Отклонения в речевом развитии детей первого года жизни
консультация по логопедии
Отклонения в речевом развитии детей первого года жизни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkloneniya_v_rechevom_razvitii_detey_pervogo_goda_zhizni.docx | 88.49 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТКЛОНЕНИЯ ОТ НОРМЫ
В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ
учитель-логопед МБДОУ ДС КВ №5
Дерикьянц Анна Павловна
Чтобы узнать, правильно ли развивается годовалый малыш, нужно знать, что в возрасте с рождения до года является нормой, а что патологией, как можно стимулировать его речевое развитие самостоятельно и что делать, если речевое развитие от нормы отклоняется.
В группе риска, в плане нарушения развития речи, находятся:
- недоношенные дети с очень низкой массой тела при рождении,
- дети с нарушениями слуха и зрения,
- дети с гипертонусом мышц,
- дети с недостаточным функционированием черепных нервов, наличием структурных изменений головного мозга.
Распространённой причиной задержки речевого развития является педагогическая запущенность, когда ребёнком просто не занимаются, ему не хватает внимания и общения со взрослыми. При педагогической запущенности родители должны немедленно браться за устранение ошибок воспитания.
Тревожными симптомами станут такие отклонения от нормы:
- у ребёнка нет гуканья и гуления в первый год жизни, он не фиксирует взгляд на движущемся объекте;
- нет «комплекса оживления», реакции на эмоциональную речь;
- запаздывание периода лепета к 6 месяцам, нет интереса к окружающему миру;
- «гуление» и лепет монотонные, очень тихие, неэмоциональные, без интонации;
- язык неправильно расположен в полости рта, заметны спазмы мышц рта, языка;
- к 9–12 месяцам сохраняется примитивный, однообразный лепет;
- ребёнок теряется, отыскивая глазами источник звука;
- у детей с проблемами речевого развития, связанными с поражением центральной нервной системы, появляются трудности с жеванием, глотанием, они не могут пить из чашки, часто поперхиваются едой;
- ребёнку безразлично то, что его не понимают, он говорит на языке, понятном только ему одному;
- к 12 месяцам у детей с патологией речевого развития не появляются не только обычные, но и лепетные слова, предпочитает вместо них выражать свои желания жестами, мимикой и мычанием.
При несоответствии возрастной норме речевых проявлений годовалого ребёнка нужно обратиться к специалистам: детскому неврологу, отоларингологу, дефектологу, логопеду. Организм малыша пластичен, чем раньше начать коррекцию, тем проще преодолеть нарушения развития речи. Отсутствие необходимой коррекционной помощи может привести к интеллектуальному отставанию таких детей от сверстников.
Задержка развития речи делает ребёнка замкнутым, раздражительным, временами агрессивным. Его умственное развитие замедляется, впоследствии затрудняется процесс овладения чтением и письмом. Начинать контроль овладения элементами родного языка нужно ещё в раннем возрасте. Именно в этот период при помощи игры со звуками активно упражняется артикуляционный аппарат и слух ребёнка, готовится почва для правильного усвоения родного языка.
Основные задачи, стоящие перед родителями детей с речевыми патологиями, можно сформулировать так:
- расширение словарного запаса;
- исправление неточностей в произнесённых словах и фразах;
- обучение умению правильного построения высказываний;
- внимательное отношение к детским вопросам.
Приведённые примеры отклонений дают родителям возможность понять насколько хорошо идёт речевое развитие их малыша, и нет ли проблем, требующих срочного вмешательства специалистов.
В настоящее время существует большое количество дидактических игр по сенсорному развитию, по речевому развитию, по развитию психических процессов (памяти, внимания, мышления), позволяющих родителям в игровой форме совершенствовать речевые навыки ребенка.
Используемые источники:
- Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с.
- Смирнова Е.О. Дошкольник в современном мире: книга для родителей / Е.О. Смирнова, Т.В. Лаврентьева. - М., 2006. - 270 с.
- Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. — М.: Гуманитарное изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.
- https://sun9-41.userapi.com/c845216/v845216674/13ee0b/gIybOx5eOrY.jpg
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности речевого развития детей первого года жизни
Развитие ребенка до трех лет происходит невероятно интенсивно. В этот период он проходит путь от младенца, который умеет только есть и спать, до самостоятельно бегающего, любопытного и интересно рассу...
Буклет-памятка для родителей "Нормативы психомоторного развития детей первого года жизни"
Каждая мама после рождения малыша хочет быть уверена, что её кроха развивается правильно, своевременно овладевает различными навыками и соответствует возрастным нормам развития. В данном буклете ...
"Художественное развитие детей первого года жизни"
Художественное развитие детей первого года жизни...
Особенности психомоторного развитие детей первого года жизни с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы
доклад на медико-педагогической конференции...
Показатели нервно-психического развития детей первого года жизни. (составлена Э.Л.Фрухт по материалам Н.М., Щелованова, М.Ю. Кистяковской, С.М.Кривиной, Э.Л.Фрухт)
Первый год жизни[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22473510","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Конспект занятия по речевому развитию детей третьего года жизни «Куклы в гостях у детей»
Конспект занятия по речевому развитию детей третьего года жизни «Куклы в гостях у детей»...