СОЗДАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ЗВУКОВОЙ И ПРЕДМЕТНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК ОСНОВЫ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЗРОСЛОГО И РЕБЕНКА.
статья на тему

Харитонова Марина Николаевна

Максимальная  озвученность предметно-пространственной музыкальной среды имеет важное

значение в отборе и классификации  её элементов. Основной  целью создания музыкально-звуковой и предметной  развивающей среды  является

 актуализация  музыкально-эстетических ценностей в образовательном пространстве

 современного дошкольного учреждения.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka-muzykalnaya_kopilka.doc43 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

СОЗДАНИЕ  МУЗЫКАЛЬНО-ЗВУКОВОЙ  И ПРЕДМЕТНОЙ

РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК ОСНОВЫ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ

МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ   ВЗРОСЛОГО И РЕБЕНКА.

- Подготовлено  ХАРИТОНОВОЙ М. Н.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ,   2018 г.

Основной  целью создания музыкально-звуковой и предметной  развивающей среды  является

 актуализация  музыкально-эстетических ценностей в образовательном пространстве

 современного дошкольного учреждения.  

Эта цель определяет  следующие  задачи:

  - поощрять накопление опыта  эмоционально-осознанного отношения к музыкальному искусству  

      в дошкольном детстве;

 - способствовать развитию комплекса музыкальных способностей детской музыкальной  

      деятельности ;

 - формировать умение включаться в совместное учебное или творческое сотрудничество.

Эти задачи предполагают создание музыкальной среды в дошкольном учреждении в контексте

стандарта дошкольного образования. В нашем детском дошкольном учреждении – ГБДОУ №87

 Фрунзенского района – такая музыкальная среда создана с учетом следующих позиций:

  1. Соответствия возрастной периодизации дошкольника, индивидуальным особенностям

      ребенка, предпочтениям, личному музыкальному опыту.

  1. Скоординированности  педагогического воздействия в формировании элементарных

      представлений ребенка об окружающем мире, природе, культуре, человеке в музыкальной

      деятельности и в других сопутствующих видах  детской деятельности.

  1. Сочетание предметных элементов неозвученных  со звучащими.

  1. Трансформация функциональных помещений для конкретных форм музыкальной

      деятельности детской и совместно со взрослыми   (занятия традиционные, доминантные,

      тематические, комплексные, музыкальные праздники и вечера, самостоятельная

       деятельность, концерты, музыкальные гостиные, клубы.

  1. Прогнозирования и проектирования разнообразных  вариантов моделей общения взрослого

     и ребенка на основе совосприятия, содействия, сотворчества, соотнесения с окружающим

     музыкально-образовательным пространством СПб.

Максимальная  озвученность предметно-пространственной музыкальной среды имеет важное

значение в отборе и классификации  её элементов.

Звучащие   элементы.

  1. Музыкальные произведения: фольклорные, классические, современные, созданные специально для детей и « взрослая» музыка. Лучшие образцы музыкального искусства признанные формировать музыкальный вкус ребенка, элементарные представления о музыке и музыкантах развивать музыкальность, эмоциональную отзывчивость на музыку адекватно настроению, образу, характеру музыкального произведения. При выборе музыкальный репертуар берется с учетом возрастных особенностей, личным музыкальным и жизненным опытом ребенка, охватом музыкальных произведений разных эпох, стилей, жанров. Особое внимание уделяется творчеству композиторов  С-Петербурга.
  2. Звуки: звуки природы ( фауна, флора), подражательные, шумовые,

Всевозможные шуршащие, свистящие, звенящие, «деревянные», «стеклянные», «металлические», «пластмассовые», «кожаные», «водяные» и др. Такое разнообразие звуковой палитры дает возможность выбора объекта для исследовательской деятельности, направленной на изучение свойств звука и развития слухового внимания.

  1. Звучащие жесты: разнообразные щелчки, хлопки, притопы, шлепки, эффектно использующиеся  в музыкально-ритмических  импровизациях.
  2. Музыкальные инструменты: пианино, аккордеон, народные духовые, ударные, электронные инструменты. В своей работе я широко применяю разнообразные музыкальные инструменты не только для формирования элементарных представлений  о музыкальных произведениях, но и для  ознакомления с особенностями звучания инструмента и его внешним видом.
  3. Детские музыкальные инструменты: отдельные инструменты и наборы инструментов для шумового оркестра, для детского оркестра народных инструментов, музыкальные инструменты, специально созданные для элементарного музицирования в рамках концепции Карла Орфа. В нашем ДОУ№87 используется успешно элементарное музицирование, основанное на простейших приемах игры на музыкальных инструментах, что дает шанс каждому ребенку реализовать  свой потенциал независимо от стартовых возможностей.
  4. Музыкальные игрушки с фиксированным звуком или мелодией. Эти игрушки развивают слуховое внимание, формируют мотивацию музицирования.
  5.  Предметы-заместители: звучащие предметы, созданные взрослыми ( педагогами и родителями) или взрослыми вместе с детьми. Такие оригинальные звучащие предметы предполагают активное  сотрудничество взрослого и ребенка в изготовлении и реализации творческого замысла в музицировании.

НЕОЗВУЧЕННЫЕ  ЭЛЕМЕНТЫ.

  1. Музыкальные игрушки – инструменты: фортепианная клавиатура, имитация музыкальных инструментов привлекает ребенка возможностью действовать, подражать музицированию, способствует развитию инициативы.
  2. Музыкально-дидактические игры: игры на развитие компонентов музыкального слуха, на расширение понятийного словаря, на формирование элементарных преставлений о музыкальной  грамотности.
  3. Музыкальная символика: разнообразные шаблоны (ритмические,

динамические и др.), карточки  с изображением элементов музыкальной грамоты.

Неозвученные  элементы призваны взаимодополнять звучащие, побуждая к музицированию, способствуя целостному восприятию  музыки.

В нашем дошкольном учреждении музыкальная среда создана не только в музыкальном зале, но и в групповых помещениях, с возможностью трансформации  элементов музыкальной среды в связи с возрастной периодизацией музыкального развития детей, их  предпочтениями, формами организации музыкальной деятельности и её видами. В музыкальном зале  проводятся  не  только  коллективные формы музыкального воспитания, но и индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми или детьми  совместно с родителями с учетом индивидуальных предпочтений детей.

Зоны самостоятельной музыкальной  деятельности в групповых помещениях динамичны и подвижны, что создает непринужденную обстановку для познавательно-исследовательских  музыкально-творческих  предпочтений детей. Этому способствует сочетание традиционных и оригинальных элементов музыкальной среды знакомых ребенку и новых  для него музыкальных игрушек, инструментов, звучащих и неозвученных  предметов-заместителей и музыкальной символики.

Учитывая уровень знаний, умений и навыков наши педагоги  предоставляют детям  возможность свободного выбора действий, поощряя самостоятельность,  музыкально-эстетические личные предпочтения детей. Наши педагоги тактично направляют, содействуют формированию положительного отношения к сверстникам в совместном  музицировании.

Все это создает  благоприятные условия для развития, осознания и осуществления замысла в самостоятельной музыкальной деятельности детей.

,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая сказка "Влияние модели взаимодействия взрослого и ребенка на развитие речи дошкольников"

Семинар посвящен выяснению влияния модели взаимодействия взрослого и ребенка на развитие речи дошкольников. Спектакль-сказка о коммуникативных возможностях педагога....

Тренинг педагогической осознанности "Личностно - ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком"

   Общение ребенка и взрослого является важным психологическим условием успешного развития в период дошкольного и школьного детства. Значимый взрослый – это близкий человек, оказывающ...

Организация предметно-развивающей среды как основы индивидуального подхода к детям

Среда – одно из основных средств развития личности ребенка источник его индивидуальных знаний и социального опыта....

Модели взаимодействия взрослого с ребенком.

Установление контакта с ребенком при его воспитании осуществляется на основе разных моделей взаимодействия взрослого с ребенком....

«Личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого и ребенка с ОВЗ в образовательном пространстве ДОУ».

 Общение ребенка и взрослого является важным психологическим условием успешного развития и обучения в период дошкольного детства. В статье освещаются основные аспекты и позитивная роль ком...