«Обучение грамоте детей с нарушением речи в подготовительной комбинированной группе».
статья по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Чистое произношение ребёнка не всегда является показателем сформированности фонематического восприятия.
Очевидно, что ведущей задачей логопеда подготовительной к школе группы становится предупреждение нарушений письма и чтения.
Можно выделить 3 направления коррекционной деятельности логопеда в подготовительной комбинированной группе:
1. создание чётких представлений о каждом звуке речи;
2.совершенствование навыков звукового анализа и синтеза;
3. обучение грамоте по особой системе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_gramote.docx | 599.05 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Школа № 760 им. А.П. Маресьева подразделение № 1848
Учитель – логопед Богданова Т.И.
«Обучение грамоте детей с нарушением речи в подготовительной комбинированной группе».
Необходимыми предпосылками для обучения грамоте дошкольника являются: сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а также наличие навыков звукового анализа. Все названные процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены.
При чтении у детей, занятия с которыми велись без учета указанных факторов, наиболее типичны следующие ошибки:
- трудности слияния звуков в слоги и слова;
- взаимные замены фонетически или артикуляционно близких согласных звуков (свистящих — шипящих, твердых — мягких, звонких — глухих);
- побуквенное чтение (Р, Ы, Б, А);
- искажение слоговой структуры слов (поправился вместо переправился, операция вместо операционная, вынула вместо вытянула);
- слишком медленный темп чтения;
- нарушение понимания прочитанного.
К числу типичных недостатков письма у таких детей относятся:
- замены букв, указывающие на незаконченность процесса дифференцировок соответствующих звуков, близких по акустическим или артикуляционным признакам;
- пропуски гласных;
- пропуски согласных в их стечении;
- слияние слов на письме;
- раздельное написание частей одного слова;
- пропуски, наращения или перестановки слогов;
- орфографические ошибки (нарушение правил правописания безударных гласных, непроизносимых согласных, приставок, суффиксов и пр.).
Часто взрослые усугубляют дефекты чтения и письма у детей, неосознанно, но упорно допуская следующие ошибки:
- неправильно называют буквы;
- путают понятия «звук» и «буква»;
- не учитывают, что согласных звуков намного больше, чем соответствующих букв, а гласных звуков, наоборот, меньше;
- предлагают для написания слишком сложные слова;
- не исправляют побуквенное чтение детей.
Чистое произношение ребёнка не всегда является показателем сформированности фонематического восприятия.
Очевидно, что ведущей задачей логопеда подготовительной к школе группы становится предупреждение нарушений письма и чтения.
Можно выделить 3 направления коррекционной деятельности логопеда в подготовительной комбинированной группе:
1. создание чётких представлений о каждом звуке речи;
2.совершенствование навыков звукового анализа и синтеза;
3. обучение грамоте по особой системе.
Быстро ориентироваться в звуко – буквенном составе слов с различной слоговой конструкцией детям помогает работа с различными типами схем. Ведь для детей с речевыми нарушениями очень важна графическая передача последовательности звуковых элементов в словах и предложениях.
Навыки чтения у разных детей различны и отрабатываются на индивидуальных логопедических занятиях.
Процесс чтения включает в себя следующие операции:
* восприятие графического образа слова,
* перевод графической формы в звуковую,
*понимание прочитанного.
Сложность процесса чтения заключается в следующем:
1. несоответствие звуков и букв в русском языке.
2. сложность обозначения мягкости согласных звуков и разные способы обозначения мягкости.
3.наличие слабых позиций звуков.
Основные приёмы и методы работы для профилактики дислексии с детьми с нарушением речи:
* дыхательная, зрительная, артикуляционная гимнастика;
* упражнения для развития зрительно-моторных координаций, оперативного поля чтения;
* Интеллектуально-развивающие словесные игры: анаграммы, изографы, ребусы, перевёртыши, волшебные цепочки, словесные лабиринты, слова-матрёшки и др.
Обучение грамоте предусматривает работу от простого к сложному. А упражнения в увлекательной игровой форме побуждают детей расширить свой словарный запас.
Опережающий навык звукового анализа по отношению к овладению грамотой сохраняется на протяжении всего периода коррекционного обучения.
15-20 занятий частично, или полностью используются для необходимого вида упражнений – письма диктантов. Цели таких упражнений: предупреждение дисграфии, создание навыка грамотного письма, перенос некоторых грамматических закономерностей в письменную речь на заключительном этапе дошкольного обучения.
Анализируются и пишутся только слава, написание которых не расходится с произношением (например: замок, игрушка, стакан, шторм…). Слитному, плавному, послоговому чтению помогает правильное называние букв. Следует называть буквы коротко, отрывисто, как соответствующие звуки в конечной позиции слов (мак, стол…)
Мы проводим письмо под диктовку печатными буквами, в тетрадях в клетку. Овладение написанием прописных букв составляет содержание школьного обучения и не входит в задачи логопедической работы. Для детей с нарушением речи гораздо важнее графическая передача последовательности звуковых элементов в словах и предложениях. Дети печатают ручками 3-х цветов.
Учитель – логопед ГБОУ Школа № 760 им. А.П. Маресьева подразделение № 1848
Богданова Т.И. 2016г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспериментальная деятельность на занятиях по обучению грамоте детей с нарушениями речи.
Экспериментальная деятельность на занятиях по обучению грамоте детей с нарушениями речи (песочная терапия)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы по обучению грамоте детей с нарушением речи «ПИШИ - ЧИТАЙКА» на 2014 -2015 учебный год.
Данная программа позволяет построить систему коррекционно-развивающей работы по обучению грамоте детей с нарушением речи на основе взаимодействия логопеда, ребёнка и родителей детей. Помимо зада...
Мастер - класс учителя – логопеда. Тема: «Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте детей с нарушением речи».
Необходимыми предпосылками для обучения грамоте дошкольника являются: сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а также наличие навыков звукового ана...
Роль занимательного наглядного материала в обучении грамоте детей с нарушением речи
Недоразвитие речи и особенности деятельности являются серьёзным препятствием в овладении грамотой и начальных этапах обучения. Опыт показывает, что очень трудно бывает удержать внимание д...
Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями речи
Конспекты занятий, развлечений, выступлений...
Развивающие игры при обучении грамоте детей с нарушениями речи
Представлены игры и пособия, используемые на занятиях по обучению грамоте с детьми с нарушениями речи...
«Информационно-компьютерные и другие технологии, используемые при обучении грамоте детей с нарушением речи»
Для реализации коррекционных задач и повышения мотивации детей к образовательной деятельности использование компьютерных программ может служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи и п...