Этапы работы по формированию навыков звукового анализа.
консультация (старшая группа) на тему

Лернатович Елена Анатольевна

После 5 лет у большинства детей начинает формироваться осознанное ориентирование в звуковом составе слова. Первые попытки сознательного выделения звука из слова, а затем и установление точного места того или иного звука являются необходимыми предпосылками обучения грамоте. Если выделение звука из слова появляется у детей дошкольного возраста спонтанно, сложным же формам звукового анализа необходимо обучать специально. В возрасте от 5 до 6 лет ребенок может при соответствующем обучении овладеть не только определением позиции звука в слове - начало, середина, конец слова, - но и позиционным звуковым анализом. Устанавливая точное место звука в слове, называя звуки по порядку их следования в слове.

Родители могут помочь своему ребенку сделать первые шаги в осознании звуковой структуры слов.

 

image

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etapy_raboty_po_formirovaniyu_navykov_zvukovogo_analiza.pptx543.88 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Этапы работы по формированию навыков звукового анализа При обучении звуковому анализу следует соблюдать строгую последовательность в предъявлении форм звукового анализа: выделение звука из слова, определение первого звука, установление места звука (начало, середина, конец слова), полный звуковой анализ. Ни в коем случае не стоит нарушать порядок формирования умственных действий: с опорой на материальные средства (фишки трех цветов: красные обозначают гласные звуки, синие - твердые согласные, зеленые - мягкие согласные), в речевом плане, по представлению.

Слайд 2

Также необходимо придерживаться последовательности предъявления слов, предназначенных для анализа, при этом нужно следить, чтобы в предлагаемых для анализа словах не было звуков, которые ребенок не умеет произносить или произносит неправильно. Слова, которые не следует давать для анализа: слова с йотированными буквами Я, Ё, Е, Ю, с Ъ и Ь, со звонкими согласными Б, В, Г, Д, Ж, З на конце слова и в середине перед согласными, т.к. в этом случае написание слова расходится с его произнесением, значит слово трудно для анализа. Ниже приводится перечень слов, в последовательности обучения элементарным формам звукового анализа.

Слайд 3

Слова с ударными гласными в начале слова (для узнавания гласных в слове) А: адрес, Алла, Анна, август, азбука, аист, ангел. О: Оля, обруч, облако, овощи, овцы, озеро, окунь. У: Уля, угол, уголь, удочка, ужин, узел, улей. И: Игорь, ива, имя, ирис, иней, искра. Э: Эля, эхо, эта, это, этот. Слова с ударными гласными в середине слова (для узнавания гласных в слове) А: зал, мак, рак, парк, март, час, кран. О: столб, ночь, зонт, дом, лом, сом, слон. У: друг, зубр, гусь, луч, душ, лук, стук. И: гриб, тигр, лист, щит, кит, рис. Ы: дым, сын. Слова с и согласными звуками в начале слова ( для выделения первого звука в слове) Л, ЛЬ: лампа, ландыш, ласточка, лимон, луна. М, МЬ: мак , мама, март, маска, масло, мир, миска. Н , НЬ: нож, носки, нос, ноты, номер, нитки.

Слайд 4

Слова с глухими согласными звуками на конце слова (для определения последнего звука в слове) К: веник, звонок, щенок, гудок, замок, урок, каток. П: сироп, укроп, карп, суп. Т: бант, бинт, салат, халат, брат, пакет, билет… Слова для полного звукового анализа Слова из двух звуков: ум, ус, ах, ох. Слова из трех звуков: рак, мак, лук, мир, час, дом. Слова из двух слогов: аист, утка, овцы, ива, уши. Слова из двух открытых слогов: мама, ваза, гуси. Слова из одного слога со стечением согласных: стол, слон, кран, стул, бобр, зонт, куст, мост, лист. Слова из двух слогов со стечением: сумка, кошка. Слова из трех открытых слогов: корова, лопата.

Слайд 5

Поиграйте дома «Сколько слов со звуком С (или любым другим)?»: взрослый и ребенком придумывают как можно больше слов с этим звуком. «Цепочка слов»: каждое следующее слово должно начинаться на последний звук предыдущего слова. «Начало, середина, конец»: взрослый произносит слова со звуком Т (или другим глухим звуком), а ребенок произносит одно из слов (начало, середина, конец), в зависимости от положения звука в слове. «Собери слово»: взрослый произносит слово по звукам, например, К, О, Т, ребенок должен догадаться, какое это слово. Желаем успехов!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ,ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ    НА    РАЗНЫХ    ЭТАПАХ    ФОРМИРОВАНИЯ    НАВЫКОВЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА...

Этапы работы по развитию фонематического восприятия и формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией.

Этапы работы по развитию фонематического восприятия и формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией....

Методика логопедической работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

В данной разработке описана методика логопедической работы по формированию звукового анализа и синтеза, которая может быть использована в рамках подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольног...

Система коррекционной работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с ОНР

ЦЕЛЬ РАБОТЫ:—Показать возможности определения коррекционной работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников с ОНРЗАДАЧИ РАБОТЫ:—Проанализировать логопедическую, психо...

Календарный план работы по формированию навыков звукового анализа, развитию фонематического слуха и подготовки к обучению грамоте детей подготовительной логопедической группы

Календарный план работы по формированию навыков звукового анализа, развитию фонематического слуха и подготовки к обучению грамоте детей подготовительной логопедической группы...

Консультация для родителей и педагогов по формированию навыков чтения.ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ,ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ    НА    РАЗНЫХ    ЭТАПАХ    ФОРМИРОВАНИЯ    НАВЫКОВЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА...

Статья. Содержание коррекционной работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников.

Содержание коррекционной работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников....