Рекомендации "Использование фольклора в режимных моментах"
консультация на тему
Рекомендации "Использование фольклора в режимных моментах"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_folklora_v_razvitii_rebenka.docx | 23.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование фольклора в режимных моментах
Умывание
Из колодца принесла Курочка водицы,
И ребята всей гурьбой побежали мыться.
***
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки горели, Ч
тоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
***
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
***
Чистая водичка умоет
Саше личико Анечке — ладошки,
пальчики — Антошке.
Когда дети умываются, расскажите им потешку, спросите:
«Где у нас личико?
Где глазки?
Где носик и ротик?»
Дети покажут, охотнее будут умываться, а слова потешки постепенно выучат наизусть.
Расчесывание волос
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят
— Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся.
Маму, дочка, слушайся.
***
Уж я косу заплету,
Уж я русу заплету,
Я плету, плету, плету,
Приговариваю:
— Ты расти, расти, коса,
Всему городу краса!
Потешку также можно использовать во время игр с куклами.
Во время еды
Умница, Катенька, ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую, мягкую, душистую.
***
Травка-муравка со сна поднялась
Птица-синица за зерна взялась
Зайка за капусту, мышка —за корку.
А детки — за молоко. Пейте, детки, молоко —
будете здоровы!
***
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая.
Кто кашу не ест,
Молоко не пьет — Забодает, забодает!
***
Пошел котик на торжок,
Купил котик пирожок.
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли съесть
Либо деткам снесть?
Я и сам укушу,
Да и деткам снесу.
Во время игр
***
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись!
Наша деточка пойдет,
Через киску упадет.
***
Как у нашего кота
Шубка очень хороша!
Как у котика усы
Удивительной красы!
Глазки смелые,
Зубки белые!
***
Ай, ду-ду ду-ду, ду-ду!
Сидит ворон на дубу.
Он играет во трубу,
Во серебряную.
Труба точеная,
Позолоченная,
Песня ладная,
Сказка складная.
***
У Аленки в гостях
Два цыпленка в лаптях,
Петушок в сапожках,
Курочка в сережках,
Селезень в кафтане,
Утка в сарафане.
А корова — в юбке,
В теплом полушубке.
Выход на прогулку
Эта потешка научит детей ориентироваться в собственном теле.
***
Вот они, сапожки:
Этот с левой ножки,
Этот с правой ножки.
Если дождик подойдет
-Мы пойдем в сапожках.
***
Наша Таня маленька,
На ней шубка аленька.
***
Раз, два, три, четыре, пять,
Собираемся гулять!
Считалка поможет детям запомнить порядковый счет. Сама процедура одевания пройдет веселее и быстрее.
Во время прогулки
Показывая детям деревья, цветы или наблюдая за живыми объектами, можно рассказывать подходящие для этого случая потешка или заклички:
***
Зеленейся, зеленейся, мой зеленый сад.
Расцветайте, расцветайте, мои алые цветочки!
***
Божья коровка,
Черная головка. Улети на небо,
Принеси нам хлеба,
Черного, белого,
Только не горелого.
***
— Сосна, сосна, отчего ты красна?
— Оттого я красна, что под солнцем посла!
***
Воробей, воробей!
Не гоняй голубей,
Не клюй песок,
Не тупи носок!
***
— Жук, жук, где твой дом?
— Мой дом под кустом.
Ехали бояре —
Мой дом растоптали.
***
Пчелы гудят — В поле летят.
С поля идут — Медок несут.
А эти заклички познакомят детей с разными природными явлениями:
Дождик, дождик, полно лить, Малых детушек мочить!
***
Солнышко-ведрышко,
Взойди поскорей,
Освети, обогрей Телят да ягнят,
Еще малых ребят!
***
Ой, ты, радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышка-колоколнышка!
***
Ой, ты, зимушка-зима,
Ты с морозами пришла.
Ветер воет, вьюга вьет,
Вдоль по улице метет.
***
Вей, вей, ветерок, Натяни парусок!
Обед
Используются те же потешки, что и во время завтрака, только не повторяйте одну и ту же, а чередуйте их.
Перед сном
Баю-баю-баиньки,
прилетели чайки,
Стали крыльями махать,
Наших деток усыплять.
***
Я Баю-баю-баю-бай,
Ты, собачка, не лай,
Белолапа, не скули, Н
аших деток не буди.
***
Котя, котенька, коток.
Котя — серенький лобок,
Приходи к нам ночевать
Наших деточек качать.
А уж я тебе, коту, За работу заплачу: Дам кусок пирога Да кувшин молока.
После сна
Можно рассказывать потешку и гладить ручки, ножки ребенка, помогая ему проснуться. Имя заменяется на соответственное.
Можно принести в спальню игрушечного петушка и потихоньку будить детей, рассказывая потешку:
Петушок, петушок — Золотой гребешок,
Масляна головушка
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?
Эта потешка настроит детей на бодрящую гимнастику после сна:
***
Рано солнышко встает,
На зарядку всех зовет.
Если ребенок плачет,
Не плачь, не плачь, детка,
Прискачет к тебе белка
Принесет орешки — Для тебя потешки.
***
Не плачь, не плачь,
Куплю калач
Не плачь, дорогой,
Куплю другой.
Не плачь, не реви,
Куплю тебе три!
С помощью этих потешек можно отвлечь ребенка, успокоить. Показать игрушку белку или сделать пальцами рожки, втянуть ребенка в игру.
Использование фольклора для развития движений ребенка
Пальчиковые игры
***
Сорока-белобока
Печку топила,
Кашку варила.
На порог скакала.
Деток созывала.
Этому дапа
Этому дала
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дапа:
— Ты, малец-удалец.
За водой не ходил,
Дров не носил
Кашу не варил.
И не получил!
Дети водят пальчиком правой руки по ладони левой. Потом загибают пальчики и в конце грозят.
***
— Ладушки, ладушки,
Где были?
— У бабушки.
Дети хлопают в ладоши.
Потешка не только развивает моторику рук малыша, но еще ненавязчиво учит не лениться и помогать взрослым.
***
Улитка, улитка!
Покажи свои рога,
Дам кусочек пирога,
Пышки, ватрушки,
Сдобной лепешки.
Указательным и средним пальцами дети учатся делать рожки улитки.
Эту потешку можно использовать и на прогулке, наблюдая за улиткой
Игры на развитие общих движений тела
***
Поехали, поехали
За грибами, за орехами...
Приехали, приехали
С грибами и орехами!
Дети скачут, как лошадки, затем приседают.
***
Большие ноги Шли по дороге: ТОП, ТОП, ТОП.
Маленькие ножки Бежали по дорожке: Топ-топ-топ! Топ-топ-топ!
Дети учатся делать широкие и мелкие шаги.
Дедушке — поклон,
Бабушке — поклон,
Папе — поклон, Маме — поклон,
А вам, детушки, Рост большой!
Народные подвижные игры
***
Мыши водят хоровод.
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснется Васька-кот,
Разобьет весь хоровод!
***
— Гуси, гуси!
— Га-га-га!
— Есть хотите?
— Да-да-да!
— Ну, летите же домой!
— Серый волк под горой Не пускает нас домой!
— Ну, летите как хотите, Только крылья берегите!
***
Скачет зайка маленький
Около завалинки.
Быстро скачет зайка,
Ты его поймай-ка!
Как у дяди Трифона
Было семеро детей,
Семь сыновей.
Они не пили, не ели,
Друг на друга все глядели.
Делали все так... Водящий или взрослый показывает движения, а дети повторяют за ним Ваня,
Считалки
***
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем в прятки мы играть.
Небо, звезды, луг, цветы
— Ты пойди-ка поводи!
Шла кукушка мимо леса
— За каким-то интересом,
Инти-инти-интерес,
Выходи на букву «с».
Потешки для новичков
Педагогам известно, как тяжело бывает новичкам адаптироваться в группе детей. Для облегчения вхождения нового ребенка в группу и лучшего знакомства с ним можно использовать следующие потешки, подставляя в текст нужное имя:
***
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Ванечка хороший,
Ванечка пригожий!
Познакомьтесь, дети, ваш новый друг.
Красные кафтанчики,
Синие карманчики,
На дубу они сидят,
Меж собою говорят
— Все про Галеньку,
Все про маленьку.
Используйте фольклор в своем общении с детьми. Он поможет решить многие педагогические задачи, обогатит социально-игровой опыт детей, разовьет их фантазию. То, что заложено в детстве, будет питать человека на протяжении всей его жизни. Поэтому так важно окружить детей теплом и наполнить их детство настоящими сокровищами народной мудрости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование фольклора в режимных моментах доу и в семье
Консультация для воспитателей...
Использование малых форм фольклора в режимных моментах
В помощь воспитателю- пословицы и поговорки в форме ласки и шутки, в качестве поучения и наставления. А также использование пословиц в режимных моментах....
Использование фольклора в режимных моментах детей младшего возраста
Знакомство с потешками и использование их в повседневной жизни ребенка....
Фольклор в режимных моментах с детьми раннего возраста в адаптационный период
Материал по Фольклору в режимных моментах поможет воспитателю ранннего возраста по программе "Детство"...
Использование фольклора в режимных моментах в группах младшего возраста
Погружение в фольклорную среду- важное условие работы с детьми, особенно в ранний период детства. Народом создано множество песен, попевок, потешек, дающих возможность без нарицательных, сухих нравоуч...
“Использование фольклора в режимных моментах в период адаптации”
Потешки - их еще можно назвать играми, помогают научить ребенка различным действиям.Слушая и наблюдая, как рассказывается потешка, малыш запоминает слова, а также замечает связь между каждым словом и ...
"Использование фольклора в режимных моментах"
В мoмент, когда ребенок поступает в детский сад в его жизни происходит ряд серьезных изменений: меняется установленный родителями режим дня, ребенoк длительное время в течение дня находится без ...