"Художественное развитие детей первого года жизни"
учебно-методический материал по рисованию
Художественное развитие детей первого года жизни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hudozhestvennoe_razvitie_detey_pervogo_goda_zhizni.docx | 19.72 КБ |
Предварительный просмотр:
«Художественное развитие детей первого года жизни»
Первый год жизни
Образовательные задачи
- Создавать условия для эстетизации образовательной среды (дизайн пространства, мебели, игрушек, одежды детей и педагога).
- Развивать зрительное, слуховое, кинестетическое восприятие; вызывать эмоциональный отклик на музыку, фольклор, народные игрушки, книжные иллюстрации и другие виды искусства, доступные ребенку по содержанию и средствам выразительности.
- Расширять представления о мире в процессе восприятия потешек, песенок, картинок, народных игрушек; помогать устанавливать связи между формой, цветом, «голосом» (звучанием) и др. признаками знакомых предметов, игрушек, домашних животных.
- Вызывать позитивную эмоциональную реакцию на эстетические качества объектов окружающего мира (красивых игрушек, бытовых предметов, явлений природы).
- Проводить наблюдения за художественной деятельностью близких взрослых (лепка, рисование, конструирование, танец, пение, музицирование и др.).
- Знакомить с доступными по возрасту художественными инструментами и материалами (карандашами, фломастерами, пальчиковыми красками, соленым тестом, бумагой, лоскутами ткани, песком, снегом и др.).
- Поддерживать интерес к художественному экспериментированию, вовлекать в игры-забавы, содействовать первым «творческим» проявлениям в совместной художественной деятельности.
Содержание образовательной деятельности
До 3 месяцев. С первых дней жизни вводить искусство в жизненное пространство младенца. Негромко, ласковым голосом напевать пестушки, песенки и потешки в соответствии с ситуацией. Во время пения можно просто произносить словосочетания слогов «а-а-а», «ля-ля-ля», «баю-бай» и др., напевать имя ребенка на мотив любой удобной мелодии («Калинка», «Ах вы, сени» и др.). При этом важно наблюдать за реакцией ребенка, замечать, не устает ли он от звуков. Радовать красивыми предметами и звучащими игрушками (погремушки, колокольчики и т.п.). Развивать зрительный и слуховой анализаторы (известно, что уже в два месяца ребенок может дифференцировать цвета и качественно различные звуки).
3–6 месяцев. Способствовать развитию слухового сосредоточения и ответных голосовых вокализаций в ответ на эмоциональные фразы, интонационно окрашенные приговорки, пестушки, фольклорные песенки и потешки. Окружить ребенка качественной музыкой, интонационно чистым пением. поскольку у ребенка уже накапливается слуховой опыт, и он может различать высоту звуков в пределах от одной октавы до 4 тонов. Вместе с пением использовать негромкие по звучанию музыкальные шумовые инструменты с мягким тембром. Содействовать развитию слуховой сосредоточенности. Создавать условия для различения сначала качественно различных звуков (звука колокольчика и звука гудка), затем сходных — интонаций (ласковой и грубой), голосов близких людей от незнакомых. Знакомить ребенка с певческими интонациями радости и грусти. Побуждать к простейшим движениям под музыку. Предлагать для захвата погремушки, показывать красивые игрушки несложной формы. Радовать пестушками, потешками, песенками.
6–9 месяцев. Проводить игры-забавы и радовать потешками, стихами, музыкой, пением, пляской, музыкальной игрой, народными игрушками. Развивать эмоциональную отзывчивость. Увлекать слушанием вокальной, инструментальной музыки, доступной по содержанию, приятной по звучанию. Продолжать развивать у ребенка интонации радости и грусти; знакомить с певческой интонацией вопроса. Поддерживать элементарные вокальные импровизации, например, протяжный лепет в такт музыке. Приобщать к элементарным движениям под музыку (приседания с поддержкой под мышки, хлопки руками). Учить играть с неваляшкой. Знакомить с динамичными игрушками (богородскими курочками), свистульками. Вызывать подражание звукам и звукосочетаниям в ответ на услышанные литературные произведения. Вовлекать в процесс рассматривания картинок в детской книге, стимулируя поиск взглядом и показ пальчиком знакомых изображений. Помочь установить связь между реальными предметами и их изображениями. Использовать присказки, короткие стихи в разных режимных моментах (умывание, кормление, одевание). Их можно придумать самостоятельно, используя простые рифмовки: «Гей-гей, подрастает наш Сергей», «Туки-туки-тупки, будем чистить зубки».
9–12 месяцев. В процессе восприятия художественных образов формировать эмоционально позитивное отношение к окружающему миру. Способствовать развитию зрительного внимания и слуховой сосредоточенности. С 9 месяцев развивать речевое подражание, опираясь на знакомые литературные и фольклорные произведения. С 10 месяцев вовлекать ребенка в совместные игры с пальчиками и ручками, выполняя движения в соответствии с текстом потешек («Ладушки», «Поехали–поехали», «Сорока-белобока», «По кочкам, по кочкам»). Знакомить с детской книгой (с прочными страницами), листая ее вместе с ребенком, рассматривая и трогая картинки, называя знакомые ребенку объекты и их действия (котик спит, птичка летит), задавая вопросы и побуждая к поиску изображений.
Показывать предметные и малосюжетные картины, предметы декоративно-прикладного искусства, народные игрушки (богородские, каргопольские, дымковские, семеновские). Знакомить с традиционными игрушками — тряпичной рукотворной пеленашкой и расписной деревянной матрешкой. Включать образные игрушки в простейшие бытовые сценки («Покорми Лялю»; «Покажи, как птичка клюет зернышки») или постановки настольного театра. Разыгрывать понятные ребенку действия (кошка бежит за мышкой, мишка косолапый топает ногой), меняя интонации голоса в зависимости от характера персонажа. В зависимости от особенностей предмета производить характерные действия с использованием потешек, детских песенок, стихотворений. Поддерживать элементарную «творческую» активность. в пении (подпевать окончаниям песен — «аи», «ах»), в плясовых движениях (хлопки, полуприседания), играх-забавах, лепке (из соленого теста, мягкого пластилина), рисовании пальчиками и карандашами, конструировании из кубиков и кирпичиков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности речевого развития детей первого года жизни
Развитие ребенка до трех лет происходит невероятно интенсивно. В этот период он проходит путь от младенца, который умеет только есть и спать, до самостоятельно бегающего, любопытного и интересно рассу...
Буклет-памятка для родителей "Нормативы психомоторного развития детей первого года жизни"
Каждая мама после рождения малыша хочет быть уверена, что её кроха развивается правильно, своевременно овладевает различными навыками и соответствует возрастным нормам развития. В данном буклете ...
Особенности психомоторного развитие детей первого года жизни с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы
доклад на медико-педагогической конференции...
Показатели нервно-психического развития детей первого года жизни. (составлена Э.Л.Фрухт по материалам Н.М., Щелованова, М.Ю. Кистяковской, С.М.Кривиной, Э.Л.Фрухт)
Первый год жизни[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22473510","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Отклонения в речевом развитии детей первого года жизни
Отклонения в речевом развитии детей первого года жизни...
Нормативы психомоторного развития детей первого года жизни
Нормативы психомоторного развития детей первого года жизни...
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ.
Поэтапное описание развитие ребенка от 0-1года, его потребности, интересы....