Отклонения в речевом развитии детей первого года жизни
консультация по логопедии

Дерикьянц Анна Павловна

Отклонения в речевом развитии детей первого года жизни

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОТКЛОНЕНИЯ ОТ НОРМЫ

В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

учитель-логопед МБДОУ ДС КВ №5

Дерикьянц Анна Павловна

 Чтобы узнать, правильно ли развивается годовалый малыш, нужно знать, что в возрасте с рождения до года является нормой, а что патологией, как можно стимулировать его речевое развитие самостоятельно и что делать, если речевое развитие от нормы отклоняется. C:\Users\Алексей\Desktop\gIybOx5eOrY.jpg

В группе риска, в плане нарушения развития речи, находятся:

  • недоношенные дети с очень низкой массой тела при рождении,
  • дети с нарушениями слуха и зрения,
  • дети с гипертонусом мышц,
  • дети с недостаточным функционированием черепных нервов, наличием структурных изменений головного мозга.

Распространённой причиной задержки речевого развития является педагогическая запущенность, когда ребёнком просто не занимаются, ему не хватает внимания и общения со взрослыми. При педагогической запущенности родители должны немедленно браться за устранение ошибок воспитания.

Тревожными симптомами станут такие отклонения от нормы:

  • у ребёнка нет гуканья и гуления в первый год жизни, он не фиксирует взгляд на движущемся объекте;
  • нет «комплекса оживления», реакции на эмоциональную речь;
  • запаздывание периода лепета к 6 месяцам, нет интереса к окружающему миру;
  • «гуление» и лепет монотонные, очень тихие, неэмоциональные, без интонации;
  • язык неправильно расположен в полости рта, заметны спазмы мышц рта, языка;
  • к 9–12 месяцам сохраняется примитивный, однообразный лепет;
  • ребёнок теряется, отыскивая глазами источник звука;
  • у детей с проблемами речевого развития, связанными с поражением центральной нервной системы, появляются трудности с жеванием, глотанием, они не могут пить из чашки, часто поперхиваются едой;
  • ребёнку безразлично то, что его не понимают, он говорит на языке, понятном только ему одному;
  • к 12 месяцам у детей с патологией речевого развития не появляются не только обычные, но и лепетные слова, предпочитает вместо них выражать свои желания жестами, мимикой и мычанием.

При несоответствии возрастной норме речевых проявлений годовалого ребёнка нужно обратиться к специалистам: детскому неврологу, отоларингологу, дефектологу, логопеду. Организм малыша пластичен, чем раньше начать коррекцию, тем проще преодолеть нарушения развития речи. Отсутствие необходимой коррекционной помощи может привести к интеллектуальному отставанию таких детей от сверстников.

Задержка развития речи делает ребёнка замкнутым, раздражительным, временами агрессивным. Его умственное развитие замедляется, впоследствии затрудняется процесс овладения чтением и письмом. Начинать контроль овладения элементами родного языка нужно ещё в раннем возрасте. Именно в этот период при помощи игры со звуками активно упражняется артикуляционный аппарат и слух ребёнка, готовится почва для правильного усвоения родного языка.

Основные задачи, стоящие перед родителями детей с речевыми патологиями, можно сформулировать так:

  • расширение словарного запаса;
  • исправление неточностей в произнесённых словах и фразах;
  • обучение умению правильного построения высказываний;
  • внимательное отношение к детским вопросам.

Приведённые примеры отклонений дают родителям возможность понять насколько хорошо идёт речевое развитие их малыша, и нет ли проблем, требующих срочного вмешательства специалистов.

В настоящее время существует большое количество дидактических игр по сенсорному развитию, по речевому развитию, по развитию психических процессов (памяти, внимания, мышления), позволяющих родителям в игровой форме совершенствовать речевые навыки ребенка.

Используемые источники:

  1. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с.
  2. Смирнова Е.О. Дошкольник в современном мире: книга для родителей / Е.О. Смирнова, Т.В. Лаврентьева. - М., 2006. - 270 с.
  3. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. — М.: Гуманитарное изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.
  4. https://sun9-41.userapi.com/c845216/v845216674/13ee0b/gIybOx5eOrY.jpg

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности речевого развития детей первого года жизни

Развитие ребенка до трех лет происходит невероятно интенсивно. В этот период он проходит путь от младенца, который умеет только есть и спать, до самостоятельно бегающего, любопытного и интересно рассу...

Буклет-памятка для родителей "Нормативы психомоторного развития детей первого года жизни"

Каждая мама после рождения малыша хочет быть уверена, что её кроха развивается правильно, своевременно овладевает различными навыками и соответствует возрастным нормам развития. В данном буклете ...

"Художественное развитие детей первого года жизни"

Художественное развитие детей первого года жизни...

Конспект занятия по речевому развитию детей третьего года жизни «Куклы в гостях у детей»

Конспект занятия по речевому развитию детей третьего года жизни «Куклы в гостях у детей»...