Задания, направленные на формирование эмоционального взаимодействия взрослого и ребенка на основе детского фольклорного творчества
консультация на тему

Журавлева Наталия Леонидовна

Серия консультаций для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zadaniya_na_form._emots._vzaim_vzr_i_reb.doc303 КБ

Предварительный просмотр:

Консультации для родителей

Задания,

направленные на формирование эмоционального взаимодействия взрослого и ребенка на основе детского фольклорного творчества.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

ЖУРАВЛЕВА Н.Л.

Первое задание. «Просыпайся, умывайся и пошли гулять».

Педагог предлагает испытуемым смоделировать «утро в семье», внимательно следит за ходом общения, направляет действия испытуемых в русло эмоционального творческого взаимодействия, сопровождая события комментариями и пояснениями, предлагает специально подобранные потешки, попевки, пестушки и другие примеры детского фольклора

Пояснение педагога к творческому заданию:

На Руси крепкий, толковый, бодрый ребенок рассматривался как богатство, радость для родителей, как залог его успешной взрослой жизни; поэтому в народном сознании фиксировались адекватные этому образу активные проявления ребенка и наиболее действенные, проверенные опытом способы влияния на его дальнейшее полноценное развитие. Так, движения, сопровождающие материнские приговоры - пестушки, поглаживания; разведение ручек, переваливание головки с руки на руку, помахивание кистями рук и тому подобное рекомендуются педагогами и врачами-педиатрами как простейшие, но крайне необходимые ребёнку физические упражнения. Движения, напоминающие потягивания.

Вдоль - растушки

Поперек - толстушки.

Ручки - бабушки,

Ножки - бегушки,

Глазки – смотрушки

        Рожок - говорок.

Эмоциональный настрой на целый день - ласковое прикосновение матери и нежная интонация голоса:

Петушок, петушок

Золотой гребешок

Маслена головушка,

Шелкова бородушка.

Что ты рано встаешь,

Маше спать не даёшь?

Ротик - клюковка

Носик - пуговка

Глазки - луковки

Дочь моя - куколка. Просыпайся!

Вот проснулся петушок Встала курочка Подымайся, мой дружок Встань, мой Юрочка.

Тяги, тяги потягушеньки

На Алину порастушеньки

Ты расти здоровая

Во все времечко

Как пшеничное тестечко.

Ой, ты мой сынок,

Медовый сахарок,

Румяный пирожок,

Березовый душок.

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Ванечка - хороший!

Ванечка - пригожий!

                                         Умываемся

Ай, лады, лады, лады

Не боимся мы воды

Часто умываемся

Маме улыбаемся.

Водичка, водичка

Умой моё личико

Чтоб глазки блестели

Чтоб щечки горели

Чтоб смеялся роток

Чтоб кусался зубок.

Чистая водичка

Саше - на личико

Маме - на ладошки

Умой нас немножко.

                                         Причесались

Расти, коса, до пояса

Ни вырони, ни волоса

Расти, косонька, до пят

Все волосенки в ряд.

Расти, коса, не путайся

Маму, дочка, слушайся!

                                  Будем, кашу есть!

Ай-да, ай-да люленьки,

Прилетели гуленьки

Стали гули говорить

Чем Андрюшу накормить

Один скажет - кашкою,

Другой - простоквашкою

Третий скажет - молоком,

А четвертый - пирожком.

Топ-топ, по земле

Вся земля - то наша

И Для нас на ней растут

Пироги да каша.

  • Ладушки, ладушки, где были?
  • У бабушки.
  • Что ели?
  • Кашку.
  • Что пили?
  • Простоквашку.
  • Каша масленька
  • Простоквашка кисленька
  • Попили, поели

-И улетели!

Ладушки, ладушки.

Пекла бабка оладушки

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Даше - два

Маше - два

Тане - два

Ване - два

Всем дала!

Сорока, сорока,

Сорока - белобока

Кашку варила

На порог скакала

Гостей созывала

Гости не бывали

Кашки не едали

Всё своим деткам отдала

Этому дала на блюдечке,

Этому на тарелочке,

Этому на ложечке,

Этому - поскрёбушки.

Умница, Катенька,

Ешь кашу сладеньку

Вкусную, пушистую

Мягкую душистую.

Дубы, дубочки

 Пеку блиночки

А блиночки горячи

Не хотят сидеть в печи

Блиночки румяные

С маслицем, сметаною.

Тюшки - тютёшки,

Овсяные лепешки

Пшеничный пирожок

На опарушке мешен

Высокохонько взошел.

    Пошли гулять.

Вот они сапожки:

Этот - с левой ножки

Этот - с правой ножки.

Если дождичек пойдет

Наденем сапожки

Этот - с правой ножки

Этот - с левой ножки

Вот так хорошо.

Валенки, валенки

Невелички, маленьки,

Опушка бобровая

Маша чернобровая.

Завяжи потуже шарф

Будем делать снежный шар

Я шар покачу,

Гулять очень хочу.

Большие ноги шли по дороге

Топ, топ, топ, топ, топ, топ.

Маленькие ножки бежали по дорожке

Топ, топ, топ, топ, топ, топ.

Бежали - не упали!

А если упали - плакать не стали.

Ой, мой маленький .

Ненаглядненький

Мой хорошенький

Мой пригоженький.

Ой, ты, сынок,

Медный сахарок,

Румяный пирожок,

Березовый душок.

Ой, ты, мой сыночек

Пшеничный колосочек

Лазоревый цветочек

                              Сиреневый кусточек.

Ой, моя маленькая,

Ненаглядненькая,

Моя хорошенькая,

Моя пригоженькая.

Ах, ты, моя девочка,

Золотая белочка,

Сладкая конфеточка

Сиреневая веточка.

Второе задание. «Мамины руки для игры, а не для скуки»,.

Педагог предлагает взрослому и ребенку поиграть в пальчиковые игры. Вспомнить знакомые, научиться новым. Вступительное слово педагога о пользе тактильного общения между взрослым и ребенком в дошкольном возрасте     и     разучивание     русских      народных      пальчиковых      игр

Пальчиковые игры.

 Пояснение педагога ко второму заданию:

Народные игры мудры: они вбирают в себя именно то, что в данное время так необходимо ребёнку. А малышу нужны:

  • близость мамы - вот она, совсем рядом;
  • понятный, веселый стишок;
  • гимнастика пальчиков - отличный стимул для развивающейся речи;
  • лёгкий массаж - тоже замечательно!

А что ещё? Учиться естественно и радостно владеть своим телом, понемногу превращать руки и ноги из непослушных в послушные. Осознать себя всего - от головы до пяток, создавать карту, схему тела, чтобы почувствовать себя внутри него уютно и свободно. Впоследствии это даст ребенку чувство уверенности в себе, самостоятельности, самообладания.

Мамино плавное или прерывистое движение вверх по его руке помогает в этом, дает понять: «Вот она, моя рука! От пальчиков до плеча!» А лёгкая щекотка усиливает радостный телесный контакт с мамой.

Но путешествие вверх по руке ребенка и щекотки нет в нашей «Сороке-вороне» Или теперь уже нет? Этнограф Андреев, описывая типичные игры с ладошкой и пальчиками, в качестве образца берет именно отечественную «Сороку». Наверное, была подобная концовка и в нашей игре, а потом почему-то оказалась забытой. Почему же? Может быть, потому что она была «идеологически вредна»? Семьдесят лет в нашем государстве детей отучали от радостей телесного контакта. «Не берите ребенка на руки без необходимости», «не тискайте малыша, не нянчите», «пусть ребенок всегда спит в своей кроватке, рядом с мамой - вредно, негигиенично». Усиленно формировался тип нового, общественного, советского человека - человека управляемого. То, что не соответствовало

этой установке, «случайно забывалось». Даже если это была безобидная «телесно-ориентированная» концовка игры. Результат печальный -несколько поколений мам, не умеющих, да и не желающих ласкать и нянчить своего малыша.

Теперь жесткие времена позади, но много воды уже утекло, многое и в самом деле забыто. Лишь иногда связь с корнями удается восстановить.

Книга П.В. Шейна «Великорус в своих песнях, обрядах и пр.», 1989 г. Вот оно, полное описание «Сороки-вороны», в которую играли наши прабабушки. Той самой, с «хвостиком».

Давайте доиграем! Ведь в волшебной стране можно снова превратится

в малыша. Правда, ненадолго...

Снова ты оказываешься на коленях у матери.

Зачем дров не рубил?        (Мама трясет твой мизинчик).

Воды не носил?

Знай наперед:        (Мамина рука поглаживает

Здесь водичка - холодненька,        твоё запястье.)

Здесь - тепленька,        (Поглаживает сгиб локтя.)

Здесь - горяченька,        (Поглаживает плечо.)

А здесь - кипяток, кипяток!        (Мама щекочет тебя, и ты смеешься!)

Вот теперь игра закончена. Раз уж нам с вами, людям взрослым, так не повезло, что приходится доигрывать «Сороку-ворону» в далеком от младенчества возрасте, пусть к нашим детям вместе с другими подобными играми она вернется целиком, от начала до конца, от «клюва до хвоста»!

Сорока- ворона

Кашу варила,

Деток кормила: - Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала. А тебе не дам: Ты в лес не ходил,

Дров не рубил, Воды не носил

Печь не топил

-        Не .дам тебе кашки!

Пальчик - мальчик, Где ты был?

-        С этим братцем
В лес ходил.

С этим братцем

Щи варил.

С этим братцем

Песни пел.

С этим братцем

Кушать сел.

Этот пальчик - дедка,

Этот пальчик - бабка,

Этот пальчик - папенька,

Этот пальчик - маменька.

Этот пальчик - наш малыш

Зовут его Васенька.

Большаку - дрова рубить,

А тебе - воды носить,

А тебе - печку топить,

А тебе - кашу варить,

А малышке - песни петь,

Песни петь да плясать

Разных братьев потешать.

Ивану-большаку - дрова рубить,

Ваське-указке - воду носить,

Мишке-серёдке - печку топить,

 Гришке - сиротке - кашу варить

А крошке-Тимошке - песни петь

Песни петь и плясать,

Родных братьев потешать.

Идут четыре брата

Навстречу старшему.

  • Здравствуй, большак, - говорят, -
  • Здорово, Васька - указка,
  • Мишка-серёдка,
  • Гришка-сиротка,
  • Да крошка-Тимошка!

УТРЕЧКО

Русская  игра

Утро настало, солныгико встало.

Эй, братец Федя, разбуди соседей!

                            Вставай, Большак!

Вставай, Указка!

Вставай, Середка!

Вставай, Сиротка!

И Крошка-Митрошка!

Все потянулись и проснулись

ГОСТИ

Русская игра

Мама, мама!

Что, что, что?

        

Гости едут!

Ну и что? Здрасьте, здрасьте!


Чмок, чмок, чмок!

(Гости целуются.)

Последние слова и движения (Здрасьте, здрасьте! Чмок, чмок, чмок!)

Третье задание. «Бродит Дрёма»,

Педагог предлагает взрослому рассказать сказку ребенку и спеть колыбельную песню. Педагог корректирует выразительность интонирования и показывает специфические художественные приемы голосовой игры (рече-пение): спады, гукания и т.п.

Четвёртое задание. «Придумай свою считалку»

Чтобы сыграть в любую игру, нужно определить, кто первый начнёт кон. Для этого придуманы считалки. Педагог предлагает взрослому придумать считалку с именем своего ребёнка и ритмически оформить её.

Считалки.

Пояснение педагога.

Исстари считалка придумана для детей как способ осуществления объективной справедливости. Покажите детям пример того, как можно с помощью считалки быстро разрешить ту или иную проблему (решить, кто первым начнет игру или помоет посуду или предмет в доме и т.д.)

Считалка помогает воспитывать привычку к безусловному подчинению общепринятым нормам, правилам. Если дети расшумелись, то угомонить их, настроить на соблюдение правил общежития поможет не окрик, не наказание, а определённый словесный уговор:

Чок-чок, губы на крючок.

А кто скажет - тому щелчок.

Кони-огони

Сидели на балконе,

Чай пили,

Чашки били,

По-турецки говорили:

Чот, ачоби,

Челябичи и чоби, Челябичи и чоби, Кончается игра!

Мы набрали в рот воды

И сказали всем: - Замри!

Тара - бара,

Домой пора

Коров доить,

Тебе водить.

Сива, ива

Дуба, клён,

Шуга - юга,

Вышел кон!

Трынцы-брынцы, бубенцы,

Раззвонились, удальцы,

Диги, диги, диги, дон,

Выходи скорее вон!

Стала ноженька болеть,

Стала маменька жалеть.

Пожалела, поругала

И за доктором послала.

Доктор едет на быке

С балалайкою в руке.

Раз, два, три, четыре, пять,

 Вышли мышки погулять.

Раз, два, три, четыре.

Мышки дернули за гири.

Вдруг раздался страшный звон

 Убежали мышки вон!

Пятое задание. «Поругай и успокой непоседу».

Педагог предлагает взрослому успокоить ребёнка, придумав потешки и попевки с активным рече-певческим интонированием, выразительной мимикой. Педагог демонстрирует примеры таких потешек

Пояснение педагога.

Воспитывая ребенка, уча его уму - разуму, нельзя грубо ломать его психику, делать из ребёнка безвольного человека: «Спи-мой, а ум у него -свой» гласит русская поговорка. В народе считалось необходимым наказание: «Жалеть сына - учинить дураком», «Ненаказанный сын -бесчестье отцу», «Детину сердцем люби, а руками гнети».

Послушания добивались не силой, а словом: «Ласковое слово и буйную голову смиряет», «Ласковым словом многого добьёшься», говорили в народе. Любой запрет лучше было объяснить, обосновать, сделать понятным для ребёнка. В наказание существовали свои правила.

  1. Учить детей без людей, дабы не подвергать позору ни их, ни самих родителей. «Нет худых ребят, есть худые родители».
  2. Наказание зависело от возраста ребенка.
  3. Наказанию предшествовал словесный намек.
  4. Специльно-неспициально.
  5. Где гнев, там и милость.

«Материнский гнев - что весенний снег: и много выпадет, да скоро растает; «На хлеб да на детей долго не посердишься» А уж пожалеть тоже надо уметь!

Потешки для тех, кто плачет.

Не плачь, не плачь, детка, Прискачет к тебе белка Принесет орешки –

Для Машиной потешки Если будешь плакать Дадим худой лапоть.

Это что тут за рёв

Уж не стадо ли коров?

Это не коровушка

Это Вова - рёвушка.

Не плачь, не плачь

Куплю калач.

Шестое задание. «Разыграй русскую народную сказку».

Роль главного героя будет исполнять ребёнок. Он же и споет свою красивую песенку.

Седьмое задание. «Прилет птиц. Сороки».

Подбор фольклорного материала для пения, хороводы, сценки, распределение ролей. Педагог рассказывает о русских народных традициях проведения праздника, помогает в подборе фольклорного материала.

Пояснение педагога к седьмому заданию.

Сороки. Прилет птиц. 22 марта.

По народному календарю - весенние равноденствия зима кончается, весна начинается.

День сорока мучеников севастийских носит в народе название «Сорок», а иногда «куликов». В этот день прилетают из теплых стран сорок птиц и первая из них - жаворонок.

В этот день прилетают из теплых стран сорок птиц и первая из них -жаворонок.

Накануне женщины месили из ржаной муки тесто и пекли «Жаворонков» с распростертыми крылышками и с хохолками, а утром, в день праздника, раздавали* их детям.

Кроме того, утром делали на дворе сорок соломенных гнездышек и в каждое клали по яичку из теста (чтобы куры не ходили по чужим дворам, а неслись дома).

Дети, посадив «жаворонка» на палочку, бежали на гору закликать птиц с криками и звонким смехом. На горе они кричали: «Жаворонки прилетите, студену зиму унесите, теплу весну принесите: зима нам надоела, весь хлеб у нас поела» Или пели:

Уж вы, кулички - жаворонки, Солетайтеся, сокликайтеся. Весна-красна, на чем пришла? На Сошечке, на бороночке,

На лошадиной голове

На овсяном снопочку

На ржаном колосочку

На пшеничном зёрнышку - у-у!

Песню исполняли несколько раз. Затем ребятишки с той же песней бежали по деревне. Так продолжалось до самого обеда, пока дети не проголодаются. Тогда они съедали «жаворонков», а оставляли от них только голову, которую берегли каждый для своей матери. Ребятишки целовались, поздравляли друг друга с весенним праздником и разбегались по домам. А дома каждый мальчик отдавал голову жаворонка матери со словами: «На-ка, мама, тебе голову от жаворонка: как жаворонок высоко летел, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен такой головастый был».

Заклички.

Жаворонок - дуда, Прилети к нам сюда. Нам зима-то надоела: Ёсю соловушку поела: И сенцо, и бренцо, Золотое кольцо. Прилети ты к нам Принеси ты нам И соху, и борону, И зеленую траву.

Нам весну гукать,

Зиму провожать, гу-у-у.

С ливнями, с дождями

С цветами, с журавлями, гу-у-у.

Ой, Кулики, жаворонушки,

Прилетайте к нам в одонышки.

Летел кулик из-за моря

Принес кулик девять замков

Кулик, кулик, замыкай зиму

Отмыкай весну, тепло-летечко.

Ай, кулик - лик,

Жаворонок - клик.

Ай, сел на воду,

Ощорозил бороду.

Весна - красна,

На чем пришла?

На со^е бороне.

На овсяном колоске

Прилетела пава, ударила по носу,

Полетела по лесу.

Кулик - самород полетел в огород,

Сел на палку, согнал галку.

Галка плачет, кулик скачет.

Кулик, кулик, неси ключик

Отворяй весну, замыкай зиму!

Чувиль - виль - виль,

Жавороночек,

Прилети к огням,

 Принеси ты нам

Ты весну-красну,

Восьмое задание. «Подготовка к празднику».

Разучивание закличек, хороводов, сценок. Подбор костюмов, атрибутов для праздника. Педагог рассказывает о традиции печь журавликов и запускать их с высокой горы. Семьи обмениваются рецептами печенья, составляют списки гостей, делают для них пригласительные билеты и тому подобное.

Девятое задание. «Устроим праздник!»

С весельем, с концертом, с чаепитием взрослых и детей в процессе разучивания закличек, хороводов, сценок. Подбор костюмов, для праздника, атрибутов. Педагог рассказывает о традиции печь журавликов и запускать их с высокой горы  Семьи обмениваются рецептами печенья, составляют списки гостей, делают пригласительные открытки.

(см пояснение педагога к заданию № 7)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Технология эмоционального сближения взрослого и ребенка в процессе взаимодействия на физкультурных занятиях в ДОУ "

Вашему вниманию представлены примеры интегррованных занятий "Растем вместе" для детей второй младшей группы и их родителей,которые проводились в вечернее время инструктором ФК и педагогом-психологом о...

Подборка игр, направленных на установление эмоционального контакта взрослого с ребенком.

Прежде чем приступить собственно к занятиям по развитию речи, необходимо установить эмоциональный контакт с ребенком. В случае, когда ребенок 1,5-3 лет использует в активной речи лишь несколько аморфн...

Консультация для родителей "Игра - основа взаимодействия взрослого и ребенка"

Материал для выступления на родительском собрании о детях и гаджетах, важной роли игры в дошкольном детстве....

СОЗДАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ЗВУКОВОЙ И ПРЕДМЕТНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК ОСНОВЫ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЗРОСЛОГО И РЕБЕНКА.

Максимальная  озвученность предметно-пространственной музыкальной среды имеет важноезначение в отборе и классификации  её элементов. Основной  целью создания музыкально-звуковой и ...

Педагогический проект эмоционального сближения взрослого и ребенка в процессе взаимодействия на физкультурных занятиях в ДОУ «Мы вместе, мы рядом и нам хорошо»

Педагогический проект эмоционального сближения взрослого и ребенка в процессе взаимодействия на физкультурных занятиях в ДОУ«Мы вместе, мы рядом и нам хорошо» по технологии М.Н. Поповой....

Педагогический проект эмоционального сближения взрослого и ребенка в процессе взаимодействия на физкультурных занятиях в ДОУ «Мы вместе, мы рядом и нам хорошо»

Педагогический проект эмоционального сближения взрослого и ребенка в процессе взаимодействия на физкультурных занятиях в ДОУ«Мы вместе, мы рядом и нам хорошо»...