Специфика работы учителя-логопеда в инклюзивном образовательном пространстве дошкольного учреждения
статья по логопедии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_.docx | 17.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Специфика работы учителя-логопеда в инклюзивном образовательном пространстве дошкольного учреждения
Ахуньянова И.М.
(г. Уфа, Россия,
МБДОУ детский сад № 162, mida_s@mail.ru)
В последние годы контингент детей общеобразовательных учреждений значительно изменился. С учетом активного внедрения инклюзивной практики в общеобразовательные организации с каждым годом среди обучающихся, увеличивается число детей с ОВЗ. Наиболее распространенными отклонениями развития являются речевые расстройства.
Учитель-логопед, являясь членом команды специалистов (учителя-дефектолога, педагога-психолога, тьютора, социального педагога), реализующих психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве, осуществляет коррекционную работу, направленную на преодоление возможных трудностей при усвоении образовательной программы, связанных с проблемами речевого развития и коммуникативными трудностями.
В связи с ориентацией системы общего образования на инклюзивную практику возросли требования к учителю-логопеду.. Это касается всех направлений деятельности учителя-логопеда: дифференциальной логопедической диагностики, разработки индивидуальных маршрутов коррекционного воздействия, подбора и разработки методов и приемов коррекционно-логопедической работы, работы с родителями детей с речевой патологией, профилактических мероприятий.
Цель логопедического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях ФГОС: Выбор оптимальных путей логопедической работы по коррекции речевых нарушений, способствующих успешной адаптации и интеграции его в социуме.
Для достижения этой цели в процессе профессиональной деятельности учителя-логопеда решаются следующие задачи:
1. Проведение логопедического обследования с целью определения структуры и степени выраженности речевого нарушения: установление психолого-педагогического заключения (диагноза).
2. Разработка перспективного плана коррекционно-логопедической работы (индивидуальной программы развития) с детьми, нуждающимися в логопедической помощи.
3. Организация коррекционной работы по оказанию логопедической помощи ребенку с ОВЗ. Определение направлений, методов и приемов логопедической работы по коррекции нарушений речевого развития.
5. Участие в разработке адаптированных образовательных программ, методических рекомендаций по обучению детей с ОВЗ. Определение разнообразных методов, форм и средств обучения в рамках государственного стандарта, повышающих усвоение учебного материала.
6. Проведение систематического изучения динамики речевого развития ребенка с ОВЗ в процессе освоения образовательной программы.
7. Взаимодействие со специалистами психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ и его семьей.
8. Разработка предложений по повышению эффективности диагностической, коррекционной работы. Обобщение и распространение наиболее эффективного опыта логопедической работы.
9. Обеспечение и контроль за соблюдением здоровьесберегающих условий обучения и воспитания детей с ОВЗ в общеобразовательной организации. Совместное с учителем (дефектологом, тьютором) проведение работы по соблюдению в ДОУ правильного речевого режима.
10. Консультативная работа по формированию психолого-педагогической компетентности по вопросам онтогенеза детской речи, проявлений вариантов дизонтогенеза.
11. Консультирование педагогических работников по использованию специальных методов и приемов оказания помощи ребенку с ОВЗ, имеющему речевые нарушения.
В содержание профессиональной деятельности учителя-логопеда входит диагностическая, коррекционно-развивающая, организационно- методическая, консультативно-просветительская и профилактическая работа.
Диагностическое направление работы учителя-логопеда включает в себя углубленное изучение ребенка с ОВЗ, выявление индивидуальных особенностей речевого развития и причин возникновения проблем в развитии, воспитании, обучении и социализации ребенка с ОВЗ.
Коррекционно-развивающее направление работы учителя-логопеда включает в себя реализацию коррекционно-развивающих программ с учетом возраста и особенностей развития обучающихся, структуры дефекта, а так же оказание помощи педагогическому коллективу в индивидуализации развития, обучения и воспитания ребенка с ОВЗ. В содержание данного направления входят следующие аспекты:
- выбор оптимальных для развития ребенка с ОВЗ коррекционных программ, методик и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
- Дифференцированный подход (психические особенности, работоспособность, уровень сформированности речи) .Частый повтор упражнений с элементами новизны. Частая смена видов деятельности (быстрая утомляемость) . Дозировка заданий и речевого материала (постепенное усложнение) .Конкретность и доступность заданий. Умеренный темп работы. Постоянное поддержание интереса к занятиям
- Логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки, чем с нормой. Весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
Коррекционная работа учителя-логопеда осуществляется в рамках целостного подхода к развитию, обучению и воспитанию ребенка с ОВЗ.
Организационно-методическое направление работы учителя-логопеда заключается в разработке индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ, помощь в составлении адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ, подборе дидактических и методических материалов, а также ведении документации. Реализуя инклюзивную практику, логопед постоянно совершенствует свой научно-методический потенциал, изучая информацию о системе инклюзивного образования в целях создании необходимых условий для детей с ОВЗ (в частности, с тяжелыми нарушениями речи) на базе общеобразовательной организации, изучает предлагаемые новые нормативно-правовые документы.
Консультативно-просветительское направление работы включает:
• индивидуальное и групповое консультирование семьи по вопросам речевого развития и коммуникации детей с ОВЗ, формирования психолого-педагогической компетентности родителей (или законных представителей) детей с ОВЗ, задействованных в инклюзивном процессе, по вопросам онтогенеза устной и письменной речи, проявлений нарушений речевой системы, подбора простейших приемов логопедической работы по коррекции речевых нарушений у детей;
• консультирование педагогов и других участников образовательного процесса по вопросам речевого онтогенеза и дизонтогенеза, создания речевой развивающей среды, возникающим проблемам, связанным с развитием обучением и воспитанием ребенка с ОВЗ в процессе реализации инклюзивной практики. Учитель-логопед консультирует администрацию образовательной организации и педагогов по вопросам организации специальных образовательных условий для ребенка с ОВЗ имеющих речевые нарушения.
Профилактическая работа заключается в своевременном предупреждении у ребенка с ОВЗ возможных вторичных речевых нарушений, создании условий для их полноценного речевого развития на каждом уровне общего образования.
Каждое направление деятельности учителя-логопеда включается в единый процесс психолого-педагогического сопровождения и в рамках инклюзивного образования приобретает особое значение, так как ориентировано не только на преодоление речевых расстройств у обучающихся с ОВЗ, но и на их социализацию и адаптацию в среде нормально развивающихся сверстников.
Литература:
1. Редактор Ермолаева С.Д. Специальное и инклюзивное образование в современном детском саду. Сборник материалов. Выпуск 2. Издательство: Детство-Пресс, 2017.- 240с.
2. Староверова М.С., Захарова А.В., Ковалев Е.В. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ. Методическое пособие. Издательство: ВЛАДОС, 2019.- 176 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль учителя-логопеда в реализации инклюзивного образования в дошкольном учреждении.
Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей,...
Специфика работы учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования
Логопедическая помощь в качестве дополнительной образовательной услуги-это частный пример внедрения инклюзии в деятельность современного образовательного учреждения. Работа учтиеля-логопеда в условиях...
Специфика работы учителя – логопеда в условиях инклюзивного образования. /из опыта работы/
Актуальность проблемы инклюзивного образования определяется особенностями современной социальной и образовательной ситуации: ростом рождаемости детей, сокращением в 1990-х гг. числа дошкольных образов...
Психолого-педагогическое сопровождение детей с различными нозологиями в инклюзивно-образовательном пространстве дошкольного учреждения
Направления, виды, формы и методы психолого-педагогичесого сопровождения детей ОВЗ в дошкольном учреждении....
СПЕЦИФИКА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
В статье освещена специфика работы учителя-логопеда в логопедической группе с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения. Специфика заключается в применении современных технологий, ...
Консультация: "Специфика работы педагога ДО в инклюзивном образовательном пространстве"
Консультация предназначена для педагогов, работающих с детьми ОВЗ (с нарушением опорно - двигательного аппарата)...
«Специфика работы учителя – логопеда в условиях инклюзивного образования»
Актуальность проблемы инклюзивного образования определяется особенностями современной социальной и образовательной ситуации: ростом рождаемости детей, сокращением в 1990-х гг. числа дошкольных образов...