Статья "Значение области познания для дошкольника"
статья на тему
В статье раскрывается роль предметно-пространственной среды детского сада в интеллектуальном познавательном процессе дошкольника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_znachenie_oblasti_poznaniya_doshkolnika.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья старшего воспитателя Коломойцевой Людмилы Дмитриевны
Значение области познания для дошкольника
Как только ребёнок осознаёт себя в этом мире, то начинает интересоваться всем, что его окружает. Каких только вопросов не задаёт ребёнок! Значительная часть их – о животных, растениях, природных явлениях. Чтобы ответить на все детские «почему и «зачем», надо быть эрудитом, человеком энциклопедических знаний. Нельзя оставить вопрос без внимания, потому что ребёнку очень важно на него получить ответ. Мастерство педагога заключается в том, чтобы дать правдивую и исчерпывающую информацию ребёнку, научить правильно её использовать в своей детской деятельности. Таким качеством обладает большинство педагогов нашего детского сада №72. Благодаря этому осуществляются самые разнообразные проекты, в которых отражается интересы детей.
Исходя из общих гуманистических концептуальных подходов к воспитанию, каждый из воспитателей формирует конкретные задачи для детей всей группы и отдельных детей, используя при этом педагогические наблюдения и диагностические обследования (мониторинг интегративных качеств ребёнка). Задачи нравственного плана, направленные на всестороннее развитие ребёнка, рассматриваются всеми специалистами ГБДОУ. Воспитательная деятельность обеспечивается в единстве с развивающими и обучающими целями и задачами образовательного процесса дошкольников, и строится с учётом возрастных возможностей и особенностей воспитанников.
Эти задачи можно сформулировать следующим образом:
1. Приобщить детей к наблюдению за окружающей действительностью.
2. Развивать важнейшие творческие умения видеть мир глазами творца.
3. Предоставлять свободу в отражении своего видения мира.
Большое значение воспитателями-педагогами уделяется индивидуальной работе с детьми. Благодаря знаниям возрастных и индивидуальных особенностей детей, системности в работе, мы достигли значительных положительных результатов в сокращении адаптационного периода у детей, снизился уровень агрессивности и тревожности, повысился интерес к изучению окружающей жизни.
Реализацию поставленных задач мы начали с построения предметно-развивающей среды, связанной с интеллектуально-познавательным процессом. Поскольку в детском саду предметно-развивающая среда постоянно расширяется и дополняется, есть возможность для экспериментально-исследовательской деятельности. А это в свою очередь очень важно для познавательного процесса дошкольников. В каждой группе сделан экспериментальный уголок, оснащённый предметами для исследований.
Опыт работы показывает, что элементарное экспериментирование доступно детям даже младшего дошкольного возраста. Дети с удовольствием обследуют песок, глину, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая её тайны; ловят ветерок, запуская самолётики; пробуют делать пену, пуская мыльные пузыри; превращают снег в воду. Детям нравится «делать открытия», они учатся объяснять, доказывать, аргументировать, решать поставленные задачи. Экспериментирование позволяет расширить границы познавательной деятельности. Как показывает практика, приобретённый в дошкольном возрасте опыт экспериментально-поисковой деятельности помогает успешно развивать творческие способности и в дальнейшем – в школьные годы.
Большим подспорьем в расширении кругозора, получении новых знаний и впечатлений является музей. Наш любимый музей «Лабиринт» -интерактивный музей занимательной науки. Перед глазами детей предстаёт великолепный, загадочный мир науки, где можно самим прикоснуться к тайнам физики, химии, естествознания, поучаствовать в экспериментах и опытах.
Благодаря использованию интернета в работе педагогов, появилась прекрасная возможность давать детям доступную, красочную информацию по интересующим их темам. Как следствие, сократилось время на поиск ответов на многочисленные вопросы детей. Результатом всех познавательных проектов являются презентации, которые заранее подготавливаются педагогами.
Я считаем, что большое значение в области познания являются творческие выставки детей и создание тематических мини-музеев. Ребята с энтузиазмом занимаются творчеством, видя свои результаты на выставках.
Этот процесс захватывает и родителей, что очень важно для совместной деятельности. Большой успех имели выставки и презентации: «Эти занимательные кошки» мини-музей; «Осеннее дефиле шляп» - выставка и демонстрация детьми; «Птички-невелички» - выставка различного вида оригами; «Ход времени» - мини-музей часов и приборов, связанных со временем.
Также важное место в воспитательной деятельности ДОУ занимают идеи значимости культуры и её духовно-нравственного и творческого потенциала. Ребёнку важно прививать чувство гордости за свою страну, её культуру, традиции и всячески способствовать этому развитию.
Обязательные элементы профессионального общения с детьми воспитатели считают побуждение к творчеству и активности ребёнка, положительная эмоциональная окраска всей деятельности, справедливая оценка, поддерживающая усилия.
«… Человечество обязано дать ребёнку лучшее из того, что оно имеет».
В наших силах сделать жизнь дошкольника в детском саду интересной, насыщенной, значимой, чтобы знания и навыки, полученные в нашем образовательном учреждении, пригодились в дальнейшей жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка практико – значимого конспекта занятия (интегрированного, с областью «Познание») с дошкольниками подготовительной группы на тему: «Моя Родина».
Задачи: расширять представление детей о родной стране, как стране православной , знакомить детей с красотой родного края, воспитывать нравственные чувства: любовь к Родине, к природе; ввести пон...
Педсовет "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в рамках содержания образовательной области «Познание».
Данный материал представляет конспект проведения педагогического совета в ДОУ по теме: Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в рамках содержания образовательной области «П...
Перспективный план (образовательной области "Познание") по экологическому воспитанию в старшей группе. Из опыта работы «Формирование экологического мировоззрения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами игровой деятельности
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспи...
Конспект непосредственной организованной деятельности в области «Познание» Тема «Весёлые поварята» Конспект непосредственной организованной деятельности в области «Познание» Тема «Весёлые поварята»
формировать умение детей выделять разнообразные свойства и отношения предметов, включая разные органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Активизировать словарный запас детей словами...
План-конспект непосредственной образовательной деятельности в области «Познание» с дошкольниками второй младшей группы на тему: «Рассматривание жука и бабочек».
Конспект занятия "Рассматривание жука и бабочек" разработан для детей второй младшейт группы. Основная цель занятия - формирование умения определять основные отличия бабоки от жука....
Рабочая программа дополнительной деятельности по образовательной области «Познание» обучение дошкольников безопасному поведению на дорогах
план работы с детьми по ПДД...
"Сказка о потерянной дружбе" (Реализация образовательной области коммуникация с учётом интеграции образовательных областей: познание, социализация, чтение художественной литературы, физическая культура, музыка, познание (ФМП)
«Сказка о потерянной дружбе»Реализация образовательной области коммуникация с учётом интеграции образовательных областей: познание, социализация, чтение художественной литературы, физическая культура,...