ДИАГНОСТИКА НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПЕРВЫХ ЛЕТ ЖИЗНИ.
занимательные факты (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Шеляг Нина Михайловна

ДИАГНОСТИКА НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПЕРВЫХ ЛЕТ ЖИЗНИ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnostika_.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

ДИАГНОСТИКА НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПЕРВЫХ ЛЕТ ЖИЗНИ.

1-й месяц жизни

1. Коснуться указательным пальцем щеки ребёнка; если никакой реакции нет, то повторить и слегка погладить пальцем по щеке.
+ ребёнок поворачивает голову (не важно в какую сторону); важно, чтобы при этом наступали ещё движения рта.

2. Положить палец на раскрытую ладонь ребёнка
+ ребёнок хватает палец сразу после прикосновения и удерживает его.

3. Кричащего и беспокоющегося в кроватке ребёнка быстро и высоко поднять на руки и подержать ( под углом 45 градусов к горизонтали).
+ ребёнок успокаивается в момент изменения положения или вскоре после этого.

4. Размахивать погремушкой (также при беспокойстве ребёнка) непосредственно возле его кроватки.
+ ребёнок успокаивается во время этих звуков или сразу поле их прекращения.

5. Затемнить слегка пространство возле ребёнка (повесив платок на сетку кровати или на вытянутую руку взрослого) и поместить в поле зрения ребёнка на расстояние одного метра зажжённый фонарик.
+ глаза ребёнка задерживаются на свете несколько секунд.

6. Склониться над кроватью, покрыв своей тенью поле зрения ребёнка и медленно отодвинуться.
+ глаза ребёнка задерживаются примерно одну секунду на движущейся тени.

7. Производить у носа ребёнка кусочком ваты движения прощищения носа (не прикасаясь к слизистой)
+ а) ребёнок, до теста держащий голову спокойно, начинает её поворачивать, уклоняясь от прикосновения.

Б) ребёнок, до теста двигающий головой, внезапно тормозит или ускоряет движение или явно изменяет их направление.( При не ясном решении можно повторить 1 раз).

8. Положить на лицо согнутый пополам лист бумаги (сгиб над носом)
+ ребёнок делает оживлённые движения телом и головой.

9. Положить ребёнка на живот с согнутыми ручками.
+ ребёнок поднимает голову хотя бы на долю секунду.

10. Прервать кормление.
+ открывает рот, предвигает голову, пытается схватить.

2-й месяц жизни

1. Громко загреметь погремушкой около кровати, но при этом находясь вне поля зрения ребёнка.
+ ребёнок сразу автоматически поворачивает голову в направлении звука.

2. 30 секунд звенеть чем-нибудь сбоку на расстоянии 0,5 метра от ребёнка, вне поля его зрения.
+ ребёнок приостанавливает свои движения или поворачивает голову к звуку.

3. Предложить ребёнку четыре различных акустических раздражителя, звучащих по 30 секунд через 30 секунд. (Тестирующий взрослый находится вне поля зрения ребёнка.)
+ Реакции ребёнка на отдельные раздражители явно отличаются друг от друга.

4. Поместить в поле зрения ребёнка на расстоянии 0,5 метра зажжённый фонарик.
+ ребёнок смотрит на свет неподвижным взором.

5. В поле зрения ребёнка двигать туда-сюда большой ярко окрашенный предмет (размах 25 см)
+ ребёнок хотя бы один раз следует глазами в ту или другую сторону. (Попытки вызвать нужную реакции могут быть многократными.)

6. Стоя сбоку и слегка склонившись над кроватью, тестирующий медленно передвигает свою голову к верхнему краю кровати ( голова должна быть в поле зрения ребёнка на расстоянии 0,5 метра от его глаз) и наконец, выйти на шаг за край кровати.
+ ребёнок следует за движением головы тестирующего, поворачивая назад свою голову.

7. Закрыть лицо ребёнка пелёнкой, со всех сторон.
+ ребёнок производит всем телом различные движения, хотя и не освобождается.

8. Привести ребёнка в вертикальное положение, поддерживая одной рукой спину и таз, другой голову и плечи; внезапно отпустить голову.
+ ребёнок держит голову прямо несколько секунд. (Повторять при неудаче не имеет смысла.)

9. Спокойно уговаривать в течение 30 секунд ребёнка, находящегося в беспокойном состоянии.
+ ребёнок постепенно перестаёт кричать в процессе разговора или после его прекращения.

10. Поместить ребёнка в обычное для него положение кормление.
+ ребёнок открывает рот, или поворачивает голову, или делает сосательные движения, или успокаивается (если до этого беспокоился), или выражает нетерпение - необходимо минимум два вида реагирования.

3-й месяц жизни

1.30 секунд звенеть чем-нибудь сбоку на расстоянии 0,5 метра вне поля зрения ребёнка. + ребёнок поворачивает голову с одной стороны на другую, не предпочитая особенно направление звука. Взор в целом неподвижен.

2. Поместить в поле зрения ребёнка большой ярко окрашенный предмет на расстоянии одного метра и, когда взгляд зафиксируется на предмете, медленно поднимать вверх до тех пор, пока ребёнок следует за ним взором.
+ Ребёнок прослеживает движение предмета до двух метров.

3. Носить ребёнка на руках по комнате (таким образом , чтобы его взгляд был обращён не на лицо тестирующего, а на комнату) в течение двух минут.
+ ребёнок внимательно смотрит вокруг, останавливаясь взглядом на некоторых предметах.

4. Двигать в поле зрения ребёнка погремушку (туда и сюда с размахом 25 см.) + ребёнок долго следит за движениями погремушки. (Один раз туда-сюда не считается.)

5. Положить ребёнка на живот и сбоку от него ( на расстоянии 25 см) размахивать погремушкой.
+ а) ребёнок, поднявший голову до звука, при звуке поднимает её выше или поворачивает
б) поднимает голову в направлении к источнику звука.

6.Положить ребёнка на живот с согнутыми ручками.
+ ребёнок высоко (несколько см) держит голову не менее 30 секунд.

7. Спонтанно наблюдается в течение всего обследования движения, по характеру напоминающие произвольные.
+ В отличие от непроизвольных, импульсивных движений, они замедленны, заторможены и часто ясно повторяются в одном и том же виде с некоторой осторожностью, по всем признакам проделываясь с вниманием.

8. Склониться над ребёнком и смотреть на него с расстояния 25 см.
+ ребёнок смотрит на взрослого, улыбается или гулит.

9. Спонтанная реакция.
+ ребёнок гулит.

10. Большой ярко окрашенный предмет на расстоянии 25 см демонстрируется несколько секунд и внезапно удаляется из поля зрения ребёнка.
+ ребёнок смотрит несколько секунд в направлении исчезнувшего предмета. 

4-й месяц жизни

1.Громко загреметь погремушкой возле кроватки, но находясь вне поля зрения ребёнка.
+ ребёнок, прежде всего, ищуще смотрит вокруг, потом поворачивает голову и смотрит в направлении звука. Внимание и напряжение характеризуют это движение, как направленное (произвольное).

2. С одной стороны кровати (но не в направлении взгляда ребёнка) укрепляется большой яркий предмет, с другой стороны (но ниже края кровати) размахивать погремушкой, при этом тестирующий - вне поля зрения ребёнка.
+ повертев головой, ребёнок предпочитает зрительный раздражитель.

3. Если не наблюдается спонтанно, то приблизить к рукам ребёнка предмет с большой гладкой поверхностью.
+ ребёнок медленно и внимательно водит рукой по предмету.

4. Поместить в поле зрения ребёнка большой пёстрый предмет (например, окрашенный в клетку).
+ взгляд ребёнка «бродит» по предмету.

5.Положить ребёнка на живот, поместить на расстоянии 10-20 см в направлении взгляда большой предмет и двигать им туда - сюда.
+ Ребёнок следит глазами, хотя бы один раз в одну сторону.

6. Положить ребёнка на живот, ручки согнуты.
+ ребёнок высоко поднимает голову и плечи, опираясь на свои ладони.

7.У лежащего на животе ребёнка приставить к ступням неподвижный упор.
+ руки и ноги ребёнка движутся по подстилки, отталкиваясь от него.

8.Занимаясь с ребёнком, внезапно покинуть его.
+ негативная реакция: недовольная гримаса, хныкание, смотрит вслед удалившемуся взрослому.

9.С расстояния 0,5 метра в течение 30 секунд смотреть с улыбкой на ребёнка, потом отвернуться, надеть маску и принять прежнее положение.
+ негативные реакции:, удивление, изменение моторики.

10.Дать ребёнку в руку погремушку.
+ ребёнок прочно держит, не теряя её сразу.

5-й месяц жизни

1.Деражать в направлении взгляда на расстоянии 25 см по очереди белую и красную картонку (16х 23 см) до тех пор, пока ребёнок проявляет к ней интерес.
+ реакция различна: на красную дольше и активнее.

2. Дать ребёнку в руку погремушку с кольцом на конце.
+ ребёнок рассматривает погремушку, останавливает внимание на движениях, которые он с ней производит.

3. Поместить погремушку так, чтобы она касалась кончиков пальцев ребёнка.
+ погремушка после прикосновения схватывается пальцами.

4.Какой-нибудь яркий предмет двигать в пределах досягаемости ребёнка, привлекая его внимание.
+ ребёнок не только смотрит, но и делает движения руками по направлению к предмету (пальцы растопырены или сжаты в кулачок).

5. Положить на лицо, лежащего на спине ребёнка пелёнку (по возможности не пропускающую свет, размером 50х50 см), закрыв голову со всех сторон.
+ ребёнок делает хватательные движения по одеялу, или в воздухе, или сильно двигается, изгибается, пытаясь избавиться от пелёнки.

6. Положить ребёнка на живот с согнутыми ручками.
+ а) голова, плечи, верхняя часть тела так высоко поднимаются от подстилки, что ребёнок лежит, опираясь только на ладони.
б) ребёнок отрывает от подстилки одну руку и опирается только на другую.

7.Приподнять слегка верхнюю часть тела, лежащего на спине ребёнка, поддерживая при этом ладонью нижнюю часть спины.
+ ребёнок стремится подняться дальше, причём голову не только удерживает, но и пытается поднять выше.

8. Пообщаться с ребёнком, лежащим в кровати, потом удалиться и ходить вокруг по комнате.
+ ребёнок следит взглядом за взрослым, хотя бы несколько секунд.

9. Отнести ребёнка (так, чтобы он не смотрел на взрослого) в другую часть комнаты и низко нагнуться, таким образом, чтобы зрительное поле ребёнка оказалось полностью изменённым.
+ ребёнок смотрит с живым интересом во все стороны.

10. Дать в руку ребёнку игрушку.
+ ребёнок крепко держит её ( даже если и не схватил сразу) и двигает туда-сюда.

6-й месяц жизни

1. Держать яркий предмет перед глазами ребёнка на расстоянии примерно 25 см
+ ребёнок смотрит, прежде всего, на предмет, потом на окружающее, ясно выделяя взглядом именно предмет (то есть, на окружающее взор только «бросается»).

2. Поместить в поле зрения ребёнка на 30 секунд бутылочку с соской, а затем (через 30 секунд) - куклу.
+ реакции на бутылочку с соской - пищевые: открывание рта, сосание и т.д., то есть явно отличаются от реакций на куклу.
Примечание: не следует проводить этот тест, когда ребёнок сыт.

3. Держать игрушку перед ребёнком в пределах досягаемости.
+ ребёнок хватает её - одной или двумя руками, не важно; важно, чтобы использовались пальцы (сжимали игрушку).

4. Положить на лицо, лежащего на спине ребёнка пелёнку, закрыв голову со всех сторон.
+ ребёнок освобождается, стягивая руками пелёнку с головы.

5. К ребёнку, спокойно лежащему на спине, от конца кроватки приближается яркий предмет до введения в поле зрения ребёнка, а потом снова удаляется .
+ ребёнок высоко поднимает голову над подстилкой.

6. Взять за обе ручки лежащего на спине ребёнка и потянуть в сидячее положение.
+ ребёнок поднимает голову и плечи и сам делает усилие, чтобы сесть (голова не должна падать назад).

7. Ласково, улыбаясь, разговаривать с ребёнком 30 секунд; внезапно изменить тон, нахмуриться и говорить 30 секунд враждебно.
+ ребёнок реагирует на изменение слабыми, негативными выразительными движениями (мимика, плач, недовольство).

8. Забрать у ребёнка игрушку, которой он занимается.
+ выражение неудовольствия, негативные выразительные движения.

9. Щёлкать пальцами перед глазами ребёнка (или надавливать маленькую пищащую игрушку, спрятанную в руке); когда ребёнка это заинтересует - прекратить шум и движения.
+ ребёнок продолжает внимательно смотреть, протягивает свои ручки и пытается схватить руку тестирующего.

10. Дать ребёнку игрушку на несколько минут и потом попытаться забрать.
+ ребёнок сопротивляется, удерживает.

7-й месяц жизни

1. сесть у края стола, взяв на колени ребёнка так, чтобы он мог достать стол своими вытянутыми ручками.
+ ребёнок схватывает своими руками край стола и прочно удерживает.

2.Держать перед ребёнком на расстоянии 50 см зажжённый фонарик.
+ ребёнок протягивает руки к свету, пытаясь схватить (и при приближении фонарика, схватывает его).

3.Прикрепить (на уровне глаз ребёнка, сидящего на руках тестирующего) привлекательный предмет и приблизиться к нему вместе с ребёнком; как только ребёнок проявит стойкий интерес к предмету, начнёт его разглядывать - удалиться таким образом, чтобы ребёнку, для того чтобы увидеть предмет, пришлось бы повернуть голову.
+ ребёнок поворачивает голову.

4. Накрыть пелёнкой голову ребёнка, лежащего на животе.
+ ребёнок освобождается рука туда-сюда в поле зрения ребёнка

5. Повесить на сетку кровати одеяло и усадить ребёнка, прислонив его к одеялу спиной.
+ ребёнок остаётся сидеть прямо.

6. Звенеть чем-нибудь сбоку от ребёнка , лежащего на спине - так, чтобы ребёнок мог достать звучащий предмет после небольшого поворота в сторону.
+ ребёнок поворачивается всем телом на бок, обязателен поворот таза (реакция часто наблюдается спонтанно).

7. Взрослый стоит возле кроватки ребёнка, не обращая на него внимание.
+ ребёнок старается установить контакт - лепечет, ищет взглядом лицо взрослого.

8. Ребёнок, внезапно потерявший свою игрушку
+ поворачивает голову в направлении исчезнувшего предмета, ищуще осматривается вокруг.

9. Взрослый с ребёнком на коленях, садится за стол, стучит ладонью по столу перед его глазами (до 5 минут).
+ ребёнок подражает (можно в воздухе)

10. Положить ребёнка у сетки кровати или у стены, дать в руки погремушку и подождать; если нужной реакции нет, пододвинуть к нему жёсткую цветную картонку.
+ ребёнок, как-нибудь воздействует погремушкой на второй предмет (в сетку, стенку ли, картонку).

8-й месяц жизни

1. Поместить игрушку вне кровати, на таком уровне, чтобы ребёнок мог, протянув руку через прутья достать её.
+ ребёнок протягивает руку и трогает игрушку (втаскивать не обязательно)

2. Посадить ребёнка в угол кровати, подсунув под спину подушку и положить ему на голову пелёнку.
+ ребёнок руками убирает пелёнку и не падает.

3. Взрослый у носа ребёнка кусочком ваты делает движения вытирания носа
+ ребёнок хватает руками руку ребёнка и отстраняет его.

4. Ребёнок сидит в кровати, взрослый поддерживает его до тех пор пока он не схватится руками за спинку кровати или не упрётся руками в матрасик.
+ ребёнок может сидеть прямо без помощи взрослого.

5.Наблюдается спонтанно . + ребёнок как-нибудь, движется с места, откатывается или отодвигается.

6.Опустить руку с игрушкой в кроватку ребёнка так, чтобы он мог её схватить.
+ ребёнок пытается отнять игрушку, применяя усилие.

7. Стоя на расстоянии 25 см от ребёнка, взрослый, то закрывает своё лицо пелёнкой, произнося «Ку-ку» , то открывает с радостным восклицанием.
+ ребёнок с интересом смотрит и смехом приветствует появление лица взрослого.

8. На глазах у сидящего ребёнка, в карман взрослого опускают игрушку не до конца и приближаются к ребёнку так, чтобы он имел возможность достать до кармана
+ ребёнок вынимает находящийся в кармане предмет.

9. Ребёнку, занимающемуся одной погремушкой, дать вторую.
+ ребёнок хватает вторую, не роняя первую и играет обеими.

10. Придвигать к ребёнку какой-нибудь привлекательный предмет так, чтобы ребёнок, видя его, не мог достать без перемены положения
+ ребёнок делает попытки придвинуться к предмету.

9-й - 10-й месяц жизни

1. Дать, сидящему прямо, без поддержки ребёнку по очереди две игрушки.
+ ребёнок хватает вторую, не роняя первую и сохраняя сидячее положение.

2. На голову, свободно сидящего ребёнка, положить пелёнку
+ ребёнок стягивает пелёнку и не падает.

3. Усадить ребёнка без опоры посредине кровати
+ ребёнок остаётся сидеть прямо

4. Перед лежащим на животе ребёнком, вне пределов досягаемости положить привлекательный предмет
+ ребёнок ползет к нему (только поворот на бок - не считается)

5. Взрослый протягивает ребёнку руку и манит к себе. После паузы, поднимает руку и многократно повторяет угрожающее движение. Мимика неизменна и нейтральна.
+ положительная реакция, устремление вперёд на манящий жест и негативная, отодвигание - на угрожающее.

6. Встать возле ребёнка спиной к нему, представляясь занятым чем-то другим
+ ребёнок тянет за платье, протягивает игрушку или как-то ещё пытается привлечь внимание.

7. Покрыть игрушку вчетверо сложенной пелёнкой
+ ребёнок открывает и схватывает игрушку.

8. Перед глазами ребёнка один раз ударить палочкой в барабан и дать ребёнку палочку.
+ ребёнок подражает ( можно в воздухе)

9. Склонившись пред сидящим в кровати ребёнком, перед его глазами, ударить двумя ложками друг о друга и дать их ребёнку.
+ ребёнок подражает (достаточно, если только сдвигает, и это усилие сопровождается напряжённым вниманием).

10. Держать в пределах досягаемости ребёнка две разные игрушки на расстоянии 25см друг от друга. Когда ребёнок схватит одну, забрать её у него и снова предложить обе поменяв их местами.
+ ребёнок рассматривает сначала обе, но выбирает два раза одну и ту же.

11-й -12-й месяц жизни

1. Держать предмет перед ребёнком так, чтобы он не мог его достать лежа.
+ ребёнок приподнимается, чтобы сесть (часто спонтанно)

2. Лежащему или сидящему ребёнку предложить игрушку, держа её высоко.
+ ребёнок встаёт при помощи сетки кровати (часто спонтанно).

3. Внезапно вблизи ребёнка свиснуть в свисток (или использовать другой звук, никогда им ранее не слышимый) или зажечь фонарик
+ ребёнок поворачивается к взрослому, смотря удивлённо.

4. Дать ребёнку на минуту коробку с каким-нибудь предметом в ней (причём, как только ребёнок вынимает его из коробки, взрослый сразу кладёт обратно); затем на одну минуту коробку запирают и возвращают обратно без игрушки
+ ребёнок замечает отсутствие игрушки

5.Тестирующий звонит в колокольчик, размахивая им перед ребёнком, затем даёт ему (много раз).
+ ребёнок пытается проделать те же движения.

6.положить перед ребёнком полые кубики (6 кубиков из тонких деревянных дощечек, толщиной 5мм, с рёбрами 4,5, 6, 7, 8 и 9 см, снаружи красные и лакированные) открытой стороной вверх.
+ ребёнок внимательно обследует и двигает их.

7.Положить перед ребёнком закрытую коробочку
+ ребёнок пытается, как-нибудь её окрыть.

8.Привлекательный предмет, соединённый с тонким шнуром, кладут на стул возле кроватки, вне пределов досягаемости ребёнка; конец шнура положить около руки ребёнка.
+ ребёнок тянет за шнур ( не обязательно совсем подтягивать предмет)

9.Звонить перед глазами ребёнка в колокольчик, потом дать ему.
+ ребёнок обследует колокольчик (при тестировании соединяется с пунктом № 5).

10.Положить перед глазами ребёнка привлекательный предмет и при попытке ребёнка схватить его, загородить его ширмой (серая картонная доска 24х38 см; картон толщиной 5-6 мм, так чтобы его нельзя было согнуть); можно через некоторое время ещё раз показать предмет из-за ширмы
+ ребёнок заглядывает за ширму и схватывает предмет после нескольких попыток схватить его сквозь ширму.

1-я четверть 2-го года (1;0 -1;2 + 29дней)

1.Дать ребёнку две палочки (одна тростниковая, полая, 38см с коленом посередине, диаметр 2см; вторая длинной 25 см, диаметр 1см, сплошная )и наблюдать 5 минут
+ ребёнок трёт их друг о друга или ударяет

2*. Поднять ребёнка, осторожно поставить и отпустить
+ ребёнок несколько секунд стоит спокойно без поддержки.

3.Подзывать себе ребёнка держащего в руке предмет
+ ребёнок идёт, придерживаясь одной рукой, Не бросая предмет

4.Посадить ребёнка и несколько раз подкатывать к нему мяч (резиновый, красно-жёлтый, диаметр 12 см, вес 100г)
+ ребёнок откатывает мяч назад к тестирующему.

5.Обращаться к ребёнку без жестов: «вставай», «ложись», «иди ко мне», «дай мне…»
+ ребёнок выполняет два указания из четырёх

6.перед сидящим ребёнком, на 30 сек. кладут пустую коробку без крышки вниз открытой стороной ( если он поднимает коробку - снова положить также); затем коробку переворачивают, кладут внутрь две маленькие коробочки с прикреплёнными к ним крышками, которые легко открываются, и дают ребёнку играть всеми этими предметами 1 минуту. Затем всё забирают на три минуты, и снова ребёнку предъявляется большая коробка отверстием вниз уже без содержимого
+ ребёнок сразу же переворачивает коробку и выражает удивление.

7.Ребёнку дают резиновую игрушку, при надавливании на которую, в ней происходят явные зрительные изменения ( например, мячик внутрь которого впаяна птичка, при надавливании на мячик, как бы выскакивает из него) птичка, впаянная внутрь мячика, при надавливании на него, как бы выскакивает из него) и демонстрируют ребёнку эти изменения, затем убирают на три минуты и дают другую игрушку внешне абсолютно такую же, но без «специального эффекта».
+ ребёнок выражает явное удивление.

8.(соединён с предыдущим) Одну минуту учить ребёнка надавливать мячик с птичкой
+ ребёнок самостоятельно надавливает мяч.

9.Положить перед ребёнком шесть вложенных друг в друга полых кубиков (6 кубиков из тонких деревянных дощечек, толщиной 5мм, с рёбрами 4,5, 6, 7, 8 и 9 см, снаружи красные и лакированные) открытой стороной вверх и наблюдать 5 минут
+ ребёнок вынимает или вытряхивает, по крайней мере один кубик, чтобы потом опять вложить (он не должен раньше это видеть)

10.Держать зеркало перед лицом ребёнка на расстоянии 15 см , а возле головы ребёнка - печенье, так , чтобы ребёнок нечаянно прикоснувшись к руке взрослого, не мог его нащупать.
+ ребёнок хватает печенье в зеркале.

2-я четверть 2-го года (1;3 -1;5 +29 дней)

1.Вертеть волчок на стуле около кроватки
+ ребёнок внимательно или изумлённо рассматривает его

2. Поставить ребёнка на пол и подзывать его, показывая ему игрушку или печенье
+ ребёнок идёт, ни за что не придерживаясь.

3*. К ногам свободно стоящего ребёнка положить маленькую игрушку ( и сказать , если нужно «дай мне это») + ребёнок поднимает, не падая и не придерживаясь

4.Дать, сидящему ребёнку зеркало
+ ребёнок рассматривает изображение, смотрит вокруг, изумлённо или вопросительно взглядывает на тестирующего.

5. Дать ребёнку несколько игрушек и играть с ним вместе 5- 10 минут. Как только ребёнок обратит внимание на какую-либо игрушку, тестирующий занимается с ней особенно выразительно, а когда ребёнок хочет схватить - говорит : «нельзя» (нейтральным тоном!)
+ ребёнок понимает запрещение

6., 7 Ребёнку дают резиновую игрушку, при надавливании на которую, в ней происходят явные зрительные изменения ( например, мячик внутрь которого впаяна птичка, при надавливании на мячик, как бы выскакивает из него) птичка, впаянная внутрь мячика, при надавливании на него, как бы выскакивает из него) и демонстрируют ребёнку эти изменения, затем убирают на восемь минуты и дают другую игрушку внешне абсолютно такую же, но без «специального эффекта».
+ ребёнок выражает явное удивление.

8. Дать в кроватку ребёнку барабан с двумя палочками, подождать одну минуту, показать если надо, как барабанить и опять дать
+ ребёнок барабанит обеими палочками

9. Дать ребёнку цветную таблицу (лист картона 16х23 см, оклеенный одноцветной глянцевой бумагой) через одну минуту таблицу с фигурами (такой же лист картона 16х23 см, но с приклеенными на него разными абстрактными фигурами из разных кусков цветной глянцевой бумаги)
+ ребёнок проявляет явно больший интерес к таблице с фигурами.

11. Перед сидящим ребёнком кладут открытой стороной вниз два полых кубика - красный и синий ( ребро 6см); под один, на глазах ребёнка кладут печенье и меняют кубики местами ( поставив их настолько далеко друг от друга, чтобы нельзя было поднять сразу оба)
+ ребёнок три раза правильно решает задачу.

2-е полугодие 2-го года (1;6 - 1;11+29 дней)

1. Поставить ребёнка на полу у переднего края стула и поверх спинки стула держать печенье; встать на колени, чтобы облегчить ребёнку влезание
+ ребёнок влезает и стоит на стуле.

2. Тестирующий некоторое время держит секундомер у правого уха ребёнка и медленно говорит «тик-так», потом прикладывает секундомер к своему левому уху.
Передаёт секундомер ребёнку, спрашивая «где тик-так?», и указывая на своё ухо, говорит: «дай мне послушать «тик-так»
+ ребёнок , на вопрос «где…» , прикладывает секундомер к своему уху, а на просьбу «дай мне послушать «тик-так» - к уху тестирующего.

3*. Спрашивать у ребёнка названия предметов : «что это?» «ч т о ты хочешь?»
ребёнок называет, по крайней мере, один предмет.

4,5 Ребёнку дают резиновую игрушку, при надавливании на которую, в ней происходят явные зрительные изменения ( например, мячик внутрь которого впаяна птичка, при надавливании на мячик, как бы выскакивает из него) птичка, впаянная внутрь мячика, при надавливании на него, как бы выскакивает из него) и демонстрируют ребёнку эти изменения, затем убирают на 17 минуты и дают другую игрушку внешне абсолютно такую же, но без «специального эффекта».
+ ребёнок выражает явное удивление.

6. Дать ребёнку две палочки (одна тростниковая, полая, 38см с коленом посередине, диаметр 2см; вторая длинной 25 см, диаметр 1см, сплошная )и наблюдать + ребёнок стремится или вставляет одну палочку в другую.

7.Дать ребёнку полые кубики (6 кубиков из тонких деревянных дощечек, толщиной 5мм, с рёбрами 4,5, 6, 7, 8 и 9 см, снаружи красные и лакированные)
+ вставляет друг в друга хотя бы два кубика

8.Построить перед ребёнком башню из этих же кубиков + ребёнок внимательно рассматривает постройку

9.дать ребёнку позаниматься двумя палочками (объединяется с №6); затем подвинуть к сетке кровати стул и пустить на нём волчок, таким образом, чтобы ребёнок не мог достать его просто рукой
+ ребёнок , не достав рукой, пытается использовать палку.

10.Дать ребёнку «бессмысленную» картинку (на сером листе картона 16х23 см, наклеены в беспорядке части фигуры женщины в платье из красной глянцевой бумаги) до угашения ориентировочного рефлекса ( пока не надоест); тогда дать картонку с изображением женской фигуры ( такой же лист картона, на который наклеен силуэт женщины в платье из красной глянцевой бумаги)
+ ребёнок занимается второй картинкой явно иначе: показывает пальцем, улыбается, взглядывает на тестирующего, называет «ляля», «мама», и т.д. На просьбу показать «лялю» или «маму», показывает изображение силуэта ( попробовать применить к изображению несколько наименований)

3-й год жизни

1.Играя надеть на мишку кофточку с пуговицей и предложить ребёнку застегнуть + ребёнок застёгивает.

2.Дать ребёнку мишку, пустую коробку (по величине соизмеримую с мишкой) и книгу; через некоторое время дать ещё игрушечную бутылочку с соской, со словами «вот тебе молочко»
+ ребёнок укладывает мишку спать ИЛИ даёт ему пить.

3.Высыпать перед ребёнком 200 красных и зелёных перемешанных карточек; положить перед ним две коробки и показать, как сортировать карточки по цвету.
+ ребёнок схватывает принцип сортировки, прекращает, когда надоест и возобновляет, по крайней мере, после з-х кратного побуждения к продолжению.

4.Побуждать ребёнка к словесному изложению понятий : возможен самостоятельный рассказ ребёнка о каком-то событии, или ответы на вопросы ( «что делает мама дома»), или в связи с картинками в книге, или о предмете в руках наблюдателя.
+ разборчивый ответ на вопрос

5.Положить три разных предмета в 3,6,15 кармашек «кассы» ( касса представляет собой полотно с нашитыми на нём 15 кармашками в 3 ряда по пять столбиков. Кармашки отличаются друг от друга цветом) ; вынимая предметы в той же последовательности, как они были вложены в кармашки, ещё раз показать ребёнку место их нахождения; попросить ребёнка показать , где они спрятаны (до тех пор пока он не покажет сразу). Кассу унести на 20 мин. И затем снова попросить ребёнка найти спрятанное
+ ребёнок с первого раза находит два из трёх предметов.

6. При рассматривании картинок, называть их в четыре слога, побуждая к повторению (например: «мишка сидит» «зайчик бежит»)
+ ребёнок правильно повторяет после однократного подсказывания, по крайней мере, один из шести примеров.

7. Построить перед ребёнком «крест» из трёх «кирпичиков». Дать посмотреть, спросить может ли он также, разрушить и предложить сделать самому. Затем туже процедуру проделать с постройкой «лестницы»
+ ребёнок правильно строит хотя бы одну фигуру.

8. (совмещается с номером 7) Дать на 5 минут строительные кирпичики + ребёнок, по крайней, мере один раз так или иначе, составляет кирпичики горизонтально или вертикально, или сооружает двухмерную постройку.

9. Высоко положить печенье; неподалеку поставить стул. Предложить ребёнку достать печенье + ребёнок придвигает стул, чтобы добраться до печенья.

10. Дать ребёнку «доску Сегена «, вынуть при нём все фигуры и предоставить ребёнку заниматься с доской и фигурами 3 минуты; после чего ещё раз вставить и вынуть фигуры ничего не говоря
+ ребёнок правильно вкладывает фигуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие детей первых лет жизни

Родителям необходимо знать закономерность речевого развития ребёнка в норме. Только благодаря этим знаниям, родители смогут оценить навык своего ребёнка и своевременно обратиться к специалисту....

Особенности речевого развития детей первого года жизни

Развитие ребенка до трех лет происходит невероятно интенсивно. В этот период он проходит путь от младенца, который умеет только есть и спать, до самостоятельно бегающего, любопытного и интересно рассу...

Буклет-памятка для родителей "Нормативы психомоторного развития детей первого года жизни"

Каждая мама после рождения малыша хочет быть уверена, что её кроха развивается правильно, своевременно овладевает различными навыками и соответствует возрастным нормам развития. В данном буклете ...

"Художественное развитие детей первого года жизни"

Художественное развитие детей первого года жизни...

Отклонения в речевом развитии детей первого года жизни

Отклонения в речевом развитии детей первого года жизни...