Моё видение выстраивания диалога эффективного сотрудничества ДОУ и семьи в условиях ФГОС.
статья по теме
СЕМЬЯ – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлись – и не обходятся – без семьи. В её позитивном развитии, сохранении заинтересовано общество, государство, в прочной, надёжной семье нуждается каждый человек.
Семья и ДОУ – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка требуется их взаимодействие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moyo_videnie_ef_sotr_ped_i_sem.docx | 23.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Моё видение выстраивания диалога эффективного сотрудничества ДОУ
и семьи в условиях ФГОС
Характерной тенденцией современного периода в развитии образования является стремление образовательных организаций к открытости, которая предполагает активное участие семьи в жизни ДОУ. К открытости призывает и ФГОС.
Немаловажную роль в этом процессе играют родители, ведь именно они являются основными социальными заказчиками ДОУ. Являясь первыми и главными воспитателями своих детей, родители имеют преимущественное право перед всеми другими лицами на осуществление воспитания и образования своих детей и «обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка» (статья 44 п.1 ФЗ №273 Закона об образовании в РФ). А образовательные организации оказывают им помощь о чем гласит пункт 2 той же статьи закона.
От желания и способности родителей качественно исполнять свои обязанности во многом зависят духовный мир ребенка, его готовность к межличностному общению, стремление к знаниям, способность властвовать над своим умом и чувствами а так же адаптивные возможности. Семья – основной институт социализации ребенка. То, что человек в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
Очевидно, что тема семейного воспитания и сотрудничества семьи с образовательной организацией в духе партнерства является одной из самых обсуждаемых и волнующих в любой педагогической среде. Каждый день мы сталкиваемся с тем, что слышим о трудностях во взаимодействии в системе «педагог-родитель» не хватает взаимопонимания, тактичности, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.
С какими трудностями в диалоге с родителями мы сталкиваемся чаще всего?
- родители не считают себя в полной мере ответственными за воспитание и развитие детей
- недостаточный образовательный уровень родителей
- недостаточная компетентность самих педагогов
- родители не считают дошкольный период важным в становлении личности, не придают ему особого значения
- отсутствие единства взглядов на воспитание ребенка в семье
- личностные проблемы и индивидуальные особенности родителя, вносимые в общение с ребенком, педагогом
- деструктивный жизненный стиль семьи
- нарушение детско-родительских отношений
Выше обозначенные проблемы требуют выстраивания диалога образовательной организации и семьи, диалога на основе сотрудничества, содружества, взаимопомощи в деле образования и воспитания детей, что является предпосылкой для обеспечения их полноценного развития.
Качество образовательного процесса может быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов. Поэтому вопрос педагогической компетентности родителей является на сегодняшний день ключевым. Для более эффективного взаимодействия с родителями должна быть выстроена система педагогического сопровождения семьи от первых дней пребывания ребенка в дошкольном учреждении до его поступления в школу, учитывающая возрастные периоды развития детей и педагогическую компетенцию каждой семьи.
В образовательном учреждении взаимодействие с семьей выстраивается посредством:
- установления партнерских отношений, объединения усилий для развития и воспитания детей, создания атмосферы общности интересов;
- активизации и обогащения воспитательных умений родителей, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.
Значимым является и тот факт, что партнерство — это не просто союз семьи и образовательного учреждения, который может распасться при возникновении локальных конфликтов, а это взаимообогащающий симбиоз (от греч. symbiosis — совместная жизнь, взаимосвязь) родителей и образовательного учреждения, разрушение которого обедняет и/или губит обе стороны.
Основной целью такого партнерства является создание единого пространства СЕМЬЯ – ДЕТСКИЙ САД, в котором всем участникам образовательного процесса (детям, родителям, педагогам) будет уютно, интересно, полезно, комфортно.
Очевидно, что назидательно – поучительные формы работы с родителями должны остаться во вчерашнем дне (род. собрания, лектории и др.).
Необходимы другие, эффективные формы работы. Например, следующие:
- День открытых дверей (1-2 раза в год, с присутствием всех специалистов ДОУ);
- Родительские клубы («Школа малышей» - для родителей детей раннего возраста, «Светлячок» - для родителей детей средних групп, «На пороге школы» - для родителей детей подготовительных групп);
- психологическая гостиная (направлена на формирование психолого-педагогической компетентности родителей, способствует гармонизации семейных отношений, устранению деструктивных факторов, влияющих на развитие личности ребенка. Необходимо организовывать тренинги, в ходе которых родители отрабатывают модели поведения и учатся активно общаться с детьми. Всего 4 тематических встречи в год);
- праздники, развлечения, конкурсы, экскурсии;
- семейные проекты, презентации, выставки;
- мастер – классы организуемые родителями для детей;
- библиотека для родителей;
- информационные буклеты, флаеры;
- сайт учреждения;
- «Почтовый ящик»;
- индивидуальное консультирование (актуальность значима до сих пор).
(в перспективе (например): онлайн консультация родителей, газеты для родителей «Вести от Солнышка» и Клуб отцов «Лучший в мире папа»)
Необходимо отметить, что во взаимодействии с семьей существует и такая проблема как уровень профессиональной компетентности педагогов. Данную проблему можно решить с помощью «Школы педагогического мастерства», которой
будет руководить педагог-психолог.
При внедрении данных форм работы с родителями будет заметна положительная связь взаимодействия ДОУ с семьей.
Привлечение родителей к жизни детского сада мы увидим:
- Со стороны родителей исходит инициатива по проведению новых форм общения семей группы.
- Инициативу от родителей, родителям будет интересно в ДОУ.
- При добросовестном отношении педагога к работе по вовлечению родителей в образовательный процесс, новая философия взаимодействия с родителями осуществляется успешно.
- Как меняется общение педагогов и родителей: взаимоотношения стали партнерскими. Родители и воспитатели советуются друг с другом, предлагают, убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник, выставку. Формальное общение уходит на второй план.
- Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех групповых событий.
Таким образом, использование разнообразных и эффективных форм работы с семьями даёт положительные результаты. Такая траектория доказывает родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет педагог, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар для педагогов: "Мотивация как фактор эффективного сотрудничества с семьями воспитанников"
Данный материал поможет молодому специалисту ( педагогу - психологу) качествинно и интересно провести изучаемый материал....
Современные формы сотрудничества с семьями воспитанников, соответствующих ФГОС ДО.
Отчет об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников, соответствующих ФГОС ДО....
Использование современных форм сотрудничества с семьями воспитанников, соответствующих ФГОС ДО.
Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей — создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостно...
Выстраивание диалога эффективного сотрудничества ДОУ и семьи в условиях ФГОС ДО
Характерной тенденцией современного периода в развитии образования является стремление образовательных организаций к открытости, которая предполагает активное участие семьи в жизни ДОУ. К открыт...
Сотрудничество МКДОУ и семьи в условии ФГОС
Сотрудничество МКДОУ и семьи в условии ФГОС...
Сотрудничество с семьей в условиях перехода на ФГОС ДО
Сотрудничество с семьей в детском саду....