ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Тема: «Копилка знаний. Я исследователь»
проект (средняя группа) на тему
Вид проекта: групповой (средняя группа)
ТИП ПРОЕКТА: познавательно-исследовательский.
Срок реализации: долгосрочный (с января по апрель).
Участники: дети средней группы, воспитатели, родители.
ЦЕЛЬ: Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
-создание условий для исследовательской активности и формирования у детей познавательного интереса;
- углубление представления о живой и неживой природе, формирование у детей дошкольного возраста способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- поддержание у детей инициативы, самостоятельности, сообразительности, пытливости, общительности.
Актуальность: На протяжении дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, в развитии личности ребенка, огромное значение имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия и сотрудничества.
Занимательные опыты, эксперименты, исследования вызывают у детей интерес к объектам и действиям живой и неживой природы, побуждают их к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, а также стимулируют активность детей в процессе познания окружающего мира.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_opytam.docx | 285.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение “Оршинский детский сад”.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Тема: «Копилка знаний. Я исследователь»
Воспитатель:
Двинова Марина Евгеньевна
2016г.
Вид проекта: групповой (средняя группа)
ТИП ПРОЕКТА: познавательно-исследовательский.
Срок реализации: долгосрочный (с января по апрель).
Участники: дети средней группы, воспитатели, родители.
ЦЕЛЬ: Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
-создание условий для исследовательской активности и формирования у детей познавательного интереса;
- углубление представления о живой и неживой природе, формирование у детей дошкольного возраста способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- поддержание у детей инициативы, самостоятельности, сообразительности, пытливости, общительности.
Актуальность: На протяжении дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, в развитии личности ребенка, огромное значение имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия и сотрудничества.
Занимательные опыты, эксперименты, исследования вызывают у детей интерес к объектам и действиям живой и неживой природы, побуждают их к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, а также стимулируют активность детей в процессе познания окружающего мира.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап.
Формулировка цели и определение задач.
Организация развивающей предметно – пространственной среды.
Составление плана основного этапа проекта.
Создание картотеки опытов и экспериментов.
Планирование и организация деятельности детей. Обдумывание шагов по достижению цели, форм, методов и приемов работы.
Основной этап.
Организация и проведение опытно – экспериментальной деятельности с детьми (в НОД, на прогулке, в самостоятельной деятельности).
Привлечение родителей к участию в совместной опытно – экспериментальной деятельности.
Заключительный этап.
Обмен опытом на сайтах.
Самостоятельная опытно – экспериментальная деятельность детей.
План реализации проекта
Организация развивающей предметно – пространственной
среды для реализации проекта.
Тема: «Опыты ставим и наблюдаем, делаем выводы и обобщаем»
Центры развития | Материал, подготовленный педагогом | Материал, подготовленный родителями |
Центр книги | Энциклопедии «Что, где, почему?», «Книга опытов для маленьких». | Энциклопедии и книги по теме проекта |
Центр экспериментирования | Образцы разных материалов: пластик, резина, стекло, металл. Разные виды бумаги: тонкая, плотная, одноцветная, цветная, туалетная, обёрточная, копировальная. Различные крупы, перья, опилки, трубочки, веера. | Галька, ракушки, морские камушки, сыпучие материалы. Образцы бумаги и ткани разных видов, нитки, фантики, значки, вентиляторы. |
Центр сюжетных игр | Внести атрибуты для игры «Лаборатория»: лупы, мерные стаканы (мензурки), пипетки, сито, шприцы, весы. | Непромокаемые передники, медицинские шапочки, одноразовые перчатки. |
Центр настольно-печатных игр | Внести дидактические игры: «Что из чего сделано?», «Найди пару». |
Тематическое планирование деятельности детей.
Деятельность | Название | Программные задачи | |
Коммуникативная деятельность +продуктивная деятельность | «Ёлочка» | Закрепить навык рисования дерева (ель), учить детей получать из двух основных цветов (синего и жёлтого)- дополнительный (зелёный) путём смешивания краски; развивать воображение, творчество. | |
Опытно – экспериментальная деятельность (совместная деятельность воспитателя с детьми) | «Волшебное стёклышко» «Замораживание и размораживание цветных льдинок» «Испытание магнита» «Тень от предметов» | Познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскоп, лупа, бинокль. Объяснить, для чего они нужны человеку. Закрепление и обогащение знаний детей о свойствах льда. Познакомить детей с особенностями магнита, помочь выявить материалы, которые могут стать магнетическими и со способностью магнита притягивать другие предметы. Познакомить с образованием тени от предметов. | |
Самостоятельная деятельность | «Посадка лука» «Волшебные мыльные пузыри». | Уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений Познакомить детей со способами изготовления мыльных пузырей, со свойствами жидкого мыла: может растягиваться, образуя пленку. | |
На прогулке | «Волшебное сито» «Здравствуй, солнечный зайчик» «Волшебные мыльные пузыри». | Познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита, развить самостоятельность. Дать представление о том, что «солнечный зайчик»- это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности.
Познакомить детей со способами изготовления мыльных пузырей, со свойствами жидкого мыла: может растягиваться, образуя пленку. | |
НОД по познавательному развитию | «В мире стекла». | Познакомить детей со свойствами стекла, развивать любознательность, наблюдательность, внимательность; воспитывать бережное отношение к вещам. | |
НОД по познавательному развитию | «Волшебница – вода» | Уточнить и дополнить знания детей о свойствах воды, вызвать потребность проверки информации путём опытно – экспериментальной деятельности. | |
Консультации для родителей: | «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» «Опыты в домашних условиях» | Повышение компетентности родителей по опытно – экспериментальной деятельности детей. | |
Проведение родителями опытов с детьми в свободной деятельности | «Волшебный магнит» «Вред газированной воды» | ||
Игры для детей |
Дидактические игры:
«Отгадай загадку»
«Что сначала, что потом»
«Найди пару»
«Узнай предмет»
«Подбери больше слов»
«Узнай на ощупь»
«Узнай звук»
Сюжетно – ролевые игры:
«Лаборатория»:- Нам приборы помогают, жизнь они нам облегчают.
Продуктивные виды деятельности
1. Рисование на тему: «Ёлочка»
2. Лепка из солёного теста: «Тарелка»
Коммуникативная деятельность
Развитие речи: ситуативный разговор «Мои любимые игрушки. Из чего они сделаны?», «Что из чего сделано?», «Узнай всё о себе, воздушный шарик», «Что мы знаем о стекле и пластмассе».
Чтение художественной литературы:
«Пузырь, соломинка и лапоть» (русская народная сказка), В Сутеев «Кораблик» (бумага), «Как рубашка в поле выросла» К. Ушинский (ткань), «Мой весёлый звонкий мяч», «Наша Таня..» А. Барто (резина).
Двигательная деятельность
Подвижные игры: «Найди себе пару», «Пробеги тихо», «Найди, где спрятано», «Самолёты», «Найди и промолчи».
Познавательно – исследовательская деятельность
Эксперименты и опыты: «Волшебное стёклышко», «Замораживание и размораживание цветных льдинок», «Посадка лука», «Волшебное сито», «Здравствуй, солнечный зайчик», «Тень от предметов», «Волшебные мыльные пузыри».
Просмотр мультфильмов «Уроки тётушки Совы: предметы вокруг нас»
Предполагаемый результат:
- Для детей:
- дети научатся самостоятельно выделять и ставить проблему, которую необходимо решить;
- предлагать возможные варианты решения;
- делать выводы, подводить итог;
- исследовать предметы и явления окружающего мира, применяя методы поисковой деятельности.
- Для родителей:
- Родители будут принимать участие в совместной опытно – экспериментальной деятельности.
- Заинтересованность родителей в проведении опытов с детьми дома.
Литература:
1. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.
2. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.
3. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.
4. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004
6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
7. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998
Результативность проекта:
Анализ проведенной работы показал, что систематическая и планомерная работа по данной проблеме, а также использование дидактических игр эффективно помогает развивать познавательную активность, исследовать предметы и явления окружающего мира, применяя методы поисковой деятельности.
Результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на:
- повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, делать определенные умозаключения и выводы);
- повышение уровня развития познавательных процессов; речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы);
- личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими);
- знания детей о неживой природе;
- повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности дошкольников в процессе экспериментирования дома.
Приложение 1
"Перспективное планирование по опытно – экспериментальной деятельности для детей средней группы".
Сентябрь.
1. «Свойства песка». Задачи: расширять знания детей о свойствах песка. (Сухой песок можно просеять, а из мокрого - делать куличи, песок пропускает воду).
2. «Звук и слух». Задачи: закреплять представление детей об органах чувств, их назначении.
3. «Игры с веерами и султанчиками». Задачи: познакомить детей с одним из свойств воздуха - движением; движение воздуха – это ветер.
4. «Зачем нужны весы? ». Задачи: познакомить детей, что предметы имеют вес, который зависит от материала, из которого сделан предмет и от размера этого предмета.
Октябрь.
1. «Волшебное стёклышко». Задачи: Познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскоп, лупа, бинокль. Объяснить, для чего они нужны человеку.
2. «Волшебная бумага и ее свойства». Задачи: познакомить детей со свойствами бумаги, какие волшебные самолетики, бумажные гармошки, лягушки-попрыгушки и др. поделки, которые можно сделать из бумаги.
3. «Как обнаружить воздух в помещении? » Задачи: продолжать знакомить со свойствами воздуха.
4. «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем». Задачи: закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки; нос – определять запах; пальцы – определять форму, структуру поверхности; язык – определять на вкус).
Ноябрь.
1. «Резина и ее свойства». Задачи: познакомить со свойствами резины (можно сжимать, разжимать, растягивать) .
2. «Дерево и его свойства». Задачи: познакомить детей со свойствами дерева.
3. «Отличие резины от дерева, бумаги». Задачи: учить находить отличия предметов, изготовленных из дерева, бумаги и резины.
4. «Угадай, из чего сделан предмет». Задачи: закреплять полученные знания о свойствах бумаги, дерева, резины.
Декабрь.
1. «Лед и вода». Задачи: познакомить с двумя агрегатным состояниями воды – жидким и твердым. Выявить свойства и качество воды: превращаться в лед.
2. «Снег и его свойства». Задачи: расширять знания детей о свойствах снега, каким он может быть: липким, пушистым, колючим.
3. «Иней на деревьях». Задачи: познакомить детей с инеем, который появляется на деревьях во время мороза, и что происходит с ним в тепле.
4. «Замораживание и размораживание цветных льдинок». Задачи: закрепление и обогащение знаний детей о свойствах льда.
Январь.
1.«Веселые каникулы» - конкурсы, КВН, соревнования. Закрепить знания, полученные ранее.
2. «Стекло и его свойства». Задачи: познакомить со свойством стекла: прозрачность, хрупкость.
2. «Вещество. Ткань». Задачи: познакомить детей со свойствами ткани, видами ее и структурой.
3. «Магазин игрушек». Задачи: закрепить, полученные знания о веществах.
Февраль.
1. «Тень от предметов». Задачи: познакомить с образованием тени от предметов.
2. «Зеркало. Отражение в зеркале». Задачи: познакомить с понятием отражение. Описать свою внешность, используя зеркало.
3. «Вещество. Металлы». Задачи: познакомить со свойствами металла и как они притягиваются магнитом.
4. «Посадка лука». Задачи: уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений
Март.
1. «Посадим горох». Задачи: развивать навыки посадки крупных семян.
2. «Вода и ее свойства». Задачи: закреплять с детьми свойства воды (прозрачность, льется, без запаха); выявить, что вода имеет вес, принимает форму сосуда, в которой она налита.
3. «Как влияет весеннее тепло на растения? ». Задачи: наблюдение за образованием почек и распусканием листьев на ветках весной. Установить взаимосвязь сезона и развитие растения.
4. «Воздушные шарики». Задачи: закреплять знания детей о воздухе.
Апрель.
1.«Почему цветы весной расцветают? » Задачи: помочь установить зависимость растений от температуры и поступаемой влаги.
2. «Волшебные мыльные пузыри». Задачи: познакомить детей со способами изготовления мыльных пузырей, со свойствами жидкого мыла: может растягиваться, образуя пленку.
3. «Здравствуй, солнечный зайчик». Задачи: дать представление о том, что «солнечный зайчик»- это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности.
4. «Что выделяют растения? ». Задачи: познакомить детей с тем, что растения выделяют кислород.
Май.
1. «Термометр для улицы». Задачи: познакомить детей с уличным термометром.
2. «Металл и пластмасса». Задачи: учить сравнивать предметы из металла и пластмассы и показать, какие из них плавают и почему.
3. «Испытание магнита». Задачи: познакомить детей с особенностями магнита, помочь выявить материалы, которые могут стать магнетическими и со способностью магнита притягивать другие предметы.
Приложение 2
Беседа: "Узнай всё о себе воздушный шарик".
Цель: Формировать у детей представление о свойствах резины в процессе исследовательской деятельности.
Задачи:
1. Учить устанавливать связь между материалом, из которого сделан предмет и способом его использования.
2. Закреплять знания о предметах, сделанных из резины.
Ход беседы:
В гости к детям прилетел воздушный шарик.
Шарик: - Здравствуйте дети я воздушный шарик. Прилетел я сегодня к вам в гости, потому что ничего о себе не знаю. Помогите, мне, ребята. Расскажите, почему меня называют воздушным шариком?
Воспитатель: Ребята, поможем шарику? А чем мы можем ему помочь? (ответы детей)
Шарик: - Кто нибудь знает, почему меня называют воздушным? (ответы детей: тебя называют воздушным, потому что ты летаешь по воздуху, потому что тебя надувают воздухом.)
-А из чего меня сделали?- Тебя сделали из резины.
- Какие свойства резины вы знаете? Дети затрудняются ответить.
Воспитатель: Ребята для того чтобы шарику рассказать о свойствах резины нам нужно провести некоторые опыты, так что мы сегодня открываем нашу мини лабораторию, занимаем все свои места и к делу.
Опыт №1
Определить шарик на ощупь, погладить шарик, помять в кулачке.
Вывод: резина мягкая и гладкая.
Опыт №2
Теперь давайте попробуем шарик растянуть.
Вывод шарик тянется, значит, резина эластичная.
Опыт№3
В воду по очереди опускают бумагу, материал, резину.
Вывод: бумага намокает, рвётся; материал намокает, не рвётся даже если сильно потянуть; резина намокает, но если вытереть салфеткой становится сухой, резина не впитывает воду.
Опыт№4 с резиновой перчаткой: дети надевают перчатку на руку и опускают в воду.
Вывод: перчатка намокает, а рука остаётся сухой, потому что резина не пропускает воду.
Рефлексия: - Ребята к нам сегодня прилетел шарик, о чём он хотел узнать? Что мы делали, что бы узнать свойства резины? О каких свойствах резины вы узнали и рассказали шарику? Как можно играть с шариком?
Шарик предлагает детям поиграть с ним.
Правила игры: дети встают в круг и передают шарик из рук в руки под музыку. Когда музыка останавливается, ребёнок с шариком в руках называет предмет, сделанный из резины.
Приложение 3
«Опыты со светом».
Задачи:
Дать понятие о возникновении света и тени.
Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
Способствовать овладению приёмами практического взаимодействия с окружающими предметами.
Активизация словаря: проникает, яркий, тусклый, тень, отражается.
Оборудование: фонарики, настольная лампа, свеча, экран, цветные стёкла, картон, тряпочки, дощечки, пластмассовые тарелочки, чашка, ложка, чайник, вилка, молоток, кукла.
Ход опыта.
Воспитатель: Ребята! Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие на поиски сюрприза. Давайте присядем на дорожку. Перед нашим путешествием я хочу прочитать вам небольшой отрывок из сказки К.И. Чуковского «Краденое солнце». (Воспитатель читает отрывок).
Ребята, а почему в сказке наступила темнота? (ответы детей)
Воспитатель: - Что даёт нам солнце? (свет, тепло)
- А от чего ещё бывает светло? (по ходу ответов детей выставляются иллюстрации солнца, звёзд, месяца, свечи, электрической лампочки, фонарика)
Путешествие наше будет интересным. Может нам придётся идти при свете, а может и в темноте. А сможем ли мы с вами идти в темноте? (нет) Значит, что нужно взять с собой в путешествие? (фонарики)
Прежде, чем я раздам вам фонарики, ответьте, как ими пользоваться, чтобы они не принесли нам вред? (ответы детей)
- А теперь возьмите в руки фонарики, проверьте, как они работают.
В путь мои друзья! (идём под весёлую музыку, вдруг гаснет свет)
- Ой! Наступила темнота, но нам не страшно. Отважные путешественники, включайте свои фонарики.
- Что нам дают фонарики? Как светят фонарики в темноте? (ярко)
- Если фонарики направим вверх, что произойдёт? (наверху будет свет)
- На что похож свет от фонариков?
- А если направим фонарики вниз. Где будет светло?
- Давайте приблизим фонарики к полу, что произойдёт? (свет уменьшится)
- А если фонарики удалить от пола, что произойдёт? (свет становится больше)
- Свет рассеивается. Давайте повторим слово - рассеивается.
- Продолжаем наше путешествие (идём в темноте с фонариками, и загорается свет)
- Ребята, а как теперь светят фонарики? (тускло)
- Когда светло фонарики можно выключить.
- Ребята, посмотрите, что я нашла (подходит к столу с разными предметами).
- Давайте посмотрим, что это за предметы (тряпочки, цветные стёкла, дощечки, картон, пластмассовые тарелочки).
-Ребята, а теперь мы поиграем с этими предметами (гаснет свет)
- Ребята, как вы думаете, если мы закроем фонарики дощечкой, свет будет проникать сквозь дощечку? (ответы детей)
- Давайте попробуем, что получится (свет не проникает) - А почему?
Аналогичная работа проводится с цветными стёклами, картоном, тряпочками, ладошками.
- Через какие предметы свет проходит?
- А через какие предметы свет не проходит?
Продолжим наш путь ( на пути настольная лампа и свеча)
- Ребята, а это что за предметы? Для чего они нужны? (ответы детей)
- Дети, как вы думаете, от чего света будет больше: от лампы, свечи или моего фонарика? (ответы детей)
- Давайте проверим. А, что для этого нужно сделать? (включить свет)
- Чтобы лампа давала свет, что нужно сделать? (включить в розетку)
- А фонарик тоже включаем в розетку? (нет, у него есть батарейки)
- А как включить свечу? (её надо зажечь)
Лампа стоит на столе, фонарик в руках ребёнка, свеча у воспитателя. Ребята сравнивают яркость света.
- Что же светит ярче?
- Продолжаем наше путешествие - А я ещё умею показывать тени ладошками. Хотите посмотреть? (воспитатель показывает тени птиц, зайчика, собачки и т.д.)
- А вы хотите поиграть с тенью? (дети показывают тени)
- Ребята, я дарю вам эти звёздочки как символ света. Они будут вам напоминать о нашем увлекательном путешествии, об игре со светом и тенью.
Опыт: «Волшебное сито»
Задачи: познакомить детей со способом отделения мелкой крупы от крупной с помощью сита, развить самостоятельность.
Материалы: различные сита, миска, манка и пшено.
Воспитатель:
Кто-то там бредет тихонько?
Ой, да это кот
Что у бабушки живет,
Ох, и грустный он идет.
Котик плачет, спотыкается
Тихо к нам приближается.
- Котик, что у тебя случилось?
Котик:
Ох, ребятушки, беда –
Прыгал я сейчас по полкам
Уронил манку и пшёнку.
Что мне делать? Как мне быть?
Воспитатель: «Этой мы сейчас исправим. У нас есть один волшебный предмет, который нам поможет. Догадайтесь, что это? »
Купили новенькое,
Такое кругленькое,
Качают в руках,
А оно всё в дырках.
Дети: «Сито».
Котик: «Да я такую, маленькую, кругленькую у бабушки видел! А у вас это сито есть? »
Дети: «В нашей лаборатории сито есть».
Дети достают сито и с помощью воспитателя показывают коту, как можно отсеять манку от пшена.
Воспитатель высыпает манку, перемешанную с пшеном в сито и дети тихонько просеивают манку в миску.
Воспитатель: «Что остается в сите? Что из сита сыплется в миску? »
Ответы детей.
Котик рассматривает очищенную муку и радуется, благодарит за помощь.
Котик: «Ой, а почему пшено осталось в сите, а манка в миске? » Ответы детей.
Котик: «Все я понял, молодцы! Пойду ка я быстрей домой к бабушке. Приходите к нам в гости есть вкусную кашу».
Опыт «Какие предметы могут плавать?»
Задача: дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести.
Материалы: большой таз с водой, пластмассовые, деревянные, резиновые предметы, шишки, дощечки, большие и маленькие камешки, гайки, шурупы.
Описание. Перед детьми разложены все предметы. Почемучка просит детей помочь ему узнать: все ли эти предметы могут плавать! Попробуйте отгадать, какие из них не утонут. Давайте проверим. Дети самостоятельно опускают предметы в воду и наблюдают. Что плавает? Все ли предметы одинаково держатся на воде? Одинакового ли они размера? Почему они плавают? Почемучка помогает детям сравнить плавучесть шариков, изготовленных из разных материалов, маленьких и больших камешков.
Почему одни предметы плавают, а другие тонут? Вода давит на предмет, толкая его снизу вверх (пытается удержать). Если предмет легкий, вода держит его на поверхности, и предмет не тонет. Если предмет тяжелый, он давит на воду, и она его удержать не может - предмет тонет. (На фланелеграфе отмечается, что плавает, что тонет.)
Опыт: «Делаем мыльные пузыри».
Задача: познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует пленочку.
Материалы: жидкое мыло, кусочки мыла, петля с ручкой из проволоки, стаканчики, вода, ложки, подносы.
Описание. Медвежонок Миша приносит картинку «Девочка играет с мыльными пузырями». Дети рассматривают картинку. Что делает девочка? Как получаются мыльные пузыри? Можем ли мы их изготовить? Что для этого нужно? Дети пробуют изготовить мыльные пузыри из куска мыла и воды путем смешивания. Наблюдают, что происходит: опускают петлю в жидкость, вынимают ее, дуют в петлю.
Берут другой стакан, смешивают жидкое мыло с водой (1 ложка воды и 3 ложки жидкого мыла). Опускают петлю в смесь. Что видим, когда вынимаем петлю? Потихоньку дуем в петлю. Что происходит? Как получился мыльный пузырь? Почему мыльный пузырь получился только из жидкого мыла? Жидкое мыло может растягиваться в очень тонкую пленку. Она остается в петле. Мы выдуваем воздух, пленка его обволакивает, и получается пузырь.
• Игра «Какой формы пузыри, какой летит дальше, выше?»
Дети пускают пузыри и рассказывают, на что похож получившийся пузырь, какой он формы, какие цвета можно увидеть на его поверхности.
Опыт: «Здравствуй солнечный зайчик!»
Цель: познакомить детей с понятиями «солнечный луч» и «солнечный зайчик».
Задачи:
Образовательные: расширить знания детей о явлениях неживой природы,
Развивающие: речь, внимание, память, логическое мышление.
Воспитательные: воспитывать любовь к природе, интерес ко всему новому.
Материал и оборудование: зеркальца для каждого ребёнка и зеркало для воспитателя.
Ход опыта:
Воспитатель: Ребята, вы хотите «поймать» солнечных зайчиков?
Дети:- да! Хотим!
Возможно, кто-то из них уже пробовал это сделать, пусть поделится опытом.
Воспитатель раздаёт всем детям небольшие зеркальца и первой пробует поймать солнечного зайчика. Дети делают то же самое.
Воспитатель: - ребята, сейчас я вам расскажу, что такое солнечный зайчик. Солнечный луч отражается от зеркала и «превращается» в солнечного зайчика. Солнечный зайчик – это пятно солнечного света. Дети подумайте и скажите: почему мы говорим «зайчик»?
Ответы и рассуждения детей.
Воспитатель побуждает неактивных детей к обсуждению, задавая наводящие вопросы.
Воспитатель: - он очень непоседлив, и всё время куда-то спешит, как настоящий зайчик.
Ребята, мы с вами познакомились с «комнатными» солнечными зайчиками. Сейчас мы пойдём на улицу и познакомимся там с «уличными» солнечными зайчиками.
Продолжение опыта на прогулке.
Воспитатель: - дети, давайте вспомним, что такое солнечный зайчик?
Дети:- это солнечный лучик!
Воспитатель: - а что такое – солнечные лучи? И откуда они к нам приходят?
Дети: - это дети Солнца! Они приходят к нам с неба!
Воспитатель:
- Солнце нас греет, солнечные лучи тоже нас греют. Давайте посмотрим, будут ли нас греть солнечные зайчики. Попробуйте направить солнечных зайчиков себе на ладошки (воспитатель при необходимости помогает). Что вы чувствуете?
Дети:- тепло на ладошке!
Воспитатель: - правильно ребята, солнечные зайчики, как и Солнце, приносят нам тепло.
А сейчас давайте поиграем с нашими солнечными зайчиками.
Под весёлую музыку дети пускают и ловят солнечных зайчиков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"КОПИЛКА" ЗНАНИЙ
Сегодняшние правила трудно учить! В нашей копилочки они сформулированы понятно и лаконично....
Мини-сборник для взрослых (педагоги-родители) «Копилка знаний» (консультации, памятки, практикумы)
К сожалению, даже продвинутые в плане педагогических знаний родители часто ориентируются прежде всего на достижения детей в интеллектуальном развитии и не замечают многих нюансов в настроении ребён...
Мини-сборник для взрослых (педагоги-родители) «Копилка знаний» (консультации, памятки, практикумы)
В данном сборнике ВЫ найдете ответы на интересующие вас вопросы: "Когда нужна помощь психолога?", " Возрасные и индивидуальные особенности ребёнка", "Формы взаимодействия с родителями и др."...
Программа факультатива 2 класса «Родной язык – копилка знаний»
Рабочая программа составлена на основе программы «Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 1-4 класс», В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, М.В.Бойкина, М.Н.Дементьева, Н.А.Стефа...
Родительское собрание - круглый стол «Копилка знаний» на тему: «Формирование лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников»
Родительское собрание - круглый стол «Копилка знаний» на тему: «Формирование лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников»...
Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы «Копилка знаний - уроки тетушки Совы»
Одна из важнейших задач современного образования –становление функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку раннее формирование способнос...
Копилка знаний
Весенние месяцы....