ПРАКТИКУМ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА «СПОСОБЫ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ»
методическая разработка по теме

Гатина Оксана Иосифовна

Практическая разработка для педагога-психолога в работе с педагогическим персоналом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kommunik_obrab._v_inet.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАКТИКУМ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА

 «СПОСОБЫ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ»

Цель: помочь участникам тренинга найти для себя наиболее  эффективные способы  и приемы общения.

План

  1. Приветствие: знакомство с планом, правилами работы.
  2. Игры для создания благоприятной эмоциональной атмосферы.
  3. Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков.
  4. Рефлексия.

ХОД  МЕРОПРИЯТИЯ

  1. Приветствие: знакомство с планом, правилами работы.

В нашей группе будет происходить много, на первый взгляд, необычного. Но, так или иначе, мы будем говорить о себе, о важном для нас личностно значимом. А поскольку все мы разные, то и мнения у нас окажутся разными. Поэтому здесь не будет правильных или неправильных мнений: все они в равной мере ценны, заслуживают того, чтобы их высказали, и принимаются независимо от того, согласен кто-то с ними или нет. Каждый имеет право быть услышанным, и никто не имеет права осуждать его за это. То, что мы здесь встретились, - это не просто случайность, это часть нашей жизни, которую мы проживем вместе. Одна из трудностей нашей повседневной жизни – неумение людей жить в настоящем времени: каждый живет либо в прошлом (своими воспоминаниями),  либо в будущем (своими надеждами и опасениями). Для нас очень важно будет жить в группе именно в настоящем «здесь и теперь». Иногда выполнение того или иного упражнения  может вас глубоко взволновать, задеть что-то очень личное в вас. В таких случаях вы можете сказать «стоп», и это будет означать, что вам трудно и что вы не хотите продолжать обсуждение этой темы. Еще очень важно равноправное межличностное общение в работе (диалог «ты»…).

Правила работы в         группе:
1. Доверительный стиль общения (одно из его отличий — называние друг друга на «ты», что психологически уравнивает всех членов группы и ведущего).
2. Общение по принципу «здесь и теперь» (говорить только о том, что волнует участников в данный момент, и обсуждать то, что происходит в группе).
3. Персонификация высказываний (отказ от безличных речевых форм, помогающих людям в повседневном общении скрывать собственную позицию и уходить от ответственности, свои суждения выдвигать в форме «Я считаю...», «Я         думаю...»).
4. Искренность в общении (говорить только то, что действительно чувствуем, или молчать; открыто выражать свои чувства по отношению к действиям других         участников).
5. Конфиденциальность (происходящее на занятии не выносится за пределы группы, что способствует раскрытию         участников).
7. Недопустимость непосредственных оценок человека.

  1. Игры для создания благоприятной эмоциональной атмосферы.

Ведущий объясняет особенности предстоящей формы работы. Общение это взаимодействие двух или более партнеров. Рассмотрим пять возможных способов поведения по Кеннету Томасу.

1. Соревнование (конкуренция), как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.

2. Приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого.

3. Компромисс, как соглашение на основе взаимных уступок.

4. Избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденций к достижению собственных целей.

5. Сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

Кеннет Томас считает, что:

- при ИЗБЕГАНИИ ни одна из сторон не достигает успеха;

- при таких формах поведения, как КОНКУРЕНЦИЯ, ПРИСПОСОБЛЕНИЕ и КОМПРОМИС, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки;

- и только в ситуации СОТРУДНИЧЕСТВА обе стороны оказываются в выигрыше.

Упражнение «Никто не знает…»

Это упражнение особенно подходит для  со здания работоспособности в группе знакомых между собой людей. Участники группы сидят по кругу. У ведущего в руках мяч.

Инструкция:              «Сейчас мы будем бросать друг другу этот мяч и тот, у кого окажется мяч, завершает фразу „Ни кто из вас не знает, что я (или — у меня)..." Бу дем внимательны и сделаем это так, чтобы каж дый из нас принял участие в выполнении задания. У каждого из нас мяч может побывать много раз». В результате проведения этого упражнения улучшается групповая атмосфера, участники чув ствуют себя более непринужденно, сокращается дистанция в общении. Многие участники группы раскрываются с неожиданной стороны: о ком-то мы узнаем, что этот человек — мастер спорта, другой — играл раньше в ансамбле на трубе и т. д.

Упражнение «Выбор траектории»

Эта разминочная игра также может быть отнесена к необыч ным способам поведенческой психодиагностики. Она может служить прологом к психотехникам, ориентированным на раз витие умений осознавать собственные предпочтения и склон ности.

Ведущий включает фоновую музыку (среднего темпа) и дает следующую инструкцию:

- У многих людей есть привычка, размышляя над решением какой-либо сложной задачи, двигаться по замкнутой траекто рии. Кто-то движется по кругу... (показывает), кто-то предпо читает ходить, совершая более резкие повороты, т.е. описывая квадрат или прямоугольник... (показывает), Кто-то  как будто шагает вдоль сторон треугольника... (показывает).  И наконец, встречаются люди, которые, размышляя, движутся по траекто рии, которую мы называем зигзагом... (показывает). У вас есть несколько минут для того, чтобы подвигаться по комнате, опробуя все эти траектории. Можно уменьшать или увеличивать размеры описываемых фигур по вашему желанию. Участники начинают двигаться по комнате под музыку (ра зумеется, это упражнение применимо только в том случае, если позволяют размеры помещения). Ведущий мягко пресекает раз говоры: нужно, чтобы каждый сумел настроиться на свои внут ренние ощущения. Пяти-семи минут обычно достаточно для того, чтобы каждый определился в своем выборе. Ведущий пред лагает участникам группы разделиться: "круги", "квадраты", "треугольники" и "зигзаги" занимают разные углы помещения.

- А теперь посмотрите, кто еще оказался в одной группе с вами? Кто так же, как и вы, предпочитает именно эту фигуру? Видимо, что-то объединяет вас, видимо, есть в вас нечто схожее, раз ваши вкусы в отношении этой геометрической фигуры сов падают. Обсудите в группах, в чем сходство между вами - людьми, выбравшими круг, квадрат, треугольник или "восьмер ку". Почему именно эта фигура оказалась для вас наиболее сим патичной?

После пятиминутного обсуждения каждая группа представ ляет свое обоснование сделанного выбора. Участники объясня ют, чем выбранная фигура предпочтительнее остальных и как можно охарактеризовать людей, выбирающих эту фигуру. Вы слушав каждую группу, ведущий может предложить сравнить точки зрения группы с мнением психологов, работающих в та ком направлении, как психогеометрия.

  1. Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков.

♦   установление контакта в общении, понимание своего состояния и его презентация, а также понимание состоя ния других людей, сопереживание;

♦   передача и прием информации;

♦   умение слушать, что означает умение воспринимать другого человека полностью, во всех его вербальных и не вербальных проявлениях, улавливать подтекст, смысл его высказываний, а также воспринимать свои реакции, возни кающие в ответ на то, что говорит человек.

Психогимнастические упражнения, вошедшие в эту часть, позволяют членам группы тренинга осознать раз нообразные, вербальные и невербальные средства уста новления контакта, апробировать их в безопасных усло виях, проверить свои возможности установления контакта в различных ситуациях, понять, что при установлении контакта не существует универсальных средств и правил, а прежде всего необходимо ориентироваться на челове ка, с которым взаимодействуешь, на состояние, в кото ром он находится.

Упражнение «Пригласи»

Для проведения упражнения необходимо нечет ное количество участников. Предварительно все рассчитываются на «первый», «второй». Все вто рые номера сидят на стульях, первые стоят за спин ками их стульев, оставшийся без пары участник группы стоит за спинкой свободного стула (допу стим, его зовут Андрей).

Инструкция:         «Задача Андрея пригласить кого-нибудь из  сидящих на свой стул. При этом он может пользовать ся только невербальными средствами, говорить ничего не надо. Все те, кто сидят на стульях, очень хотят попасть на свободный стул. Задача тех, кто стоит за спинками стульев — удержать своих „подопечных". Сделать это можно, успев положить руку на плечо того человека, который сидит на вашем стуле, в тот момент, когда вы заметили его намерение пересесть. Постоянно держать руку над плечом вашего „подопечного" не стоит».

Через некоторое время ведущий предлагает уча стникам поменяться: те, кто сидели, встают и на оборот. При этом одному из тех, кто стоял, при дется встать за свободный стул.

С одной стороны, упражнение позволяет уча стникам группы подвигаться, снижает напряжен ность, усталость. Оно проходит весело, улучшает настроение. В то же время это упражнение тесно связано с содержанием работы по теме «Установ ление контакта». Для актуализации опыта по этой проблеме можно обратиться к группе с вопроса ми: «Каким образом вы действовали, когда при глашали кого-то на ваш стул?», «Как вы понима ли, что вас пригласили занять свободный стул?».

 Для общения существуют   разные вопросы:

- закрытые (есть ли у вас, делаете ли вы)  вопросы предполагают конкретный точный ответ;

- открытые (что, который, когда, где, почему) предполагают полный ответ

  1. зондирующие (каким образом, по какой причине) более подробный ответ в деталях.
  2. Наводящие, возвратные (уточняющие), сбивающие, провокационное.

Упражнение «Беседа»

Группа садится по кругу.

Инструкция:              «Для выполнения этого упражнения мы создадим пары. (Ведущий может предложить группе объеди ниться в пары по желанию или же сам составит пары. Если в группе нечетное количество участни ков, ведущий  может сам принять участие в упраж нении.) Пусть каждая пара займет удобное для нее место так, чтобы никому при этом не мешать. Вам дается 3  минуты для беседы (ведущий может предложить для обсуждения связанные с контекс том группы или нейтральные темы). По моему указанию в ходе беседы мы будем менять положе ние, не прекращая разговора. Сейчас давайте повер немся друг к другу спиной и начнем беседу».

Участники 1,5 минуты беседуют, сидя спиной друг к другу, по 1,5 минуты — один сидя, другой стоя и наоборот (лицом друг к другу), 1,5 мину ты — сидя лицом друг к другу.

При обсуждении упражнения ведущий может задать вопросы о том, в каком положении ведение беседы было наиболее трудным, сложным, а в ка ком наиболее комфортным. Участники достаточно аргументированно проговаривают идеи о наиболь шей комфортности равных положений (например оба сидят). Это позволяет высказать мысль о важ ности для эффективного установления контакта ра венства позиций участников, отсутствия между ними барьеров, о нахождении глаз на одном уровне.

  Упражнение 4 «Приказ, договор, просьба, (жаление)»

Инструкция:  «Участники делятся на 2 круга. Внутренний круг надевает на глаза повязку. Участники внешнего круга  по отношению к внутреннему кругу выполняют действия по команде ведущего. 1 этап: участники жалеют своих партнером любым способом. 2 этап: участники приказывают своим партнерам. 3 этап: участники пытаются договориться.»  Потом участники разных кругов меняются местами.

 Прием и передача информации

Психогимнастические упражнения, включенные в эту часть, позволяют выявить группу факторов, влияющих на успешность приема и передачи информации, обнаружить наиболее типичные ошибки, допускаемые при решении этих задач, потренироваться в их решении.

При проведении упражнений этого вида вводится ряд ориентировочных основ: подготовка сообщений, передача информации, прием и структурирование сообщений.

Упражнение «Информация»

Все участники садятся по кругу.

Инструкция:              «Мы уже убедились, насколько важно быть точными и внимательными при приеме и передаче информации. (Это упражнение может выполняться после появления в группе идей, относящихся к про цессам приема и передачи информации в ходе об щения, а также после упражнения 45.) Сейчас (тренер называет имена 5-ти или 6-ти человек, которых он заранее избрал для участия в упраж нении) примут участие в упражнении. Ваша задача будет заключаться в приеме и передаче сообще ний. Пусть Андрей (тренер называет одного из участников упражнения) останется здесь, и все остальные подождут какое-то время за дверью».

Ведущий зачитывает Андрею текст, предваритель но еще раз напомнив ему о том, что он должен будет передать его следующему участнику. Ведущий последовательно приглашает участников, ожидающих за дверью, каждый из которых выслу шивает сообщение предыдущего и затем пересказы вает его следующему участнику. Последнему участ нику, получившему сообщение, ведущий задает вопрос: «Олег, ты только что получил сообщение. Скажи, пожалуйста, что ты будешь делать после того, как получил информацию?». Вариант текста: «Иван Петрович уехал в 11 часов, не дождавшись вас, очень огорчился, что не смог с вами переговорить лично, и попросил пере дать вам, что, если он не вернется к обеду, а это будет зависеть от того, сколько времени он пробу дет на совещании в министерстве, то совещание в 15.30 надо проводить без него. Кстати, на совеща нии будет обсуждаться вопрос о поставке новых компьютеров, которые ничем не хуже импортных. И еще, на совещании надо не забыть объявить, что все начальники отделов должны пройти обследо вание у психологов, которые будут работать в 20-й комнате с 10 часов утра ежедневно до 2 октября».

Перед обсуждением уточня ется, что при приеме информации происходит структурирование содержания, которое предполагает последовательное выделение всех прозвучавших идей (участники выполняют эту работу, опираясь на текст, использовавшийся в упражнении), а за тем их ранжирование по степени важности. В част ности, безусловно важной является информация, которая требует от получателя каких-то срочных практических действий. Однако очень часто мы проводим ранжирование идей до того, как выдели ли все полученные, что приводит к субъективным преобразованиям информации и ошибкам. Иллюст рируя эти положения материалом упражнения, ведущий выделяет три типа ошибок, характерных для передачи сообщений: а) утрата, б) искажение, в) дополнение. Затем участники обсуждают упражнение, выделяя допущенные ошибки. Упражнение дает большой поучительный ма териал, ошибки легко дифференцируются участ никами и вызывают оживленные комментарии. Динамичность упражнения, его отчетливые «про зрачные» результаты обладают большим мотиви рующим эффектом, увеличивают включение уча стников в групповой процесс.

Умение слушать

Психогимнастические упражнения, включенные в эту часть тренинга, позволяют участникам осознать, что в их поведении помогает партнеру открыто и детально говорить о своих проблемах и состоянии, что может ухудшать его состояние, побуждать к скрытности и даже прекращению беседы. Полученный в результате проведения упражнений материал способствует тренировке навыков и умений слу шать, демонстрирует их эффективность.

Предлагаемые упражнения предполагают использова ние следующих приемов:

♦   Безмолвное слушание — выжидающая, наклоненная к собеседнику поза, поддерживающее выражение лица, ки вание головой в знак готовности слушать дальше.

♦   Уточнение — обращение с просьбой к собеседнику дополнить, разъяснить что-то из того, что он говорил, для того, чтобы более точно понять его (например, женщина говорит психологу:   «В последнее время мой сын ужасно себя ведет». Следует уточнение:  «Поясните, пожалуйста, как вы понимаете слова „ужасно себя ведет"»).

♦   Пересказ — изложение своими словами того, что ска зал собеседник, в начале беседы более полно, далее — вы деляя и сохраняя то, что показалось слушающему главным.

♦   Дальнейшее развитие мыслей собеседника — проговаривание подтекста высказывания собеседника.

Упражнение  «Переводчик»

Инструкция: «Я предлагаю вам разделится на пары и один  из участников что-то говорит другому в течение 3 минут. Задача другого внимательно выслушать и перевести  весь красочный рассказ первого в краткий лаконичный и содержащий основную мысль пересказ. Рассказчик  определяет, доволен ли он переводом, не искажена ли основная мысль.

«Сейчас мы будем выполнять упражнение, в ходе которого нам понадобятся правила хорошего слу шания. Правила хорошего слушания:

1.  Полностью сконцентрируй свое внимание на собеседнике. Обращай внимание не только на сло ва, но и на позу, мимику, жестикуляцию.

2.  Проверяй, правильно ли ты понял слова со беседника.

3.  Не давай советов.

4.  Не давай оценок.

«Упражнение мы будем выполнять в парах. Выберите себе в пару того из членов нашей груп пы, кого вы пока узнали меньше других, но хоте ли бы узнать поближе ».

Ведущий ждет, пока все участники сядут парами. «Распределите между собой роли: один из вас будет „говорящим", а другой „слушающим".

Задание будет состоять из нескольких шагов (этапов). Каждый шаг (этап) рассчитан на оп ределенное время, но вам не надо следить за вре менем. Я каждый раз буду говорить, что надо делать и когда надо завершить выполнение зада ния. Сначала правилами хорошего слушания ру ководствуется „слушающий". „Говорящий" мо жет пока отложить их в сторону.

Итак, „говорящий" в течение 5 минут рас сказывает „слушающему" о своих трудностях, проблемах в общении. Особое внимание при этом он обращает на те свои качества, которые по рождают эти трудности. „Слушающий" соблю дает правила хорошего слушания и тем самым помогает „говорящему" рассказывать о себе».

Через 5 минут ведущий останавливает беседу.

«Сейчас у „говорящего" будет 1 минута, в течение которой ему надо будет сказать „слу шающему", что в поведении последнего помогало ему открыто высказываться, рассказывать о себе, а что затрудняло этот рассказ. Отнеситесь, пожалуйста, к этому заданию очень серьезно, потому что именно от вас ваги собеседник мо жет узнать, что в его поведении побуждает дру гих людей высказываться открыто, говорить о себе, а что затрудняет такой рассказ, а знать это каждому очень важно».

После того как 1 минута прошла, ведущий дает следующее задание:

«Теперь „говорящий" в течение пяти минут будет рассказывать „слушающему" о своих силь ных сторонах в общении, о том, что ему помога ет устанавливать контакты, строить взаимо отношения с людьми. „Слушающий", не забывая соблюдать правила хорошего слушания, должен учесть всю ту информацию, которую он получил от „говорящего" в течение предыдущей минуты»-

Через 5 минут ведущий останавливает беседу и предлагает перейти к следующему шагу.

«„Слушающий" за пять минут должен повто рить „говорящему", что он понял из двух его рас сказов о себе, т. е. о трудностях и проблемах 6 общении и его сильных сторонах в общении. На протяжении этих 5 минут „говорящий" все вре мя молчит и только движением головы показыва ет, согласен он или нет с тем, что говорит „слушающий". Если он делает отрицательное движе ние головой в знак того, что его неправильно по няли, то „слушающий" должен поправляться до тех пор, пока не получит подтверждения правиль ности своих слов. После того как „слушающий" скажет все, что он запомнил из двух рассказов „говорящего", последний может сказать, что было пропущено или искажено».

Во второй части упражнения участники пары меняются ролями: тот, кто был «слушающим», становится «говорящим» и наоборот. Все четыре шага упражнения повторяются, при этом ведущий каждый раз сам дает задание на следующий шаг.

В ходе обсуждения упражнения можно задать группе такие вопросы: «Как вам удавалось выпол нять предложенные правила, какие правила было легче выполнять, какие сложнее?», «О чем вам было легче говорить — о своих трудностях и про блемах в общении или о сильных сторонах?», «Ка кое впечатление произвела на вас та часть упраж нения, когда вы были „говорящим", какое влияние на вас оказывали различные действия „слушающе го", как они вами воспринимались?» и т. д.

Данное упражнение в зависимости от того, как будет организовано его обсуждение, может дать очень разноплановые результаты. Наиболее про стой путь — рефлексия процесса слушания, в ре зультате чего формируется умение слушать дру гого, осознаются такие барьеры слушания, как оценивание, желание дать совет, рассказать что-то из своего опыта и т. д. Более сложный путь — анализ возникающих в ходе работы чувств, в част ности таких, которые сопровождали рассказ о трудностях и проблемах в общении и рассказ о сильных сторонах.

Упражнение «Пожелания»

Все участники садятся в круг.

Инструкция:              «Давайте начнем сегодняшний день с того, что выскажем друг другу пожелания на день, и сдела ем это так. Первый участник встанет, подой дет к любому, поздоровается с ним, и выскажет ему пожелание на сегодняшний день. Тот, к кому подошел первый участник, в свою очередь, подой дет к следующему и так далее до тех пор, пока каждый из нас не получит пожелание на день».

При обсуждении выполнения упражнения мож но пойти либо коротким путем, задав вопрос: «Как вы себя чувствуете?*, либо более длинным, поста вив вопрос: «Расскажите, что вы чувствовали, когда высказывали пожелание кому-то из нас и какие у вас были чувства, состояния, когда к вам обраща лись с пожеланиями на день?». При обсуждении может быть выдвинута идея, важная в тренинге партнерского общения, сотрудничества, ведения деловых переговоров, о том, что дискомфорт воз никает в том случае, когда обращение к человеку не способствует его потребностям, интересам.

Если во время выполнения упражнения ведущий замечает, что многие участники группы испыты вают трудности, то после завершения упражне ния можно спросить группу именно о них. Вопрос может звучать так: «Какие у вас были трудности в ходе выполнения задания?». Такого рода вопрос выполняет двоякую функцию: с одной стороны, отвечая на него, человек получает возможность отреагировать негативные эмоции, снять напряже ние, возникшее в ходе упражнения, с другой сторо ны, ответы на этот вопрос позволяют осознать свой

4.Рефлексия

Литература

  1. Евтихов О.В. практика психологического тренинга. – СПб.: Издательство «Речь», 2005.
  2. Психогимнастика в тренинге / Под редакцией Н. Ю. Хрящевой. — СПб.: «Речь», Институт Тренинга, 2002. 
  3. Петрусинский В.В., Розанова Е.Г. Искусство общения в играх. М.:Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2007.

4.   Роджерс К. Взгляд на психотерапию, становление человека. М., 1994.

5.   Рубинштейн С. А. Основы общей психологии. М., 1940.

6.   Ярошевский М. Г. Психология творчества и творчество в психологии. — Вопросы психологии, М., 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРАКТИКУМ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА «СПОСОБЫ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ»

Практическая разработка для педагога-психолога в работе с педагогическим персоналом....

Семинар-практикум с элементами тренинга "Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников "

Данный семинар-практикум будет полезен воспитателям в работе с родителями своих воспитанников.  Материал содержит информацию о том, что такое активное слушание, о важный средствах  обще...

Психолого-педагогический практикум для педагогов ДОО «Построению эффективного общения и взаимодействия с родителями»

Цель: повышение коммуникативной компетентности воспитателей в общении с родителями.Задачи:1) развитие навыков гибкого и доброжелательного отношения в общении с родителями;2) обучение практическим прие...

Деловая игра с элементами тренинга «Построение эффективного общения и взаимодействия педагогов ДОУ с родителями»

Как вы думаете, почему одним педагогам удается наладить с родителями контакт так, что те по первому зову готовы, что называется, горы свернуть, а другие, как ни бьются, - не могут дозваться родителей ...

Конспект практикума с молодыми педагогами "Построение эффективного общения и взаимодействия с воспитанниками в различных видах деятельности"

Цель: обеспечить молодого специалиста знаниями, умениями, навыками, необходимыми для выстраивания конструктивного взаимодействия с ребенком при предъявлении педагогического требования и педагогической...

Презентация . Семинар-практикум с элементами тренинга для воспитателей "Общение педагога с родителями"

Успешность работы педагога, сопряженной с постоянными контактами с родителями и детьми, в большей степени зависит от коммуникативной культуры общения. Поэтому педагогу важно знать психологические...

Семинар-практикум с элементами тренинга "Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников "

Данный семинар-практикум будет полезен воспитателям в работе с родителями своих воспитанников.  Материал содержит информацию о том, что такое активное слушание, о важный средствах  обще...