Консультация для родителей "Развитие классификационных умений у детей"
консультация по теме

Жук Елена Алексеевна

Консультация для родителей "Развитие классификационных умений у детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_klassifikatsii.docx19.45 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие классификационных умений у детей

В традиционной дидактике обучение детей классификационным умениям, как правило, сводится к сообщению знаний о принадлежности конкретного объекта к какой-либо конкретной классификационной группе. Развитие науки и появление новых объектов, созданных человечеством, ведут к тому, что  не все укладывается в традиционные классификационные структуры.

Появляется противоречие: ребенок должен  знать,  какому классу принадлежит тот или иной объект, так как без этого умения значительно труден процесс познания мира, и не должен знать традиционные классификационные структуры, потому что объекты стремительно  меняют свои свойства в зависимости от  быстрого накопления новой информации человечеством.

На наш взгляд, решение этого противоречия  лежит в освоении детьми способов создания  своего  варианта  классификации  в  зависимости от принятого основания.

Для построения методик развития у детей классификационных  умений  необходимо дать определения понятиям «классификация», «классификационные  отношения», а также обобщить правила классификации.

Классификация - это распределение объектов по группам, где каждая группа, имеет свое постоянное место по определенным признакам.

Классификационные отношения - это отношения объектов по уровню обобщенности, или их родовидовые отношения. В основе логических операций обобщения лежит установление соотношения понятий по содержанию (совокупности существенных признаков) и объему (совокупности охватываемых данным понятием объектов).

Правила классификации

Полноценное логическое мышление предполагает одновременный учет понятий и разновидностей родовидовых отношений (отношения подчинения и соподчинения).

В отношении подчинения находятся такие понятия, содержание одного из которых (подчиняющегося) целиком входит в содержание другого (подчиненного), но не исчерпывает его. Если при этом оба понятия общие (охватывают некоторый класс предметов), то подчиняющееся понятие именуется родовым  (родом), а подчиненное - видовым (видом). Такие понятия связаны законом обратного отношения между объемом и содержанием понятий.

С увеличением содержания понятий сужается его объем, с расширением объема - уменьшается содержание понятия. В отношении соподчинения находятся все видовые понятия, подчиненные одному и тому же родовому.

 О настоящей классификации можно говорить только тогда, когда понимаются отношения между группой и подгруппой, отношение берется  за основу при группировке предметов.

Основная цель обучения детей классификации объектов окружающего мира - сформировать умение детей самостоятельно строить классификационные структуры по определенным основаниям в зависимости от решаемой ребенком задачи.

Главным механизмом формирования такого умения являются мыслительные операции сужения, поля поиска при которых ребенок самостоятельно группирует какие – либо предметы по определенному признаку, постепенно осваивает правила классификации на доступном для его возрасте уровне.

Основные виды классификационных игр

«Да-нет»

Все множество задач на угадывание объекта можно разделить на два больших раздела, в зависимости от загаданного объекта:

  • Игры «Да-нет» на загаданный объект материального мира.
  • Игры « Да-нет» на загаданный объект нематериального вида.

Объекты материального мира воспринимаются пятью органами чувств человека. Это зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.

Объекты нематериального мира непосредственно органами чувств не воспринимаются.  Это могут быть понятия, явления, объекты мира искусства, науки и т.д.  Признаки этих объектов другие.

Цели:

  • обучение умению задавать вопросы, связанные с выяснением общих признаков объектов и их конкретных значений;
  • формирование навыков объединения между собой выясненной информации;
  • обучение построению обобщенной модели угадываемого объекта;
  • формирование умения самостоятельно уточнять  и расширять  знания об объекте;

Основные правила классификационной игры «Да-Нет»

В игре есть определенные правила:

  • В классификационной игре «Да-Нет» загаданный объект может быть из материального и нематериального мира.
  • Загадывающий объявляет о том, что им загадан какой- либо объект. Дается задание найти загаданный им  объект.
  • Отгадывающий должен  задавать вопросы по известным ему признакам, не перечисляя конкретные объекты и конкретные значения признаков
  • Загадывающим принимаются вопросы, сужающие поле поиска.
  • Загадывающий имеет право отвечать на  вопросы,  давать следующие ответы:
  • «Да»
  • «Нет»
  • «И да, и нет». Ответы такого рода фактически указывают на  подвижность признака  или его значения  у загаданного объекта.  
  • «Это не существенно». Такой  вариант ответа можно использовать для управления процессом решения задачи. Загадывающий  может сократить работу, указав этим вопросом на бесполезность продолжения анализа признаков в данном направлении.
  • Результатами являются:

найденный объект за наименьшее количество вопросов;

  • проанализированный  ход игры
  • выявленный признак и его значение, которые сыграли решающую роль при отгадывании объекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности "Развитие классификационных умений у детей дошкольного возраста".

Технологическая картанепосредственно образовательной деятельностипо образовательной области «Познавательное развитие».Раздел «Ознакомление с предметным окружением. Ознакомление с миром природы»...

ДОКЛАД "Развитие классификационных умений у детей дошкольного возраста"

Классификация - это распределение объектов по группам, где каждая группа, имеет свое постоянное место по определенным признакам....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ Мастер-класс "РАЗВИТИЕ КЛАССИФИКАЦИОННЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

„Классификация - это распределение объектов по группам, где каждая группа, имеет свое постоянное место по определенным признакам. ...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Развитие классификационных умений у детей дошкольного возраста"

Развитие классификационных умений у детей дошкольного возраста...

Развитие классификационных умений у детей дошкольного возраста

В презентации содержится материал, направленный на формирование у педагогов необходимых знаний об особенностях методики развития у детей дошкольного возраста классификационных умений. А также дидактич...

Консультация для родителей на тему: «Развитие классификационных умений у детей дошкольного возраста»

Классификация - это распределение объектов по группам, где каждая группа, имеет свое постоянное место по определенным признакам....

Развитие классификационных умений у детей дошкольного возраста.

Операции, связанные с классификацией объектов окружающего мира, базируются на единстве мыслительных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения. От уровня их развития зависят классификационные на...