Родительское собрание - круглый стол «Копилка знаний» на тему: «Формирование лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников»
консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Козлович Александра Андреевна

Родительское собрание - круглый стол «Копилка знаний» на тему: «Формирование лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание - круглый стол «Копилка знаний» на тему: «Формирование лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников»

Цель: организация взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Познакомить родителей с играми, способствующими формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.

2. Использовать речевые игры для коррекции лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.

3. Подбирать речевые игры в окружающей обстановке.

Ход.

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее его отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек.

Вспомните то время, когда ваш ребенок был совсем маленький (около 1 года). Как мы переживали за речь? Ждали, когда произнесет первое слово? Когда начнет активно говорить, как быстро пополнится словарный запас? Да?

И сейчас, часто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребенка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает? Беспокоит ли нас это сейчас?

Если «да»:

(Мы очень рады, что вас беспокоит этот вопрос, эта проблема и поэтому решили посвятить наше собрание развитию речи детей).

Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи; создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.

При в дальнейшем обучении в школе основные трудности проявляются при развернутых ответах на сложные вопросы, дети не могут последовательно, грамотно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, они испытывают трудности при написании изложений, сочинений. Поэтому проблема формирования лексико-грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем.

Ваш ребенок скоро пойдет в школу. Всем в семье хочется, чтобы он учился с интересом, радостью, старанием. Но все ли вы сделали для того чтобы ребенок был готов к этому? Достаточно ли развита его речь? Ведь от этого зависит его успехи в усвоении абсолютно всех предметов в школьной программе.

К 6 годам речь ребёнка должна быть сформирована: он должен правильно строить фразу, чётко произносить все звуки родной речи, его словарный запас должен быть достаточно обширен и богат.

Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры. Игры по расширению словарного запаса разнообразны и проводятся с использованием большого количества наглядного материала. Посредством специально организованных игр можно обогащать речь ребенка существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами, в уточнении уже имеющихся у него слов, привитие ребенку простейших навыков образования новых слов.  Я хотела бы с вами поделиться в какие мы играем игры с детьми, может и вы возьмете себе на заметку.

I направление - формируем лексическую сторону речи, т. е. активизируем, расширяем и уточняем активный словарь ребенка.

Важно обращать внимание на различные способы словообразования, слова целесообразно разделить на 3 группы: слова в которых основа слова, обозначающего взрослого животного сохраняется неизменной (у козы –козлёнок, у гуся – гусенок); слова с чередованием согласных в корне (у медведя – медвежонок); слова с различной основой слова (у овцы – ягненок). Другой способ увеличения в словаре ребенка имен существительных – это добавление уменьшительно-ласкательных суффиксов (стол – столик).

Употребление в речи глаголов является основой фразы и мыслительной деятельности человека. Глагольный словарь детей можно разделить по следующим разделам:

- бытовые глаголы (одевается, умывается, играет);

- глаголы, обозначающие движения и крики животных (крадется, прыгает, кукарекает);

- глаголы движения (ходит, бегает, прыгает);

- глаголы, выражающие чувства людей (улыбается, плачет, радуется);

- глаголы, связанные с профессиями (лечит, строит, продает);

- глаголы, связанные с процессами, происходящими в природе (светает, вечереет, смеркается).

Часто детям с большим трудом дается подбор слов с противоположным значением (антонимов). Закрепление в речи ребенка противоположных признаков предметов важно и для их ориентировки в пространстве. Прилагательные в речи детей часто бывают однотипными и могут ограничиваться словами «хороший – плохой», «маленький – большой». Все прилагательные в речевом словаре детей можно подразделить на несколько смысловых групп:

- величина – большой (маленький, высокий (низкий, широкий (узкий);

- форма – круглый, овальный, продолговатый, квадратный;

- цвет – основные (красный, синий, промежуточные (оранжевый, голубой);

- вкус – горький, сладкий, солёный, кислый, кисло-сладкий, вкусный, невкусный;

- запах – приятный, неприятный, цветочный;

- температура – холодный, горячий, теплый, прохладный;

- материал, из которого сделан предмет – деревянный, стеклянный, железный;

- принадлежности предмета – мамин, папин, медвежий, лисий;

- другие признаки – шероховатый, мягкий, колючий, добрый, злой, честный.

Сейчас мы с вами поиграем.

1. Игра с мячом «Животные и их детеныши».

Цель: закрепление в речи детей названий детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развития ловкости, внимания, памяти.

Ход игры: бросая мяч ребенку, взрослый называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч, называет детеныша этого животного.

Например: у тигра - тигрята, у льва – львята, у лисы – лисята.

2. Игра с мячом «Скажи ласково».

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости и быстроты реакции.

Ход игры: бросая мяч ребенку, взрослый называет первое слово, а ребенок, возвращая мяч, называет второе слово.

Например: шар – шарик, ключ-ключик.

3. Игра с мячом «Веселый счет».

Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными, развитие ловкости и быстроты реакции.

Ход игры: взрослый, бросая мяч ребенку, произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребенок, возвращая мяч, в ответ называет это существительное, но в сочетании с числительным «пять».

Например: один стол – пять столов, один лебедь - пять лебедей, один стул - пять стульев.

4. Игра с мячом «Какая посуда».

Цель: образование относительных прилагательных.

Ход игры: взрослый, бросая мяч, задает вопрос ребенку, а ребенок, возвращая мяч, называет ответ.

Например: стакан из стекла какой? (стеклянный стакан,

чашка из фарфора какая? (фарфоровая чашка).

5. Игра с мячом «Что происходит в природе?»

Цель: закрепление, употребление в речи глаголов, согласование слов в предложении.

Ход игры: взрослый, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.

Например: солнце – что делает? (светит, греет, ручьи – что делают? бегут, журчат).

6. Игра с мячом «Горячий-холодный».

Цель: закрепление в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов антонимов.

Ход игры: бросая мяч ребенку, взрослый произносит одно прилагательное, а ребенок, возвращая мяч, называет другое - с противоположным значением.

Например: веселый – грустный, высокий – низкий, добрый – злой.

7. Игра «Чей хвост?»

Цель: образование притяжательных прилагательных.

Ход игры: взрослый показывает картинку животного и задает вопрос «Чей хвост?», а ребенок должен на заданный вопрос ответить.

Например: волчий хвост, лисий хвост, заячий хвост.

8. Игра «Что бывает круглым?»

Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных, развитие памяти, воображения, ловкости.

Ход игры: взрослый задает вопросы ребенку, а ребенок должен на заданный вопрос ответить.

Например: Что бывает круглым? (мяч, солнце, вишня, луна, яблоко, Что бывает зеленым? кузнечик, трава, деревья, кусты, платья, Что бывает гладким? (стекло, зеркало).

9. Игра «Где мяч?»

Цель: закрепление в речи детей правильного употребления предлогов, развитие умения ориентироваться в пространстве.

Ход игры: дети отвечают на вопрос «Где лежит мяч?» (на столе, на полу, около стола, в углу, под столом).

10. Игра с мячом «Лови, бросай, дни недели называй».

Цель: закрепление временных понятий в активном словаре ребенка.

Ход игры: взрослый, бросая мяч ребенку, может начать с любого дня недели. «Я начну, ты продолжай, дни недели называй! Среда…»

Уделяем большое внимание: составлению творческих рассказов составлению рассказов по картине, по серии картин, пересказам.

Очень важно с детьми разучивать стихи – это способствует развитию выразительности, тренирует память. Выступая друг перед другом («Конкурс чтецов») дети в школе уже не будут комплексовать на уроках. (продемонстрировать схему для запоминания стиха). Что способствует улучшению звукопроизношения – это скороговорки, чистоговорки. Очень любят дети отгадывать и загадывать загадки это занятие учит детей делать выводы, анализировать, развивает мышление. Обязательно при этом надо спросить ребенка «как догадался?», «почему?»

II направление - грамматически правильная речь.  Развитие фонематического анализа и синтеза.

Что дома надо делать:

В первую очередь, разговаривая с ребенком постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью. Во – вторых, как можно чаще общайтесь с ребенком. И если вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью не бойтесь обратиться к специалистам (логопеду, психологу, невропатологу, психиатру) И очень просим вас относиться к этому спокойно, не пугайтесь, если ребенка направят к психиатру. Это хороший врач и он поможет. Мало ли какие проблемы возникнут. Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте прочитанное. Задумайтесь, как часто вы говорите ребенку эти фразы:

Ты самый любимый! Ты очень многое можешь! Что бы мы без тебя делали?! Иди ко мне! Садись с нами! Я помогу тебе. Я радуюсь твоим успехам. Расскажи мне, что с тобой.

И напоследок мы хотим вам сказать: любите своих детей, помогайте им. Это самое дорогое, что у вас есть!

Методические рекомендации.

В нашей группе создана картотека игр на формирование грамматического строя речи. Если у вас возникнет желание, можете брать карточки с играми и упражнениями и играть с детьми в домашних условиях.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и упражнения для формирования лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников

В работе с детьми старшего возраста по формирования лексико-грамматического строя речи в нашей группе используются различные дидактические игры и игровые приемы, создаются различные игровые ситуации, ...

Конспект совместной деятельности логопеда с детьми по формированию лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с ТНР на материале темы: «Домашние животные»

Цели: -Закрепление знаний из раздела программы «Лексико-грамматические категории», «Зрительное и слуховое восприятие», «Общеречевые навыки», «Мелкая и общая моторика».-Интеграция образовательных облас...

Формирование лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с нарушениями речи с помощью дидактических игр и упражнений

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей д...

Итоговый практико-значимый проект Тема: «Формирование навыков связной описательной речи у старших дошкольников с ОНР»

Цель данного проекта является педагогическое сопровождение процесса формирования  навыков связной описательной речи у  старших дошкольников с ОНР....

Родительская игротека по теме: «Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников»

Родительская игротека по теме: "Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников"...

План работы на год группы по теме «формирование лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников».

план включает в себя: лексические темы, игры, работу с родителями, литервтуру по данной теме на год....