Родительское собрание « Пальцы помогают говорить» ( нетрадиционная форма проведения- семинар-практикум)
материал (старшая группа) по теме
«Ум ребенка находится на кончиках пальцев»(В. А. Сухомлинский)
Ученые на основе обследования детей выявили : если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту , то и речевое развитие
находится в пределах нормы. Если развитие движений отстает , то задерживается и речевое развитие , хотя общая моторика при этом может быть в норме. Дети совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук , развиваются в речевом отношении быстрее других .
Развивая мелкую моторику вы развиваете речь , работоспособность головного мозга , мышление , внимание , память , воображение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
govorit.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное
учреждение Самарской области
основная общеобразовательная школа № 9
города Новокуйбышевск Самарской области
структурное подразделение «Детский сад «Родничок»
Родительское собрание
« Пальцы помогают говорить»
( нетрадиционная форма проведения-
семинар-практикум)
Подготовили
воспитатели:
Казанкова
Вера Викторовна
Сомина
Валентина Валентиновна
г. о. Новокуйбышевск
2013 г
Цель:показать важность работы по развитию мелкой моторики;
обозначить взаимосвязь мелкой моторики рук и речи детей;
научить родителей играм и упражнениям по развитию мелкой моторики.
План проведения:
1.Вступительное слово-загадка. Обобщающие проблемы.
2.Практическая часть:игры и упражнения.
3.Принятие решения собрания.
Подготовительный этап:
1.Оформить плакаты с мудрыми высказываниями:
«Ум ребенка находится на кончиках пальцев»(В. А. Сухомлинский)
«Рука-это своего рода внешний мозг»(Э. Кант)
«Рука -это инструмент всех инструментов»(Аристотель)».
2.Подготовить приглашение на собрание.
3.Атрибуты:мяч,
бумажные круги с цифрами и надписями «Развитие речи
и руки у людей идет параллельно. Есть основание рассматривать кисть руки
как орган речи»,
тазик с горохом;
зубные щетки, мячи- ежики, грецкие орехи;
атрибуты для пальчикового театра к сказке «Репка»;
квадратный лист , зубочистка;
листы бумаги с надписями:
«Удачным сегодня было...»
«Я задумалась....»
«Мне бы хотелось в следующий раз....»
«Мои предложения и рекомендации....»
Форма проведения : семинар-практикум
Ведущий 1 : Пять да пять — родные братцы,
Так все вместе и родятся.
Если вскапываешь грядку,
Держат все одну лопатку.
Не скучают , а играют
Вместе все в одни игрушки .
А зимою всей гурьбою
Дружно прячутся в теплушки.
Вот такие « пять « да « пять « ,
Угадайте , как их звать ?
Ответ родителей и детей : Пальцы .
Ведущий 1 : Правильно .Речь идет о пальцах. Тема нашего собрания-практикума посвящена как раз им , а точнее- развитию мелкой моторике рук у ребенка. Почему именно этому ? Вы узнаете. Сейчас дети поиграют в игру :
« Собери пословицу «На столе лежат бумажные круги с номерами .Нужно взять круг , определиться с цифрой и выстроиться по порядку.
( дети выполняют задание )
Родители читают : « Развитие речи и руки у людей идет параллельно. Есть основание рассматривать кисть руки как орган речи » .
Ведущий 2 : Но прежде чем начать работу практикума , давайте поприветствуем друг друга . Взрослые бросают мяч друг другу и говорят
комплимент.
Игра-приветствие.
Ведущий 2: На примере игры можно увидеть , как связаны процессы: вы ловите мяч — работают пальцы , это сопровождается речью — комплиментами. А прежде чем сказать комплимент необходимо оформить фразу - задействовалось мышление.
Ведущий 1 : Ученые на основе обследования детей выявили : если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту , то и речевое развитие
находится в пределах нормы. Если развитие движений отстает , то задерживается и речевое развитие , хотя общая моторика при этом может быть в норме. Дети совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук , развиваются в речевом отношении быстрее других . Если специально тренировать кисть , развитие речи ускоряется. Разрешите задать вам вопросы :
1 . Занимались ли ваши родители с вами для развития кисти и пальцев ?
Ответ родителей
2 . Как?
Ответ родителей....
3 . Как вы занимаетесь пальчиками ваших детей ?
Ответ родителей....
4 . Для чего вы это делаете ?
Ответ родителей.....
5 . Что дает занятие с пальчиками детям ?
Ответ родителей.....
Ведущий 1 :Развивая мелкую моторику вы развиваете речь , работоспособность головного мозга , мышление , внимание , память , воображение.
Ведущий 2 : Мелкая моторика лучше развивается в игровой форме .Сейчас мы будем играть и и пальчики развивать .
Ведущий 2 : Каждый день мы играем в пальчиковые игры .Ребята давайте покажем вашим родителям игру « Матрешка «.
Дуйте в дудки , бейте в ложки ,
( Дети имитируют движения . Хлопают в ладоши )
В гости к нам пришли матрешки.
( Выполняют ходьбу пальцами указательным и средним на столе)
Ложки деревянные ,
( Вытягивают руки , сложенные « Ковшиком «)
Матрешечки румяные .
( Качают головой , поднеся руки к щекам )
Ведущий 2 : Пальчиковые игры возбуждают речевые центры головного мозга , а значит , стимулирует развитие речи . Дети учатся концентрировать внимание и сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми , а также взрослым и ребенком . Пальчиковые игры увлекательные , эмоциональные . Они как бы отражают реальность окружающего мира. Это инсценировка рифмованных историй при помощи пальцев.
Ведущий 1 : Очень полезно предоставлять ребенку возможность проводить самомассаж в « сухом бассейне» .
Ребята опустите кисти рук в «бассейн» и помешайте гречку (фасоль, горох).
Одновременно сжимайте и расжимайте пальцы рук и говорите вместе со мной :
« В миску насыпали горох
И пальцы запустили ,
Устроив там переполох,
Чтоб пальцы не грустили.»
Ведущий 1: Массировать пальчики можно зубной щеткой. Уважаемые родители помассируйте пальцы рук ребенка , начиная с большого и до мизинца .Растирайте сначала подушечку пальца , затем медленно опускайтесь к его основанию.
« Я возьму зубную щетку ,
Чтоб погладить пальчики .
Станьте ловкими скорее ,
Пальчики- удальчики .»
Ведущий 1 : Массировать поверхности ладоней можно мячиками-ежиками. Помассируйте ладони детям
« Мячик мой не отдыхает,
На ладошке он гуляет.
Взад- вперед его качу.
Вправо-влево-как хочу.
Сверху -левой , снизу — правой
Я его катаю , браво .»
Ведущий 1 : А сейчас дети сами будут массировать себе ладошки грецкими орехами ( каштанами ).Катайте два ореха между ладонями.
« Научился два ореха
Между пальцами катать.
Это в школе мне поможет
Буквы ровные писать .»
Ведущий 2 :Для развития мелкой моторики успешно используется пальчиковый театр .Кистью или пальцами руки ребенок будет имитировать движения персонажей . Вашему вниманию предоставляется сказка « Репка» , в исполнении ваших детей.
Ведущий 2 : Посадил дед репку . Выросла репка большая , пребольшая .Пошел дед репку тянуть. Тянет , потянет — вытянуть не может. Позвал дед бабку, Бабка за дедку , дедка за репку , тянут , потянут — вытянуть не могут, Позвала бабка внучку . Внучка за бабку , бабка за дедку , дедка за репку ,тянут , потянут — вытянуть не могут . Позвала внучка Жучку , Жучка за внучку , внучка за бабку , бабка за дедку , дедка за репку , тянут , потянут — вытянуть не могут . Позвала Жучка кошку. Кошка за Жучку , Жучка за внучку , внучка за бабку , бабка за детку , дедка за репку ,тянут , потянут — вытянуть не могут. Позвала кошка мышку . Мышка за кошку , кошка за Жучку , Жучка за внучку , внучка за бабку , бабка за дедку , дедка за репку -и вытянули репку .
Ведущий 2 : Молодцы ребята !
Ведущий 1 :Очень хорошо развивает мелкую моторику японское искусство складывания бумаги — оригами . Оригами привлекает детей . Сегодня мы вместе техникой оригами создадим вертушку .
1 . Сложить квадрат два раза пополам , развернуть .
2 . Все четыре угла сгибаем в центр листа .
3 . Перевернуть заготовку изнанкой вверх .
4 . Лист сложить пополам по вертикали .
5 . Противоположные вертикальные стороны квадрата отгибаем к средней линии .
6 .Верхнюю точку поместить в центр квадрата и разгладить сгибы и уголки .
7 . Тоже самое с другой стороны .
8 . Согнуть заготовку пополам .
9 . Отогнуть два угла .
10 . В середину вставить зубочистку .
Ведущий 1 : Развитие мелкой моторики , речи — важнее перед школой , чем умение писать и читать , а систематические упражнения по тренировке движений пальцев является мощным средством повышения работоспособности головного мозга , что способствует развитию психических функций .
Ведущий 1 : А сейчас предлагаю родителям поиграть еще в одну игру « Закончи предложение « ( Родителям раздаются листочки с началом предложения :
« Удачным сегодня было …..
« Я задумалась …..
« Мне бы хотелось в следующий раз …
«Мои предложения и рекомендации....
Ведущий 2 : Закончить нашу встречу хочется словами Сеченова : « Движения руки человека наследственно не определены , а возникают в процессе воспитания и обучения ..»
Подведение итогов . Решение родительского собрания:
1 .Развивать мелкую моторику пальцев рук в домашних условиях , используя рекомендации , материал собрания .
2 . Заботиться , чтобы деятельность детей была успешной- это будет подкреплять их интерес к играм и занятиям по развитию мелкой моторики .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект родительского собрания на тему "Играем все вместе" (форма проведения: семинар - практикум).
Тема: «Игра – как верный друг и помощник в работе с детьми».Цель: Довести до сведения родителей информацию о важности использования познавательных игр в повседневной жизни дошкольника....
Сценарий родительского собрания" Пальцы помогают говорить"
Родительское собрание на тему "Пальцы помогают говорить"...
Родительское собрание Форма проведения: семинар – практикум
Родительское собраниеФорма проведения: семинар – практикумРодительское собраниеФорма проведения: семинар – практикум...
Тема: Обучение самомассажу детей в домашних условиях. Форма проведения: Семинар –практикум для родителей всех возрастных групп.
Оборудование: мультимидийное оборудование, миски с различными видами круп, мелкими игрушками, пуговицы, грецкие орехи, карандаши шестигранныеСамомассаж – одно из средств профилактики и кор...
Презентация к родительскому собранию "Пиктограммы помогают говорить"
Презентация к родительскому собранию на котором мы знакомим родителей с работой по развитию речи с использованием пиктограмм. Рассказывается что такое пиктограммы, какие виды бывают, какие задачи реша...
Родительское собрание "Пальцы помогают говорить"
Родительское собрание "Пальцы помогают говорить"...
Родительское собрание "Пальчики помогают говорить"
Взаимосвязь моторики рук и речи детей...