Родительское собрание Форма проведения: семинар – практикум
консультация (средняя группа) на тему
Родительское собрание
Форма проведения: семинар – практикумРодительское собрание
Форма проведения: семинар – практикум
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.docx | 29.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
Форма проведения: семинар – практикум
«Познаем окружающий мир вместе с детьми, экспериментируя с предметами».
Подготовила и провела:
Воспитатель 1 категории
Малинова Антонина Петровна
Цель: расширение знаний родителей о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.
Задачи:
- Расширить знания родителей о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста;
- Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребёнком – дошкольником.
Планируемый результат:
Знание и применение на практике организации экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста дома.
Форма проведения: круглый стол,семинар – практикум (дискуссия)
План
I.
1.Приветствие.
2. Решение педагогической ситуации стр. 245- « Родительские собрания по ФГОС».
II.
1. Основная часть – тема собрания « Познаём окружающий мир вместес детьми, экспериментируя с предметами».
2. Практическая часть – опыты – « Добро пожаловать в экологию!»
3. Работа с памятками: « Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму!»
III.
1. Рефлексия.
2. Организационные вопросы.
Приложение:
Памятки для родителей, рекомендации - опыты в домашних условиях.
I.
1.Приветствие – вступительное слово педагогов группы.
2.Решение педагогической ситуации :
Представьте такую ситуацию:
Мать с сыном идут по улице. Неожиданно пошёл дождь. Сын спрашивает: « Мама, почему пошёл дождь?» - и слышит ответ:
« Ты плачешь и небо плачет».
Вопросы:
1. Согласны ли вы с ответом матери? ( Постарайтесь поставить себя на место пятилетнего ребёнка).
2. Как по – вашему, отвечать на детские « Почему?», чтобы интерес, заключённый в вопросе, не угасал, а развивался?
(Дискуссия)
II.
1. Основная часть.
Дошкольники – прирождённые исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача родителей – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.
Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?)
Дети дошкольного возраста очень наблюдательны. Наблюдая окружающий мир, они делают свои выводы, умозаключения, устанавливают причинно-следственные связи. Дети подмечают многое: особенности строения предметов, животных, их поведение, настроение людей и т.д. Способность наблюдать окружающий мир - очень важное преимущество детства. Для накопления определённых знаний и применения их в практической деятельности с детьми необходимо как можно больше наблюдать. При наблюдениях нужно опираться на любознательность детей. Их многочисленные вопросы к взрослым - лучшее проявление этой особенности. С возрастом характер вопросов у многих детей меняется, если в три года они задавали вопрос: "Что это?", то в четыре уже появились "Почему?", "Зачем?", а в пять, шесть лет очень важные для развития "Как это происходит?»
Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём. Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, - опыты. Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Например, слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть. По теме: "Волшебница Вода" опыты: "Наливаем - выливаем", "Снежинка на ладошке", "Превращение воды в лёд" и др.
Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - ребята всё проделывают сами.
На занятиях дети учатся задавать вопросы: "Как это сделать?", обращаться с просьбами: "Давайте сделаем так", "Давайте посмотрим, что будет, если:", сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство. Дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы.
В завершении хотелось бы напомнить одну древнюю китайскую пословицу:
"Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму".
Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.
2. Практическая часть
А) Свойства воздуха – « Мы дышим воздухом»
Как вы думаете, как можно увидеть воздух, которым мы дышим?
- Опустите трубочку для коктейля в стакан с водой и подуйте.
Что появилось в стакане? Почему? ( ответы родителей)
Вывод: Мы дышим воздухом, но он невидимый.
«Воздух есть везде»
Как вы думаете, воздух есть во всех предметах?
- Опустите в ёмкость с водой кусочек хлеба, кусочек сахара, яйцо.
Что появилось на поверхности воды? ( ответы родителей)
- Опустите в ёмкость с водой кусочек пемзы, поролоновую губку.
Что произошло с предметами?
Почему предметы всплыли н поверхность? ( ответы родителей)
Вывод:Воздух есть во всех предметах. Если в предметах много пустот, которые заполнены лёгким воздухом, то они всплывают на поверхность.
Б) Свойства материалов – «Как сделать мостик из бумаги?»
Как вы думаете, можно ли построить мост из бумаги?
- На 2 кубика положите лист бумаги и попытайтесь провести по « Мосту» игрушку. Мост не выдерживает испытания.
- Укрепите мост.. Для этого лист бумаги сложите гармошкой. И снова уложите на кубики. Повторите испытание с игрушкой.
На этот раз мост выдерживает.
Вывод: Сложенный в несколько слоёв лист бумаги намного прочнее. Но в реальной жизни мостов из бумаги не делают. Это непрочный материал.
« Волшебный цветок»
Как вы думаете, бумажные лепестки цветов могут «распуститься»?
- Опустите готовые бутоны лепестков в тарелку с водой. Что произошло? ( ответы родителей)
Вывод: Бумага имеет свойства намокать в воде, при этом она тяжелеет. Под воздействием тяжести лепестки цветов « распускаются».
3. Работа с памятками
Памятка « Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай
попробовать – и я пойму!»
Вот советы:
Меньше учите, больше делитесь.
Поощряйте поисковую активность детей.
Активизируйте внимание ребёнка.
Учите детей наблюдать и соблюдать правила поведения в природе.
Знакомство с окружающим миром должно быть увлекательным,
радостным.
Опыт 1.Что сыплется легче песок или глина? Поинтересоваться у детей , что легче сыпать песок или глину? Предложить детям насыпать ложку песка на тарелку медленно. Определить как сыплется? (легко ). Насыпался и ровно закрыл поверхность тарелки. Затем насыпать на другую тарелку ложку глины. Как она сыплется? Мелкими кусочками. Насыпалась неравномерно. Почему? Рассмотреть через лупу песок и глину. Песок состоит из очень маленьких гладких частичек, а глина из более крупных слипшихся кусочков. Итог: песок более мелкий, поэтому белее сыпучий.
Опыт 2. Волшебный материал. Спросить у детей из чего можно изготовить посуду? Предложить смочить песок и глину и попробовать слепить из них различные предметы шарики, колбаски. Оставить на сутки. Понаблюдать что произошло. Почему предметы из глины стали твердыми, а из песка рассыпались?(глина более плотная, липкая).Попробовать изготовить чашечку из песка и глины и наполнить водой. Из песка почти сразу распалась, из глины не пролила воду. Итог: предметы из глины более прочные и не пропускают воду.
Опыт3.Куда исчез сахар? Поинтересоваться у детей растворится ли песок в воде? А сахар? А где быстрее , в холодной или горячей? Предложить детям положить ложку песка в холодную и горячую воду, размешать. Что произошло? Песок не растворился. Предложить положить в горячую и холодную воду сахар. Что произошло? Где сахар растворился быстрее? Итог: в воде одни вещества не растворяются, а другие растворяются, причём,в горячей быстрее.
Опыт 4. Путешествие капельки. Спросить у детей, что произойдет с сосулькой? Предложить положить сосульку на марлю и понаблюдать, куда она делась? Откуда взялась вода в стакане? Куда исчезла вода из стакана? Итог: вода постоянно путешествует, превращаясь из одного состояния в другое.
III.
1. Рефлексия.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности.
2. Организационные вопросы.
А) Постройки из снега на участке.
Б) Конкурс рисунков и поделок к Новому году.
В) Новогодние костюмы для детей.
Г) Новогодние подарки.
Опыт 1. Поиск воздуха.
Предложить рассмотреть стаканы и спросить у детей , что в стакане? Попросить опустить стакан вверх дном в емкость с водой медленно. Что происходит? Почему вода в стакан не попала? Ей мешает воздух. Проделать тот же опыт, только укрепив на дне стакана кусочек ватки. Почему ватка не намокла?
Итог: воздух находится в стакане, хотя и невидим.
Опыт 2. Подводная лодка их винограда.
Поинтересоваться у детей , что помогает подводной лодке всплывать? Предложить налить в стакан газированной воды и бросить туда виноградинку. Что происходит? Виноградинку, упавшую на дно облепили пузырьки воздуха, и подняли её на поверхность, лопнули,иона упала на дно. Так же поднимается и опускается подлодка и рыбы. У них есть воздушный пузырь, если рыбе надо опустится, она его сжимает, и воздух выходит. Если подняться, то рыба его надувает .
Итог: познакомились со способом всплытия лодки и рыб.
Опыт 3. Как дышит растение?
Поинтересоваться у детей,могут ли дышать растения? Предложить детям подышать через трубочки. Растение так же дышит. Воздух в него сначала поступает, потом выходит. Рассмотреть через лупу листочки, на них есть очень маленькие дырочки, через которые растение дышит. Замажем вазелином ваши трубочки. Попробуйте подышать. Получилось? А теперь намажем вазелином листочки у одного цветка, с обеих сторон, а у другого только сверху. Оставим цветы на 7 дней. Посмотрим, что произошло? Листики, намазанные с обеих сторон, погибли, а намазанные сверху - нет.
Итог: растение дышит через нижнюю поверхность листа.
Опыт 4. Как пьют листья?
Спросить у детей: « Как вода проходит к листьям? По стеблям. Что тогда должно быть в стебле?» Дырки. Предложить детям рассмотреть через лупу срез стебля моркови. Сжать пальцами стебель .Выходит вода. Как вода поступает к листьям?
Итог: вода поступает к листьям через стебель.
Опыт 5. Как «пьют» корни? Поинтересоваться у детей: «Какую функцию выполняют корни растений?» Укрепляют растение в почве, берут из неё влагу. А что еще могут брать корни? Предложить размешать краситель в стакане с водой. Опустить черенок в стакан. А если вода с красителем, что может произойти с цветом корней? Оставить на 3-4 дня. Что произошло? Итог: корни всасывают влагу.
Опыт 16. Свет и тень. Рассматривать образование тени можно на улице днём от солнца, вечером от света фонарей, в помещении от предметов разной степени прозрачности. Спросить детей: « Когда появляется тень? Что такое тень? Тёмное пятно? Почему оно образуется? Свет не проходит через непрозрачные предметы?» Предложить рассмотреть тень от предмета , если источник света близко, далеко. Если источник слабый, сильный. Что происходит с тенью, если предметы прозрачные? Итог: свет не проходит через непрозрачные предметы.
Опыт 7. Волшебная рукавичка . Продемонстрировать фокус - набрать в рукавичку мелких предметов из металла и перевернув руку разжать её, металлические предметы не упали. Почему? Предложить детям взять другие предметы из дерева, пластмассы, стекла, бумаги , рукавичка перестает быть волшебной. Почему? В рукавичке есть что-то, что не даёт металлическим предметам падать. Дети находят магнит и пробуют применить его. Итог: магнит притягивает металлические предметы.
Опыт 8. Путешествие соли или выращиваем кристаллы.
Спросить у детей: « Может ли соль растворится в воде?». Предложить посмотреть опыт. В банку наливаем кипяток. Воду можно подкрасить. Засыпаем в воду соль и размешиваем. Что происходит с солью? Ставим банку с водой в таз с горячей водой, чтобы дольше не остывала. Засыпаем еще соли , до тех пор, пока она не перестанет растворяться. На середину палочки или карандаша привязываем нитку с петелькой или скрепкой на конце. Нитка должна доходить до середины банки. Кладем карандаш или палочку на горловину поперек банки, и опускаем нитку в банку. Осторожно вынимаем банку из миски, ставим в такое место, где ее не будут трясти. Вода остывает и не может удержать соль . Ниточка со скрепкой начнут обрастать кристаллами.. Наблюдаем почти две недели.
Итог: Если растворить в воде много вещества, то при испарении воды оно будет кристаллизоваться.
Опыт 9.Язык ощущений. Предложить детям на ощупь определять, что лежит в коробке, не заглядывая в неё. Устроить конкурс « Кто самый точный». Продукт оставлять на целый день и менять на другой.
Итог: тактильные ощущения помогают определить предмет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание « Пальцы помогают говорить» ( нетрадиционная форма проведения- семинар-практикум)
«Ум ребенка находится на кончиках пальцев»(В. А. Сухомлинский) Ученые на основе обследования детей выявили : если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту , то и речевое р...
Конспект родительского собрания на тему "Играем все вместе" (форма проведения: семинар - практикум).
Тема: «Игра – как верный друг и помощник в работе с детьми».Цель: Довести до сведения родителей информацию о важности использования познавательных игр в повседневной жизни дошкольника....
Родительское собрание на тему: Семинар-практикум «Азы воспитания»
Родительское собрание на тему:Семинар-практикум «Азы воспитания»Цель собрания: Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме нравственного воспитания дошкольников в условиях детског...
Тема: Обучение самомассажу детей в домашних условиях. Форма проведения: Семинар –практикум для родителей всех возрастных групп.
Оборудование: мультимидийное оборудование, миски с различными видами круп, мелкими игрушками, пуговицы, грецкие орехи, карандаши шестигранныеСамомассаж – одно из средств профилактики и кор...
Родительское собрание (форма проведения игра - путешествие)
Мы все разные: с разными привычками, потребностями, интересами, но у всех у нас есть общее – это наши дети, наш детский сад, наша группа, наше постоянное общение. Проработав с ...
Методическая разработка «Безопасная дорога детства». Форма проведения: семинар-практикум для родителей .
Делали ребятам предостереженье:«Выучите срочно Правила Движенья!»Чтоб не волновалисьКаждый день родители,Чтоб спокойно мчались,Улицей водители".Ю. Яковлева...
Конспект родительского собрания. Форма проведения: Игровой практикум на тему: «Играя, развиваем речь!». Возрастная группа: дети 5 – 7 лет с задержкой психического развития.
Конспект родительского собрания. Форма проведения: Игровой практикум. Тема: «Играя, развиваем речь!». Возрастная группа: дети 5 – 7 лет с задержкой психического развития....