Работа с родителями в инклюзивном ДОУ
статья на тему

Муниц Мария Семёновна

Появление на свет больного ребенка всегда является трагедией для семьи. В течение девяти месяцев родители и все члены семьи с нетерпением и радостью ждали этого малыша. Рождение ребенка с отклонениями в развитии - это катастрофа. Тяжесть, которая ложится на плечи родителей, часто приводит к состоянию паники, трагической обреченности. Из-за дезорганизации они сами нуждаются в психотерапевтической помощи, без которой оказываются не способными рационально помогать ребенку. Изменяется нормальный цикл семейной жизни и психологический климат в семье. Все члены семьи и, в первую очередь, мать находятся в состоянии эмоционального стресса. А больной ребенок требует, между тем, повышенного внимания, особой заботы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл munits.docx39.92 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с родителями в инклюзивном ДОУ

Появление на свет больного ребенка всегда является трагедией для семьи. В течение девяти месяцев родители и все члены семьи с нетерпением и радостью ждали этого малыша. Рождение ребенка с отклонениями в развитии - это катастрофа. Тяжесть, которая ложится на плечи родителей, часто приводит к состоянию паники, трагической обреченности. Из-за дезорганизации они сами нуждаются в психотерапевтической помощи, без которой оказываются не способными рационально помогать ребенку. Изменяется нормальный цикл семейной жизни и психологический климат в семье. Все члены семьи и, в первую очередь, мать находятся в состоянии эмоционального стресса. А больной ребенок требует, между тем, повышенного внимания, особой заботы.

Одна из приоритетных целей социальной политики России — модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. В результате воздействия многих неблагоприятных факторов за последние десятилетия резко возросло число детей с различными формами нарушений психического и соматического развития, с выраженными расстройствами аутистического спектра. Кроме того, в рамках общемирового процесса наблюдается новая тенденция — родители не хотят отдавать своих детей в закрытые учреждения интернатного типа и воспитывают их в семье, устраивая их в общеобразовательные школы и детские сады.

Активизация социальной политики в направлении демократизации и гуманизации общества, развитие национальной системы образования обусловливают поиски путей совершенствования организации, содержания и методик обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями. Изменение подходов к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья направлено на формирование и развитие социально-активной личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения применительно к мобильной экономике. Одним из путей реализации этой задачи является образовательная инклюзия, которая рассматривается, прежде всего, как средство социальной реабилитации самого ребенка и его семьи. Новый – инклюзивный - подход к получению образования лицами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) заключается в обеспечении «равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» [3].

(слайд 2)Важнейшим условием эффективности инклюзивного образования является психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ.

(слайд 3)Основным субъектом, требующим психолого-педагогического сопровождения, является ребенок с ограниченными возможностями здоровья, который по результатам обследования на психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК, нуждается в организации специальных образовательных условий и разработке адаптированной образовательной программы. Субъектами инклюзивного практики также являются остальные дети, включенные в то же самое образовательное пространство, родители и педагоги учреждения.

Основные задачи психолого-педагогического сопровождения в отношении обучающихся с ОВЗ состоят в систематическом отслеживании психолого-педагогического статуса обучающегося с ОВЗ в динамике его психического развития; в создании социально-психологических и педагогических условий для эффективной адаптации и психического развития обучающихся и обеспечения успешности в обучении; в обеспечении систематической помощи детям с ОВЗ в ходе обучения; в организации жизнедеятельности ребенка в социуме с учетом психических и физических возможностей обучающегося.

Эффективное психолого-педагогическое сопровождение реализуется через следующие направления деятельности: диагностическое; профилактическое; коррекционно-развивающее; консультативное; образовательное; поддерживающее; просветительское.

(слайд 4)Основными принципами психолого-педагогического сопровождения участников образовательного пространства являются:

- приоритет интересов сопровождаемого;

- непрерывность сопровождения;

- целенаправленность сопровождения;

- систематичность сопровождения;

- гибкость сопровождения;

- комплексный подход к сопровождению;

- преемственность сопровождения на разных уровнях образования;

- принцип сетевого взаимодействия;

- рекомендательный характер советов специалистов сопровождения.

Эффективной формой совместной деятельности междисциплинарной команды по вопросам определения индивидуального образовательного маршрута в рамках ДОУ является Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк). Консилиум образовательного учреждения – постоянно действующий, объединенный общими целями, скоординированный коллектив специалистов, реализующий ту или иную стратегию сопровождения ребенка и разрабатывающий тактики сопровождения включенного ребенка[2]. Стратегию включения ребенка определяют специалисты ПМПК, а разработка тактических задач сопровождения, конкретизация последовательности подключения того или иного специалиста или условия в конкретном ДОУ, подбор конкретных коррекционных программ, тактик, технологий сопровождения, адекватных особенностям ребенка является задачей ПМПк.

(слайд 5)Процесс психолого-педагогического сопровождения цикличен и предусматривает последовательную реализацию четырех этапов: диагностического, поисково-вариативного, практико-действенного и аналитического (по Л. Н. Харавиной) [2]. Так, первый этап – диагностический – предполагает выявление и углубленную оценку детей, нуждающихся в организации специальных образовательных условий.

На втором этапе осуществляется определение целевых ориентиров комплексного психолого-педагогического сопровождения в рамках разрабатываемой программы индивидуального сопровождения. После детального определения всех образовательных потребностей ребенка с ОВЗ разрабатываются и детализируются отдельные компоненты сопровождения ребенка специалистами консилиума. Каждый специалист предлагает варианты собственного маршрута сопровождения, которые в дальнейшем должны обеспечить ребенку компенсацию имеющихся особенностей, и «сопрягаться» с деятельностью других специалистов консилиума, реализуя целостность сопровождения. Подобные разработки каждого специалиста вначале могут иметь лишь вариативный характер и нуждаются в гибкой корректировке уже на этапе междисциплинарного обсуждения.

На третьем этапе совершаются реальные действия всех субъектов инклюзивной образовательной среды по осуществлению программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка. На этом этапе важно постоянно отслеживать динамику индивидуального прогресса ребенка. Также важным является поддержание необходимых ребенку специальных образовательных условий, определяющих эффективную реализацию адаптированной образовательной программы.

На следующем этапе психолого-педагогического сопровождения происходит анализ эффективности деятельности отдельных специалистов консилиума и оценка эффективности сопровождения ребенка в целом. Подобная оценка может определяться опосредованно через показатели овладения ребенком адаптированным учебным материалом, традиционные показатели социализированности ребенка. В то же время, каждый специалист должен предоставить данные по результативности собственной профессиональной деятельности. На основании анализа результатов сопровождения проводится коррекция всех компонентов программы сопровождения, в том числе деятельности специалистов.

Таким образом, процесс психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в инклюзивной среде – это сложный многоуровневый динамический процесс, основанный на тесном мотивированном взаимодействии специалистов, педагогов и семьи ребенка. Воспитание и обучение детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Родительские позиции дошкольников с отклонениями в развитии часто демонстрируют либо полное незнание особенностей своего ребенка, либо противоречия в выборе воспитательных средств. Это обуславливает необходимость включения родителей в спектр мероприятий, которые проводит специальное дошкольное учреждение (ДОУ) для семей воспитанников.

     Одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической службы является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ.

     Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества.

     Что же значить работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство - эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий.

     Процесс реализации поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка (педагог-психолог, учитель-дефектолог, врач, психолог и др.).

     Цель психолого-педагогической работы с родителями таких детей: повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.

(слайд6)Для решения данной цели в работе поставлен ряд задач:

~ привлечение родителей всех воспитанников к взаимодействию со специалистами дошкольного учреждения; формирование у родителей мотивации к тесным контактам с педагогами, воспитателями, психологами с целью получения наиболее полной информации о ребенке;

— повышение психолого-педагогической грамотности родителей, сообщение им информации о том, как заниматься с ребенком дома и как его развивать вне стен-специального дошкольного учреждения;

— вовлечение родителей в коррекционно-развивающую, реабилитационную и досуговую работу с детьми.

    Среди причин невысокой результативности коррекционной работы с семьей, можно назвать и личностные установки родителей, которые в психотравмирующей ситуации препятствуют установлению гармоничного контакта с ребенком и окружающим миром. К подобным неосознаваемым установкам могут быть отнесены:

1. Неприятие личности ребенка;

2. Неконструктивные формы взаимоотношений с ним;

3. Страх ответственности;

4. Отказ от понимания существования проблем в развитии ребенка, их частичное или полное отрицание;

5. Гиперболизация проблем ребенка;

6. Вера в чудо;

7. Рассмотрение рождения больного ребенка как наказание за что-либо;

8. Нарушение взаимоотношений в семье после его рождения.

     Проблемы, которые волнуют родителей, могут включать вопросы обучения и воспитания детей, формирования у них нормативных правил поведения, а также многие личностные проблемы, в которые погружен родитель ребенка с ОВЗ.

    Принципы работы с родителями детей с ОВЗ

1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.

2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них.

3. Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте педагога-психолога с учителем-дефектологом, воспитателем, муз. руководителем, родителями.

4. Принцип доступности

(слайд7)К организационным формам работы, которые используют ДОУ для осуществления непрерывной связи с  семьями воспитанников, относят: коллективные формы работы,   индивидуальные   формы   работы,   наглядную стендовую информацию.

Коллективные формы работы

Родительские собрания.

Дни открытых дверей.

В беседах с родителями дошкольников большое внимание уделяется освещению вопросов, связанных с организацией жизни детей в условиях специального детского сада. Родители должны знать режим работы в группе, требования к детям на протяжении всего времени пребывания в детском саду. Особое значение придается выполнению родителями следующих правил:

— единство требований родителей и ДОУ к ребенку;

— контроль за выполнением домашних заданий;

— активное участие во всех мероприятиях, проводимых для родителей в детском саду.

Клубная работа. Процесс привлечения родителей к взаимодействию с учреждением и их обучение элементарным навыкам коррекционной работы с детьми может протекать более успешно, если используются клубные формы работы. Многие родительницы успешно сотрудничают со специалистами учреждения, участвуя в работе различных кружков (спортивных, музыковедческих, исторических и др.), художественных и театральных студий.

Индивидуальные формы работы

Изучение родителей (лиц, их замещающих) осуществляется с целью определения причин, препятствующих гармоничному развитию ребенка в домашних условиях.

Этот блок включает психологическое изучение состава семей учащихся, внутрисемейных отношений и особенностей личности родителей детей. Залог успеха в обучении и коррекции личности ребенка с отклонениями в развитии — это полная гармоничная семья, члены которой любят ребенка, внимательно относятся к его проблемам и правильно воспринимают советы и рекомендации врачей, педагогов и психолога. Поэтому при обследовании семей воспитанников специальных учреждений необходимо выявлять особенности внутрисемейной атмосферы, в которой живет ребенок с отклонениями в развитии. В процессе обследования специалисту необходимо определить:

(слад8-9)Анамнестические данные и клиническая беседа (протокол)

Диагностика

— в каких семьях растут воспитанники (гармоничная, деструктивная, распадающаяся, распавшаяся, неполная, псевдосолидарная семья);

— каковы причины конфликтов или распада семей (алкоголизм, интеллектуальная неполноценность, инвалидность, наследственные заболевания кого-либо из родителей),

— каковы личностные характеристики членов семей и особенности взаимного общения, особенно тех, которые непосредственно осуществляют воспитание ребенка (жесткое доминирование одного из супругов в семье, коммуникативный барьер между отцом и аномальным ребенком, ограничение со стороны матери влияния отца на процесс семейного воспитания, «эмоциональное отвержение» отцом ребенка с отклонениями в развитии и др.).

Индивидуальные беседы и консультации у специалистов проводятся с целью формирования представлений у родителей правильных и полноценных особенностях и перспективах развития их ребенка. Подобные мероприятия позволяют родителям найти ответы у специалиста на волнующие их вопросы. Основную нагрузку при осуществлении этой формы работы несет психолог. Он использует эту форму работы для установления тесных контактов с близкими проблемного ребенка. Психолог изучает особенности внутрисемейной атмосферы, определяет характер родительско-детских отношений. Одновременно родителям сообщаются требования-рекомендации по выполнению ортопедического, речевого, коммуникативного режимов, режимов охраны зрения и остаточного слуха, развития интеллектуальных способностей.

Выполнение домашних заданий с детьми. Эта форма работы является одной из наиболее продуктивных в плане привлечения родителей к участию в коррекционно-развиваюшем процессе, а также в процессе усвоения ими элементарных дефектологических приемов. Дефектолог, логопед или воспитатель дают еженедельные задания ребенку для совместного выполнения с родителями в воскресные дни. Задания даются в специальных тетрадях. Подобная форма работы стимулирует ответственность родителей, заставляет их организовать собственное время для контактов с ребенком.

Индивидуальные занятия с ребенком в присутствии родителей проводятся с целью демонстрации отдельных приемов работы с конкретным ребенком. Подобные занятия позволяют не только ознакомить, но и научить родителей ребенка элементарным методическим приемам, необходимым для коррекции его нарушений. Одновременно этот процесс способствует развитию у родителей интереса к ребенку и его возможностям. Он также способствует повышению психолого-педагогической грамотности родителей.

1.1. Беседы и консультации специалистов. Это практическая помощь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья, суть которой заключается в поиске решений проблемных ситуаций психологического, воспитательно-педагогического, медико-социального и т. п. характера. Рассматривая консультирование как помощь родителям в налаживании конструктивных отношений со своим ребенком, а также как  процесс информирования родителей о нормативно-правовых аспектах будущего семьи, вытаскивания их из «информационного вакуума», прогнозирования возможностей развития и обучения ребенка, можно выделить несколько моделей консультирования, самой адекватной из которых является трехсторонняя модель, предусматривающая ситуацию, когда во время консультации родителей консультант должен оценивать и учитывать характер проблем и уровень актуального развития самого ребенка;

семейное консультирование (психотерапия): специалист оказывает поддержку в преодолении эмоциональных нарушений в семье, вызываемых появлением особого ребенка. В ходе занятий применяются такие методы, как психодрама, гештальттерапия, трансактный анализ. Эти методы способствуют формированию психологического и физического здоровья, адаптации в обществе, принятию себя, эффективной жизнедеятельности;

индивидуальные занятия с ребенком в присутствии матери: подбираются эффективные методы воспитательно-педагогического воздействия на ход психического развития самого ребенка и результативные способы обучения родителей коррекционно-развивающим технологиям;

1.2. Родительский час. Проводится учителями-дефектологами один раз в неделю во второй половине дня. - информирование родителей ходе образовательной работы с ребенком.

1.3. Переписка или “Служба доверия”. Работу службы обеспечивают администрация и психолог. Служба работает с персональными и анонимными обращениями и пожеланиями родителей.

(слад 10)Формы наглядной стендовой информации

Информационные стенды для родителей. На этих стендах размещается информация общего характера, которую ДОУ адресует родителям.

Информационные стенды находятся в каждой группе. Для систематического ознакомления родителей с содержанием коррекционно-образовательной и воспитательной работы, проводимой различными специалистами с детьми данной группы. Здесь может быть помещено краткое описание наиболее интересных игр и заданий для детей, представлены конкретные рекомендации для родителей по выполнению режимных моментов.

Лифлет-холдеры для родителей. На этих лифлетах помещается изложенная в краткой и доступной форме информация об особенностях психического развития детей, представляются рекомендации по преодолению тех или иных проблем в жизни ребенка и его семьи. (показать лифлеты)

«Настольная» информация.  Эта форма работы   используется в местах ожидания детей.

Тематические (стационарные) выставки и экспозиции с результатами творческой деятельности детей. С помощью этой формы работы родителям демонстрируются успехи детей, а также показывается, как даже при тяжелом недуге ребенка можно развить у него творческие способности. (Стенд в коридоре и комнате)

(слайд 11)Сочетание всех форм организационной работы с семьями воспитанников ДОУ позволяет привлечь родителей к взаимодействию с детьми, активно участвовать в вопросах их развития, воспитания и социальной адаптации. Одновременно эти формы способствуют возникновению у родителей интереса к педагогической литературе и знаниям, формированию эрудиции и повышению психолого-педагогической компетентности.

Семья играет главную роль в воспитании и обучении ребенка дошкольного возраста. Семья в лице ее членов воздействует на ребенка постоянно и поэтому столь важно, чтобы это воздействие было благоприятным и позитивно влияло на развитие ребенка. Чем старше становится ребенок, тем в большей степени в процесс воспитания начинают включаться общественные институты (детский сад, школа). Но как бы ни было велико и значительно участие в воспитании ребенка общественных институтов, семью трудно заменить. Чем младше ребенок и чем ярче выражены у него нарушения, тем сильнее влияние его семьи. Родители несут полную ответственность за всестороннее развитие ребенка с отклонениями в развитии. Раскрытие его интеллектуального и личностного потенциала целиком зависит от тех условий (социальной ситуации развития), которые создают для этого его близкие. Установлено, что если взрослый расположен к ребенку, радуется с ним его успеху и сопереживает ему при неудаче, то ребенок сохраняет хорошее эмоциональное самочувствие, готовность действовать и преодолевать препятствия и в случае неуспеха. Отчужденное отношение взрослого к ребенку значительно снижает его социальную активность и творческий потенциал.

Субъективные причины действуют, как правило, и со стороны педагогов, и со стороны родителей. К ним можно отнести неоправданно позитивные или неоправданно негативные ожидания родителей от ДОУ. Первые возникают, когда родители, отдавая ребенка в детский сад, начинают жить в неком мифе, что «детский сад всему научит», и теперь их основная задача – обеспечение материального существования своего чада. Негативные отношения могут произрастать из уже полученного ранее негативного опыта взаимодействия с ДОУ родителей или их знакомых.

Другая причина конфликтов связана с тем, что педагог порой становится для родителей символом власти, контролером, который оценивает их действия, поучает их. И когда педагог говорит о ребенке, дает какие-то рекомендации, родитель очень часто ошибочно полагает, что оценивают его самого, его состоятельность как человека и родителя. Причем у педагогов возникает похожая ситуация, когда они воспринимают родителей как неких инспекторов, которые ежедневно ходят и проверяют их работу.

Все родители разные, и к каждому нужно найти определенный подход. Некоторые педагоги «тушуются» перед родителями, поскольку не уверены в том, как правильно с ними разговаривать, чтобы не сказать лишнего и подать информацию о ребенке в верном ключе.

Упражнение

Пути преодоления трудностей взаимодействия между педагогами и родителями (поиск пути преодоления трудностей (стандартные, нестандартные, комплексная работа детского сада в целом и др.)

(слайд 12)Причина 1 – родители молодые, неопытные, несдержанные. Считают свое мнение единственно верным и при этом не знают возрастных особенностей детей. Не желают слушать. Уходят от проблем, делают вид, что все в порядке.

Пути преодоления:

- повышать психолого-педагогическую культуру родителей;

- на родительских собраниях разъяснять родителям, что дети должны уметь делать к концу года;

- давать родителям информацию по интересующим их вопросам, либо на те темы, на которые им необходимо обратить внимание;

- демонстрировать части занятий или режимных моментов;

- проводить индивидуальные беседы с родителями.

(слайд 13)Причина 2 – набор личностных качеств, установок, мешающих конструктивному взаимодействию (неоправданное упорство, ригидность, грубость и пр.). Отсутствие желания вникать в суть конфликтов, разбираться в спорных вопросах.

Пути преодоления:

- повышать личную мотивацию в профессии;

- проводить коммуникативные тренинги и участвовать в них;

- работать над собой, самосовершенствоваться.

(слайд 14)Причина 3 – педагогу доступна лишь та информация, которую дают родители, часть информации зачастую ими скрывается. Они мало интересуются жизнью ребенка в детском саду.

Пути преодоления:

- анкетирование родителей по проблеме удовлетворенности работой ДОУ, набором образовательных услуг;

- проводить круглые столы, дни открытых дверей, чаепития, беседы;

- давать задания на дом;

- создавать и поддерживать традиции в группе;

- организовывать кружковую деятельность, выставки, открытые просмотры занятий, театральные пятницы, отмечать благодарностью каждого родителя, дать ему почувствовать себя востребованным.

(слайд 15)Причина 4 – назидательный тон педагога и постоянные жалобы на поведение ребенка в детском саду. Родители считают себя достаточно знающими своих собственных детей и часто болезненно воспринимают критику и рекомендации из-за своих амбиций.

Пути преодоления:

- начинать диалог с позитивной информации и только потом переходить к проблеме, меньше жаловаться на ребенка;

- вести диалог таким образом, чтобы родитель сам предложил пути выхода из сложившейся ситуации, а педагог тактично скорректировал предложенные идеи.

(слайд 16)Причина 5 – избегание общения несет недопонимание и ложные домыслы с обеих сторон. (Причины: стеснение, отсутствие времени, нежелание давать негативную информацию о ребенке).

Пути преодоления:

- проводить совместные занятия, творческие вечера, чаепития, неформальные встречи;

- вовлекать родителей, нежелающих принимать участие в жизни группы, в выполнение заданий по поручению родительского комитета;

- проводить индивидуальные доверительные беседы;

- выявлять пожелания родителей и вовлекать их в создание условий для реализации идей по улучшению работы группы.

(слайд 17)Причина 6 - проводимые публичные отчеты, доклады относительно деятельности ДОУ, не всегда ясны родителям, они избегают этой информации, так как недопонимают ее.

Пути преодоления:

- проводить встречи с родителями в интересных, нетрадиционных формах;

- создавать и поддерживать традиции в группе;

- личная мотивация педагога в проводимых ДОУ мероприятиях.

Упражнение «Мой взгляд на мои отношения»

Цель – помочь участникам осознать и сформулировать свои сильные стороны в общении с родителями и определить существующие проблемы, которые можно разрешить.

Для выполнения этого упражнения каждому участнику понадобится чистый лист бумаги, карандаш и ластик.

Ведущий предупреждает участников о том, что данное упражнение носит конфиденциальный характер, поэтому не стоит задавать друг другу никаких вопросов в ходе проведения упражнения. Однако если кто-то захочет поделиться своими мыслями, чувствами или содержанием проделанной работы, он сможет это сделать в конце упражнения.

Ведущий просит каждого из участников нарисовать на листе бумаги себя и родителей своих детей в виде геометрических фигур. Когда работа будет закончена, ведущий начинает задавать вопросы, которые участники обдумывают самостоятельно, не фиксируя ответ на бумаге. После каждого вопроса психолог дает участникам от 15 до 40 секунд на обдумывание.

Вопросы:

  • Посмотрите, пожалуйста, на свой рисунок. Как расположены у вас фигуры: на одном уровне или на разных (кто-то выше, а кто-то ниже), почему? Что значит для вас «выше» или «ниже»? Или, может быть, вы расположены в центре, в окружении других геометрических фигур, почему?
  • На каком расстоянии друг от друга расположены геометрические фигуры? Почему?
  • Кто расположен правее, а кто левее? Почему? Вкладываете ли вы какой-нибудь личный смысл в понятия «левый» и «правый»? Какой?
  • Посмотрите, сколько места занимает на листе ваше изображение и сколько фигуры, изображающие родителей; почему?
  • Одинаковыми ли геометрическими фигурами вы изобразили себя и родителей, почему?
  • Много ли острых углов в ваших изображениях, почему? Вкладываете ли вы какой-либо личный смысл в понятие «острые углы» и если «да», то какой?
  • Если бы я попросила вас нарисовать идеальные взаимоотношения с родителями, то как бы вы изменили свой рисунок, почему? Если бы не изменили совсем, то почему?
  • На какие еще размышления наводит вас ваша картинка, почему? Кого бы вы еще хотели изобразить на рисунке, почему?
  • Какие свои сильные стороны в общении с родителями вы могли бы ответить? Постарайтесь найти не менее трех позиций, по которым вы чувствуете себя уверенно. Какие личностные качества помогают вам добиваться успеха?
  • Что бы вам хотелось изменить или улучшить в ваших взаимоотношениях с родителями? Какие личностные качества и/или другие факторы мешают вам улучшить это?

После того, как участники ответят на последний вопрос, ведущий предлагает желающим высказаться по поводу проделанной работы или по поводу своих ощущений.

Еще одной эффективной техникой речевого общения является использование стилей «адвокат» и «прокурор». Любая профессиональная деятельность, которой занимаются в течение длительного периода времени, накладывает отпечаток на развитие личностных качеств.

Помимо положительных свойств, которые формируются у педагогов, следует отметить и некоторые отрицательные. Например, педагоги со стажем часто жалуются на то, что у них появляется особая манера общения с окружающими, что они начинают рассматривать мир с позиций «хорошо» и «плохо», «правильно» и «неправильно», в результате чего в суждениях появляется некоторая категоричность. Эта категоричность не способствует формированию доброжелательной атмосферы, так как, во-первых, собеседник боится открыто заявить о своей позиции, а во-вторых, негативная информация о ребенке, о его поведении, высказанная в категоричном стиле часто воспринимается родителями болезненно и иногда даже с агрессией. Подобную позицию педагога можно отнести к стилю «прокурор», поскольку здесь одной из главных целей воспитателя или учителя является обвинение.

Противоположный стилю «прокурор» стиль «адвокат» подразумевает защиту педагогом ребенка (или его родителей).

Так, стиль «адвокат» рекомендуется использовать педагогу в общении с родителями тогда, когда:

- те просят его совета, обращаются за помощью, делятся своими проблемами, интересуются поведением и успехами ребенка;

- родители предъявляют к ребенку завышенные требования и ждут от него слишком высоких результатов;

- педагогу требуется сообщить негативную информацию о ребенке.

В этом случае разговор можно начать с позиций «адвокат», рассказав о ребенке хорошее, а затем переходить к неприятным моментам.

Говоря о проблемах ребенка, педагог может говорить с позиций его защитника - человека, который искренне хочет помочь как ребенку, так и родителям. Главное в позиции «адвокат» - не обвинять, а найти выход из сложившейся ситуации. Вопросы родителям задают не для того, чтобы обвинить, а чтобы помочь.

Позиция «адвокат»

- Какой бы серьезной ни была ситуация, мы попытаемся найти выход, и я протягиваю вам руку помощи.

- Я не обвиняю вас и вашего ребенка в случившемся. Если это произошло, значит, на это все же есть какие-то причины. Для меня важно  не выявление этих причин (кто прав, кто виноват – решать не мне), не выражение своего одобрения или порицания, а оказание помощи в сложившейся ситуации. Я педагог, и моя профессиональная задача – дать знания ребенку, которые он сможет использовать в жизни.

Позиция «прокурор»

- В сложившейся ситуации есть доля вашей вины. Вы должны быть за это в ответе.

- Вы обязаны держать под контролем сложившуюся ситуацию. Я ничем не могу вам помочь.

Так, использование стиля «прокурор» вряд ли будет способствовать взаимопониманию собеседников. Более того, как только родитель почувствует в словах учителя или воспитателя нотки обвинения, он либо постарается перейти в контрнаступление, защищая своего сына или дочь, либо «закроется», смерено соглашаясь со всем, что скажет педагог, но не проявляя никакой инициативы. Придя домой, рассерженный или расстроенный родитель, скорее всего вместо попыток решить проблему устроит головомойку своему чаду, отыгрываясь за унижения, испытанные во время беседы с педагогом.

Следовательно, общая установка педагога на решение проблемы, на то, что родитель – это не враг, мешающий воспитывать ребенка, а единомышленник. Использование стиля «адвокат», который предполагает в разговоре с родителями делать акцент не на обвинение ребенка, а на поиск путей решения проблемы, поможет сделать общение в трудной ситуации более эффективным.

Для рассказа родителям о поведении ребенка, вызвавшем недовольство воспитателя, можно также использовать «принцип сэндвича»: хорошая информация о ребенке должна предшествовать плохой, а завершение беседы проходит снова на «хорошей» ноте. Первая часть разговора готовит эмоциональный фон для принятия второй, в процессе которой педагог говорит только о поступке, а не личности ребенка, не обобщается информацию, не ставит «диагноза». А третий этап включает выявление сильных сторон ребенка, что может стать опорой для поиска конструктивного решения проблемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консилиум – как форма организации работы специалистов в рамках инклюзивного образования

В данной презентации расказывается о работе консилиума в дошкольном учреждении....

«Работа с родителями в рамках инклюзивного образования»

Как можно помочь родителям детей ОВЗ в образовательном процессе....

Формы и содержание работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования.

В своей статье я хотела бы раскрать термин инклюзивное образование и исходя из этого предложить  формы работы с родителями с детьми ОВЗ....

Организация работы с родителями в условиях инклюзивного дошкольного образования

Организация работы с родителями в условиях инклюзивного дошкольного образования...

Специфика работы учителя-логопеда в инклюзивном образовательном пространстве дошкольного учреждения

Специфика работы учителя-логопеда в инклюзивном образовательном пространстве дошкольного учреждения....

Использование QR-кодов учителем-логопедом ДОУ в работе с родителями групп инклюзивной направленности

Использование QR-кодов учителем-логопедом ДОУ в работе с родителями  групп инклюзивной направленности...