Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Экскурсия в музей чувств"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Занятие по познавательному развитию о органах чувств человека, организованное в форме игры-путешествия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_po_poznavatelnomu_razvitiyu_2024.docx46.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №394 г. Челябинск»

Конспект занятия

по познавательному развитию в старшей группе

«Экскурсия в музей чувств»

Выполнил: воспитатель высшей

 квалификационной категории

Иванова Евгения Андреевна

Челябинск, 2024 год

Образовательная область: познавательное развитие

Форма взаимодействия с детьми: занятие, организованное в форме игры-путешествия

Форма организации детей: фронтальная, индивидуальная.

Цель: формировать у детей представление о различных средствах и способах познания окружающего мира, о роли органов чувств в восприятии окружающего мира.

Задачи:

Образовательные:

- обобщить (систематизировать) знания детей о музеях города Челябинска;

- познакомить детей с органами чувств (слух, зрение, вкус, обоняние и осязание) и их значением для человека;

- совершенствовать умение обследовать предметы используя разнообразны органы чувств;

- познакомить с доступными способами укрепления здоровья.

Развивающие:

- развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина, расположение в пространстве и т.п ;

- развивать познавательно-исследовательский интерес в манипуляциях с различными предметами;

- формировать умения вести диалог и делать простейшие выводы.

Воспитательные:

- воспитывать бережное и осознанное отношение детей к своему здоровью.

Словарная работа:

Активный словарь: музей, экспонаты, обоняние, осязание;  

Пассивный словарь: качественные прилагательные (сладкий, солёный, кислый, горький, мягкий, гладкий и шершавый, пушистый, теплый- холодный, колючий, липкий и т.п)

Оборудование: столы, ширма

Демонстрационный материал: фотографии музеев г.Челябинска; картинки с изображением языка, уха, глаза, носа; картинки-иллюзии, иллюстрации глаза, машина, круг желтый, квадрат зеленый, капуста, яйцо; д/и иллюстрации внутреннего строения носа, д/и «Аромолото»; иллюстрации уха, бумага, целлофановый пакет, стакан с ложкой, колокольчик, барабан, ложки, свистулька, воздушный шарик; иллюстрации языка, зон языка, на тарелке еда с разными вкусами; лимон, апельсин, банан, хлеб, яблоко, огурец, солёный огурец, печенье, шоколад; различные фактурные предметы: бумага, наждачная бумага, мех, стакан с тёплой и  холодной водой, шарик с мукой внутри, скотч, камень, коралл).

Раздаточный материал: деревянные палочки, картинки «Найди все предметы»

Музыкальное сопровождение: партитивная колонка, ритмическая игра Funga Alafia

Предшествующая работа воспитателя: беседа о музеях г.Челябинска, чтение книги Г.Остера «Вредные советы» про гигиену, д/и «Аромалото», «Звуковое лото», «Угадай по звуку», «Повтори», рассматривание «Музея в коробочке», игра «Узнай, кто перед тобой».

 

Этапы занятия

Ход занятия:

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ

ЧАСТЬ

(дети присаживаются на ковер возле воспитателя)

-  Сегодня в наш детский сад приехал музей. Вы знаете, что такое музей? (музей — это место, где собраны предметы, которые очень древние, необычные, редкие)      

- Как называется место, где собраны предметы старины, редкие предметы на которые приходят смотреть люди?

(педагог спрашивает 1-2 детей индивидуально, а потом хором)                                                                                              

- Правильно. В музеях можно увидеть очень древние вещи, которые многое могут "рассказать" о людях, которые жили раньше, а также очень ценные и выдающиеся экземпляры. Музеи бывают разные – исторические, научные, виртуальные, интерактивные)

-  Кто-нибудь из вас был в музеях нашего города? (ответы детей) 

(педагог ведет диалог с детьми, в ходе которой демонстрирует фотографии).

- Музей, который приехал к нам - интерактивный. Это значит, что всё в этом музеи можно трогать, нюхать, пробовать на вкус.

  1. Предметы, выставляемые для всеобщего обозрения в музее или на выставке, называются экспонаты.

– Давайте скажем все вместе (дети хором повторяют слово.)                                                                                              

- Вы хотите посетить такой музей, и посмотреть какие экспонаты есть в нём?

- Но все же основные нормы поведения соблюдать нужно: не кричать, не бегать, ничего не разбрасывать и слушать экскурсовода

- Сегодня мы узнаем о наших помощниках-органах чувств, которые помогают нам видеть и слышать, чувствовать мир и узнаем, как их уберечь.

- Приглашаю вас в 1 зал музея….

Зал №1. –«Зрение»

(на столе располагаются экземпляры музея: картинка далеко-близко, иллюстрации глаза, машина, круг желтый, квадрат зеленый, капуста, яйцо)

(дети присаживаются возле воспитателя и закрывают глаза )

- Закройте глаза. Что вы видите перед собой? (ничего не видно)

-  А теперь откройте глаза. Что перед вами? (машинка) Какой вывод мы можем сделать? Какой способностью обладают наши глаза?

Вывод: Глаза умеют видеть, это орган зрения.

- А как вы думаете, а что еще умеют наши глаза?

- Хотите узнать, что же еще умеют наши глаза?

- Как называется эта фигура? (Круг, квадрат).

Значит наши глаза умеют определять…… форму.

- Какого цвета круг? Квадрат?

Значит наши глаза умеют определять… цвет.

Что крупнее: капуста или яйцо?

Значит наши глаза могут определять ……размер.

- Скажите, что на картинке от вас дальше? Ближе?

Значит, глаза умеют определять….. расстояние от предмета.

- Что нужно делать, чтобы наши глаза меньше уставали и оставались здоровыми? (витамины для глаз, не сидеть близко у экрана телевизора, не сидеть долго в телефонах, следить за частотой, не тыкать в глаза делать гимнастику)

- Работники музея подготовили для нас гимнастику для глаз. И если  выполнять её каждый день и соблюдать правила по уходу за глазами и, то у вас будет превосходное зрение.

Зал  №2- «Обоняние»

(на столе располагаются экземпляры музея: иллюстрации внутреннего строения носа, д/и «Аромолото»)

(Дети присаживаются возле воспитателя)

- Мне ответьте на вопрос чего нам нужен нос? (чтобы дышать, различать запахи)

- Проверим, так ли это? Закройте одной ладошкой нос, а другой рот. Что вам захотелось сделать? (вдохнуть). Верно, значит, нос нам нужен для того, чтобы дышать.

- А ещё в носу есть волоски они защищают нас от пыли.

- У носа есть и еще одна обязанность. И это нам покажет следующий эксперимент. У меня есть коробочки и вам нужно по запаху определить, что это такое (дети подходят по очереди к воспитателю, нюхают содержимое в баночках и пытаются определить, что это)

Вывод: Нос – орган обоняния. Обонять - значит чувствовать запахи.

(дети хором вместе с воспитателем проговаривают слово- обоняние)
- А когда мы перестаем чувствовать запахи?
(во время насморка, когда нос не дышит)

- А как нужно ухаживать за носом?

(Промывать его водой, не засовывать посторонние предметы, не ковырять пальцами, делать массаж для носа)  

- Предлагаю вам сделать массаж, чтобы ваш нос всегда дышал.

(воспитатель показывает несколько упражнений точечного массажа для носа)

- Наш нос очень тесно связан с ушами, поэтому очень важно правильно высмаркиваться. Кто-нибудь знает, как это правильно делать? (ответы детей)

- Переходим в 3 зал

Зал №3 – «Слух»

(на столе располагаются экземпляры музея: иллюстрации уха, палочки ширма, за которой стол с инвентарем: бумага, целлофановый пакет, стакан с ложкой, колокольчик, барабан, ложки, дудочка, тарелки металлические)

(Дети присаживаются возле воспитателя)

- Закройте плотно ладошками уши (воспитатель говорит шепотом 2-3 слова). Что я сказала? (ничего не слышно)

-  А теперь не закрывайте уши и послушайте. Что я сказала? (дети повторяют слова)

- Какой вывод мы можем сделать? Какой способностью обладают наши уши?

Вывод: Уши помогают нам слышать– это орган слуха.

 - Проведем один эксперимент и поиграем в игру «Угадай по звуку». Сейчас очереди все дети будут уходить за ширму и выполнять действия с предметами, а вы попробуете угадать что они делают.   Что делал Саша? Оля?

Вывод: Уши помогают нам различать звуки, даже если не видим предмет мы можем догадаться что это.

- Предлагаю вам поиграть в еще одну интересную музыкальную игру. Для этого вам нужно взять по 2 палочки и под музыку двигаться по ковру, потом вам нужно послушать ритм и повторить его при помощи палочек.

(Воспитатель включает музыку-Funga Allafia и дети передвигаются по ковру, а когда музыка прекращается, то дети повторяют услышанный ритмический рисунок)

Вывод: Наши уши могут улавливать темп и ритм музыки, голоса.

- А еще в наших ушах есть улитка, которая отвечает за наш вестибулярный аппарат. Благодаря ей мы можем ориентироваться в пространстве, держать равновесие и не падать Чтобы проверить как мы можем ориентироваться в пространстве мы возьмем с вами на улицу колокольчики и поиграем в игру «Жмурки».

- Чтобы наши уши не болели, а слух был хорошим нужно соблюдать правила. Как вы думаете какие? (Не ковырять в ушах, защищать их от сильного ветра, громкой музыки, не кричать, сильно не сморкаться и т. д.).

- Правильно, а ещё для здоровья наших ушей полезно выполнять массаж. Давайте сейчас вместе его сделаем:
Чтобы уши не болели

Разомнём мы их сначала 

(Пальцами мягко разминаем ушную раковину)

Все сгибаем, отпускаем

И опять все повторяем 

(Пальцами сгибают ухо и отпускают его)

По уху пальчиком ведем 

(Проводят указательным пальцем по краю ушной раковины)

И ладошкой их прижмем,

Сильно-сильно разотрем. 

(Ладонями энергично растирают уши)

- Молодцы! Переходим в четвертый зал! Здесь мы узнаем о таком органе чувств как обоняние-вкус

- Скажите, ребята, с помощью чего можно определить, что мы кушаем, не видя его? (с помощью нашего языка)

- Правильно

Зал №4- «Вкус»

(на столе располагаются экземпляры музея: иллюстрации языка, зон языка, на тарелке еда с разными вкусами: свежий огурец, солёный огурец, шоколадка, кусочек лимона, кусочек апельсина, кусочек банана, хлеб, яблоко, печенье)

(Дети присаживаются возле воспитателя)

- Скажите мне, что же умеет наш язык? (предположения детей)

- Язык помогает нам разговаривать. Чтобы наш язычок помогал нам хорошо выговаривать все звуки, нужно делать артикуляционную гимнастику:

Этот маленький дружок –

Твой весёлый Язычок.
Чтоб он ловким был, умелым,
Чтобы слушался тебя,
Каждый день зарядку делай
Перед зеркалом, шутя!

(выполняют упражнения «трубочка»-«заборчик», «часики»-«качели», «вкусная конфетка», «чистим зубки», «горка», «рулетик», лошадка»)

- Еще язык помогает человеку чувствовать вкус. Для этого на язычке есть специальные вкусовые сосочки.

- Как вы думаете, какие вкусы различает наш язык? (кислый, сладкий, соленый, горький) Есть такая теория, что каждая часть языка отвечает за разные вкусы (педагог показывает картинку с разными вкусовыми частями языка)

- А ещё язык, как ковш экскаватора помогает продвигать пишу из-за рта в пищевод.

- Предлагаю поиграть в игру «Угадай по вкусу». (воспитатель подходит к детям по очереди, они закрывают глаза, воспитатель кладет в рот небольшой кусочек и дети пытаются угадать, что они съели).

- Кто знает, как нужно ухаживать за нашим языком? (дети высказывают свои предположения)

-Отлично!

Проходим в следующий зал…

Зал №5- «Осязание»

(на столе располагаются экспонаты музея: различные фактурные предметы: бумага, наждачная бумага, мех, стакан с тёплой и  холодной водой, шарик с мукой внутри, скотч, камень, коралл)

(Дети присаживаются возле воспитателя)

- Вот мы и оказались в последнем зале музея. Здесь изучают орган чувств, который отвечает за осязание (дети хором вместе с воспитателем проговаривают слово)

- Осязать- значит чувствовать.

-Всё наше тело, покрыто кожей, она то и помогает нам чувствовать свойства и качества предметов- холодные-горячие, гладкие-колючие, мягкие-твердые и т.п.

- Поддерживает постоянную температуру тела. Кто знает какая температура тела у здорового человека? (36,6)

- Вместе с потом через кожу выводятся вредные вещества. Самая чувствительная кожа находиться у нас на руках и ногах.  Давайте проверим так ли это. Заодно узнаем насколько чувствительна кожа на кончиках ваших пальцев. Поиграем в игру «Какой на ощупь»? (педагог предлагает потрогать предметы на ощупь и определить какой он)

- Отлично! Вы молодцы!

Вывод: Благодаря осязанию человек может определить на ощупь, кто или что перед ним, даже если не будет видеть предмет.

-- Она защищает внутренние органы от внешних воздействий переохлаждения, перегревания, тем самым выполняя защитную функцию организма и ее нужно тоже беречь.

- Как мы можем сберечь наши кожные покровы? (нужно содержать её в чистоте, беречь руки от порезов и травм, беречься от ожогов)

- Молодцы!

- Вот и закончилось наша экскурсия по музею.

- Сколько органов чувств есть у человека? А для чего они нам нужны? (ответы детей)

- Правильно, органов чувств всего 5 и они помогают нам познавать окружающий мир, поэтому мы должны их беречь и ухаживать за ними.

- Предлагаю в завершении нашей экскурсии вместе проговорить стихотворение, которое мы с вами в дальнейшем выучим (по мнемотаблице дети повторяют стих с воспитателем)

Все должны об этом знать,

Чувств у человека- пять:

Это обоняние,

Вкус и осязание.

Не забудь о главных двух:

-Это зрение и слух.

(Педагог закачивает занятие и предлагает детям проверить внимательность своих глаз и найти все предметы спрятанные на картинке)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе "В мире чувств"

Продолжаем знакомить детей с нашими органами чувств...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Образовательная область: познание. Тема занятия: «Богатства Хозяйки Медной горы».

Очень интересное интегрированное занятие. В первой части - Хозяйка Медной горы приглашает детей в гости, показывает малахит, яшму, известняк и рассказыват о них. А во второй части - едти исследут эти ...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Экскурсия в музей - заповедник С.Т.Аксакова»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей  группе «Экскурсия в музей - заповедник С.Т.Аксакова»...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературы Тема: «Железная дорога по рассказу Б. Житкова "Что я видел"»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературыТема: «Железная дорога по рассказа Б. Житкова "Что я видел"»Ц...

Конспект занятия по познавательному развитию на тему: «Наши помощники-органы чувств»

Цель: Закрепление знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира.Задачи:- закрепить знания детей о мозге, об органах чувств (слух, зрение, вкус, обоняние и...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе "В мире чувств и эмоций"

Занятие направлено на развитие эмоциональной сферы старших дошкольников...