Педагогические условия развития связной описательной речи у детей младшего дошкольного возраста
статья (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Молчанова Татьяна Анатольевна
МБДОУ № 127 Иркутска «Берёзка»
Педагогические условия развития связной описательной
речи у детей младшего дошкольного возраста
В современных условиях одной из важнейших задач дошкольного образования является развитие речи детей. Недостаточное развитие связной речи у детей затрудняет общение, дети не могут выразить свои мысли, передать информацию.
Описание – это образец монологического сообщения в форме перечисления одновременных или постоянных признаков предмета. При описании объект речи раскрывается. Иначе говоря, уточняются форма, состав, структура, свойства, назначение объекта. Назначение описания состоит в передаче какого-либо момента действительности. При описании предмет не просто называется, а дается его образ. Описание статично, в нем утверждается наличие или отсутствие тех или иных признаков предмета. В описании употребляются раскрывающие сополагающие признаки фактов, явлений, предметов языковые категории, а именно: формы настоящего времени глаголов, слова с качественным и пространственным значением, именные конструкции. В младшей группе для описания могут использоваться игрушки, предметные картинки, описание животных по картинкам или по памяти. Обучение описанию способствует развитию связности речи, совершенствованию составления сюжетных рассказов, развитию умений употреблять в речи точные и образные слова. Задачи речевого развития дошкольников выдвигают в качестве актуальной проблему совершенствования обучения высказыванию-описанию. Предпосылками развития связной описательной речи у детей младшего дошкольного возраста являются развитие детских представлений и формирование общих понятий, овладение детьми грамматическим строем родного языка, обогащение и активизация словаря, развития элементарного осознания языковых явлений.
В младшем дошкольном возрасте, согласно позиции В.П. Глухова, речь ребенка, как средство общения со взрослыми и другими детьми, непосредственно связана с конкретной наглядной ситуацией общения [3]. Осуществляясь в диалогической форме, она носит выраженный ситуативный (обусловленный ситуацией речевого общения) характер. Изменение условий жизни с переходом к дошкольному возрасту, появление новых видов деятельности, новых отношений со взрослыми приводит к дифференциации функций и форм речи. У ребенка возникает форма речи – сообщения в виде рассказа-монолога о том, что с ним происходило вне непосредственного контакта со взрослым. В своих работах Л.Г. Шадрина, Е.М. Фомина отмечают, что дети постепенно начинают самостоятельно составлять небольшие рассказы по картинке, игрушке. Однако они еще не могут отличить существенное от второстепенного, главное от деталей, их рассказы копируют образец взрослого. Остается преобладающей ситуативность речи, считает автор, хотя идет развитие и контекстной речи, которая понятна сама по себе [32]. А.Н. Гвоздев указывает, что отдельные элементы монологической проявляются у детей уже к 2-3 годам, и в зависимости от задачи условий общения содержание речи, возможности детей постоянно расширяются [2]. Важным условием развития речи, как указывает А.А. Леонтьев, является деятельность [5]. В разных видах деятельности у детей младшего дошкольного возраста формируются предпосылки к овладению связной монологической речью. В работах О.С. Ушаковой, Е.И. Тихеевой отмечается, что монологическая речь возникает на основе диалогической речи, поэтому важно работу по развитию монологической речи начинать с формирования понимания речи и развития смысловых связей. Именно поэтому многие исследователи подчеркивают значимость целенаправленного развития всех сторон речи в младшем дошкольном возрасте [6,7]. Для развития монологической речи педагогом могут использоваться беседы, вопросы, совместное рассматривание игрушек и картинок.
Особая роль в развитии словаря детей младшего дошкольного возраста отводится именно проблеме понимания речи, обогащение ее смысловым содержанием, формирование обобщающих функций слова. О.С. Ушакова считает работу над словом важным этапом обучения детей рассказыванию по картинкам и об игрушках. Ведь если у ребенка отмечается недостаточный словарный запас, нарушено понимание слова, ребенок не умеет применять слово в соответствии с его значением, то развитие предпосылок связанной монологической речи будет затруднено [7]. Рассматривая значимость всех сторон речи в формировании связной речи, исследователи также обращают внимание на организацию работы по формированию звукопроизношения у детей, развитию грамматической стороны речи. В младшем дошкольном возрасте дети начинают экспериментировать со словами, проявлять интерес к языковой действительности, что позволяет организовать работу по словообразованию. В отношении непосредственной организации работы по формированию у детей умения составлять рассказы, исследователи М.М. Алексеева, О.С. Ушакова, отмечают, что в младшем дошкольном возрасте используется комплекс приемов, которые позволяют сформировать у детей предпосылки связной монологической речи [1,7]. В работе М.М. Алексеевой предлагается для развития у детей умения рассказывать, активно использовать вопросы к детям. Кроме того, взрослый в своей собственной речи формирует у детей образцы речевых высказываний, учит детей рассказывать по образцу и плану. В младшем дошкольном возрасте подражание является одним из ведущих механизмов усвоения новых знаний и опыта, поэтому в работе с детьми младшего дошкольного возраста при обучении их составлению связных описательных высказываний, работа идет от образца взрослого к его повторению ребенком [1]. Л.Г. Шадрина отмечает такой важный аспект развития предпосылок связной описательной речи, как создание у детей мотивации к построению связных описательных высказываний. В работе, организуемой по развитию предпосылок, связной описательной речи, необходимо основываться на единстве развития всех сторон речи. Именно это условие обеспечивает достаточную эффективность педагогической работы [8].
Развитие лексической стороны речи, обогащение словарного запаса детей, позволяет им более успешно строить связные описательные высказывания и передавать в них необходимое содержание. Именно поэтому важно организовывать работу по развитию словаря детей, потому что в результате у детей будут развиваться правильность, точность, выразительность речи, улучшаться понимание смысла, который передает говорящий. В развитии над грамматическим строем речи важное значение имеет обучение детей составлению связных описательных высказываний, в которых будут правильно согласованы слова. Для этого необходимо использовать целенаправленные упражнения, составлять с детьми описательные рассказы.
В младшем дошкольном возрасте дошкольном возрасте обучение детей составлению описательного рассказа начинается с совместного рассказывания. Оно может быть представлено несколькими видами.
1. Пофразовое параллельное описание. В данном типе описания педагог задает содержание, говорит об одном объекте, а ребенок, о другом.
При этом происходит сравнение похожих объектов.
2. Сопряженное описание. В этом описании ребенок продолжает фразы, заданные взрослым, в которых ему нужно не только понять смысл фразы, подобрать правильные обозначение слова, но и согласовать его с другими словами при оформлении высказывания.
3. Коллективное описание несколькими детьми. При данном виде описания дети составляют ему последовательно – один ребенок начинает, следующий ребенок, продолжает.
В младшем дошкольном возрасте важное значение имеет повышение интереса у детей к созданию связных описательных высказываний, активизация речи детей. Для этого необходимо использовать разнообразные приемы и средства, которые позволят этот интерес у детей вызывать и удерживать его. Исследователи предлагают в работе с детьми младшего дошкольного возраста активно использовать игры, в том числе игры дидактические, игры подвижные, игры с предметами.
Обобщая вышесказанное, мы можем сделать вывод о том, что в младшем дошкольном возрасте формирование связной описательной речи будет более эффективным, если учтены следующие условия: развитие всех сторон речи, (звукопроизношения, лексической стороны речи, грамматической стороны речи); обогащение речевого опыта детей в совместной деятельности с педагогом; обучение детей составлению простых описаний.
Список использованной литературы
- Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2008. 400 с.
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Просвещение. 2006. 162 с.
- Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - М.: АРКТИ, 2007. 168 с.
- Леонтьев А.А. Признаки связности и цельности текста // Лингвистика текста. - М.: МГПИИЯ, 2005. Ч. 1. С. 169-172.
- Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Академия, 2009. – 214 с.
- Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: Владос, 2014. 163 с.
- Шадрина Л.Г. Формирование предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного возраста: автореферат дис. ... канд. пед. наук. М., 2010. 22 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Педагогические условия развития сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы).
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающег...
Описание педагогического опыта работы «Развитие связной описательной речи у детей старшего дошкольного возраста на основе инновационных методов и приёмов ТРИЗ»
Условия формирования опыта.Одним из основных направлений деятельности МБДОУ д/с №7 «Рябинушка» является познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста. Поэтому, работая уч...
Развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения и общим недоразвитием речи
Особенности содержания занятия, выбор приемов и способов развития связной монологической речи должны определяться степенью речевого недоразвития, зрительного нарушения, возрастными психолого-пед...
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Из всех…знаний и умений самым...
Мастер-класс «Создание ситуации выбора как одно из педагогических условий развития самостоятельности и инициативности у детей младшего дошкольного возраста в игре»
Детская инициатива в игре проявляется в самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Ребенок может выбрать игру по желанию, по своим интересам. Для этого мы должны создать РППС, учи...
Тема: Развитие связной диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста на занятиях. Занятие: «Цыплёнок и утёнок»
Првый год работаю по программе Н.М.Крыловой "Дом радости". Большое внимание по программе уделяется развитию связной речи детей, умению вести диалог. Почти все литературные произведения,с кот...
Развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет с ОНР-III уровня речевого развития посредством пересказа сказок
Развитие связной речи – это осмысленное pазвернутое высказывание (логически сочетающихся предложений), которое обеспечивает общение и понимание людей.Она одна из главных задач детского сада.Моно...