Консультация с родителями на тему: «Тревожный ребенок. Как помочь тревожным детям? Как предупредить тревожность?»
консультация по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему

Елена Викторовна Бондарева

Очевидно, не один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако действия взрослых способствуют развитию тревожности у детей. Нередко они предъявляют ребенку требования, соответствовать которым он не в силах. Ребенок не может понять, как и чем угодить родителям, безуспешно пробует добиться их расположения и любви. Но, потерпев одну неудачу за другой, понимает: он никогда не сможет выполнить все, чего ждут от него мама и папа. И тогда признает себя не таким как все, хуже, никчемнее, считает необходимым приносить бесконечные извинения.

           

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация с родителями на тему:

«Тревожный ребенок. Как помочь тревожным детям? Как предупредить тревожность?»

        Очевидно, не один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако действия взрослых способствуют развитию тревожности у детей. Нередко они предъявляют ребенку требования, соответствовать которым он не в силах. Ребенок не может понять, как и чем угодить родителям, безуспешно пробует добиться их расположения и любви. Но, потерпев одну неудачу за другой, понимает: он никогда не сможет выполнить все, чего ждут от него мама и папа. И тогда признает себя не таким как все, хуже, никчемнее, считает необходимым приносить бесконечные извинения.

        Чтобы избежать пугающего внимания взрослых или их критики, ребенок физически и психически сдерживает свою внутреннюю энергию. Он мелко и часто дышит, голову вбирает в плечи, приобретает привычку осторожно и незаметно выскальзывать из комнаты. Все это отнюдь не способствует развитию ребенка, реализации его творческих способностей, мешает общению со взрослыми и детьми, поэтому родители должны сделать все, чтобы заверить его в своей любви (независимо от успехов), в его компетентности в какой-либо области (не бывает совсем неспособных детей).

        Прежде всего, родители должны ежедневно отмечать его успехи, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи (например, во время общего ужина). Кроме того, необходимо отказаться от слов, которые унижают достоинство ребенка (поросенок, неряха, капуша и т.д.), даже если взрослые очень раздосадованы и сердиты. Не надо требовать от ребенка извинений за тот или иной поступок – пусть лучше объяснит, почему он это сделал (если захочет). Если же все-таки ребенок под нажимом родителей извинится, это скорее всего, вызовет у него не раскаяние, а озлобление.

        Полезно уменьшить количество замечаний. Предложите родителям записывать в течение дня все замечания, сделанные ребенку, а вечером сосчитать их. Скорее всего, родителям станет очевидно: большинство замечаний можно было не делать – они не принесли пользы, а некоторые даже навредили и им, и ребенку.

        Нельзя угрожать детям невыполненными наказаниями («Замолчи, а то рот заклею! Уйду от тебя! Отдам…!). Они и без того боятся всего на свете. Лучше, не дожидаясь экстремальной ситуации, больше разговаривать с детьми, помогать им выражать свои мысли и чувства словами, играть и выполнять работу по дому вместе с ними.

        Ласковые прикосновения родителей помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности в себе и доверия к миру, а это избавит его от страха насмешки, предательства. Родителям полезно чаще обнимать ребенка, целовать его, не боясь избаловать. Чувств и действенная любовь взрослых  - мощный щит, помогающий предупредить появление у ребенка тревожности.

        Родители тревожного ребенка должны быть единодушны и последовательны в поощрениях  и наказаниях. Ребенок, не зная как сегодня отреагирует мама или папа на потерянную рукавицу, боится еще больше, и это приводит его к стрессу.

        Родители тревожных детей часто сами испытывают мышечное напряжение, поэтому упражнения на релаксацию могут быть полезны и для них.

Профилактика тревожности

        Рекомендации родителям:

  1. Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитете других значимых для него людей. (например, нельзя говорить ребенку: «Много ваш учитель понимает в этом вопросе! Слушай лучше свою маму (папу, бабушку)!» Для ребенка младшего школьного возраста учитель – первый авторитет.
  2. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.
  3. Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не в состоянии выполнить. Если ребенку с трудом дается какое-либо занятие, лишний раз помогите ему, поддержите его, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.
  4. Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте его таким, какой он есть.
  5. Чаще играйте со своим ребенком, общение и совместные игры  с родителями укрепляют его веру в свои силы, возможности, развивают чувство гордости и достоинства.

Правила общения с тревожными детьми

  1. Избегайте состязаний и каких-либо видов работ на скорость, если ребенок нервничает.
  2. Не сравнивайте ребенка с окружающими.
  3. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
  4. Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
  5. Чаще обращайтесь к ребенку ласково, по имени (Иришка, Ирочка – как ребенок любит, чтобы его называли).
  6. Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
  7. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
  8. Будьте последовательны в воспитании ребенка.
  9. Старайтесь делать ему как можно меньше замечаний, а если вы их делаете, то без чувства раздражения.
  10. Используйте наказания лишь в крайних случаях.
  11. А наказывая ребенка, не унижайте его.

Если по каким-либо причинам ребенку трудно выполнять поручения,  задания, выберите для него кружок по душе, чтобы занятия приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным; при этом ненавязчиво помогайте выполнять сложные и трудные для него задания.

        Если вы не удовлетворены поведением и успехами вашего ребенка, это еще не повод, чтобы отказать ему в любви и поддержке. Пусть ребенок живет в атмосфере тепла и доверия, и тогда проявятся все его многочисленные таланты.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Педагог – психолог:  

Шубина Елена Викторовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА (ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ) ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА К 2 ГОДАМ.

Особенности развития ребенка второго года жизни.Подготовила воспитатель ГБДОУ д/с № 17 Петродворцового р-на СПб. Гаврилова О.А....

Тревожный ребенок. Как помочь тревожным детям? Как предупредить тревожность?

Очевидно, не один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако действия взрослых способствуют развитию тревожности у детей. Нередко они предъявляют ребенку требования, соотве...

Консультация для родителей на тему: «Речь ребенка третьего года жизни. Что делать если ребенок не говорит?»

Слово является первичным инструментом нашего мышления, и чтобы совершать сложные умственные действия, детям не­обходима развернутая фразовая речь. Для некоторых детей оказывается достаточно о...

Консультация для родителей на тему: "Если ребенок хочет вам помочь"

Консультация для родителей на тему: "Если ребенок хочет вам помочь"...

Консультация для родителей на тему "Как справиться с детской тревожностью"

Консультация педагога-психолога для родителей для детей старшего дошкольного возраста....

Консультация для родителей на тему «Сказкотерапия – как средство снятия тревожности»

Есть в детской психотерапии один особенно приятный метод - метод сказкотерапии. Его можно применять в любых количествах и в любом возрасте. У него нет побочных эффектов и противопоказаний....