Консультация для родителей "Игра - основа взаимодействия взрослого и ребенка"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Материал для выступления на родительском собрании о детях и гаджетах, важной роли игры в дошкольном детстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Игра как основа взаимодействия взрослого и ребенка»
Дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки! Вы – первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа - ваш дом окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей.
Сколько бы мы ни прожили, мы все равно постоянно обращаемся к опыту детства, к жизни в семье.
Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни, к людям и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию оставляют неизгладимый отпечаток на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека.
В дошкольном возрасте ребенок лишь нащупывает характерные для него способы отношений с окружающими, у него вырабатывается устойчивый личностный стиль и появляется представление о самом себе.
Родители должны обеспечить своему ребенку наиболее благоприятные условия для его реализации. Я хотела бы дать вам некоторые рекомендации:
- Для ребенка вы являетесь образцом и в речи, и в поведении. Ваш ребенок будет говорить и вести себя так, как его домашние.
- Ребенок постоянно изучает то, что он наблюдает, и понимает гораздо больше, чем может сказать.
- Вам принадлежит исключительно активная роль в обучении вашего малыша умению думать и говорить, но не менее активная роль в интеллектуальном, эмоциональном, коммуникативном развитии присуща ребенку.
- Ребенок успешнее всего развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви.
- Нужно помнить, что дети больше всего любят учиться, даже больше, чем есть конфеты, но учение в дошкольном возрасте – это игра.
Эпоха средств массовой информации существенно преображает психологию человека. Новые технологии активно вторгаются не только нашу жизнь, но и жизнь наших детей.
Домашний экран совершенно вытеснил бабушкины сказки, мамины колыбельные песенки, разговоры с отцом. Экран становится главным «воспитателем» ребёнка. По данным ЮНЕСКО 93 % современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, т.е. около 4-х часов в день, что намного превосходит время общения с взрослыми.
Это «безобидное» занятие вполне устраивает не только детей, но и родителей. В самом деле, ребёнок не пристаёт, ничего не просит, не хулиганит, не подвергается риску, и в то же время получает впечатления, узнаёт что-то новое, приобщается к современной цивилизации.
Покупая ребенку новые видеофильмы, компьютерные игры или приставки, родители как бы заботятся о его развитии и стремятся занять его чем-то интересным. Однако, это, кажущееся безобидным, занятие таит в себе серьёзные опасности и может повлечь весьма печальные последствия не только для здоровья ребёнка (о нарушениях зрения, дефиците движений, испорченной осанке уже сказано довольно много), но и для его психического развития. В настоящее время, когда взрослеет первое поколение «экранных детей», эти последствия становятся всё более очевидными.
Чем же нам угрожает частое общение ребенка с гаджетами и компьютером?
- Неспособность к самоуглублению, к концентрации на каком-либо занятии, отсутствие заинтересованности делом. Данные симптомы были обобщены в картину новой болезни «дефицит концентрации». Этот вид заболевания особенно ярко проявляется в обучении и характеризуется гиперактивностью, ситуативностью поведения, повышенной рассеянностью.
- Ещё один факт, который отмечают многие педагоги – резкое снижение фантазии и творческой активности детей.
- Дети не общаются со взрослыми, сверстниками. В следствие этого, затрудняется развитие речи, способность ребенка свободно адаптироваться к меняющимся условиям.
- Повышение детской жестокости и агрессивности.
Все это не означает, что необходимо ликвидировать гаджеты и компьютер от ребенка. Вовсе нет. Многие родители оправданно беспокоятся, что оградив ребенка от современных технологий, они рискуют, что их ребенок будет менее информирован, не принят сверстниками, будет «немодным» аутсайдером.
Но в раннем и дошкольном детстве, когда внутренняя жизнь ребёнка только складывается, экран несёт в себе серьёзную опасность. Поэтому необходимо помнить о том, что без ущерба для здоровья ребенок может непрерывно работать за компьютером, планшетом, телефоном всего 15 минут, а дети близоруких родителей только 10 минут. Дошкольнику можно позволить до 30 минут игры (с 5-ти минутными перерывами).
Игра маленького ребенка тоже имеет свои особенности. Ребенок в игре подражает взрослым, но немногие родители понимают педагогическое значение игры. Ведь именно в игре дети осмысливают взаимоотношение взрослых, опыт поведения во многих ситуациях.
Многие родители считают игру ненужной, заменяют её чтением книг, без учета возраста ребёнка, преждевременным обучением грамоте, просмотром телепередач. Поэтому игровая деятельность в семье бедна по содержанию и тематике. Кроме этого мало кто из родителей играет со своими детьми. Если с 2 – 3 летними малышами родители еще пытаются как-то поиграть, то со старшими детьми уже нет. "Поиграй сам, займись чем- нибудь"- вот фразы, которые слышат от родителей дети чаще всего.
Ребенок, который не научился играть, не способен хорошо учиться в школе, т. к. у него не вырабатывается усидчивость, внимание, умение достигать конечного результата в любом деле.
Родители должны осознать, что для ребенка важна не столько игрушка, даже самая дорогая, желанная, сколько участие самих родителей в детской игре.
Взрослый, вступая в игру с ребенком, берет на себя определенную роль, выполняет правила игры, но в то же время незаметно руководит игрой. Стать партнером в игре, значит занять положение сотрудничества, взаимопонимание, соблюдать равенство отношений. Назидательность в игре недопустима, иначе игра теряет свою привлекательность и воспитательную ценность, а иногда и вовсе распадается.
Несмотря на то, что все-таки всем детям покупают игрушки, они не всегда покупаются правильно. Часто они не соответствуют возрасту детей. Игрушки покупаются стихийно. Чаще всего это подарки родственников, друзей, которые руководствуются своими вкусами, интересами, материальными возможностями. Какие игрушки стараются купить родители своим детям? Яркие, новые, привлекательные или те, на которые просто хватает денег. Мотив покупки - желание порадовать, позабавить ребенка.
Приобретение игрушек должно зависеть не от бюджета семьи, а от педагогической ценности игрушки, т. е., что именно будет развивать данная игрушка у вашего ребенка: мелкую моторику, умственные способности, эстетический вкус, усидчивость и. д. Родители должны соблюдать чувство меры, обилие игрушек не улучшает качества детской игры.
Очень хорошо, если у ребенка дома есть свой игровой уголок и игрушки там расположены так, как нравится вашему ребенку. Если игрушки находятся вне поле зрения ребенка, он не сможет начать игру. Наличие постоянного места для хранения игрушек не означает того, что ваш ребенок будет играть только здесь. Дети стремятся играть там, где находятся взрослые. Местом для игр может быть любое место в доме, даже коридор, но в основном то место, где находится мама. Вместо игрушек дети часто используют предметы домашнего быта (диванные подушки, стулья, посуду, мамины туфли, бижутерию). Это способствует развитию детской фантазии, обогащает сюжет, игровой замысел, содержание игры.
Вы знаете, что существует множество игр для развития разных качеств у ребенка, а также для снятия у ребенка психоэмоционального напряжения. Давайте в некоторые из них поиграем. В эти игры вы можете поиграть со своими детьми дома.
1. Игра для снятия детских страхов
«Нарисуй свой страх» (рисунок - это проекция духовного состояния ребенка) Нарисовать свой страх, потом изорвать, сжечь, зачеркнуть, сделать самолетик и выкинуть.
2. Игра в парах на снятие агрессивности, непослушания
А. Взрослый рисует что-нибудь, а ребенок зачеркивает.
В. У тебя лист бумаги, у меня, кто больше порвет маленьких кусочков
С. Предложить ребенку боксировать подушку
D. Во время агрессивности сжать пальцы в кулак- разгибая по одному говорить «Я сержусь», «Я не сержусь»
3. Игра «Рисуем двумя руками сразу» на развитие пространственного воображения, развитие мелкой моторики рук.
4. Игры, развивающие мыслительную деятельность
«Скажи наоборот», «Хорошо - плохо»
А еще можно играть с детьми… на кухне. Вот уж неподходящее место для игр, скажете вы. А я с вами не соглашусь.
Вспомните, где мамы проводят больше всего времени после рабочего дня? Конечно на кухне, ведь там так много дел. Надо приготовить ужин, накормить всех членов семьи, перемыть посуду и убрать ее. И только потом совершенно усталая мама добирается до дивана и телевизора. А ребенок? Будет ли он ждать, когда у мамы откроется второе дыхание, когда она соберется с силами и будет готова поиграть с ним, почитать книжку, побеседовать? Но может быть, не стоит разделять эти процессы во времени и пространстве? Может быть, есть способ общаться и играть с ребенком во время домашних хлопот на кухне?
«Из чего готовим? » Мама. Я варю борщ. Назови продукты, которые нужны для его приготовления (или - названия продуктов, которые лежат в холодильнике, стоят на полке или на плите).
«Помощники». Мама. Назови одним словом прибор, с помощью которого варят кофе, режу овощи, чистят картофель, моют посуду, выжимают сок, убирают в квартире. (Кофеварка, овощерезка, картофелечистка, посудомоечная машина, соковыжималка, пылесос.)
«Раскладываем и пересчитываем». Мама. Перемытые ложки и вилки надо рассортировать и разложить по местам.
«Положи в ладошку». Ребенок складывает вам в ладошку сладкие продукты, кислые, горькие, красные и т.д.
Процесс игры – это то, что заложено в ребенке. Именно игра позволяет ребенку ознакомиться со многими свойствами и качествами окружающих его предметов. В игре ребенок обучается и воспитывается более успешно, чем на специальных занятиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему "Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития"
Моделирование образовательного процесса с учетом ФГОС ДО....
Задания, направленные на формирование эмоционального взаимодействия взрослого и ребенка на основе детского фольклорного творчества
Серия консультаций для родителей...
Консультация для педагогов ««Взаимодействие взрослого и ребенка в игре»
Игра, как и любая другая человеческая деятельность, не возникает у ребенка спонтанно, сама собой, а в той или иной форме передается ему людьми, которые уже владеют ею — «умеют иг...
СОЗДАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ЗВУКОВОЙ И ПРЕДМЕТНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК ОСНОВЫ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЗРОСЛОГО И РЕБЕНКА.
Максимальная озвученность предметно-пространственной музыкальной среды имеет важноезначение в отборе и классификации её элементов. Основной целью создания музыкально-звуковой и ...
Собственная методическая разработка "Создание музыкально-звуковой и предметной развивающей среды как основы личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого и ребенка"
Статья для работников доу и музыкальных руководителей....
Консультация для педагогов в рамкам семинара: « Повышения качества образования в дошкольной организации через эффективное взаимодействие с семьями воспитанников» «Понятие «взаимодействие»", «взаимодействие взрослого с ребенком» «педагогическое взаимод
laquo;Понятие «взаимодействие»", «взаимодействие взрослого с ребенком» «педагогическое взаимодействие» Типы взаимодейст...
Проект: «Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития»
Изучая вопросы взаимодействия взрослого и ребенка, исследователи (Т.В. Гуськова, М.И. Лисина и др.) отмечают, что развитие личности ребенка складывается, главным образом, в ходе общения со взрослыми, ...