«Логоритмические упражнения» и «Расскажи стихи руками»
консультация (средняя группа) на тему

Назарько Елена Владимировна

Ознакомление родителей со зоровьесберегающими технологиями по методике Е. А. Алябьевой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alyabeva_e.a.docx90.06 КБ

Предварительный просмотр:

Ознакомление родителей со зоровьесберегающими технологиями по методике Е. А. Алябьевой

«Логоритмические упражнения» и «Расскажи стихи руками»

Логоритмические упражнения – это стихотворный материал. Выбор стихов достаточно велик, чтобы позволить отбирать необходимый в соответствии с речевым диагнозом и этапом коррекционной работы. В основе содержания стихов — любимые занятия дошкольников, знакомые объекты окружающего мира, что, несомненно, вызывает интерес у детей. Достаточно обширный познавательный материал, отраженный в стихах, дает возможность уточнять и конкретизировать знания детей о реальной действительности, о природе.

Предлагаемые логопедические стихотворные упражнения и упражнения по методике «Расскажи стихи руками» можно использовать и как логопедические, и как логоритмические при условии расстановки ритмических акцентов.

Средства этой методики:
— ходьба и маршировка в различных направлениях;
— упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
— упражнения, регулирующие мышечный тонус;
— упражнения, активизирующие внимание;
— счетные упражнения;
— речевые упражнения без музыкального сопровождения;
— упражнения, формирующие чувство музыкального размера или метра;
— упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
— ритмические упражнения;
— пение;
— упражнения в игре на детских музыкальных инструментах;
— самостоятельная музыкальная деятельность детей с речевыми нарушениями;
— игровая деятельность;
— упражнения на развитие творческой инициативы;
— заключительные упражнения.
Такие упражнения в стихотворном варианте можно использовать в разных видах занятий, бытовой деятельности, в процессе наблюдений на природе, в качестве физкультминутки.

Стихотворный материал имеет ряд требований:
— разнообразную коррекционную направленность: для нормализации темпа и ритма речи; для развития словаря (глагольного, именного); для автоматизации звукопроизношения;
— определенный динамический размер, чтобы можно было соотнести движения руками, ногами, туловищем с ритмом речи;
— среднюю длину строки, так как для длинной строки трудно подобрать соответствующее движение;
— насыщенность глагольной лексикой, чтобы проиллюстрировать движение;
— сюжетную линию и действующее лицо, чтобы исключить механические движения и воспитывать у детей понимание логической связи между текстом и движением;
— при подборе стихотворений необходимо учитывать возраст, речевые и двигательные возможности детей.

Не все речевые упражнения можно выполнять, двигаясь и одновременно произнося стихи. Это может вызвать расстройство дыхания. Поэтому, при интенсивных движениях, лучше разделить детей на две группы: одна выполняет движения, а другая произносит текст, затем они меняются ролями.

«Рассказывание» стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, координации движений, воображения, образности мышления.

Совместные действия со взрослыми и сверстниками снимают неуверенность, зажатость у ребенка, которые часто связаны с речевым дефектом или личностными комплексами.

Движения, предложенные автором, не обязательно воспринимать как догму. Их можно обогащать и видоизменять.

Показывать можно не только содержание строки, но и каждого слова в ней, однако это доступно только детям старшего дошкольного возраста и не со сложными речевыми диагнозами.

Обязательно надо учитывать возраст детей при выборе содержания и объема стихотворения. Можно делить стихи на части.

В стихах содержится много глагольных форм, что очень полезно для детей с общим недоразвитием речи, у которых образование глагольных форм вызывает определенные трудности.

Приведу примерные логоритмические упражнения в стихах:

«Машина»


Би-би-би — 

Гудит машина.
Тук-тук-тук — 

Мотор стучит.

— Едем, едем, едем, едем, 

Он так громко говорит.

Шины трутся о дорогу.

Шу-шу-шу —

Они шуршат.

Быстро крутятся колеса.

Та-та-та —

Вперед спешат.


^ Дети ритмично постукивают

кулачком одной руки о ладонь

другой.

Ритмично хлопают руками.
Ритмично потопывают ногами.

Потирают ладони.

Делают ритмичную «вертушку» руками.


Предлагаемые логопедические стихотворные упражнения и упражнения по методике «Расскажи стихи руками»

http://www.studmed.ru/docs/static/7/f/4/8/5/7f4859b78af.png

«Ученые мартышки»

Две проказницы мартышки
Полистать любили книжки.
Потрясти их, полистать
И как будто почитать.
Ловко принялись за дело 
И очки они надели.
К носу книжку поднесли, 
Вдруг подальше отвели.
Ничего в очках не видно.
И мартышкам так обидно!

Спасибо за внимание!

Консультацию подготовила

воспитатель

Назарько Елена Владимировна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Расскажи стихи руками"

Речедвигательная гимнастика...

Расскажи стихи руками

Расскажи стихи руками...

Эффективность использования инновационных технологий по методике "Расскажи стихи руками".

Дети очень любят повторять движения за воспитателем, на чём и основывается как раз принцип «Расскажи стихи руками». Предлагаемые стихотворные тексты заучиваются, затем чётко проговариваются детьми сов...

Расскажи стих руками

Расскажи стих руками...

Упражнения по методике «Расскажи стихи руками»

   В современных условиях педагоги дошкольных учреждений имеют большую возможность широкого выбора методов по работе с детьми. Это позволяет более результативно решать коррекционные и...

Консультация для педагогов «Упражнения по методике «Расскажи стихи руками»

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга....