как помочь тревожным детям? Как предупредить тревожность?»
Очевидно, не один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако действия взрослых способствуют развитию тревожности у детей. Нередко они предъявляют ребенку требования, соотве...
Детская тревожность. Как помочь тревожному ребенку?
Детская тревожностьТревожностью обычно называют повышенную склонность испытывать опасения и беспокойство. В каких-то ситуациях тревога оправдана и даже полезна: она мобилизует человека, позволяет избе...
Повышенная тревожность у ребенка. Психологическая помощь тревожному ребенку.
Понятие тревожности. Поведенческие признаки тревожного ребенка. Причины повышенного уровня тревожности. Работа с тревожными детьми....