Рекомендации родителям . Формирование познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредством работы в центре песка и воды.
консультация (младшая группа) по теме
Доказано, что песок и вода, как естественные материалы, обладают уникальными свойствами и способны вызывать образы определенного характера, которыми не наделен ни один из материалов, применяемых в терапии. В песочной психотерапии, в процессе использования песка в качестве основного материала терапевтической работы, предполагается «диалог» песка, рук и воды, причем проведение регулярных сессий песочной психотерапии ведет к созданию серии работ, которые связаны между собой сознательным или бессознательным содержанием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_poznavatelnyh_sposobnostey_u_detey_doshkolnogo.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации родителям
Формирование познавательных способностей у детей дошкольного
возраста посредством работы в центре песка и воды.
Почему именно песок? Песок является природным материалом, испокон веков используемым человеком. Можно вспомнить собственные ощущения на песочном пляже, радость от возможности растянуться на песке, закопаться в него.
Играя с песком и миниатюрными фигурками, мы приближаем к себе наш внутренний мир, чтобы повнимательнее рассмотреть его: понять свои желания, открыть источники внутренней силы, увидеть лучшее решение сложной ситуации. И, научившись находить гармонию в песочной картине, мы получаем опыт владения собой и конструктивного взаимодействия с окружающим миром.
Игра с песком как консультативная методика была описана в 1939 году английским педиатром Маргарет Ловенфельд. В игровом помещении созданного ею Лондонского института детской психологии она установила два цинковых подноса (один наполовину наполненный песком, а другой водой) и формочки для игры с песком. Игрушки "жили" в коробке. Маленькие пациенты Института использовали игрушки в игре с песком, а коробки с песком они называли "миром". Поэтому М. Ловенфельд назвала свой игровой метод "мировой методикой".
Формированием концепции "песочной терапии" (или "sandplay") занимались в основном представители юнгианской школы, например, швейцарский аналитик Дора Калфф. Однако в обучающих целях возможности песка до недавнего времени практически не использовались. Чтобы заполнить этот пробел, нами и была создана система песочных игр, направленная на обучение и развитие личности в целом. Ей посвящена Часть I нашей книги, которая так и называется "Песочная игротерапия. Коррекционные и развивающие игры с дошкольниками". Игра с песком формирует у детей особое мироощущение. Освобождение от обыденности, ощущения нереализованности. Игра с песком характеризуется как процесс развития самосознания ребенка. Попадая на пляж, ребенок начинает строить причудливые замки, объединяя их в настоящие укрепленные города. В песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Иначе говоря, использование песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно - терапевтический эффект.
Работы с песком можно разделить на три основных типа, объединяющие наиболее распространенные и часто повторяющиеся формы, создаваемые детьми на разных этапах их развития в процессе игр с песком. Первый тип работ относится к совершению
определенных манипуляций с песочной поверхностью. Дети заполняют песком формочки, рисуют на песчаной поверхности линии, делают отпечатки, собирают песок в комочки
и создают горки. Второй тип работ связан с проникновением в толщу песка, рытьем ямок и тоннелей, а также прятаньем в песок предметов и последующим их извлечением. К третьему типу принадлежат работы, в которых используется вода — дети могут капать ею на песок, контролируя объем, или лить ее в большом количестве. В психотерапии дети и взрослые используют все виды работ.
Основные принципы организации игр на песке
• Создание естественной стимулирующей среды, в ко торой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, проявляет творческую активность.
Для этого мы подбираем задание, соответствующее возможностям ребенка; формируем инструкцию к играм в сказочной форме; исключаем негативную оценку действий ребенка и его идей, поощряем фантазию и творческий подход.
• "Оживление" абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и пр.
Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.
• Реальное "проживание", проигрывание всевозможных ситуаций вместе с персонажами сказочных игр.
На основе этого принципа осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот. Например, оказавшись в роли Спасителя Принцессы, ребенок не просто предлагает выход из ситуации, но и разыгрывает ее на песке, используя для этого миниатюрные фигурки. Так он на деле убеждается в правильности или ошибочности принимаемых решений.
Что нужно для игры в песок
А нужно, в сущности, так мало: любовь, желанье, доброта, чтоб вера в детство не пропала.
Так что же понадобится вам, чтобы вместе с ребенком отправиться в увлекательное путешествие по стране Песочных игр?
1. Водонепроницаемый деревянный ящик. Его подбирают с учетом величины группы — количества детей, принимающих участие в игре. Если вы будете заниматься с детьми в малой группе (3—4 человека) или же индивидуально, то рекомендуемый размер — 50x70x8 сантиметров. Такой размер ящика соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, что позволяет визуально охватывать его целиком.
Песочные терапевты называют ящик с песком "подносом" — для удобства транспортировки по бокам он может быть снабжен ручками. Лучше, если поднос будет именно деревянным, однако возможно использование и других материалов.
Для занятий с большими группами детей потребуется поднос значительно большего размера.
Внутренняя поверхность подноса (дно и борта) окрашиваются в синий или голубой цвет. Таким образом дно подноса будет символизировать воду, а борта — небо.
2. Чистый, просеянный песок (некоторые его даже прокаливают в духовом шкафу). Он не должен быть ни слишком крупным, ни слишком мелким. Песком заполняется меньшая часть ящика. Для песочных игр лучше, если он будет влажным. Таким образом, песок задает символическую "линию горизонта".
3. "Коллекция" миниатюрных фигурок (высотой желательно не более 8 сантиметров). Чем она больше и разнообразнее, тем лучше. В набор игрушек могут войти:
1. куклы-человечки;
2. здания: дома, школы, церкви, замки;
3. животные: домашние, дикие, доисторические и пр.;
- машины: сухопутные, водные, космические, фантастические;
- растения: деревья, кусты, цветы, овощи и пр.;
- постройки: мосты, ограды, ворота, порталы, загоны для скота;
- естественные предметы: ракушки, веточки, камни, кости, яйца и пр.;
- символические предметы: источники для загадывания желаний, ящики с сокровищами, драгоценности и др.;
- сказочные герои: злые и добрые;
- живая зелень и пр.;
- домашняя утварь, флаконы из-под духов, гаечки, болтики и др.;
- (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.).
Для малыша, еще слабо владеющего речью, емкость с водой, песком или крупой становится своеобразным театром одного актера, сценой его внутреннего Я. Через такую игру у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия, успешности, происходит спонтанное снижение психического напряжения. Это ведет и к сокращению сроков психофизической адаптации.
Очень важно, до начала занятий, детей познакомить с правилами поведения во время игр с водой, песком и крупой:
- нельзя намеренно выливать воду на пол; выкидывать песок (крупу) на пол;
- нельзя брызгать водой на других детей; бросать песок (крупу);
- после игры надо помочь убрать игрушки на свои места.
Игры с водой. Вода обладает психотерапевтическими свойствами, способствует релаксации, расслаблению. С другой стороны она может просто развлечь ребенка, поднять эмоциональный настрой. Все это создает благоприятную почву для развития эмоциональной сферы малышей. Любые самостоятельные игры детей с водой, даже такие простые манипуляции, как переливание, выливание, заполнение емкостей водой, обладают психопрофилактической ценностью.
Опыты и эксперименты для детей 2, 3 лет
Превращения воды
Игра знакомит со свойствами вещества
Необходимый инвентарь: фигурные формочки и формочки для льда.
◈ Расскажите ребенку, что вода, поставленная в морозильную камеру, замерзает и превращается в лед.
◈ Продемонстрируйте это наглядно.
◈ Покажите ребенку ледяные фигуры, обратите его внимание, что льдинки повторяют форму сосудов, которые вы заполняли водой.
◈ Понаблюдайте за таянием льда.
◈ Добавив в воду краски, можно получить разноцветный лед и выложить из него красивые узоры.
Невидимое письмо
Необходимый инвентарь: бумага, лимон, йод.
◈ Напишите на бумаге лимонным соком имя ребенка или нарисуйте простую картинку и дайте высохнуть.
◈ Потом разведите в воде йод и кисточкой смочите лист бумаги — рисунок проявится.
Налил-вылил
Игра способствует развитию координации движения, расширяет представления о свойствах вещества
Необходимый инвентарь: емкость с водой, один большой и один маленький стакан.
◈ Поставьте перед ребенком тазик с водой. Покажите, как можно, зачерпывая воду одним стаканом, переливать ее в другой.
◈ Предоставьте ребенку свободу действий.
Выжми мочалку
Игра способствует развитию мелкой моторики
Необходимый инвентарь: две емкости, поролоновая губка.
◈ Одну емкость заполните водой. Покажите ребенку, как с помощью губки можно переносить воду из одной посуды в другую.
◈ Предложите попробовать самому сделать то же самое.
Водонос
Игра знакомит со свойствами вещества и понятием объема, способствует развитию координации движении
Необходимый инвентарь: тазик с водой, две или три банки, деревянные палочки.
◈ Поставьте перед ребенком тазик с водой. Рядом положите чайную ложку, столовую ложку, поварешку, ситечко, губку.
◈ Предложите ребенку зачерпывать воду из тазика разными предметами и переливать в разные банки.
◈ Сравните, в какой банке воды окажется больше.
◈ Спросите, чем зачерпнуть вообще не получится.
◈ Измерять глубину воды в банках можно так, как это когда-то делали моряки: опуская в банку деревянную палочку (правда, у моряков был канат с грузом).
Сквозь сито
Игра знакомит с назначением предметов и свойствами вещества
Необходимый инвентарь: стакан, сито.
◈ Поставьте перед ребенком тазик с водой. Пусть малыш льет воду из стакана в сито.
◈ Объясните ему, почему вода утекает.
Поплывет или утонет
Игра способствует развитию наблюдательности, мелкой моторики, освоению навыков классифицирования предметов
Необходимый инвентарь: предметы, тонущие в воде (камушки, ложки, винтики, пуговицы), и предметы, не тонущие в воде (мячик, деревянные дощечки, пластмассовые игрушки), емкость с водой, два пустых ведерка.
◈ Поставьте перед ребенком тазик с водой и разложите все предметы. Пусть малыш кидает по очереди предметы в воду и наблюдает за ними.
◈ Потом доставайте предметы из воды и раскладывайте их по разным ведеркам — в одно, все, что не утонуло, в другое — то, что оказалось на дне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа формирования познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста на основе развития логических структур мышления
Программа предназначена для осуществления дополнительных образовательных услуг....
Формирование познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредством работы в центре песка и воды
Играя с песком и миниатюрными фигурками, мы приближаем к себе наш внутренний мир, чтобы повнимательнее рассмотреть его: понять свои желания, открыть источники внутренней силы, увидеть лучшее ре...
Информационный буклет для педагогов и родителей "Формирование познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста через игры с песком "
Кинетический песок — это инновационный материал для творчества и игр, учебного и познавательного процесса, это уникальный материал для детского творчества. Перенос традиционных педагоги...
Методическая разработка. Формирование познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством цифрового календаря.
В работе рассмотрены проблемы введения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях, а именно использование цифрового календаря в образовательной о...
Доклад "Развитие познавательных способностей у детей в условиях социально-реабилитационного центра"
Формирование познавательной активности у детей - основополагающий фактор в их интеллектуальном развитии. Развитие познавательных способностей и любознательности начинается ещё в дошкольном возрасте по...
Формирование познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр
Формирование познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр...