Роль занимательного наглядного материала в обучении грамоте детей с нарушением речи
консультация на тему

Карпова Екатерина Владимировна

Недоразвитие речи и особенности деятельности являются серьёзным препятствием в овладении грамотой и начальных этапах обучения.    Опыт показывает, что очень трудно бывает удержать внимание детей с нарушением речи, пробудить у него интерес к содержанию занятия, добиться, чтобы усвоенный материал сохранился надолго в памяти и использовался в новых условиях.Для того, чтобы у детей появился познавательный интерес к родному языку как учебному предмету, а так же для того, чтобы активизировать их память, внимание, фонематическое восприятие, мы решили использовать побольше игровых приёмов, занимательного лексического, лексико-грамматического и фонематического наглядного материала, который постоянно меняется и усложняется на разных этапах обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_zanimatelnogo_materiala.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

    У детей с общим недоразвитием речи недостаточно сформированы многие неречевые психические функции: логическое мышление, слуховое и зрительное восприятие, память. Часто у них выявляются чрезмерная рациональность, впечатлительность, повышенная утомляемость и другие личностные особенности. Недоразвитие речи и особенности деятельности являются серьёзным препятствием в овладении грамотой и начальных этапах обучения. Так же у детей отмечаются выраженные затруднения в усвоении грамматической системы родного языка.

    Опыт показывает, что очень трудно бывает удержать внимание детей с нарушением речи, пробудить у него интерес к содержанию занятия, добиться, чтобы усвоенный материал сохранился надолго в памяти и использовался в новых условиях.

    Для того, чтобы у детей появился познавательный интерес к родному языку как учебному предмету, а так же для того, чтобы активизировать их память, внимание, фонематическое восприятие, мы решили использовать побольше игровых приёмов, занимательного лексического, лексико-грамматического и фонематического наглядного материала, который постоянно меняется и усложняется на разных этапах обучения. Особую роль в обучении детей с нарушениями речи играет наглядность. Воздействуя на органы чувств (зрительные, слуховые и т.д.), средства наглядности обеспечивают разностороннее, полное формирование какого-либо образа, понятия, благодаря чему знания лучше усваиваются и поддерживается интерес к учебной деятельности.

    Так, на первоначальном этапе обучения, когда дети знакомятся с понятием ЗВУК и БУКВА, мы использовали следующие упражнения и наглядный материал к ним:

  • рисованные схемы-таблицы «Буквы и звуки – что это такое»; для чёткого различения элементарных единиц письменной речи (букв) и устной речи (звуков);
  • картинки-символы (для знакомства с различными звуками и их характеристикой);
  • картинки из азбуки и альбомы, для формирования навыка определения положения звука в слове (в начале, середине, конце слова): панно «Дом звуков»;
  • картинный материал (для заданий в устной форме – определить положение звука в слове, назвать слова, в которых заданный звук слышится в начале (середине, конце) слова, для определения количества гласных звуков в словах (позже и согласных), отгадывания по названным гласным (согласным) звукам предметов);
  • схемы слов (для различения гласных, согласных (твёрдых и мягких) звуков, определения количества слогов в слове);
  • карточки-домики с гласными и согласными звуками (для самостоятельного составления слов в играх «Живые звуки- буквы», игра «Проведи дорожку»…).

    На следующем этапе коррекционной работы мы используем игры и упражнения для развития звуко - буквенного анализа. Этот вид заданий предполагает у детей умение читать  и владеть элементарными навыками анализа и синтеза слов. На этом этапе мы используем игру:

    «Исправь ошибку», «Составь слово», ребусы для привлечения внимания ребёнка к буквенному составу слова (стол –ы, к – осы, семь – я, сто – п и т.д.), для занимательного изучения предлогов (тра –в а, анна – на –с, под-ко-ва);

  • кроссворды (для накопления словарного запаса, закрепления гласных и согласных букв, закрепления орфограмм);
  • буквы к играм «Типография» (из букв данного слова составить другие слова); «Почини слово» (соединить «рассыпавшиеся» буквы в целое слово); «Поле чудес» и т.д.

    Следующий вид работы – это работа над слоговой структурой слова. Для этого мы используем:

  • панно в виде яблони и яблоки с написанными на них слогами (для составления слов из «рассыпавшихся» слогов);
  • игра «Домино».

    Также мы используем лексический материал для развития фонетического восприятия. Этот материал включает в себя различные двустишья. Детям предлагается исправить ошибку. Эти задания помогают детям осознать смыслоразличительную функцию фонемы.

    В целях активизации памяти и внимания детей мы используем лексический материал – это стихи, которые дети заучивают на одном занятии и повторяют в начале следующего. Для развития зрительной памяти мы предлагаем детям проговорить слово с конца. Так же используем парные сюжетные картинки с незначительными отличиями друг от друга  («Кто больше называет отличительных признаков»).

    На фронтальных занятиях мы стараемся как можно чаще использовать такие приёмы как: участие литературных персонажей (Незнайки, Петрушки, Буратино, куклы Томы и Даши); использование элементов сюжетно-дидактических игр («Путешествие на разных видах транспорта», «Прогулка в лес», «Магазин»); сюжетов из сказок («Путешествие в страну Феи» - панно) и т.д.

    Проведение таких занятий с применением наших пособий и игровых приёмов даёт возможность детям в течение 30 минут поддерживать работоспособность даже у детей с неустойчивым вниманием и быстро истощаемой нервной системой. Программный материал усваивается легче и быстрее, расширяется словарный запас детей, прочнее осваиваются звуко-слоговой анализ и синтез, особенности лексико-грамматического строя речи, активизируется самостоятельность мышления.

Литература:

  • «Учите, играя!» / Максаков А.И., Тумакова Г.А.
  • «Игры в логопедической работе с детьми» / Семивёрстов В.И.
  • «Методическое руководство к учебно-наглядному пособию – Звучащее слово»/ Тумакова Г.А.
  • «Игры и игровые упражнения для развития речи»/ Швайко Г.С.
  • Ж. дефектология №3 – 1995 г., №6 – 1994 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме "Использование занимательного наглядного материала в обучении грамоте дошкольников с нарушениями речи".

     Подобранный мною занимательный материал систематизирован в зависимости от периода и целей обучения и разделен на несколько блоков. Приведены наиболее интересные матери...

Экспериментальная деятельность на занятиях по обучению грамоте детей с нарушениями речи.

Экспериментальная деятельность на занятиях по обучению грамоте детей с нарушениями речи (песочная терапия)...

«Обучение грамоте детей с нарушением речи в подготовительной комбинированной группе».

Чистое произношение ребёнка не всегда является   показателем сформированности фонематического  восприятия.Очевидно, что ведущей задачей логопеда подготовительной к школе группы становит...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы по обучению грамоте детей с нарушением речи «ПИШИ - ЧИТАЙКА» на 2014 -2015 учебный год.

Данная программа позволяет построить систему коррекционно-развивающей работы по обучению грамоте детей с нарушением речи на основе  взаимодействия логопеда, ребёнка и родителей детей. Помимо зада...

Мастер - класс учителя – логопеда. Тема: «Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте детей с нарушением речи».

Необходимыми предпосылками для обучения грамоте дошкольника являются: сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а также наличие навыков звукового ана...

Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями речи

Конспекты занятий, развлечений, выступлений...

Консультация " Роль игры в подготовке к обучению грамоте дошкольников с нарушениями речи"

Консультация для педагогов ДОУ " Роль игры в подготовке к обучению грамоте дошкольников с нарушениями речи"...