Проект «Развитие познавательных способностей у детей ОВЗ посредством дидактической системы «Дары Фребеля»
методическая разработка (подготовительная группа)

Юлия Александровна Лебедева

описание проекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proek_frebel_24-26.docx713.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 26 «Антошка»

Проект

«Развитие познавательных способностей у детей ОВЗ посредством дидактической системы

«Дары Фребеля»

Срок реализации: 2 года Возраст детей: 5 -7 лет

https://skazka-3.nnov.prosadiki.ru/media/2020/05/19/1254551145/img4.jpg

Разработчик проекта: Лебедева Ю.А, воспитатель

г. Бор – 2024

Содержание

              1. Актуальность

              2. Новизна проекта

              3. Практическая значимость

4. Цель, задачи, ожидаемый результат

 5. Методы и приемы

              6. Направления

7. Принципы

8. Содержание работы по проекту

              9. План действий по реализации проекта

10.Диагностика сформированности познавательного развития детей ОВЗ 11. Список литературы

12. Приложение 1 Перспективный план работы I и II года обучения 13. Приложение 2 План работы с родителями

14. Приложение 3 Работа с Дарами Фребеля

Тип проекта: познавательный, творческий, игровой.

Возрастная группа: 5 -7 лет.

Участники        проекта:        дети        комбинированной        группы        (ТНР)

«Шустрики»,        воспитатель        группы        Лебедева Юлия        Александровна, родители.

Длительность: 2 года (2024 – 2026 г.г.)

Вид проекта: групповой

1. Актуальность

Игра есть высшая ступень детского развития, развития человека этого

периода… Игра – самое чистое и самое духовное проявление человека на этой

ступени… Игра является прообразом всей человеческой жизни.

Ф. Фрёбель.

В настоящее время растет количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Детям с ОВЗ сложнее дается ознакомление с окружающим миром, развитие свободного общения со взрослыми и детьми. И поэтому им необходимо значительно больше стимулов, нетрадиционные методы и приемы, способные создать интерес к совместной деятельности с первых минут и удерживающие этот интерес на всем её протяжении.

Одной из задач совместной коррекционно-развивающей деятельности педагогов является коррекция нарушений и отклонений в развитии речи и мелкой моторики детей, формирование и развитие социальной, коммуникативной и интеллектуальной компетентности воспитанников.

Реализовать поставленные задачи по формированию познавательных интересов и познавательных действий детей с ограниченными возможностями здоровья, в процессе образовательной деятельности, помогает использование в различных видах деятельности игрового набора «Дары Фрёбеля».

2. Новизна проекта: заключается в разработке содержания и форм работы с детьми ОВЗ комбинированной группы старшего дошкольного возраста, по развитию познавательных способностей используя инновационную технологию «Дары Фребеля», которая создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и ребёнка, так и самостоятельно- игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности, участие детей и их родителей в решении проблемы.

3. Практическая значимость: заключается в создании методического материала по данной проблеме, поиске новых, эффективных форм и методов работы по развитию познавательных способностей у детей ОВЗ в процессе ознакомления с технологией «Дары Фебеля». В случае если данный проект по развитию познавательных способностей        детей ОВЗ окажется эффективным, он может быть распространен в практику работы других дошкольных учреждений.

4. Цель: развитие познавательных способностей у детей ОВЗ в процессе ознакомления с Дарами Фребеля.

Задачи:

Развивающие:

Развивать наблюдательность, интерес детей ОВЗ к окружающему миру. Развивать у детей способность наблюдать, развивать пространственное мышление,        сенсорное        восприятие,        а        также        способствовать        развитию творческих                способностей,        развитию        речи,        зрительно-моторной координации и мелкой моторики рук.

Обучающие:

Формировать познавательный интерес у детей;

Знакомить детей с геометрическими фигурами и телами, числами;

Учить сортировать, классифицировать, сравнивать, считать, складывать, составлять последовательности.

Воспитательные:

Воспитывать        сотрудничество        детей        и        взрослых        в        разных        видах деятельности.

Ожидаемый результат: в результате реализации мероприятий проекта у детей ожидаются следующие позитивные изменения:

  • расширение круга знаний и представлений об окружающем мире, обогащение активного словаря, развитие связной речи;
  • ускорение процесса формирования простейших представлений;
  • ускорение процесса формирования пространственно представлений;
  • совершенствование координации движений, мелкой моторики рук;
  • развитие и совершенствование навыков группового взаимодействия и положительной коммуникации.

4. Методы работы:

  • Словесный.
  • Наглядный.
  • Практический.
  • Проблемный.
  • Игровой.

Приемы работы:

  • Познавательная беседа.
  • Практическая работа.
  • Настольная игра.
  • Самостоятельная работа.

Этапы работы с «Дарами Фребеля»

  • визуальное обследование «дара» как целого («Чудесный мешочек»,

«Одного поля ягоды»);

  • свободная игра ребенка с «даром»;
  • обыгрывание        постройки        и        связь                её        с                предметным                и        социальным окружением        ребенка        («Подарок        для                друга»,        «В        мире        фигур»);
  • самостоятельные постройки ребёнка из нового строительного материала;
  • совместные постройки и с помощью педагога («Капризная принцесса»,

«Почему я не…»);

  • строительство по образцу («Королевство кривых зеркал», «Зеркало»);
  • строительство и перестроение: большое - маленькое, трансформация одного предмета в другой или же предоставление предмету новых качеств, свойств; построение предмета с заданными свойствами («В мире фигур»); Деятельность детей с играми отличается следующим образом:
  • Первый уровень: дети выполняют задания самостоятельно, по мере необходимости педагог помогает детям словесной инструкцией;
  • Второй уровень: дети выполняют задания, опираясь на помощь педагога, при этом у них есть ярко выраженное стремление к выполнению заданий самостоятельно;
  • Третий уровень: дети действуют только совместно с педагогом для достижения         намеченного результата.

Знания, умения и навыки различаются на всех трех уровнях по требованиям, которые ставятся перед детьми ОВЗ в соответствии с тем, на каком        уровне        дети    данной    категории    находятся. Требования к детям усложняются и увеличиваются в зависимости от того, на каком уровне находится ребенок, но при этом требования тесно связаны между собой и на каждом этапе они дополняют друг друга.

5. Направления:

  1. Создание условий для развития познавательных способностей детей ОВЗ по средствам Даров Фребеля:
  • подбор игр с Дарами Фребеля;
  • оформление карточек для работы с Дарами Фребеля;
  • изготовление дидактических игр и пособий;
  • разработка диагностического инструментария, направленного на исследование познавательного развития детей ОВЗ;

-составление методических рекомендаций по работе с Дарами Фребеля.

  1. Интеграция образовательных областей:

-образовательная область «Социально- коммуникативное развитие» (проведение игр, игровых упражнений, проблемных ситуаций);

  • образовательная область «Художественно - эстетическое развитие» (рассматривание картин, изобразительная деятельность с элементами Даров Фребеля);

-образовательная область «Познавательное развитие» (дидактические игры, игры – эксперименты, беседы);

Это дает возможность видеть временную перспективу развития познавательных способностей детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста, что позволяет педагогу более полно для воспитателей старших групп, учитывать в своей работе индивидуальные особенности детей и ставить задачи, опираясь не столько на возрастные рекомендации, сколько на индивидуальный уровень развития ребѐнка.

  1. Совместная деятельность;
  2. Диагностическое исследование.

7. Проект построен на принципах:

Принцип комплексного воспитания

Предусматривает единство задач, средств и методов воспитания дошкольников, преемственную связь воспитания и развития личности ребѐнка в дошкольном учреждении, семье и обществе.

Принцип воспитания в деятельности

Необходимо        использовать        все        виды        детской        деятельности        для своевременного возникновения и развития познавательных способностей. Принципы педагогики Фрёбеля.

Реализация принципов обеспечивает решение задач ФГОС ДО.

8. Содержание работы по проекту

Предложенный проект отражает основные направления деятельности по развитию познавательных способностей у детей ОВЗ по средствам технологии Дары Фребля.

Вид деятельности:

Совместная образовательная деятельностьВоспитывать познавательный интерес.

Образовательная деятельность в совместной деятельности– различных видах деятельности детей в повседневной жизни.

Самостоятельная деятельность – формировать реальные представления об окружающем мире применять полученные знания в совместной деятельности с окружающими.

Совместная деятельность с семьей – включить родителей в процесс развития познавательных способностей у детей ОВЗ.

9. Этапы реализации проекта:

I этап - организационный (июль – август 2024 учебного года):

  1. Изучить методическую литературу;
  2. Разработать учебно - тематический план на I и II год обучения
  3. Подобрать диагностический инструментарий.
  4. Оформить игры и пособия.
  1. этап – внедренческий

Реализация учебно – тематического плана I года обучения (с сентября 2024 по май 2025г.)

Задачи:

  1. Учить действовать по зрительному образцу, словесной инструкции;
  2. Развивать наблюдательность интерес детей ОВЗ к окружающему миру;
  3. Формировать реальные представления к окружающем мире.

Ожидаемый результат: воспитанник, умеющий с небольшой помощью взрослых использовать в познавательной деятельности игровой набор

«дары Фрёбеля»; знающий об объектах окружающего мира природы и человека, о их свойствах и отношениях: форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое.

Реализация учебно – тематического плана II года обучения (с сентября 2025г по апрель 2026г.)

Задачи:

  1. Развить продуктивное воображение и творческое мышление в процессе решения познавательных задач;
  2. Создать        условия        для        построения        ребёнком        целостной        образно- смысловой картины мира;
  3. Расширить знания и представления об окружающем мире.

Ожидаемый результат: воспитанник, умеющий самостоятельно использовать в познавательной деятельности игровой набор «дары Фрёбеля»;

знающий об объектах окружающего мира природы и человека, о их свойствах и отношениях: форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое.

  1. Заключительный этап (май 2026г.) Аналитический

  1. Сравнить полученный результат с ожидаемым результатом.
  2. Обобщить опыт работы по программе.
  3. Создать банк методических разработок.

Формы организации:

  • индивидуальные;
  • подгрупповые

10. Диагностика сформированности познавательных способностей у детей ОВЗ по средствам Даров Фребеля

Пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Под ред. Н.Е.Вераксы. – М.:Мозаика – Синтез, 2007.-112с.

Параметры контроля над развитием способностей 1 Осведомленность в основных областях знаний:

  1. Сенсорные способности
  • выявление представлений о сенсорных эталонах и их использовании (цвет,

форма, величина);

  1. Интеллектуальные способности:
  • использование схем и моделей для анализа логических отношений
  • классификации объектов по разным основаниям.
  • понимание и использование обобщающих слов.
  • установление причинно - следственных связей.
  • соотнесение заданной схемы с конкретной постройкой.
  • соотнесение плана с конкретным пространством.
  1. Способность к построению речевого высказывания.

-умение ребёнка последовательно и логично рассказывать о событии явлении, отвечать на вопросы.

  1. Применение самостоятельно усвоенных знаний и способов деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и самим ребёнком.
  2. Преобразование способов решения задач (проблем) в зависимости от ситуации.

Формы        контроля        и        система        оценивания:        Карта        диагностического обследования

Ф.И.

ребенка

По результатам диагностического исследования

Осведомленность в основных областях знаний

Сенсорные способности

Интеллектуальные способности

Способность к построению речевого высказывания.

Применение самостоятельно

усвоенных знаний и способов деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как

взрослым, так и самим ребёнком

ххххх

1

2

3

2

3

Список литературы

  1. Карпова Ю. В., Кожевникова В. В., Соколова А. В. Использование игрового набора «Дары Фрѐбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО/ Методические рекомендации. М.: ООО

«Издательство «Варсон», 2014г. 20с.

  1. Карпова Ю. В., Кожевникова В. В., Соколова А. В. Использование игрового набора «Дары Фрѐбеля» в образовательной области

«Познавательное развитие/ Методические

рекомендации. М.: ООО «Издательство «Варсон», 2014г. 36с.

  1. Карпова Ю. В., Кожевникова В. В., Соколова А. В. Использование игрового набора «Дары Фрѐбеля» в образовательной области «Речевое развитие»/ Методические

рекомендации. М.: ООО «Издательство «Варсон», 2014г. 44с.

  1. Карпова Ю. В., Кожевникова В. В., Соколова А. В. Использование игрового набора «Дары Фрѐбеля» в образовательной области

«Художественно-эстетическое развитие»/

Методические рекомендации. М.: ООО «Издательство «Варсон», 2014г. 44с.

  1. Карпова Ю. В., Кожевникова В. В., Соколова А. В. Использование игрового набора «Дары Фрѐбеля» в образовательной области «Социально- коммуникативное развитие»/ Методические рекомендации. М.: ООО

«Издательство «Варсон», 2014г.44с.

  1. Карпова Ю. В., Кожевникова В. В., Соколова А. В. Использование игрового набора «Дары Фрѐбеля» в образовательной области «Физическое развитие»/ Методические рекомендации. М.: ООО «Издательство

«Варсон», 2014г.24с.

  1. Королева И. Кто придумал детский сад? Система дидактических игр Фридриха Фребеля // Город детства, 2011 г., №2.
  2. Фрѐбель Ф. Будем жить для наших детей. Екатеринбург: У.: Фактория, 2005, 248с. 9. Фрѐбель Ф. Детский сад. Пер. с нем. Я. Соколов. М., 1993г.

10. Фрѐбель Ф. Педагогические сочинения. Пер. с нем Я. Соколов: В 2т. М., 1993г.

.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Учебно - тематический план на I год обучения с детьми ОВЗ по познавательному развитию

«Занимательные игры с использованием игровых наборов и даров

Ф. Фребеля»

Месяц

Тема

Содержание

Обеспечение

Октябрь

«В мире фигур»

Развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности, развитие элементарных математических представлений.

Наборы №№ 5,7,J1

«В лесу»

Формирование представлений о разнообразии мира природы, расширение кругозора, знакомство с основами композиции.

Наборы №№ 7,8,9,10

«Посади дерево»

Становление эстетического отношения к окружающему миру, стимулирование осмотрительно и бережного отношения к природе.

Наборы №№ 7,8,9,10,J2

«Лови-лови»

Развитие координации движений, овладение основными движениями, развитие двигательной активности.

Набор №№ 1,2

Ноябрь

«Эстафеты»

Развитие быстроты, ловкости, двигательной активности.

Наборы №№ 1,J1

«Пастушок»

Формирование представлений о простейших средствах музыкальной выразительности, экспериментирование с музыкальными звуками, развитие игровой деятельности.

Наборы №№ 1,2,3,4,5, 5b, 5p, 6,7,8,9,10 J1

«Три медведя»

Развитие предпосылок ценностно- смыслового восприятия и понимания художественных произведений, умение эмоционально-выразительно отображать характер героев литературного произведения.

Наборы №№ 1,2,3,4,5, 5b, 5p, 6,7,8,9,10 J1,J2

«Пир на весь мир»

Формирование первичных представлений о семье, обязанностях в домашнем хозяйстве, развитие мелкой моторики, игровой деят-ти

Наборы №№ 2,3,4,5,6,7,8,9,

10, J1

Декабрь

«Путаница»

Развитие речевого творчества, познавательной активности, внимания, воображения

Наборы №№ 2,3,4,5, 5b, 5p, 6,7,8,9,10 J1,J2

«Тайные агенты»

Развитие координации движений крупной и мелкой моторики обеих рук, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

Наборы №№ J1,J2

«Украшаем ёлку»

Становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование интереса к изобразительному творчеству.

Наборы №№ 7,8,9,10

«Новый год»

Становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование интереса готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Наборы №№ 7,8,9,10

Январь

«Волшебни-ки»

Обогащение активного словаря,

формирование грамматически правильного строя речи, развитие коммуникативных навыков.

Наборы №№ 2,3,4,5, 5b, 5p, 6,7,8,9,10 J1,J2

«На севере»

Формирование представлений о разнообразии мира природы, расширение кругозора, знакомство с основами композиции.

Наборы №№ 7,8,9,10

«Джунгли»

Формирование представлений о разнообразии мира природы, расширение кругозора, знакомство с основами композиции.

Наборы №№ 7,8,9,10

«Большая стирка»

Формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира, реализация самостоятельной творческой деятельности ребенка.

Наборы №№ 7,8,9,10, J2

Февраль

«Дорожное движение»

Формирование основ безопасного

поведения на улице, первичных представлений об объектах окружающего мира.

Наборы №№ 1,2,9

«Приглашаем в теремок»

Формирование первичных представлений о профессиях, позитивных установок к различным видам труда, развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками.

Наборы №№ 2,3,4,5, 5b, 6,7,8,9,10

«Что для чего»

Формирование активного словаря, развитие игровой деятельности, развитие творчества, мышления, мелкой моторики

Наборы №№ 2,3,4,5, 5b, 5p, 6,7,8,9,10 J1,J2

«Спрятанная игрушка»

Развитие координации движений, крупной и мелкой моторики, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

Наборы №№ 1,2, 10, J1

Март

«Я умею…»

Развитие координации движений крупной и мелкой моторики обеих рук, развитие грамматически правильной речи.

Набор №1

«Настроение»

Развитие социального и эмоционального интеллекта, формирование первичных представлений о себе и других людях.

Наборы №№ 7,8,9,10

«Магазин»

Формирование первичных представлений о профессиях, позитивных установок к различным видам труда, развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками.

Наборы №№ 2,3,4,5, 5b, 5p, 6,7,8,9,10 J1,J2

«Кафе»

Формирование позитивных установок к различным видам труда, развитие творческой активности, реализация самостоятельной конструктивной

Наборы №№ 7,8,9,10 J1,J2

деятельности.

Апрель

«Ручеек»

Развитие и обогащение умений

импровизировать с простейшими музыкально-художественными образами в игре и совместной деятельности педагога и детей.

Наборы №№ 1,9

«Космос»

Формирование представлений о разнообразии мира, развитие общения со сверстниками, воображения, развитие самостоятельной творческой деятельности.

Наборы №№ 7,8,9,10, J2

«Морские обитатели»

Формирование представлений о разнообразии мира природы, расширение кругозора, обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира.

Наборы №№ 7,8,9,10

«Небоскреб»

Развитие диалогической речи, умение сотрудничать, договариваться друг с другом, развитие самостоятельной конструктивной деятельности.

Наборы №№ 2,3,4,5, 5b, 5p, 6, J1,

Май

«Настольные спортивные игры»

Овладение подвижными играми с правилами, развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками,

развитие координации движений.

Наборы №№ 3,4, 5, 5p, J1,

8,9,10

«На лугу. Цветы»

Формирование представлений о разнообразии мира природы, расширение кругозора, обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира.

Наборы №№ 7,8,9,10

«На лугу. Насекомые»

Формирование представлений о разнообразии мира природы, расширение кругозора, обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира.

Наборы №№ 7,8,9,10

Итоговое занятие. Повторение

Учебно - тематический план на II год обучения с детьми ОВЗ по познавательному развитию

«Занимательные игры с использованием игровых наборов и даров Ф. Фребеля»

Месяц

Тема

Содержание

Обеспечение

Октябрь

Игра: «Волшебный мешочек»

Цель: развивать сенсорные навыки, элементарные математические представления, развивать восприятие, мышление, внимание, память

№ Набора:1,2,3, 4,7,8,9,10,J1

Игра: «Бабочки»

Цель: Эстетическое отношение к окружающему миру природы, формирование у детей интереса к изобразительному творчеству, выразительно передавать образы окружающего мира.

№ Набора: 7,8,9,10

Игра: «Большая стирк

Цель: Развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками, воображения, творческой активности, формирование познавательных действий, реализация самостоятельной творческой деятельности.

№ Набора:7,8.9,10, 2

Игра: «За окном»

Цель: развитие любознательности, воображения, знакомство с основами композиции

№набора: 7,8,9,10

Ноябрь

Игра: «Ее величество точка»

Цель: Реализация самостоятельной изобразительной и конструктивной деятельности, развитие речевого

творчества, восприятия, мышления, сенсорных навыков, расширение кругозора.

№ набора:9,10,j2

Игра:

«Волшебники»

Цель: Обогащение активного словаря, развитие познавательного

интереса, формирование грамматически правильного строя речи, развитие фантазии, коммуникативных навыков, конструктивной деятельности.

№набора:1,2,3,4,

5,5в,5р,67,8,9,10,J

1, J2

Игра:

«Зеркало»

Цель: формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира

№ набора:7,8,9,10,

Игра: «Пчелы и змеи»

Цель: Развитие звуковой культуры речи, развитие речевого творчества, познавательной активности, внимания, воображения, игровой деятельности.

№ набора:2

Декабрь

Игра

«Дымковская роспись»

Цель: Формирование представлений о декоративно-прикладном искусстве – дымковской игрушке, учить составлять элементы узоров; развитие мелкой моторики, творческого мышления, воображения, игровой деятельности

№ набора:7, 8, 9,

10

Игра:

«Костерок»

Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме; развитие позитивных установок к творчеству, развитие творческой активности, любознательности и познавательной мотивации, реализация самостоятельной творческой конструктивной деятельности

№ набора:8

Игра: «Путаница»

Цель: Развитие речевого творчества, познавательной активности, внимания, воображения.

№ Набора:2,3,4,5,,

6,7,8,9,10, J1, J2.

Игра:

«Пароход»

Цель: формирование представлений о водном транспорте; развитие мелкой моторики, творческого мышления, воображения, игровой деятельности.

№ Набора:2,3,4,5,

6,7,8,9,10, J1,

Январь

Игра:

«Кормушка для птиц»

Цель:Воспитание эмоционально отзывчивого отношения к природе;

формирование представлений об объектах окружающего мира разнообразия мира природы, развитие интереса к совместным играм и общению со сверстниками.

№набора:2,3,4,5,

6,7,8,9,10j1

Игра: «Пир на весь мир»

Цель: формирование первичных представлений о семье, обязанностях в домашнем

хозяйстве; развитие познавательной деятельности, творческого мышления, воображения, игровой деятельности

№набора:2,3,4,5,

6,7,8,9,10,j1

Игра: «Фанты»

Цель: Игра, развивающая память и концентрацию внимания, развитие активного словарного запаса.

№набора:7, J1

Игра: «Одного поля ягоды»

Цель: Развитие представлений об объектах окружающего мира, мире природы, развитие сенсорных навыков и познавательно –исследовательской деятельности; расширение кругозора; формирование познавательных действий, развитие речевого творчества

№набора:3,4,5,6,

7,8,9,10,j1

Февраль

Игра: «В мире фигур»

Игра: «Я-змея»

Цель: Развивать сенсорные навыки и

познавательно-исследовательскую деятельность

Цель: обогащение активного словаря; формирование грамматически правильного строя речи, развитие фантазии.

№Набора :5 ,7 ,1

№Набора: 1, J1, J2

Игра: «Подарок для друга»

Цель: Формирование первичных представлений о здоровье и здоровом образе жизни; развитие

эмоционального опыта; профилактика психосоматических нарушений; развитие мелкой моторики, мышления, воображения,

игровой деятельности.

№набора:7,8,9,1 0

Игра: «Туристически автобус»

Цель: развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности; развитие элементарных математических представлений; расширение кругозора; развитие познавательной активности, любознательности, формирование

№ Набора: 7,8,9.

готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Игра: «Почему я не…»

Цель: развитие интереса к совместным играм; развитие умений выполнять игровые действия, придумывать и развивать игровые сюжеты; формирование представлений о себе, развитие общения и взаимодействия со сверстниками, мелкой моторики, воображения, грамматически правильной диалогической речи

№ набора:2,7,8,9

Март

Игра:

«Путешествие»

Цель: формирование основ безопасного поведения в быту, социуме;

формирование позитивных установок к творчеству; развитие творческой активности, любознательности и познавательной мотивации, первичных представлений о свойствах и отношениях окружающего мира (размер, материал, количество), реализация самостоятельной творческой конструктивной деятельности.

№набора:1,2,3,4,

5,5в,5р,6,7,8,9,10

, J1

Игра: «Мы друзья птиц», «Кормушка дл птиц»

Цель: Воспитывать бережное отношение к природе, развитие умения планировать совместную деятельность; обучению следовать устным инструкциям, планировать последовательность действий; обучение элементарным способам сотрудничества, коммуникации; развитие творческого мышления, воображения, игровой деятельности

Дар№ 10 ы№ 4

№ 8 №

Игра «Куб из кубиков

«Куб из

брусков», «Кубики и призмы», «Кубики, столбики, кирпичики

«Цветные фигуры»,

«Палочки», «Фишки»

Эти дары используем в непосредственной деятельности, по формированию элементарных математических представлений, где в наглядной форме показываем детям, как создавать множество групп, из разных по качеству элементов (цвет, размер, форма…); разбивать множества на части и воссоединять их; определять

большую (меньшую) часть множества или их равенство; считать в пределах первого десятка. Развиваем у детей геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме.

Дар№ 10 ы№ 4

№ 8 № 3 № 5№ 7№6

Игра «В мире фигур»

Развивать сенсорные навыки и познавательно- исследовательскую деятельность

3 № 5№ 7№6

Апрель

Игра:

«Космос»

,«Накроем на стол»

Цель: формирование представлений об объектах окружающего мира, обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира; развитие общения со сверстниками, воображения, реализация самостоятельной творческой

№ набора:14 10

№ набора:7,8,9,10, J2

деятельности

Цель: дать представление целое делить на части, развивать познавательно- исследовательскую деятельность детей

Игра: «Аукцион»

Цель: закреплять обобщающие понятия, свободно оперировать ими; учить методом ограничения находить нужный предмет.

№ Набора: 1, 2, 3,

4, 5, 5в, 5р, 6, 7, 8,

9, 10, J1, J2

Игра: «Путешествие п городам»

Цель: развитие интереса к совместным играм, формирование чувства принадлежности к сообществу детей группы, развитие связной речи при составлении рассказа, усвоение норм, принятых в обществе, формирование первичных представлений о родине и Отечестве.

№набора: 1, 2, 3,

4, 5, 5в, 5р, 6, 7, 8,

9, 10, J1, J2

Игра: «Почему я не…»

Цель: развитие интереса к совместным играм; развитие умений выполнять игровые действия, придумывать и развивать игровые сюжеты; формирование представлений о себе, развитие общения и взаимодействия со сверстниками, мелкой моторики, воображения, грамматически правильной диалогической речи.

№ набора:2,7,8,9

Май

гра: «Гербы и флаги»

Цель: развитие общения и взаимодействия ребенка со

сверстниками, воображения, творческой активности, формирование познавательных действий, представлений о малой родине и Отечестве.

№ набора:7,8,9,10

гра: «На лугу»

Цель: учить детей мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам.

№набора:7,8,9,1 0

Итоговое занятие. Повторение

Наблюдение.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

План работы с родителями на 2024 – 2026 учебный год по реализации проекта

Проблемно – ориентированные семинары, Круглый стол

Консультация «Знакомство с дарами Фрёбеля»

Сентябрь, 2024

Воспитатель

Памятка «Дары Фребеля система развития ребенка, игры с дарами Фребеля»

Октябрь, 2025

Воспитатель

Мастер – класс «Использование набора «Дары Фрёбеля» в развитии познавательных процессов дошкольников»

Октябрь

2024

Воспитатель

Семинар-тренинг «Волшебные дары Фребеля»

Январь

2024

Воспитатель,

Проект «Развитие поисково – исследовательской

деятельности воспитанников» (включение Даров Фребеля)

сентябрь – май

2025-2026

Воспитатель

Консультация «Развитие познавательных способностей через применение даров Фрёбеля»

Февраль

2025

Воспитатель

Участие в конкурсах

Фребельелка

Декабрь

2024

Воспитатель,родители

Фребельподарок для Деда Мороза

Декабрь

2025

Воспитатель,

родители

Клуб для родителей «Мы вместе»

«Мы вместе» - Применение «Даров Фрёбеля» в формировании элементарных математических представлений у воспитанников с ОВЗ»

Цель: повысить родительскую компетентность в вопросе влияние Даров Фребеля на развитие математических способностей; познакомить родителей с играми ребенку для развития познавательных способностей.

План: Сообщение для родителей дары Фребеля. Мастер –класс «Игры с дарами Фребеля» Творческое задание для родителей Рекомендации «Применение «Даров Фрёбеля» в

формировании элементарных математических представлений у воспитанников с ОВЗ.»

Ноябрь

2024

Воспитатель

«Мы вместе» - «Применение игрового набора

«Дары Фрёбеля» в работе с детьми с ОВЗ. Цель: повысить родительскую компетентность в вопросах развития познавательной активности

детей ОВЗ, через использование даров Фребеля; предложить альтернативные игры по развитию

Январь

2025

Воспитатель

мелкой моторики в домашних условиях. План:

Дискуссия – «Как мы развиваем детей дома?» Мастер –класс «Познавательное развитие детей с ОВЗ посредством применения игрового набора

«Дары Фрёбеля»

Творческое задание для родителей

Памятка «Развитие познавательных способностей детей ОВЗ»;

«Мы вместе» - «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в познавательном развитии дошкольников с ОВЗ».

Цель: продолжать повышать родительскую компетентность в вопросах развития познавательной активности детей ОВЗ, через использование даров Фребеля;

План: Беседа – «Использование приемов Ф. Фребеля дома»

Рекомендации «Как организовать совместные игры дома» (презентация примеров) Творческое задание для родителей.

Памятка «Игры с дарами Фребеля»; Анкетирование родителей.

Апрель

2025

Воспитатель

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Работа с Дарами Фребеля

C:\Users\user\Desktop\фото самообразование\1.png

C:\Users\user\Desktop\фото самообразование\2.png

C:\Users\user\Desktop\фото самообразование\3.pngC:\Users\user\Desktop\фото самообразование\2023-12-25_20-55-50.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Дебесский детский сад№1»      Проект«Развитие математических способностей у детейдошкольного возраста посре...

Приложения к проекту "Развитие математических способностей у детей с ОНР, посредством дидактических, развивающих и интеллектуальных игр

В приложениея представлены:- перспективный план работы с детьми по формированию математических представлений;- направления, содержание и приемы коррекционной работы с детьми по профилактике различных ...

Развивающая программа "Развитие познавательных способностей у детей с нарушением слуха посредством нестандартного дидактического материала"

Программа направлена на развитие познавательных способностей детей, на расширение возможностей познавательного и интеллектуального развития детей с нарушением слуха.Основные направления в развити...

Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр

Игра - это ведущий вид деятельности. Она способствует всестороннему развитию дошкольников. Именно игра является необходимым и наиболее действенным методом в формировании у детей познавательн...

Проект «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр на липучках»

Для ребенка игра – это жизнь. Игра – один из сложнейших в жизни ребенка и важнейших видов деятельности. Кому из родителей не знакомо: «Мама, поиграй со мной!» Действительно, ре...

Проект «Развитие познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры»

Проект«Развитие познавательных способностейу детей младшего дошкольного возрастасредствами дидактической игры»...