Тренинг родительской эффективности
материал на тему

Ракова Яна Сергеевна

Пояснительная записка.

В современной социокультурной ситуации возрастает роль и ответственность семьи (родителей) за воспитание детей. Многие родители, ориентированные на активное участие в воспитании собственных детей, испытывают недостаток знаний в области педагогики и психологии, имеют низкую педагогическую и психологическую культуру. Об этом свидетельствует проведенная диагностика родителей по стилям воспитания в семье: родители не могут устанавливать какие-либо рамки в поведении своих детей, а если и существуют какие-либо запреты, то дети легко их нарушают. Также, родители в процессе воспитания предпочитают обходиться без наказаний, уповая на поощрения, сомневаются в результативности любых наказаний.

Таким образом, работу с родительской общественностью мы рассматриваем как важнейшую задачу, решаемую в системе психолого-педагогического сопровождения.

Основанием для построения данной программы послужило представление о необходимости вовлечения родителей в педагогическую деятельность, их заинтересованном участии в воспитательно-образовательном процессе с целью наиболее полноценного развития их собственных детей.

Цель программы.

Психолого – педагогическое просвещение родителей детей-дошкольников.

Задачи работы.

1. Научить родителей устанавливать доброжелательные, доверительные отношения с ребенком.

2. Проинформировать родителей о возрастных психологических особенностях детей-дошкольников.

3. Оказать помощь в вопросах воспитания и развития детей, в подготовке к школьному обучению.

4. Дать навыки эффективного общения с ребенком.

Организация программы.

Данная программа будет осуществляться в системе психолого-педагогического сопровождения в следующих видах и формах:

Консультирование родителей – индивидуальное и групповое;

Проведение родительских собраний – лекции, дискуссии;

Проведение тренингов – детско-родительских отношений, родительской эффективности;

Психологическое просвещение родителей через наглядную агитацию – информация на стендах «беседа с психологом» в каждой возрастной группе;

Анкетирование родителей по вопросам воспитания и обучения детей.

В данном дошкольном учреждении у педагога-психолога есть отдельный кабинет, в котором проводятся занятия с детьми и индивидуальные консультации с родителями. Групповые консультации с родителями психолог проводит в игровой комнате групп или в музыкальном зале, если это общее родительское собрание.

Индивидуальные консультации проводятся по запросу самих родителей по различным вопросам, касающихся воспитания и развития детей, адаптации ребенка к дошкольному учреждению, взаимоотношений в детском коллективе, готовность детей к школьному обучению. Также, индивидуальные консультации проводятся по запросу воспитателей, администрации и определяют круг таких проблем, как непослушание детей, интеллектуальное развитие ребенка, излишняя возбудимость воспитанников, индивидуальные особенности детей. Индивидуальные консультации отмечаются психологом в журнале консультаций – кто обращается с проблемой, когда, какие рекомендации даны.

Групповые консультации проводятся психологом с родителями из разных возрастных групп по одинаковым вопросам развития и воспитания детей, в течение года психолог консультирует родителей из одной возрастной группы по различным вопросам.

Родительские собрания проводятся психологом во всех возрастных группах в течение года по вопросам психологического здоровья детей, возрастных кризисов развития и др. Эти консультации психолог отмечает в журнале выходов на родительские собрания – когда проведено собрание, в какой возрастной группе, тема, вопросы родителей психологу и рекомендации по данным вопросам.

Частота проведения занятий – 1 раз в месяц в течение года (9 занятий)

Адресат – родители воспитанников.

Длительность занятия – 1,5 – 2 часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_roditelskoy_effektivnosti.docx25.45 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

В современной социокультурной ситуации возрастает роль и ответственность семьи (родителей) за воспитание детей. Многие родители, ориентированные на активное участие в воспитании собственных детей, испытывают недостаток знаний в области педагогики и психологии, имеют низкую педагогическую и психологическую культуру. Об этом свидетельствует проведенная диагностика родителей по стилям воспитания в семье: родители не могут устанавливать какие-либо рамки в поведении своих детей, а если и существуют какие-либо запреты, то дети легко их нарушают. Также, родители в процессе воспитания предпочитают обходиться без наказаний, уповая на поощрения, сомневаются в результативности любых наказаний.

Таким образом, работу с родительской общественностью мы рассматриваем как важнейшую задачу, решаемую в системе психолого-педагогического сопровождения.

Основанием для построения данной программы послужило представление о необходимости вовлечения родителей в педагогическую деятельность, их заинтересованном участии в воспитательно-образовательном процессе с целью наиболее полноценного развития их собственных детей.

Цель программы.

Психолого – педагогическое просвещение родителей детей-дошкольников.

Задачи работы.

1. Научить родителей устанавливать доброжелательные, доверительные отношения с ребенком.

2. Проинформировать родителей о возрастных психологических особенностях детей-дошкольников.

3. Оказать помощь в вопросах воспитания и развития детей, в подготовке к школьному обучению.

4. Дать навыки эффективного общения с ребенком.

Организация программы.

Данная программа будет осуществляться в системе психолого-педагогического сопровождения в следующих видах и формах:

Консультирование родителей – индивидуальное и групповое;

Проведение родительских собраний – лекции, дискуссии;

Проведение тренингов – детско-родительских отношений, родительской эффективности;

Психологическое просвещение родителей через наглядную агитацию – информация на стендах «беседа с психологом» в каждой возрастной группе;

Анкетирование родителей по вопросам воспитания и обучения детей.

В данном дошкольном учреждении у педагога-психолога есть отдельный кабинет, в котором проводятся занятия с детьми и индивидуальные консультации с родителями. Групповые консультации с родителями психолог проводит в игровой комнате групп или в музыкальном зале, если это общее родительское собрание.

Индивидуальные консультации проводятся по запросу самих родителей по различным вопросам, касающихся воспитания и развития детей, адаптации ребенка к дошкольному учреждению, взаимоотношений в детском коллективе, готовность детей к школьному обучению. Также, индивидуальные консультации проводятся по запросу воспитателей, администрации и определяют круг таких проблем, как непослушание детей, интеллектуальное развитие ребенка, излишняя возбудимость воспитанников, индивидуальные особенности детей. Индивидуальные консультации отмечаются психологом в журнале консультаций – кто обращается с проблемой, когда, какие рекомендации даны.

Групповые консультации проводятся психологом с родителями из разных возрастных групп по одинаковым вопросам развития и воспитания детей, в течение года психолог консультирует родителей из одной возрастной группы по различным вопросам.

Родительские собрания проводятся психологом во всех возрастных группах в течение года по вопросам психологического здоровья детей, возрастных кризисов развития и др. Эти консультации психолог отмечает в журнале выходов на родительские собрания – когда проведено собрание, в какой возрастной группе, тема, вопросы родителей психологу и рекомендации по данным вопросам.

Частота проведения занятий – 1 раз в месяц в течение года (9 занятий)

Адресат – родители воспитанников.

Длительность занятия – 1,5 – 2 часа.

Тематический план занятий

1.Потренировать способности к выявлению «Я-концепции» - самоидентификации и ее связи с окружающими людьми;

Тренировать такие качества, как способность к анализу и синтезу, подвижность мышления и самостоятельность

Приветствие участников, принятие правил работы группы

«Маска, я тебя знаю!»

«Сиамские близнецы»

«Три стула»

«Тяни-толкай»

«Встреча»

Завершение работы, подведение итогов

2.Стимулировать готовность поделиться информацией о себе, своими чувствами и мыслями;

Потренироваться в умении слышать, слушать, запоминать и воспроизводить информацию;

Потренироваться в «отзеркаливании» собеседника, пристройке

Приветствие участников, принятие правил работы группы

«Любимое занятие»

«Полюбите нас «черненькими!»»

«Я в глазах другого»

«С чужого голоса»

«Чужая душа – потемки»

Завершение работы, подведение итогов

3.Стимулировать размышление о семейных ценностях и обсуждение в семейном кругу их значимости;

Вызвать понимание уникальности семьи среди других союзов, чувство гордости от принадлежности к ней.

Приветствие участников, принятие правил работы группы

«Мячик»

«Дело мастера боится»

«Ассоциации»

«Прищепка»

«Релаксация»

«Тест-шутка»

Завершение работы, подведение итогов

4.Поощрять поисковое поведение в ситуации невербального общения, стимулировать готовность к принятию решений, лидерства, восприятия партнеров;

Потренироваться в умении дать «обратную связь» партнерам по группе

Приветствие участников, принятие правил работы группы

«Фотошоп»

«Линия раздела»»

«Остров везения»

«Гроссмейстеры общения»

«Ищу компаньона!»

Завершение работы, подведение итогов

5.Создавать активную творческую атмосферу и позитивный настрой в группе;

Вовлекать игроков в групповое взаимодействие

Приветствие участников, принятие правил работы группы

«Семья для меня – это…»

«Подвесной мост»

«Герой моего романа»

«Ищу компаньона!»

«Семейное предание»

Завершение работы, подведение итогов

6.Потренировать способности к выявлению «Я-концепции» - самоидентификации и ее связи с окружающими людьми;

Развивать умение давать конкретную и искреннюю оценку товарищам, не задевая при этом их самолюбия.

Приветствие участников, принятие правил работы группы

«Семья нужна человеку для…»

«Диаграмма»»

«Кто я?»

«Коммуникационные карты»

«На шкале эмоций»

Завершение работы, подведение итогов

7.Стимулировать размышление о семейных ценностях и обсуждение в семейном кругу их значимости;

Вызвать понимание уникальности семьи среди других союзов, чувство гордости от принадлежности к ней.

Приветствие участников, принятие правил работы группы

«Древо семейных ценностей»

«Линия раздела»

«Я в глазах другого»

«Кто я?»

Завершение работы, подведение итогов, дом. задание

8.Стимулировать размышление о семейных ценностях и обсуждение в семейном кругу их значимости;

Проявить в игровой форме идею о том, что каждая семья – объединение личностей с разными характерами, ценностями, интересами и запросами.

Приветствие участников, принятие правил работы группы

«Маска, я тебя знаю!»

«Древо семейных ценностей»

«Танец семьи»

«Ассоциации»

Завершение работы, подведение итогов.

9.Подведение итогов совместной работы;

Создавать активную творческую атмосферу и позитивный настрой в группе, вовлекать игроков в групповое взаимодействие

Приветствие участников, принятие правил работы группы

Выполнение упражнений на выбор участников группы

Завершение работы, подведение итогов.

Конспект занятия «Тренинг родительской эффективности»

«Тренинг семейных отношений».

М. Кипнис. 2005 г. (часть 1).

Лекции Т. Рохместровой (СГПУ)

Тема:

Задачи:

1. Стимулировать размышление о семейных ценностях и обсуждение в семейном кругу их значимости.

2. Вызвать понимание уникальности семьи среди других союзов, чувство гордости от принадлежности к ней.

3. Создавать активную творческую атмосферу и позитивный настрой в группе.

Оборудование: лист ватмана, фломастеры, мяч, карточки с названиями эмоциональных состояний, прищепки, гуашь, кисточки, бумага, штапик, тетрадные листы.

Содержание.

УПРАЖНЕНИЕ 1

Приветствие участников тренинга.

Принятие правил, по которым будет работать группа, которые нельзя нарушать в процессе всего занятия.

Для этого понадобятся – ватман и маркер.

УПРАЖНЕНИЕ 2.

Стоя в кругу, ведущий передает мяч по кругу участникам по очереди:

- Назовите свое имя и как хотите, чтобы вас называли в группе.

- Семейное положение, профессия, несколько слов о своем ребенке.

- Пожелания себе как родителю.

- Чего ожидаете от этого занятия?

УПРАЖНЕНИЕ 3.

Сейчас поиграем в ассоциации. Я подойду к каждому из вас и начну фразу, а вы постараетесь ее закончить. Отвечать надо быстро, первое, что пришло в голову:

- Это было давно, но я…

- Мой идеал мужчины…

- Мне в моей жизни встречались…

- Была ситуация, когда я…

- Моя любовь к детям…

- Как здоров, что в моей жизни есть…

- Ребенок дал для меня…

Какие чувства вызвало это упражнение? Участники делятся впечатлениями.

УПРАЖНЕНИЕ 4.

В центре на стуле колода карт с названиями определенных эмоциональных состояний. Участникам необходимо продемонстрировать эти эмоции без слов с помощью пантомимы. Если карта отгадана, то она идет в отбой, если – нет, игрок забирает ее себе.

Выигрывает тот, у кого меньше всего карт.

УПРАЖНЕНИЕ 5.

В круг приглашаются две пары. Всем остальным завязывают глаза платком. Парам развешивают прищепки по четыре штуки. Включается музыка – участники должны как можно быстрее собрать максимальное количество прищепок пока звучит музыка.

После выполнения упражнения, впечатления участников – в какой роли было комфортнее.

УПРАЖНЕНИЕ 6. Релаксация.

- Капните капельку краски на бумагу и «выдуйте» рисунок с помощью трубочки.

- Смочите лист бумаги водой и нарисуйте что хотите, следуя своим эмоциям.

Листы в круг, участники проговаривают – на что похоже, свои ощущения в ходе выполнения задания.

УПРАЖНЕНИЕ 7.

На полу штапик, участники выстраиваются вдоль него.

- Я произношу вопрос и тот, кто отвечает на него утвердительно – переступает черту. Думать - несколько секунд.

- Боитесь ли вы одиночества?

- Считаете ли вы свою семейную жизнь – удавшейся?

- Бываете ли вы часто задеты поведением своего мужа (жены)?

- Вам хочется иметь много детей?

- Вам кажется, что ваши близкие не ценят ваших усилий в полной мере?

- Вы непростительно много времени отдаете работе в ущерб общению с детьми?

- Вы окружены заботой и лаской?

- Вы любите свой дом?

- Вы человек эмоциональный, а потому с вами нелегко в семье?

- Вы считаете, что молчание – золото?

УПРАЖНЕНИЕ 8.

Сидя в кругу, участники называют свое имя и рассказывают о том, чему бы он мог научить своего ребенка, в чем он чувствует себя специалистом, что он умеет делать мастерски (семья, дом, воспитание).

УПРАЖНЕНИЕ 9.

- Запишите в столбик 4 буквы: ЛДРП.

- К каждой букве напишите цифры от 1 до 4.

- К каждой группе (буква и цифра) прибавьте название какого-то животного, птицы, насекомого.

- Теперь по 3 качества, которые на ваш взгляд их характеризуют.

РАСШИФРОВКА:

- Л – это любовь

- Д – это дружба

- Р – это работа

- П – это постель

- Цифры говорят, на каком месте в вашей жизни они находятся, а животные, птицы, насекомые с написанными вами качествами – это то, как вы представляете себя в соответствующих жизненных процессах.

УПРАЖНЕНИЕ 10.

Стоя в кругу, держимся за руки.

- Какое впечатление от работы?

- Какие чувства возникают сейчас?

- Всем спасибо, до свидания!

Направления работы с родителями детей - воспитанников

В начале жизненного пути рядом с ребенком находятся самые главные люди в его жизни — родители.

В современной социокультурной ситуации возрастает роль и ответственность семьи (родителей) за воспитание детей.

На определенном этапе жизненного пути ребенок поступает и детский сад. Теперь его окружают новые люди, взрослые и дети, которых он раньше но знал и которые составляют иную общность, чем его семья. Малыш растет и развивается в стенах детского сада, готовится к поступлению в школу. Задача взрослых (родителей и педагогов) объединить свои усилия и обеспечить детям защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома.

Многие родители, ориентированные на активное участие в воспитании собственных детей, испытывают недостаток знаний в области педагогики и психологии, имеют низкую педагогическую и психологическую культуру.

Одним из основных направлений работы психологической службы нашего ДОУ является психолого-педагогическое просвещение родителей детей-дошкольников.

Наша программа осуществляется в системе психолого-педагогического сопровождения в следующих видах и формах: групповое и индивидуальное консультирование родителей; проведение родительских собраний и клубов; наглядная агитация для родителей в каждой возрастной группе; проведение тренингов для родителей.

Таким образом, программа основана на необходимости вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс, их заинтересованном участии в этом с целью наиболее полноценного развития их собственных детей.

Задачи работы по данной программе таковы:

- научить родителей устанавливать доброжелательные, доверительные

отношения с ребенком;

- проинформировать родителей о возрастных психологических особенностях

детей – дошкольников.

- оказать помощь в вопросах воспитания и развития детей, в подготовке к

школьному обучению.

- дать навыки эффективного общения с ребенком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРАКТИКУМ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА «СПОСОБЫ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ»

Практическая разработка для педагога-психолога в работе с педагогическим персоналом....

ПРАКТИКУМ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА «СПОСОБЫ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ»

Практическая разработка для педагога-психолога в работе с педагогическим персоналом....

«Тренинг родительской эффективности»

Проект работы с родителями...

Консультация с тренингом для родителей «Родительская эффективность»

Создание образовательного пространства для эффективного детско – родительского взаимодействия...

«Родительская эффективность» (Групповой тренинг)

laquo;Родительская эффективность»  (Групповой  тренинг)...

Консультация с тренингом для родителей «Родительская эффективность»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19471907","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"277","width":"156"}}]]Создание образовательного пространства для эффективного детско...

Тренинг для педагогов. Психологический тренинг как эффективный метод гармонизации взаимоотношений в педагогическом коллективе.

Психологический тренинг как эффективный метод гармонизации взаимоотношений в педагогическом коллективе  В ходе такого обучения, выступающего в единстве с творческим решением сложных ситуаций...