Консультация для родителей на тему "Тревожный ребенок. Как помочь тревожным детям? Как предупредить тревожность?"
консультация на тему

Сайгина Татьяна Николаевна

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trevozhnyy_rebenok.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 55 комбинированного вида»

Консультация для родителей

 на тему

«Тревожный ребенок.

Как помочь тревожным детям?

Как предупредить тревожность?»

Подготовила и провела: воспитатель

I кв. категории

Сайгина Т.Н.

Саранск, 2018


 На эти вопросы нет однозначного ответа, зато есть целый комплекс мер по предупреждению и реабилитации тревожного состояния у детей дошкольного возраста.

Одна из первоочередных мер - это работа с родителями тревожного ребенка. Очевидно, ни один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако порой действия взрослых способствуют развитию тревожности у детей. Нередко они предъявляют ребенку требования, соответствовать которым он не в силах. Малыш не может понять, как и чем угодить родителям, безуспешно пробует добиться их расположения и любви. Но, потерпев одну неудачу за другой, понимает: он никогда не сможет выполнить все, чего ждут от него мама и папа. И тогда признает себя не таким, как все: хуже, никчемнее, считает необходимым приносить бесконечные извинения.

Чтобы избежать пугающего внимания взрослых или их критики, ребенок физически и психически сдерживает свою внутреннюю энергию. Он мелко и часто дышит, голову вбирает в плечи, приобретает привычку осторожно и незаметно выскальзывать из комнаты. Все это отнюдь не способствует развитию ребенка, реализации его творческих способностей, мешает общению со взрослыми и детьми, поэтому родители тревожного ребенка должны сделать все, чтобы заверить его в своей любви (независимо от успехов), в его компетентности в какой-либо области (не бывает совсем неспособных детей).

Прежде всего, родители должны ежедневно отмечать его успехи, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи (например, во время общего ужина). Кроме того, необходимо отказаться от слов, которые унижают достоинство ребенка (поросенок, дурак), даже если взрослые очень раздосадованы и сердиты. Не надо требовать от ребенка извинений за тот или иной поступок - пусть лучше объяснит, почему он это сделал (если захочет). Если же ребенок все-таки под нажимом родителей извинится, это, скорее всего, вызовет у него не раскаяние, а озлобление.

Полезно уменьшить количество замечаний. Предложите родителям в течение дня записывать все замечания, сделанные ребенку, а вечером сосчитать их. Скорее всего, родителям станет очевидно: большинство замечаний можно было не делать - они не принесли пользы, а некоторые даже навредили и им, и ребенку.

Нельзя угрожать детям невыполнимыми наказаниями («Замолчи, а то рот заклею! Уйду от тебя! Убью тебя!»). Они и без того боятся всего на свете. Лучше, не дожидаясь экстремальной ситуации, больше разговаривать с детьми, помогать им выражать свои мысли и чувства словами, играть и выполнять работу по дому вместе с ними.

Ласковые прикосновения родителей помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности в себе и доверия к миру, а это избавит его от страха насмешки, предательства. Родителям полезно чаще обнимать ребенка, целовать его, не боясь избаловать. Чувства и действенная любовь взрослых - мощный щит, помогают предупредить появление у ребенка тревожности.

Родители тревожного ребенка должны быть единодушны и последовательны в поощрениях и наказаниях. Малыш, не зная, как сегодня отреагирует мама на сломанную игрушку или потерянную рукавицу, боится еще больше, и это приводит его к стрессу.

Родители тревожных детей часто сами испытывают мышечное напряжение, поэтому упражнения на релаксацию могут быть полезны и для них. Но, к сожалению, наши отношения с родителями не всегда позволяют открыто сказать им об этом. Не каждому можно порекомендовать обратить внимание прежде всего на себя, на свое внутреннее состояние, а потом предъявлять требования к ребенку.

В таких ситуациях можно сказать родителям: «Ваш ребенок часто бывает скованным, ему было бы полезно расслаблять мышцы. Желательно, чтобы вы выполняли упражнение вместе с ним, тогда он будет делать их правильно». Можно предложить родителям вместе с ребенком посетить психолога, который окажет и им самим и их ребенку психологическую помощь.

С целью профилактики тревожности можно использовать наглядную информацию. В детском саду на стенде можно разместить памятку для родителей.

Профилактика тревожности.

Рекомендации родителям

1. Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей. (Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваши воспитатели понимают! Бабушку лучше слушай! и т.д.)

2. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.

3. Учитывайте возможности детей. Не требуйте от них того, что они не в состоянии выполнить. Если ребенку с трудом дается какое-либо занятие, лишний раз помогите ему, поддержите его, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.

4. Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте его таким, какой он есть.

5. Чаще играйте со своим ребенком, общение и совместные игры с родителями укрепляют его веру в свои силы, возможности, развивают чувство гордости и достоинства.

Правила работы с тревожными детьми.

1. Избегайте состязаний и каких-либо видов работ на скорость.

2. Не сравнивайте ребенка с окружающими.

3. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.

4. Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что.

5. Чаще обращайтесь к нему по имени.

6. Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.

7. Не предъявляйте к нему завышенных требований.

8. Будьте последовательны в воспитании ребенка.

9. Старайтесь делать ему как можно меньше замечаний.

10. Используйте наказание лишь в крайних случаях.

11. А наказывая ребенка, не унижайте его.

Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно выполнять учебные поручения и задания, выберите для него кружок по душе, чтобы занятия приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным; при этом ненавязчиво помогайте выполнять сложные и трудные для него задания. Старайтесь заниматься с ребенком на предельной для него трудности, развивайте его «зону ближайшего развития».

Если вы не удовлетворены поведением и успехами вашего ребенка, это еще не повод, чтобы отказать ему в любви и поддержке. Пусть ребенок живет в атмосфере тепла и доверия, и тогда проявятся все его многочисленные таланты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь тревожному ребенку, агрессивному ребенку?"

В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вгляды­вается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоро­вается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что...

Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь агрессивному и тревожному ребенку?"

Как научить ребенка общаться с людьми?      В настоящее время многие родители воспитывают ребенка в до­машних условиях, лишая его при этом необходимого ему общения со сверстни...

Консультация для родителей «Как повысить самооценку и помочь ребенку обрести уверенность в себе?»

Консультация для родителей «Как повысить самооценку и помочь ребенку обрести уверенность в себе?»Бесспорно то, что большинство родителей хотят, чтобы их ребенок вырос счастливым, умным, успешным и уве...

Тревожный ребенок. Как помочь тревожным детям? Как предупредить тревожность?

Очевидно, не один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако действия взрослых способствуют развитию тревожности у детей. Нередко они предъявляют ребенку требования, соотве...

Консультация с родителями на тему: «Тревожный ребенок. Как помочь тревожным детям? Как предупредить тревожность?»

Очевидно, не один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако действия взрослых способствуют развитию тревожности у детей. Нередко они предъявляют ребенку требования, соотве...

Консультация для родителей "Скоро в школу. Как помочь ребенку стать учеником?"

middot;        Привлечение внимания родителей к проблеме подготовки детей к обучению в школе.·        Определение, что вхо...

Консультация для родителей "Вечерние игры,или как помочь ребенку снять дневное напряжение"

Консультация для родителей "Вечерние игры,или как помочь ребенку снять дневное напряжение"...