Показатели нервно-психического развития детей первого года жизни. (составлена Э.Л.Фрухт по материалам Н.М., Щелованова, М.Ю. Кистяковской, С.М.Кривиной, Э.Л.Фрухт)
материал по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
Показатели нервно-психического развития детей первого года жизни.
(составлена Э.Л.Фрухт по материалам Н.М., Щелованова, М.Ю. Кистяковской, С.М.Кривиной, Э.Л.Фрухт)
Возраст | Зрительные ориентировочные реакции | Слуховые ориентировочные реакции | Эмоции и социальное поведение | Движение руки и действие с предметами | Движения общие | Подготовительные этапы развития понимания речи | Подготовительные этапы развития активной речи | Навыки и умения в режимных процессах |
10 дней | Удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение). | Вздрагивает и мигает при резком звуке. | Лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову. | |||||
18-20 дней | Удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого). | Успокаивается при слабом звуке. |
Возраст | Зрительные ориентировочные реакции | Слуховые ориентировочные реакции | Эмоции и социальное поведение | Движение руки и действие с предметами | Движения общие | Подготовительные этапы развития понимания речи | Подготовительные этапы развития активной речи | Навыки и умения в режимных процессах | |
1 месяц | Плавное прослеживание движущегося предмета. | Длительное слуховое сосредоточение (прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки). | Первая улыбка в ответ на разговор взрослого. | ||||||
2 месяца | Длительное зрительное сосредоточение: смотрит на привлекший внимание неподвижный предмет или лицо взрослого. Длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым. | Ищущие повороты головы при длительном звуке. Поворачивает голову в сторону голоса взрослого. | Быстро отвечает улыбкой на разговор с ним. Длительное сосредоточение на другом ребенке. | Лежа на животе, поднимает и некоторое время удерживает голову. | Повторно произносит отдельные звуки. |
Возраст | Зрительные ориентировочные реакции | Слуховые ориентировочные реакции | Эмоции и социальное поведение | Движение руки и действие с предметами | Движения общие | Подготовительные этапы развития понимания речи | Подготовительные этапы развития активной речи | Навыки и умения в режимных процессах |
3 месяца | Зрительное сосредоточение в вертикальном положении (на лице говорящего с ним взрослого, на игрушке) | Проявляет «комплекс оживления» в ответ на эмоциональное общение с ним (разговор). Ищет глазами ребенка, издающего звуки. | Случайно наталкивается на игрушки, низко висящие над грудью. | Лежит несколько минут на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову. При поддержке под мышки крепко упирается о твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренном суставе. Удерживает голову в вертикальном положении(на руках у взрослого). | ||||
Возраст | Зрительные ориентировочные реакции | Слуховые ориентировочные реакции | Эмоции и социальное поведение | Движение руки и действие с предметами | Движения общие | Подготовительные этапы развития понимания речи | Подготовительные этапы развития активной речи | Навыки и умения в режимных процессах |
4 месяца | Узнает мать (радуется) | Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его. По –разному реагирует на спокойную и плясовую мелодии. | Во время бодрствования часто и легко возникает «комплекс оживления». Громко смеется в ответ на эмоциональное речевое общение с ним. Ищет взглядом другого ребенка, рассматривает, радуется, тянется к нему. | Четко берет игрушку из рук взрослого. Удерживает в руке игрушку. | Долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук. Переворачивается со спины на живот. Ровно и устойчиво стоит при поддержке под мышки. | Подолгу певуче гулит. | Ест с ложки полугустую пищу. |
Возраст | Зрительные ориентировочные реакции | Слуховые ориентировочные реакции | Эмоции и социальное поведение | Движение руки и действие с предметами | Движения общие | Подготовительные этапы развития понимания речи | Подготовительные этапы развития активной речи | Навыки и умения в режимных процессах | |||||
5 месяцев | Отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого взрослого). | Узнает голос матери или близкого человека. Различает строгую и ласковую интонацию обращенной к нему речи. | Радуется ребенку, берет у него из рук игрушку. | ||||||||||
6 месяцев | По-разному реагирует на свое и чужое имя. | Свободно берет игрушки из разных положений и подолгу занимается ими, перекладывает из одной руки в другую. | Переворачивается с живота на спину. Передвигается, переставляя руки или немного подползая | Произносит отдельные слоги (начало лепета). | Хорошо ест с ложки, снимает пищу губами. Пьет из блюдца или чашки небольшое количество жидкой пищи. | ||||||||
Возраст | Зрительные ориентировочные реакции | Слуховые ориентировочные реакции | Эмоции и социальное поведение | Движение руки и действие с предметами | Движения общие | Подготовительные этапы развития понимания речи | Подготовительные этапы развития активной речи | Навыки и умения в режимных процессах | |||||
7 месяцев | Игрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает ее и др. | Хорошо ползает (много, быстро, в разных направлениях). | На вопрос «Где?» ищет и находит взглядом предмет, неоднократно называемый, постоянно находящийся в определенном месте. | Подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги. |
Возраст | Зрительные ориентировочные реакции | Слуховые ориентировочные реакции | Эмоции и социальное поведение | Движение руки и действие с предметами | Движения общие | Подготовительные этапы развития понимания речи | Подготовительные этапы развития активной речи | Навыки и умения в режимных процессах | ||||||||
8 месяцев | Смотрит на действия другого ребенка и смеется или лепечет. Подражает действиям взрослого с игрушками (толкает, стучит, вынимает и др.) | Игрушками занимается долго и разнообразно, действует ими. Придерживаясь руками за барьер, сам встает, стоит и опускается. Переступает, держась за барьер. | Сам садится и ложится. По слову взрослого выполняет разученные ранее действия (без показа), например «Ладушки», «Дай ручку», и др. | На вопрос «Где?» находит несколько (2-3) предметов на постоянных местах. | Громко и четко повторно произносит различные слоги. | Ест корочку, которую сам держит в руке. Пьет из чашки, которую держит взрослый. | ||||||||||
Возраст | Зрительные ориентировочные реакции | Слуховые ориентировочные реакции | Эмоции и социальное поведение | Движение руки и действие с предметами | Движения общие | Подготовительные этапы развития понимания речи | Подготовительные этапы развития активной речи | Навыки и умения в режимных процессах | ||||||||
9 месяцев | Выполняет плясовые движения под плясовую мелодию. | Догоняет ребенка, ползет ему навстречу. Подражает действиям и движениям другого ребенка. | С предметами действует по-разному, в зависимости от их свойств (катает, вынимает, открывает, гремит, нажимает и др.) | Переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками. | На вопрос «Где?» находит несколько знакомых предметов в разных местах независимо от их постоянного месторасположения. Знает свое имя, оборачивается на зов. | Хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее рукой. Формируется навык опрятности (спокойно относится к процессу высаживания) | ||||||||||
Возраст | Зрительные ориентировочные реакции | Слуховые ориентировочные реакции | Эмоции и социальное поведение | Движение руки и действие с предметами | Движения общие | Подготовительные этапы развития понимания речи | Подготовительные этапы развития активной речи | Навыки и умения в режимных процессах | ||||||||
10 месяцев | Действует рядом с ребенком или одной с ним игрушкой. | Самостоятельно или по просьбе взрослого выполняет разученные с игрушками действия (открывает и закрывает, вынимает и вкладывает и др.). Действия с предметами принимают устойчивый характер. | Входит на невысокую поверхность или горку, держась за перила, и сходит с нее. | По просьбе «дай» находит знакомые предметы. При заигрывании с ним («догоню-догоню», «сорока-ворона», «прятки» и др.) выполняет разученные действия. | Подражая взрослому, повторяет за ним слоги, которых нет в его лепете. | Закрепляются умения, приобретенные в 9 месяцев. |
Возраст | Зрительные ориентировочные реакции | Слуховые ориентировочные реакции | Эмоции и социальное поведение | Движение руки и действие с предметами | Движения общие | Подготовительные этапы развития понимания речи | Подготовительные этапы развития активной речи | Навыки и умения в режимных процессах |
11 месяцев | Радуется приходу детей. Избирательно относится к детям. | Овладевает новыми разученными действиями и начинает выполнять их по слову взрослого (накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень) | Стоит самостоятельно. Делает первые самостоятельные шаги | По словесной инструкции выполняет разученные действия, не подсказанные предметами (водит куклу, кормит собачку и др.) Появляются первые обощения в понимаемой речи (по просьбе взрослого находит, дает любую куклу, которую видит среди игрушек, любой мяч, все машинки, часы и др.) | Произносит первые слова-обозначения, например «ав-ав», «кис-кис», «дай». | Умения и навыки закрепляются. | ||
Возраст | Зрительные ориентировочные реакции | Слуховые ориентировочные реакции | Эмоции и социальное поведение | Движение руки и действие с предметами | Движения общие | Подготовительные этапы развития понимания речи | Подготовительные этапы развития активной речи | Навыки и умения в режимных процессах |
12 месяцев | Различает предметы по форме (отличает кирпичик от кубика по слову) Узнает на фотографии знакомого взрослого. | Протягивает другому ребенку и отдает игрушку, сопровождая смехом и лепетом. Ищет игрушку, спрятанную другим ребенком. | Самостоятельно выполняет разученные действия с игрушками (катает, водит, кормит и др.) Переносит действия, разученные с одним предметом, на другой (кормит, водит, баюкает куклу и др.) | Ходит самостоятельно (без опоры) | Понимает (без показа) названия нескольких предметов, действий, имена взрослых и детей, выполняет отдельные поручения («найди», «принеси», «отдайте», «положи на место» и др.). Понимает слово «нельзя» (прекращает действие). Некоторые слова в речи взрослых принимают обобщенный характер. По слову взрослого выполняет разученные действия с игрушками. | Легко подражает новым слогам. Произносит 6-10 облегченных слов. | Самостоятельно пьет из чашки (берет руками, ставит на стол) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Показатели нервно-психического развития детей раннего возраста
Показатели нервно-психического развития детей раннего возраста (1-3 года)...
Показатели нервно-психического развития детей 2-3 года жизни.
Развитие детей 2-3 года жизни по следующим линиям:понимание;активная речь;сенсорное развитие;игра и действия с предметами;движения;навыки;конструктивная деятельность;изобразительная деятельность....
Показатели нервно-психического развития детей
представлены показатели нервно-психического развития детей от 2 до5 лет....
Папка передвижка " Показатели нервно -психического развития детей второго и третьего года жизни
Папки-передвижки – эффективный способ донесения актуальной информации о воспитании и развитии детей, который активно применяется в детских садах....
Показатели нервно-психического развития детей 3-го года жизни
Папки-передвижки – эффективный способ донесения актуальной информации о воспитании и развитии детей...
Показатели нервно-психического развития детей второго и третьего года жизни (карта)
Эпикризный срок Л и н и и р а з в и т и яПонимание речиАктивная речьСенсорное развитиеИгра и действие с предметамиДвиженияНавыкиКонструктивная деятельность...