Рекомендации "Использование фольклора в режимных моментах"
консультация на тему

Ковалёва Светлана Юрьевна

Рекомендации "Использование фольклора в режимных моментах"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_folklora_v_razvitii_rebenka.docx23.32 КБ

Предварительный просмотр:


Использование фольклора в режимных моментах

Умывание
Из колодца принесла Курочка водицы,

И ребята всей гурьбой побежали мыться.
***
Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки горели, Ч

тоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.
***
Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.
***
Чистая водичка умоет
Саше личико Анечке — ладошки,
пальчики — Антошке.

Когда дети умываются, расскажите им потешку, спросите:

«Где у нас личико?

Где глазки?

Где носик и ротик?»

Дети покажут, охотнее будут умываться, а слова потешки постепенно выучат наизусть.
Расчесывание волос
Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косонька, до пят

— Все волосоньки в ряд.

Расти, коса, не путайся.

Маму, дочка, слушайся.
***
Уж я косу заплету,

Уж я русу заплету,

Я плету, плету, плету,

Приговариваю:

— Ты расти, расти, коса,

Всему городу краса!
Потешку также можно использовать во время игр с куклами.
Во время еды
Умница, Катенька, ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую, мягкую, душистую.
***
Травка-муравка со сна поднялась

Птица-синица за зерна взялась

Зайка за капусту, мышка —за корку.

А детки — за молоко. Пейте, детки, молоко —
будете здоровы!
***
Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая.

Кто кашу не ест,
Молоко не пьет — Забодает, забодает!
***
Пошел котик на торжок,
Купил котик пирожок.
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли съесть
Либо деткам снесть?
Я и сам укушу,
Да и деткам снесу.
Во время игр
***
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись!
Наша деточка пойдет,
Через киску упадет.
***
Как у нашего кота
Шубка очень хороша!
Как у котика усы
Удивительной красы!
Глазки смелые,
Зубки белые!
***
Ай, ду-ду ду-ду, ду-ду!
Сидит ворон на дубу.
Он играет во трубу,
Во серебряную.
Труба точеная,
Позолоченная,
Песня ладная,
Сказка складная.

***
У Аленки в гостях
Два цыпленка в лаптях,
Петушок в сапожках,
Курочка в сережках,
Селезень в кафтане,
Утка в сарафане.
А корова — в юбке,
В теплом полушубке.


Выход на прогулку
Эта потешка научит детей ориентироваться в собственном теле.

***

Вот они, сапожки:
Этот с левой ножки,
Этот с правой ножки.
Если дождик подойдет
-Мы пойдем в сапожках.
***
Наша Таня маленька,
На ней шубка аленька.
***
Раз, два, три, четыре, пять,

Собираемся гулять!
Считалка поможет детям запомнить порядковый счет. Сама процедура одевания пройдет веселее и быстрее.
Во время прогулки
Показывая детям деревья, цветы или наблюдая за живыми объектами, можно рассказывать подходящие для этого случая потешка или заклички:
***
Зеленейся, зеленейся, мой зеленый сад.

Расцветайте, расцветайте, мои алые цветочки!
***
Божья коровка,

Черная головка. Улети на небо,

Принеси нам хлеба,

Черного, белого,

Только не горелого.
***
— Сосна, сосна, отчего ты красна?
— Оттого я красна, что под солнцем посла!
***
Воробей, воробей!

Не гоняй голубей,

Не клюй песок,

Не тупи носок!
***
— Жук, жук, где твой дом?
— Мой дом под кустом.
Ехали бояре —
Мой дом растоптали.
***

Пчелы гудят — В поле летят.

С поля идут — Медок несут.
А эти заклички познакомят детей с разными природными явлениями:
Дождик, дождик, полно лить, Малых детушек мочить!
***
Солнышко-ведрышко,

Взойди поскорей,

Освети, обогрей Телят да ягнят,

Еще малых ребят!
***
Ой, ты, радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышка-колоколнышка!
***
Ой, ты, зимушка-зима,

Ты с морозами пришла.

Ветер воет, вьюга вьет,

Вдоль по улице метет.
***
Вей, вей, ветерок, Натяни парусок!
Обед
Используются те же потешки, что и во время завтрака, только не повторяйте одну и ту же, а чередуйте их.
Перед сном
Баю-баю-баиньки,
прилетели чайки,

Стали крыльями махать,

Наших деток усыплять.
***
Я Баю-баю-баю-бай,

Ты, собачка, не лай,

Белолапа, не скули, Н

аших деток не буди.
***
Котя, котенька, коток.

Котя — серенький лобок,

Приходи к нам ночевать

Наших деточек качать.

А уж я тебе, коту, За работу заплачу: Дам кусок пирога Да кувшин молока.
После сна
Можно рассказывать потешку и гладить ручки, ножки ребенка, помогая ему проснуться. Имя заменяется на соответственное.
Можно принести в спальню игрушечного петушка и потихоньку будить детей, рассказывая потешку:
Петушок, петушок — Золотой гребешок,

Масляна головушка

Шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь,

Голосисто поешь,

Деткам спать не даешь?
Эта потешка настроит детей на бодрящую гимнастику после сна:
***
Рано солнышко встает,

На зарядку всех зовет.
Если ребенок плачет,
Не плачь, не плачь, детка,

Прискачет к тебе белка

Принесет орешки — Для тебя потешки.
***
Не плачь, не плачь,
Куплю калач
Не плачь, дорогой,
Куплю другой.
Не плачь, не реви,
Куплю тебе три!
С помощью этих потешек можно отвлечь ребенка, успокоить. Показать игрушку белку или сделать пальцами рожки, втянуть ребенка в игру.

Использование фольклора для развития движений ребенка
Пальчиковые игры

***
Сорока-белобока
Печку топила,
Кашку варила.
На порог скакала.
Деток созывала.
Этому дапа
Этому дала
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дапа:
— Ты, малец-удалец.
За водой не ходил,
Дров не носил
Кашу не варил.
И не получил!

Дети водят пальчиком правой руки по ладони левой. Потом загибают пальчики и в конце грозят.
***
— Ладушки, ладушки,
Где были?
— У бабушки.
Дети хлопают в ладоши.
Потешка не только развивает моторику рук малыша, но еще ненавязчиво учит не лениться и помогать взрослым.

***
Улитка, улитка!

Покажи свои рога,

Дам кусочек пирога,

Пышки, ватрушки,

Сдобной лепешки.

Указательным и средним пальцами дети учатся делать рожки улитки.
Эту потешку можно использовать и на прогулке, наблюдая за улиткой
Игры на развитие общих движений тела

***
Поехали, поехали

За грибами, за орехами...

Приехали, приехали

С грибами и орехами!

Дети скачут, как лошадки, затем приседают.
***

Большие ноги Шли по дороге: ТОП, ТОП, ТОП.

Маленькие ножки Бежали по дорожке: Топ-топ-топ! Топ-топ-топ!

Дети учатся делать широкие и мелкие шаги.
Дедушке — поклон,

Бабушке — поклон,

Папе — поклон, Маме — поклон,

А вам, детушки, Рост большой!

Народные подвижные игры

***
Мыши водят хоровод.

На лежанке дремлет кот.

Тише, мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите.

Вот проснется Васька-кот,

Разобьет весь хоровод!
***
— Гуси, гуси!
— Га-га-га!
— Есть хотите?
— Да-да-да!
— Ну, летите же домой!
— Серый волк под горой Не пускает нас домой!
— Ну, летите как хотите, Только крылья берегите!
***
Скачет зайка маленький

Около завалинки.

Быстро скачет зайка,

Ты его поймай-ка!
Как у дяди Трифона

Было семеро детей,

Семь сыновей.

Они не пили, не ели,

Друг на друга все глядели.

Делали все так... Водящий или взрослый показывает движения, а дети повторяют за ним Ваня,
Считалки

***
Раз, два, три, четыре, пять,

Будем в прятки мы играть.

Небо, звезды, луг, цветы

— Ты пойди-ка поводи!
Шла кукушка мимо леса

— За каким-то интересом,

Инти-инти-интерес,

Выходи на букву «с».
Потешки для новичков
Педагогам известно, как тяжело бывает новичкам адаптироваться в группе детей. Для облегчения вхождения нового ребенка в группу и лучшего знакомства с ним можно использовать следующие потешки, подставляя в текст нужное имя:

***
Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Ванечка хороший,

Ванечка пригожий!
Познакомьтесь, дети, ваш новый друг.
Красные кафтанчики,

Синие карманчики,

На дубу они сидят,

Меж собою говорят

— Все про Галеньку,

Все про маленьку.
Используйте фольклор в своем общении с детьми. Он поможет решить многие педагогические задачи, обогатит социально-игровой опыт детей, разовьет их фантазию. То, что заложено в детстве, будет питать человека на протяжении всей его жизни. Поэтому так важно окружить детей теплом и наполнить их детство настоящими сокровищами народной мудрости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование малых форм фольклора в режимных моментах

В помощь воспитателю- пословицы и поговорки в форме ласки и шутки, в качестве поучения и наставления. А также использование пословиц в режимных моментах....

Использование фольклора в режимных моментах детей младшего возраста

Знакомство с потешками и использование их в повседневной жизни ребенка....

Фольклор в режимных моментах с детьми раннего возраста в адаптационный период

Материал по Фольклору в режимных моментах поможет воспитателю ранннего возраста по программе "Детство"...

Использование фольклора в режимных моментах в группах младшего возраста

Погружение в фольклорную среду- важное условие работы с детьми, особенно в ранний период детства. Народом создано множество песен, попевок, потешек, дающих возможность без нарицательных, сухих нравоуч...

“Использование фольклора в режимных моментах в период адаптации”

Потешки - их еще можно назвать играми, помогают научить ребенка различным действиям.Слушая и наблюдая, как рассказывается потешка, малыш запоминает слова, а также замечает связь между каждым словом и ...

"Использование фольклора в режимных моментах"

В мoмент, когда ребенок  поступает в детский сад в его жизни происходит ряд серьезных изменений: меняется установленный родителями режим дня, ребенoк длительное время в течение дня находится без ...