Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Экскурсия в музей чувств"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Занятие по познавательному развитию о органах чувств человека, организованное в форме игры-путешествия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_po_poznavatelnomu_razvitiyu_2024.docx | 46.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №394 г. Челябинск»
Конспект занятия
по познавательному развитию в старшей группе
«Экскурсия в музей чувств»
Выполнил: воспитатель высшей
квалификационной категории
Иванова Евгения Андреевна
Челябинск, 2024 год
Образовательная область: познавательное развитие
Форма взаимодействия с детьми: занятие, организованное в форме игры-путешествия
Форма организации детей: фронтальная, индивидуальная.
Цель: формировать у детей представление о различных средствах и способах познания окружающего мира, о роли органов чувств в восприятии окружающего мира.
Задачи:
Образовательные:
- обобщить (систематизировать) знания детей о музеях города Челябинска;
- познакомить детей с органами чувств (слух, зрение, вкус, обоняние и осязание) и их значением для человека;
- совершенствовать умение обследовать предметы используя разнообразны органы чувств;
- познакомить с доступными способами укрепления здоровья.
Развивающие:
- развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина, расположение в пространстве и т.п ;
- развивать познавательно-исследовательский интерес в манипуляциях с различными предметами;
- формировать умения вести диалог и делать простейшие выводы.
Воспитательные:
- воспитывать бережное и осознанное отношение детей к своему здоровью.
Словарная работа:
Активный словарь: музей, экспонаты, обоняние, осязание;
Пассивный словарь: качественные прилагательные (сладкий, солёный, кислый, горький, мягкий, гладкий и шершавый, пушистый, теплый- холодный, колючий, липкий и т.п)
Оборудование: столы, ширма
Демонстрационный материал: фотографии музеев г.Челябинска; картинки с изображением языка, уха, глаза, носа; картинки-иллюзии, иллюстрации глаза, машина, круг желтый, квадрат зеленый, капуста, яйцо; д/и иллюстрации внутреннего строения носа, д/и «Аромолото»; иллюстрации уха, бумага, целлофановый пакет, стакан с ложкой, колокольчик, барабан, ложки, свистулька, воздушный шарик; иллюстрации языка, зон языка, на тарелке еда с разными вкусами; лимон, апельсин, банан, хлеб, яблоко, огурец, солёный огурец, печенье, шоколад; различные фактурные предметы: бумага, наждачная бумага, мех, стакан с тёплой и холодной водой, шарик с мукой внутри, скотч, камень, коралл).
Раздаточный материал: деревянные палочки, картинки «Найди все предметы»
Музыкальное сопровождение: партитивная колонка, ритмическая игра Funga Alafia
Предшествующая работа воспитателя: беседа о музеях г.Челябинска, чтение книги Г.Остера «Вредные советы» про гигиену, д/и «Аромалото», «Звуковое лото», «Угадай по звуку», «Повтори», рассматривание «Музея в коробочке», игра «Узнай, кто перед тобой».
Этапы занятия | |
Ход занятия: | |
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ | (дети присаживаются на ковер возле воспитателя) - Сегодня в наш детский сад приехал музей. Вы знаете, что такое музей? (музей — это место, где собраны предметы, которые очень древние, необычные, редкие) - Как называется место, где собраны предметы старины, редкие предметы на которые приходят смотреть люди? (педагог спрашивает 1-2 детей индивидуально, а потом хором) - Правильно. В музеях можно увидеть очень древние вещи, которые многое могут "рассказать" о людях, которые жили раньше, а также очень ценные и выдающиеся экземпляры. Музеи бывают разные – исторические, научные, виртуальные, интерактивные) - Кто-нибудь из вас был в музеях нашего города? (ответы детей) (педагог ведет диалог с детьми, в ходе которой демонстрирует фотографии). - Музей, который приехал к нам - интерактивный. Это значит, что всё в этом музеи можно трогать, нюхать, пробовать на вкус.
– Давайте скажем все вместе (дети хором повторяют слово.) - Вы хотите посетить такой музей, и посмотреть какие экспонаты есть в нём? - Но все же основные нормы поведения соблюдать нужно: не кричать, не бегать, ничего не разбрасывать и слушать экскурсовода - Сегодня мы узнаем о наших помощниках-органах чувств, которые помогают нам видеть и слышать, чувствовать мир и узнаем, как их уберечь. - Приглашаю вас в 1 зал музея…. Зал №1. –«Зрение» (на столе располагаются экземпляры музея: картинка далеко-близко, иллюстрации глаза, машина, круг желтый, квадрат зеленый, капуста, яйцо) (дети присаживаются возле воспитателя и закрывают глаза ) - Закройте глаза. Что вы видите перед собой? (ничего не видно) - А теперь откройте глаза. Что перед вами? (машинка) Какой вывод мы можем сделать? Какой способностью обладают наши глаза? Вывод: Глаза умеют видеть, это орган зрения. - А как вы думаете, а что еще умеют наши глаза? - Хотите узнать, что же еще умеют наши глаза? - Как называется эта фигура? (Круг, квадрат). Значит наши глаза умеют определять…… форму. - Какого цвета круг? Квадрат? Значит наши глаза умеют определять… цвет. Что крупнее: капуста или яйцо? Значит наши глаза могут определять ……размер. - Скажите, что на картинке от вас дальше? Ближе? Значит, глаза умеют определять….. расстояние от предмета. - Что нужно делать, чтобы наши глаза меньше уставали и оставались здоровыми? (витамины для глаз, не сидеть близко у экрана телевизора, не сидеть долго в телефонах, следить за частотой, не тыкать в глаза делать гимнастику) - Работники музея подготовили для нас гимнастику для глаз. И если выполнять её каждый день и соблюдать правила по уходу за глазами и, то у вас будет превосходное зрение. Зал №2- «Обоняние» (на столе располагаются экземпляры музея: иллюстрации внутреннего строения носа, д/и «Аромолото») (Дети присаживаются возле воспитателя) - Мне ответьте на вопрос чего нам нужен нос? (чтобы дышать, различать запахи) - Проверим, так ли это? Закройте одной ладошкой нос, а другой рот. Что вам захотелось сделать? (вдохнуть). Верно, значит, нос нам нужен для того, чтобы дышать. - А ещё в носу есть волоски они защищают нас от пыли. - У носа есть и еще одна обязанность. И это нам покажет следующий эксперимент. У меня есть коробочки и вам нужно по запаху определить, что это такое (дети подходят по очереди к воспитателю, нюхают содержимое в баночках и пытаются определить, что это) Вывод: Нос – орган обоняния. Обонять - значит чувствовать запахи. (дети хором вместе с воспитателем проговаривают слово- обоняние) - А как нужно ухаживать за носом? (Промывать его водой, не засовывать посторонние предметы, не ковырять пальцами, делать массаж для носа) - Предлагаю вам сделать массаж, чтобы ваш нос всегда дышал. (воспитатель показывает несколько упражнений точечного массажа для носа) - Наш нос очень тесно связан с ушами, поэтому очень важно правильно высмаркиваться. Кто-нибудь знает, как это правильно делать? (ответы детей) - Переходим в 3 зал Зал №3 – «Слух» (на столе располагаются экземпляры музея: иллюстрации уха, палочки ширма, за которой стол с инвентарем: бумага, целлофановый пакет, стакан с ложкой, колокольчик, барабан, ложки, дудочка, тарелки металлические) (Дети присаживаются возле воспитателя) - Закройте плотно ладошками уши (воспитатель говорит шепотом 2-3 слова). Что я сказала? (ничего не слышно) - А теперь не закрывайте уши и послушайте. Что я сказала? (дети повторяют слова) - Какой вывод мы можем сделать? Какой способностью обладают наши уши? Вывод: Уши помогают нам слышать– это орган слуха. - Проведем один эксперимент и поиграем в игру «Угадай по звуку». Сейчас очереди все дети будут уходить за ширму и выполнять действия с предметами, а вы попробуете угадать что они делают. Что делал Саша? Оля? Вывод: Уши помогают нам различать звуки, даже если не видим предмет мы можем догадаться что это. - Предлагаю вам поиграть в еще одну интересную музыкальную игру. Для этого вам нужно взять по 2 палочки и под музыку двигаться по ковру, потом вам нужно послушать ритм и повторить его при помощи палочек. (Воспитатель включает музыку-Funga Allafia и дети передвигаются по ковру, а когда музыка прекращается, то дети повторяют услышанный ритмический рисунок) Вывод: Наши уши могут улавливать темп и ритм музыки, голоса. - А еще в наших ушах есть улитка, которая отвечает за наш вестибулярный аппарат. Благодаря ей мы можем ориентироваться в пространстве, держать равновесие и не падать Чтобы проверить как мы можем ориентироваться в пространстве мы возьмем с вами на улицу колокольчики и поиграем в игру «Жмурки». - Чтобы наши уши не болели, а слух был хорошим нужно соблюдать правила. Как вы думаете какие? (Не ковырять в ушах, защищать их от сильного ветра, громкой музыки, не кричать, сильно не сморкаться и т. д.). - Правильно, а ещё для здоровья наших ушей полезно выполнять массаж. Давайте сейчас вместе его сделаем: Разомнём мы их сначала (Пальцами мягко разминаем ушную раковину) Все сгибаем, отпускаем И опять все повторяем (Пальцами сгибают ухо и отпускают его) По уху пальчиком ведем (Проводят указательным пальцем по краю ушной раковины) И ладошкой их прижмем, Сильно-сильно разотрем. (Ладонями энергично растирают уши) - Молодцы! Переходим в четвертый зал! Здесь мы узнаем о таком органе чувств как обоняние-вкус - Скажите, ребята, с помощью чего можно определить, что мы кушаем, не видя его? (с помощью нашего языка) - Правильно Зал №4- «Вкус» (на столе располагаются экземпляры музея: иллюстрации языка, зон языка, на тарелке еда с разными вкусами: свежий огурец, солёный огурец, шоколадка, кусочек лимона, кусочек апельсина, кусочек банана, хлеб, яблоко, печенье) (Дети присаживаются возле воспитателя) - Скажите мне, что же умеет наш язык? (предположения детей) - Язык помогает нам разговаривать. Чтобы наш язычок помогал нам хорошо выговаривать все звуки, нужно делать артикуляционную гимнастику: Этот маленький дружок – Твой весёлый Язычок. (выполняют упражнения «трубочка»-«заборчик», «часики»-«качели», «вкусная конфетка», «чистим зубки», «горка», «рулетик», лошадка») - Еще язык помогает человеку чувствовать вкус. Для этого на язычке есть специальные вкусовые сосочки. - Как вы думаете, какие вкусы различает наш язык? (кислый, сладкий, соленый, горький) Есть такая теория, что каждая часть языка отвечает за разные вкусы (педагог показывает картинку с разными вкусовыми частями языка) - А ещё язык, как ковш экскаватора помогает продвигать пишу из-за рта в пищевод. - Предлагаю поиграть в игру «Угадай по вкусу». (воспитатель подходит к детям по очереди, они закрывают глаза, воспитатель кладет в рот небольшой кусочек и дети пытаются угадать, что они съели). - Кто знает, как нужно ухаживать за нашим языком? (дети высказывают свои предположения) -Отлично! Проходим в следующий зал… Зал №5- «Осязание» (на столе располагаются экспонаты музея: различные фактурные предметы: бумага, наждачная бумага, мех, стакан с тёплой и холодной водой, шарик с мукой внутри, скотч, камень, коралл) (Дети присаживаются возле воспитателя) - Вот мы и оказались в последнем зале музея. Здесь изучают орган чувств, который отвечает за осязание (дети хором вместе с воспитателем проговаривают слово) - Осязать- значит чувствовать. -Всё наше тело, покрыто кожей, она то и помогает нам чувствовать свойства и качества предметов- холодные-горячие, гладкие-колючие, мягкие-твердые и т.п. - Поддерживает постоянную температуру тела. Кто знает какая температура тела у здорового человека? (36,6) - Вместе с потом через кожу выводятся вредные вещества. Самая чувствительная кожа находиться у нас на руках и ногах. Давайте проверим так ли это. Заодно узнаем насколько чувствительна кожа на кончиках ваших пальцев. Поиграем в игру «Какой на ощупь»? (педагог предлагает потрогать предметы на ощупь и определить какой он) - Отлично! Вы молодцы! Вывод: Благодаря осязанию человек может определить на ощупь, кто или что перед ним, даже если не будет видеть предмет. -- Она защищает внутренние органы от внешних воздействий переохлаждения, перегревания, тем самым выполняя защитную функцию организма и ее нужно тоже беречь. - Как мы можем сберечь наши кожные покровы? (нужно содержать её в чистоте, беречь руки от порезов и травм, беречься от ожогов) - Молодцы! - Вот и закончилось наша экскурсия по музею. - Сколько органов чувств есть у человека? А для чего они нам нужны? (ответы детей) - Правильно, органов чувств всего 5 и они помогают нам познавать окружающий мир, поэтому мы должны их беречь и ухаживать за ними. - Предлагаю в завершении нашей экскурсии вместе проговорить стихотворение, которое мы с вами в дальнейшем выучим (по мнемотаблице дети повторяют стих с воспитателем) Все должны об этом знать, Чувств у человека- пять: Это обоняние, Вкус и осязание. Не забудь о главных двух: -Это зрение и слух. (Педагог закачивает занятие и предлагает детям проверить внимательность своих глаз и найти все предметы спрятанные на картинке) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе "В мире чувств"
Продолжаем знакомить детей с нашими органами чувств...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Образовательная область: познание. Тема занятия: «Богатства Хозяйки Медной горы».
Очень интересное интегрированное занятие. В первой части - Хозяйка Медной горы приглашает детей в гости, показывает малахит, яшму, известняк и рассказыват о них. А во второй части - едти исследут эти ...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Экскурсия в музей - заповедник С.Т.Аксакова»
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Экскурсия в музей - заповедник С.Т.Аксакова»...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературы Тема: «Железная дорога по рассказу Б. Житкова "Что я видел"»
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературыТема: «Железная дорога по рассказа Б. Житкова "Что я видел"»Ц...
Конспект занятия по познавательному развитию на тему: «Наши помощники-органы чувств»
Цель: Закрепление знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира.Задачи:- закрепить знания детей о мозге, об органах чувств (слух, зрение, вкус, обоняние и...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе №10 ГБДОУ №44 Выборгского района Санкт-Петербурга Знакомство с картиной Б.М.Кустодиева «Дети в маскарадных костюмах», пастель, 1909 г., Русский музей.
Знакомство с картиной Б.М.Кустодиева «Дети в маскарадных костюмах», пастель, 1909 г., Русский музей....
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе "В мире чувств и эмоций"
Занятие направлено на развитие эмоциональной сферы старших дошкольников...