"Расскажи стихи руками"
материал по логопедии (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
РАССКАЖИ СТИХИ РУКАМИ
В современных условиях педагоги дошкольных учреждений имеют большую возможность широкого выбора методов по работе с детьми. Это позволяет более результативно решать коррекционные и воспитательно-образовательные задачи исходя из потребностей детей конкретной группы с учетом уровня и динамики их развития.
Увеличение числа детей с различными видами отклонений в развитии, в том числе и речевом, посещающих не только специализированные группы, но и часто находящихся в группах для детей с нормальным развитием, вызывает необходимость разработки универсальных развивающихся и коррекционных методов и приемов.
Одна из таких методик - «Расскажи стихи руками», которая широко используется логопедами, воспитателями, психологами при работе с детьми, имеющим норму в развитии, речевые недостатки, задержку в психическом развитии.
Рассказывание стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, развитию слоговой структуры слова, развитию крупной и мелкой моторики, воображения, образности. Совместные действия со взрослым и сверстниками снимают неуверенность, зажатость у ребенка, которые часто связаны с речевыми дефектами или личностными комплексами.
Речевой материал для этой методики подбирается специально. Такие стихи, специально сочинены для использования по методу «Расскажи стихи руками» и поэтому они изначально предполагают осуществление действий, доступных для детей. Показывать можно содержание не только строки, но и каждого слова, что может быть использовано в старших группах детского сада. Предложенный вариант движений не является обязательным. Движения может самостоятельно придумывать педагог или делать это вместе с детьми. Для средней группы целесообразно использовать короткие стихи. Стихи о природе будут полезны для закрепления знания о ней. Их можно использовать в процессе естественно - научных наблюдений. В таких стихах содержится много глаголов. Это очень полезно для детей речевыми дефектами, у которых образование глагольных форм происходит с трудом. Некоторые стихи можно использовать в качестве занятий. Я предлагаю вам материал по различным лексическим темам, предусмотренных программами в детском саду. Данные игровые упражнения проводятся с предметами, рекомендую проводить их, начиная со среднего возраста.
«РАССКАЖИ СТИХИ РУКАМИ»
(с предметами)
Лексическая тема «Фрукты»
Самомассаж с карандашом
«Соковыжималка»
Я куплю апельсины и приготовлю апельсиновый сок.
Я куплю персики и приготовлю персиковый сок.
Я куплю ананасы и приготовлю ананасовый сок.
Я куплю абрикосы и приготовлю абрикосовый сок.
Я куплю яблоки и приготовлю яблочный сок.
«На базар ходили мы»
На базар ходили мы,
Много груш там и хурмы,
Есть лимоны, апельсины.
Дыни, сливы, мандарины,
Но купили мы арбуз –
Это самый вкусный груз.
(дети перебирают пальчиками узелки на веревках)
Лексическая тема «Осень золото роняет»
(пузырьки, пипетки)
К нам на длинной тонкой ножке
Скачет дождик по дорожке
( дети капают 2 капли)
В лужице – смотри, смотри!-
Он пускает пузыри
(дети капают 3 капли)
Стали мокрыми кусты
(дети капают 4 капли)
Мокрый серый воробей
Сушит перышки скорей.
(дети капают 5 капель)
(с кедровыми орешками)
Осень длинной тонкой кистью
Перекрашивает листья –
Красный, желтый, золотой,
Как хорош ты, лист цветной!
Лексическая тема «Овощи»
(делаем «сухой бассейн» с горохом и фасолью)
Горох
В ведро насыпали горох
И пальцы запустили,
Устроив там переполох,
Чтоб пальцы не грустили.
Фасоль
В ведре не соль, совсем не соль,
А разноцветная фасоль.
На дне – игрушки для детей,
Мы их достанем без затей.
Лексическая тема «Грибы. Ягоды»
(веревки с узелками)
Вылезли на кочке
Мелкие грибочки:
Грузди и горькушки
Рыжики, волнушки.
Даже маленький пенек
Удивленья скрыть не смог.
Выросли опята,
Скользкие маслята,
Бледные поганки
Встали на полянке.
(с грецкими орехами)
Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех.
Лексическая тема «Зеленая история»
(с колючими мячами)
У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки,
Но еще сильней, чем ельник
Вас уколет можжевельник.
Лексическая тема «Перелетные птицы»
(со спичками)
Клювов длиннее
Не видывал я,
Чем клювы у аиста
И журавля.
Лексическая тема Домашние птицы»»
Насыпаем горох в крышку от банки или блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет еще одну, еще одну и так набирает целую горсть. Можно это делать одной или двумя руками. Каждая горошина берется на ударный слог.
Зернышки все, что хозяйка давала
Курочка клювом по штучке склевала.
Лексическая тема «Я - человек. Я – девочка. Я – мальчик»
Обрывать лишнюю бумагу по контуру человека и произносить:
Есть на пальцах наших ногти,
На руках – запястья, локти.
Темя, шея, плечи, грудь
И животик не забудь.
Бедра, пятки, двое стоп,
Голень и голеностоп.
Есть колени и спина,
Но она всего одна.
Есть у нас на голове
Уха два и мочки две.
Брови, скулы, и виски,
И глаза, что так близки.
Щеки, нос и две ноздри,
Губы, зубы – посмотри!
Подбородок под губой.
Вот что знаем мы с тобой!
Лексическая тема «Времена года»
( с проволокой)
Называем месяц – совершаем проволокой оборот вокруг кисти руки
Сентябрь, октябрь, ноябрь – ОСЕНЬ.
Декабрь, январь, февраль – ЗИМА.
Март, апрель, май – ВЕСНА.
Июнь, июль, август – ЛЕТО.
Лексическая тема «Времена года. Календарь»
Берем веревку и завязываем на ней 12 узлов.
Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый
узел называет месяц года (по порядку). Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д.
СОСУЛЬКИ (с пипетками)
Два пузырька, из одного в другой пипетками дети капают капли на каждое слово:
Одна весенняя капелька, две весенние капельки, …. пять весенних капелек)
2 вариант
На каждую каплю называют дни недели: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.
3 вариант
«Кап, кап, кап,
Звенит капель,
Приближается апрель»
ДОЖДИК (с пипетками)
Шлеп – шлеп – шлеп –
Иду по лужам.
Хлюп – хлюп – хлюп –
Вода в ботинках.
Кап – кап – кап –
Мне зонтик нужен.
Оп – оп – оп –
Вода по спинке.
Упражнение с горохом и фасолью
Граблями сгребаем мы мусор с земли,
Чтоб к свету росточки пробиться смогли.
Руки, как грабельки (большой палец прижат к ладони, а остальные слегка разведены и полусогнуты) сгребают в контейнере горох, фасоль.
*Берем веревку (толщина – с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года (по порядку). Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д.
Лексическая тема «Зимующие птицы»
(насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку):
Снегирь, и сорока, и клест, и синицы –
Зимуют у нас эти чудные птицы.
И чтоб они жили по – прежнему с нами,
Мы будем кормить их, конечно же, сами.
Лексическая тема «Домашние животные»
Бельевая прищепка (проверяем на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой). Поочередно «кусаем» ногтевые фаланги ( от указательного пальца к мизинцу и обратно, на ударные слоги стиха). После 1 – го двустишия – смена рук.
2 3 4 5
Кусается сильно котенок – глупыш,
5 4 3 2
Он думает: это не палец, а мышь (смена рук)
2 3 4 5
Но я же играю с тобой, малыш,
5 4 3 2
А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»
Лексическая тема « Зима. Зимняя одежда»
Научить ребенка застегивать на пуговицы кофту, шубу, пальто и т.д. Сначала у него, наверное, будет получаться застегивать скажем, кофту на одну пуговицу только двумя руками. Постепенно ребенок должен научиться застегивать одну пуговицу одной рукой. И, как говорится, высший пилотаж – 2 пуговицы двумя руками одновременно.
Лексическая тема Зимние забавы. Новый год »
Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это – «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них «как ноги». Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог.
Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной поры!
Лексическая тема «Транспорт»
(с прищепками)
Автобус, троллейбус, машина, трамвай –
О них ты на улице не забывай (смена рук).
В морях – корабли, ледоколы, суда,
Они очень редко заходят сюда.
«Ходим» пальцами (указательным и средним) по «зебре» дорожного перехода на ударные слоги:
Нас с тобой переведет
Пешеходный переход.
Ребенок выполняет это упражнение сначала одной рукой, потом двумя – одновременно.
Лексическая тема «Материалы и инструменты»
(с кусочками полиэтилена, можно использовать носовой платок)
Кусочек полиэтилена размером примерно 1,5 на 2 детские ладони ребенок собирает (комкает) пальцами в ладонь, начиная с угла. Кусочки полиэтилена торчать из кулачка не должны. Сначала ребенок может помогать себе другой рукой, но потом он выполняет это упражнение только одной рукой.
Лексическая тема «Профессии»
(с горохом)
Строим «сруб» из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.
Чтобы дом построить новый
Запасаю лес дубовый,
Кирпичи, железо, краску,
Гвозди, паклю и замазку,
А потом, потом, потом,
Начинаю строить дом.
Лексическая тема «Наш край. Город. Улица» (с горохом)
Красноярский край родной
Самый северный такой
Город есть отличный в нем,
Что Норильском мы зовем!
Разных улиц много здесь,
Трудно даже перечесть:
Самый главный – Ленинский проспект,
Комсомольская, Талнахская - улицы прекрасные;
Мира, Советская, Ленинградская.
А еще много площадей у нас:
Площадь Металлургов есть,
И не можно глаз отвесть.
Есть и Комсомольская, Театральная, Гвардейская.
Очень город свой люблю,
Потому что в нем живу!
Лексическая тема « Защитники Отечества»
Ребенок сжимает в руке экспандер кистевой (мячик резиновый, грушу от пульверизатора или любой другой предмет, который сопротивляется при сжатии). Сжимание – на ударные слоги.
Сжать кольцо поможет нам
Сила с волей пополам.
Станут пальчики сильнее,
А головушка – умнее.
Лексическая тема « Мамин день. Семья»
Натянуть веревку на уровне плеч ребенка и дать ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог стиха делается одно соответствующее движение:
Прищеплю прищепки ловко
Я на мамину веревку.
Лексическая тема « Космос»
(с маленькими каучуковыми мячиками, с грецкими орехами)
Вокруг Земли Луна летает,
А вот зачем – сама не знает.
Лексическая тема «Возращение птиц. Насекомые»
Рисуем соты на бумаге. Пальцы ребенка (указательный и средний) «ходят» - «летают» по сотам на ударные слоги:
Пальцы, как пчелы, летают по сотам
И в каждую входят с проверкою: что там?
Хватит ли меда всем нам до весны,
Чтобы не снились голодные сны?
Лексическая тема «Школа»
«Скомкай газету»
Перед участниками на полу стелется развернутая газета. Правую руку дети заводят за спину, а левой, по сигналу взрослого, нагнувшись, начинают комкать газету, стараясь собрать весь лист в кулак. Игра предполагает «ошибки» в действиях педагога. («Это нужный мне лист бумаги» Его нужно срочно разгладить!»)
Лексическая тема «Обувь» (с крышками)
Всюду, всюду мы вдвоем
Неразлучные идем
Мы гуляем по лугам,
По зеленым берегам.
Вниз по лестнице сбегали.
Вдоль по улице шагали.
После лезем под кровать,
Будем там тихонько спать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Расскажи стихи руками
Расскажи стихи руками...
Эффективность использования инновационных технологий по методике "Расскажи стихи руками".
Дети очень любят повторять движения за воспитателем, на чём и основывается как раз принцип «Расскажи стихи руками». Предлагаемые стихотворные тексты заучиваются, затем чётко проговариваются детьми сов...
Расскажи стих руками
Расскажи стих руками...
Досуг с родителями - "Расскажи стихи руками" младшая группа.
вот сам конспект...
"Расскажи стихи руками"
консултьтация для воспитателей по использованию пальчиковых игр....
РАССКАЖИ СТИХИ РУКАМИ
Развитие речи...
«Логоритмические упражнения» и «Расскажи стихи руками»
Ознакомление родителей со зоровьесберегающими технологиями по методике Е. А. Алябьевой...
Комментарии
"Расскажи стихи руками"
Спасибо за материал, Евгения Геннадиевна! Взяла его на заметку для работы с детьми с тяжёлыми расстройствами речи в коррекционной школе.