Выступление педагога - психолога на родительском собрании в 1 младшей группе "Кризис 3-х лет"
план-конспект занятия (младшая группа) на тему
Выступление на родительском собрании в первой младшей группе на тему
«Кризис 3-х лет»
Цель: выстраивание отношений родителей и ребенка.
Задачи: знакомство родителей с особенностями психического развития ребенка, особенностями протекания кризиса 3-х лет, научить родителей разделять понятия «негативизм», «упрямство», «капризность», «обесценивание».
Стимульный материал: мяч небольшого размера, ленточки.
План выступления:
1. Выполнение упражнения «Приветствие».
2. Упражнение "В детстве я мечтала……"
3. Игра «Паутинка»
4. Теоретическая часть с элементами анализа ситуаций «Основные признаки кризиса развития».
5. Анкетирование родителей.
6. Завершение тренинга. Вручение «Памяток для родителей».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_roditelskom_sobranii_v_pervoy_mladshey_gruppe_na_temu.docx | 23 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на родительском собрании в первой младшей группе на тему
«Кризис 3-х лет»
Цель: выстраивание отношений родителей и ребенка.
Задачи: знакомство родителей с особенностями психического развития ребенка, особенностями протекания кризиса 3-х лет, научить родителей разделять понятия «негативизм», «упрямство», «капризность», «обесценивание».
Стимульный материал: мяч небольшого размера, ленточки.
План выступления:
1. Выполнение упражнения «Приветствие».
2. Упражнение "В детстве я мечтала……"
3. Игра «Паутинка»
4. Теоретическая часть с элементами анализа ситуаций «Основные признаки кризиса развития».
5. Анкетирование родителей.
6. Завершение тренинга. Вручение «Памяток для родителей».
Ход проведения.
Психолог: Добрый вечер, уважаемые родители. Сегодня я вам расскажу о кризисе 3-х лет. Но в начале я предлагаю вам немного развлечься.
Упражнение №1 «Приветствие».
Все участники двигаются хаотично по группе и приветствуют друг друга в разными способами:
- Сказать дружно друг другу “Привет!;
- Стукнуться кулачками;
- Потереться спинками;
- Обнимаемся.
Упражнение №2 "В детстве я мечтала……"
Участники бросают мяч друг другу со словами: "В детстве я мечтала…»
Это упражнение способствует погружению членов группы в детское эго-состояние.
Игра «Паутинка»
Кто желает побыть в роли ребенка? (желательно, папа) Вот наш ребенок. Одной из форм родительского внимания, заботы и любви являются ограничения и запреты. Сегодня, каждый предъявляемый запрет, мы переведем в физический и покажем на нашем ребенке. Мы будем в прямом смысле связывать его обязательствами и запретами. Я приготовила красные ленты. Давайте назовем, что обычно запрещают ребенку (родители называют запреты, а учитель обвязывает «ребенка» лентами).
Психолог: Большое спасибо, прошу всех сесть.
«Основные признаки кризиса развития».
Кризис трех лет – граница между ранним и дошкольным детством – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это – разрушение, пересмотр старой системы. социальных отношений, кризис выделения своего «Я». Ребенок отделяется от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.
Изменение позиций ребенка, возрастание его самостоятельности и активности требуют от близких взрослых современной перестройки. Кризис трех лет имеет определенные характеристики.
Негативизм. Ребенок негативно реагирует не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек. Негативизм избирателен: ребенок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив – сделать наоборот, т.е. прямо противоположное тому, что ему сказали. В три года ребенок впервые становится способен поступать вопреки своему непосредственному желанию. Поведение ребенка определяется не этим желанием, а отношениями с другим взрослым человеком. Мотив поведения уже находится вне ситуации, данной ребенку. Негативизм – кризисное явление, которое должно исчезнуть со временем.
Упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Первоначальное решение определяет все его поведение, и отказаться от этого решения даже при изменившихся обстоятельствах ребенок не может. Упрямство – не настойчивость, с которой он добивается желаемого. Упрямый ребенок настаивает на том, чего ему не так уж сильно хочется или давно расхотелось.
Строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания. Ребенок стремится настоять на своих желаниях и недоволен всем, что ему предлагают и делают другие. Ребенок хочет все сделать и решать сам. Это положительное явление, но во время кризиса трех лет усиленная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, она часто не соответствует возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.
У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными. В этих случаях говорят о протесте – бунте. В семье с единственным ребенком может появиться деспотизм. Ребенок жестко проявляет свою власть над окружающими его взрослыми, диктуя, что он будет есть, а что не будет, может мама уйти из дома или нет и т.д. Если в семье несколько детей, вместо деспотизма возникает ревность: та же тенденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям.
Обесценивание. В глазах ребенка обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. Трехлетний ребенок может ругаться, отбросить или сломать любимую игрушку и т.п.
Все эти явления свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется отношение к другим людям и самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых. Это важный этап в эмансипации ребенка; не менее бурный этап ждет его в дальнейшем – в подростковом возрасте.
Психолог: Уважаемые родители, хочется еще раз обратить ваше внимание, на то, ребенок должен выйти из этого кризиса с набором положительных качеств и главная задача родителей – не допустить закрепления их негативных или крайних проявлений.
И в конце нашего разговора я прошу вас выполнить небольшое задание – ответить на вопросы анкеты.
Анкета «Какие мы родители?»
Да – 2, иногда – 1, нет – 0.
- Проводите ли Вы выходные дни вместе с детьми?
- Есть ли у Вас взаимопонимание в семье?
- Ваш ребенок совершил поступок. Задумываетесь ли Вы в таком случае, не является ли его поведение результатом Вашего воспитания?
- Следите ли Вы за статьями в журналах, телевизионными передачами на тему о воспитании? Читаете ли время от времени книги на эту тему?
- Единодушны ли Вы с вашим супругом в воспитании детей?
- Используете ли Вы форму запрета или приказа только тогда, когда это действительно необходимо?
- Сознаете ли Вы, что среда, окружающая ребенка, оказывает на него существенное влияние?
- Сумеете ли Вы не приказать, а попросить о чем-либо своего ребенка?
- Неприятно ли Вам отделываться от ребенка фразой типа «У меня нет времени» или «Подожди, пока я закончу свою работу»?
- Рассказываете ли о своих трудностях ребенку, о работе?
Меньше 6 баллов – о настоящем воспитании Вы имеете довольно смутное представление. И хотя говорят, что начать никогда не поздно, советуем Вам не уповать на эту поговорку, а не мешкая заняться повышением своего образования в этой области.
7-14 баллов – Вы не делаете крупных ошибок в воспитании, но все же кое в чем над собой и своими итогами в этой области следовало бы задуматься. А начать можно с того, что в ближайший выходной полностью посвятить себя детям, забыв на время приятелей и производственные проблемы. И будьте уверены, дети Вас полностью за это вознаградят.
Больше 15 – Вы вполне справляетесь со своими родительскими обязанностями. И тем не менее не удастся ли еще кое-что немного улучшить?
Психолог: И в заключение моего выступления хочется всем вам вручить небольшие памятки с рекомендациями, которые помогут ребенку пережить кризис.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Как помочь ребенку пережить кризис».
1. Кризис может начаться уже с 2,5 лет, а закончиться в 3,5-4 года.
2. Постарайтесь выработать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими, расширьте права и обязанности ребенка.
3. Позвольте малышу быть самостоятельным. Не вмешивайтесь (по-возможности) в дела ребенка, если он не просит.
4. Помните, что ребенок как бы испытывает Ваш характер, проверяя по нескольку раз в день действительно ли то, что было запрещено утром, запретят и вечером. Проявите твердость. Установите четкие запреты. Запретов не должно быть слишком много. Этой линии поведения должны придерживаться все члены семьи.
5. Помните, что ребенок многие слова и поступки повторяет за Вами, поэтому следите за собой.
6. При вспышках упрямства, гнева попробуйте отвлечь малыша на что-нибудь нейтральное.
7. Когда ребенок злится, у него истерика, то бесполезно объяснять, что так делать нехорошо, отложите это до тех пор, когда малыш успокоиться. Пока же можно взять его за руку и увести в безлюдное место.
8. Используйте игру для сглаживания кризисных вспышек.
9. Для благополучного развития ребенка желательно подчеркивать, какой он уже большой, не «сюсюкаться», не стараться все сделать за него.
10. Разговаривайте с ребенком как с равным, как с человеком, мнение которого Вам интересно.
11. Любите ребенка и показывайте ему, что он Вам дорог даже заплаканный, упрямый, капризный.
12. Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление «сломить силой авторитета».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности»- "Ежели Вы вежливы" (конспект выступления педагога-психолога на родительском собрании)
Только сообща с родителями, мы сможем воспитать в настоящем поколении дошкольников гуманные чувства, культуру поведения, любовь к родным и близким, природе....
Конспект выступления педагога-психолога на родительском собрании во второй младшей группе "Адаптация ребенка в ДОУ"
Психолог : Известно, что адаптация ( от лат. «приспособляю» ) – это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях – физиологическом, соци...
Выступление педагога-психолога на родительском собрании в младшей группе "Давайте знакомиться!"
Выступление педагога-психолога на родительском собрании в младшей группе "Давайте знакомиться!"...
Выступление педагога - психолога на родительском собрании в младшей группе по итогам адаптации к ДОУ. "Как прошла адаптация?"
Цель: проинформировать родителей об итогах адаптации к детскому саду, дать возможность родителям отреагировать актуальные эмоции....
Выступление педагога-психолога на родительском собрании в 2-ой младшей группе «Адаптация детей 2 – 3 лет к детскому саду» 24.07.2022
конспект родительское собранеи в младшей группе...
Выступление педагога-психолога на родительском собрании 1 младшей группы"Адаптация -это серьёзно"
Адаптация приспособление организма к новым условиям. Умение родителей правильно реагировать на слёзы малыша....
Выступление педагога-психолога на родительском собрании в младшей группе «Возрастные особенности детей 3-4 лет. Кризис трех лет»
Выступление педагога-психолога на родительском собрании в младшей группе "Кризис трех лет"...
- Мне нравится (1)