Мини-сборник для взрослых (педагоги-родители) «Копилка знаний» (консультации, памятки, практикумы)
учебно-методический материал на тему
В данном сборнике ВЫ найдете ответы на интересующие вас вопросы: "Когда нужна помощь психолога?", " Возрасные и индивидуальные особенности ребёнка", "Формы взаимодействия с родителями и др."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mini-sbornik_dlya_roditeley_kopilka_znaniy.docx | 66.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Мини-сборник для взрослых (педагоги-родители)
Подготовила:
Лаптева Ж. В.
педагог-психолог
«Копилка знаний»
(консультации, памятки, практикумы)
Когда родителям нужна встреча с психологом
Детские страхи - ступеньки детства
«А я совсем и не боюсь. Я не страхулька какая-то»
Многие родители обеспокоены проявлением страхов у детей. Детские страхи свойственны определенному возрасту, уровню психического развития. Для здорового, нормально развивающегося малыша испуг и страх – естественная реакция познания окружающего мира. Но! Обратите внимание! Если Ваш ребенок бесстрашен и даже возрастные страхи ему не свойственны, проверьте, нет ли у него задержки психического развития. В дошкольном возрасте страхи возникают чаще, чем в последующие годы. Для каждого возрастного отрезка свойственны свои страхи. · Новорожденные пугаются резких звуков, приближения больших предметов. · В 7 месяцев ребенок проявляет сильное беспокойство при долгом отсутствии матери. Подобный страх максимально выражается у девочек до 2,5 лет и у мальчиков до 3х лет. · В 8 месяцев появляется страх перед незнакомыми людьми, особенно женщинами, не похожими на мать. Обычно этот страх проходит к середине 2-го года жизни при отсутствии неблагоприятных факторов (помещение в больницу, падение, болезненные процедуры, т.д.). · 2 года – боязнь неожиданного появления незнакомого резкого звука, боли, высоты, одиночества, может возникнуть страх перед животными, движущемся транспортом. Чаще всего малыш этого возраста боится темноты. · В 3 года появляется страх перед наказанием. Страх у детей этого возраста выражен значительно меньше, если отец принимает участие в воспитании, не подавляется чувство «Я» (малыш должен иметь возможность выражать свои эмоции, переживания). · От трех до пяти лет многие дети боятся сказочных персонажей (чаще Бабу Ягу, Кощея, воображаемых «чудовищ»), боли, неожиданных звуков, воды, транспорта , одиночества, темноты и замкнутого пространства. Особенно часто последние страхи встречаются у детей, чьи родители беспокойны и в то же время излишне принципиальны. · В 6 лет иногда появляется страх смерти (своей и родителей), он проявляется не прямо, а в боязни нападений, пожаров, стихии.
|
Адаптация ребенка к детскому саду
Детский сад — новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие — соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать. Чем старше ребенок, тем быстрее он способен адаптироваться.
Существуют определенные причины, которые вызывают слезы у ребенка: v Тревога, связанная со сменой обстановки (ребенок до 3 лет еще нуждается в усиленном внимании. При этом из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство, встречает пусть и доброжелательных, но чужих людей) и режима (ребенку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы, в которую он попал. В детском саду приучают к определенной дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна. К тому же личный режим дня ребенка нарушается, это может провоцировать истерики и нежелание идти в ДОУ). v Отрицательное первое впечатление от посещения детского сада. Оно может иметь решающее значение для дальнейшего пребывания ребенка в дошкольном учреждении. v Психологическая неготовность ребенка к детскому саду. Эта проблема наиболее трудная и может быть связана с индивидуальными особенностями развития. Чаще всего это происходит, когда ребенку не хватает эмоционального общения с мамой. v Отсутствие навыков самообслуживания. Это сильно осложняет пребывание ребенка в детском саду. v Избыток впечатлений. В ДОУ малыш испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он может переутомляться и вследствие этого — нервничать, плакать, капризничать. v Личное неприятие воспитателя или воспитателей. Такое явление не следует рассматривать как обязательное, но оно возможно. Способы уменьшить стресс у ребенка Несложные действия способны уменьшить тревожность и положительно повлиять на адаптацию ребенка к новым жизненным условиям. Так, рекомендуется приучать ребенка к детскому саду постепенно. Родителям стоит заранее подготовить себя и малыша к первому дню посещения дошкольного учреждения. Необходимо заранее создавать дома для ребенка режим дня (сон, игры и прием пищи), соответствующий режиму ДОУ. В первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше двух часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По прошествии 2-3 недель (данный период индивидуален для каждого ребенка), учитывая желание малыша, можно оставить его на целый день в ДОУ. Каждый раз после прихода из детского сада необходимо спрашивать ребенка о том, как прошел день, какие он получил впечатления. Обязательно нужно акцентировать внимание сына или дочери на положительных моментах, так как родители такими короткими замечаниями способны сформировать у них позитивное отношение к дошкольному учреждению. Если малыш плачет, стоит взять его на руки, успокоить — вероятно, ему не хватает прикосновений матери, которых совсем недавно было намного больше. Желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмет с собой в детский сад, вместе решить, какую одежду он наденет утром. В выходные стоит придерживаться режима дня, принятого в ДОУ, повторять все виды деятельности, которым малыш уже обучился. Желательно дать ребенку пару дней отдыха, если он категорически отказывается идти в детский сад. Все это время надо рассказывать о садике, о том, как много интересного его ждет там. Пусть эти разговоры будут эмоционально окрашены, они помогут успокоить малыша.
Типичные ошибки родителей Родители, отдавая сына или дочь в дошкольное учреждение, часто сталкиваются с трудностями. Рассмотрим типичные ошибки и способы их предотвращения.
В первую очередь, это неготовность родителей к негативной реакции ребенка на дошкольное учреждение.Родители бывают напуганы плаксивостью ребенка, растерянны, ведь дома он охотно соглашался идти в детский сад. Надо помнить, что для малыша — это первый опыт, он не мог заранее представить себе полную картину, что плаксивость — нормальное состояние дошкольника в период адаптации к детскому саду. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой. Частой ошибкой родителей является обвинение и наказание ребенка за слезы. Это не выход из ситуации. От старших требуются только терпение и помощь. Все, что нужно малышу, — это адаптироваться к новым условиям. Воспитатели детского сада должны быть готовы помочь родителям в этот непростой для семьи период. В первое время, когда ребенок только начинает ходить в детский сад, не стоит также планировать важных дел, лучше отложить выход на работу. Родители должны знать, что сын или дочь могут привыкать к садику 2—3 месяца. Еще одна ошибка родителей — пребывание в состоянии обеспокоенности, тревожности. Они заботятся об общественном мнении, испытывают внутренний дискомфорт, волнуются, что недостаточно хороши в роли "мамы" и "папы". Прежде всего им нужно успокоиться. Дети моментально чувствуют, когда родители волнуются, это состояние передается им. Родителям очень важно понимать, что ребенок: проходит адаптацию к новым условиям жизни. Стоит избегать разговоров о слезах малыша" с другими членами семьи в его присутствии. Кажется, что сын или дочь еще очень маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это еще больше усиливает детскую тревогу. Пониженное внимание к ребенку также является типичной ошибкой родителей. Довольные работой ДОУ, некоторые мамы облегченно вздыхают и уже не так много внимания, как раньше, уделяют малышу.Рекомендуется, наоборот, как можно больше времени проводить с ребенком в этот период его жизни. Этим мама показывает, что нечего бояться, потому что она все так же рядом. Когда малыш начинает весело говорить о садике, читать стихи, пересказывать события, случившиеся за день, — это верный знак того, что он освоился. Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному. Но привыкание к дошкольному учреждению — это также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребенка, помогать ему преодолевать трудности. Консультация для родителей и воспитателей Готовим ребенка к школе
Заповеди родителей
| ||
Консультации для воспитателей
«Новый взгляд на родительские собрания»
Общение родителей и педагогов в детском саду всегда проходило в таких формах, как педагогические беседы, тематические консультации, групповые и общие собрания. Они актуальны и сегодня, но их содержание и стиль проведения, на наш взгляд, нуждаются в обновлении.
К сожалению, истинный смысл собрания - встретиться, чтобы вместе поговорить о проблемах и найти способы их решения, узнать о достижениях друг друга — нередко искажается. Собрание превращается в монолог сведущего в воспитании детей специалиста. Слушатель воспринимает такой монолог как нотацию.
Диалог - вот шаг к взаимопониманию, ступень для обретения доверия, среда для обмена духовными ценностями, эмоциями, опытом, знаниями. Только диалоговая форма проведения родительского собрания стимулирует партнёрскую деятельность взрослых, направленную на обновление системы воспитания.
Диалог порождает новый стиль собраний — собраний — встреч.
Такие собрания целесообразно проводить, как годовой круг родительских встреч, каждая из которых направлена на решение определённых задач на каждом этапе воспитательно — образовательного процесса.
Основные задачи встреч:
- установление контакта между педагогами и родителями
- определение границ взаимодействия, дистанции в диалоге, его составляющих
- определение общих для детского сада и семьи проблем воспитания детей, высказывание предположений об их появлении
- понимание ценности взаимодействия «педагог — родитель»
- установление обратной связи, совершенствование содержания, форм, результатов совместной педагогической деятельности
Название «годовой круг встреч» мы выбрали не случайно. Ребёнок развивается по спирали, каждый виток которой несёт ему новые знания из мира природы, предметов, обретение новых навыков, познание новых ощущений. Восхождение по спирали всегда сопряжено с трудностями, преодолеть которые помогут взрослые - педагоги и родители.
Ориентируясь на достижения современной психологии, в частности, на исследования Р.В. Овчаровой, мы используем на родительских собраниях следующие методы взаимодействия:
- групповая дискуссия
- видеокоррекция
- игра
- совместные действия с дальнейшим самоанализом
- конструктивный спор
- рациональный подход к решению проблем на основе сотрудничества
- вербальная дискуссияи другие...
Каждая встреча завершается рефлексивным кругом «Что дала мне эта встреча», где каждый участник делится своими соображениями о дальнейшем взаимодействии родителей и педагогов.
ФОРМЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ:
Презентация дошкольного учреждения.
Цель: познакомить родителей с дошкольным учреждение, его уставом, программой развития и коллективом педагогов; показать все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка (фрагментарно).
В результате такой формы работы родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах, оказываемых специалистами: логопедом, психологом, инструктором по физической культуре.
Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей.
Цель: познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ.
Воспитатель при проведении занятия может включить в него элемент беседы с родителями.
Педагогический совет с участием родителей.
Цель: привлечь родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета их индивидуальных потребностей.
Проводится интервью с родителями, что помогает педагогам установить соответствующую атмосферу в общении с родителями, наладить обратную связь в сфере влияния дошкольного учреждения на ребенка и семью. Рассматриваются педагогические ситуации,обсуждение которых активизирует родителей и делает общение с педагогами и специалистами полезным для обеих сторон. Проводится игра «Телефон доверия», где родители в игровой форме могут задать любые интересующие их вопросы как вслух, так и в письменном виде.
Педагогические беседы и тематические консультации.
Цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.
Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, где дается квалифицированный совет по той или иной проблеме.
«Круглый стол» с родителями.
Цель: в нетрадиционной обстановке с участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания.
На заседании «круглого стола» для родителей показывается сущность обучения дошкольников, его специфика, которая заключается в использовании игровых приемов. Для родителей проводятся: сообщения специалистов той или иной проблеме, анализ педагогических ситуаций, выставка литературы. Участники могут свободно общаться друг с другом.
СОБРАНИЕ — ВСТРЕЧА
С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
« НЕ ПОПИТЬ ЛИ НАМ ЧАЙКУ?»
Цель: расширение контакта между педагогами и родителями, обмен опытом семейного воспитания, оценка детских достижений, моделирование перспектив взаимодействия.
Материал: ручки и бумага для заметок, маркеры, видеоаппаратура, карточки с вопросами для игры, песочные часы, цветная бумага, клей, ножницы.
ПЛАН СОБРАНИЯ — ВСТРЕЧИ
Народная мудрость « Что посеешь, то и пожнешь», не смотря на свою простоту, имеет под собой научные доказательства: образцы поведения, вынесенные из семьи- влияют на всю дальнейшею жизнь человека.
Качество жизни в системе отношений «ребенок-семья», несомненно, зависит от готовности и способности взрослых целенаправленно и грамотно организовать процесс взаимного существования, то есть от их психологической и педагогической компетентности.
Похвастаться высоким уровнем такой компетентности может далеко не каждая семья, поэтому остро встает проблема помощи родителям в воспитании детей.
Эффективность такой работы обеспечивается налаживанием взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
Мы и предлагаем Вам одну из современных инновационных форм организации взаимодействия с родителями СОБРАНИЕ — ВСТРЕЧУ.
Вступительное слово
Проблема «образование и семья» признана одной из самых сложных, модных и интересных в современной дошкольной педагогике.
Осмелимся сказать, что если 1980-е годы были годами психологии, а 90-е - технологии, то начало 21 века - эра встречи педагогов с родителями.
Самое сложное - это осознание того, что мы «едем» не к детям, а ко взрослым, сформиро- ванным, самостоятельным людям, у которых не только своя территория, но и своя правда.
А как высказать своё дружелюбие, искреннее желание помочь людям, отличающимся от нас? Что делать?
улыбнуться;
кланяться;
учтиво приседать;
дарить подарки;
или просто... угостить чаем?
Ведь и напиток этот, и складывающаяся веками культура его потребления разными народами - это универсальная энциклопедия толерантности (уважения), ароматная и бодрящая квинтэссенция дружелюбия. Давайте попьём чайку вместе - может быть, и проблем сразу станет меньше? И поговорим, поговорим, поговорим...
Разминка: разговор с партнёром
Знакомимся со всеми в группе.
Цель: познакомить участников встречи с друг с другом, создать атмосферу эмоциональной комфортности.
Игра «Родительско-педагогический хоккей»
Цель: в игровом пространстве обозначить значение семейного и общественного воспитания , ведущие направления воспитания дошкольника.
Творческая акция «Я - взрослый, ты - ребенок» (домашнее задание).
Цель: укрепление семейных связей через совместное творчество.
Психологическое упражнение «Моя Галактика»
Цель: помочь родителям и педагогам разобраться в личностных особенностях, осознать своё эмоциональное восприятие окружающих людей. Наладить с ними адекватные отношения
Рефлексивный круг «Что дала мне эта встреча?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"КОПИЛКА" ЗНАНИЙ
Сегодняшние правила трудно учить! В нашей копилочки они сформулированы понятно и лаконично....
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Тема: «Копилка знаний. Я исследователь»
Вид проекта: групповой (средняя группа)ТИП ПРОЕКТА: познавательно-исследовательский.Срок реализации: долгосрочный (с января по апрель).Участники: дети средней группы, воспитатели, родители...
Мини-сборник для взрослых (педагоги-родители) «Копилка знаний» (консультации, памятки, практикумы)
К сожалению, даже продвинутые в плане педагогических знаний родители часто ориентируются прежде всего на достижения детей в интеллектуальном развитии и не замечают многих нюансов в настроении ребён...
Программа факультатива 2 класса «Родной язык – копилка знаний»
Рабочая программа составлена на основе программы «Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 1-4 класс», В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, М.В.Бойкина, М.Н.Дементьева, Н.А.Стефа...
Родительское собрание - круглый стол «Копилка знаний» на тему: «Формирование лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников»
Родительское собрание - круглый стол «Копилка знаний» на тему: «Формирование лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников»...
Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы «Копилка знаний - уроки тетушки Совы»
Одна из важнейших задач современного образования –становление функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку раннее формирование способнос...
Организованная образовательная деятельность детей и взрослых (педагоги, родители) «Удачная покупка»
Форма проведения: станционная игра.Участники: дети дошкольного возраста, педагоги, родители.Цель: закрепление знаний по финансовой грамотности дошкольников через игровую деятельность.Задачи:закрепить ...
- Мне нравится (1)