Проект «Развитие познавательных способностей у детей ОВЗ посредством дидактической системы «Дары Фребеля»
методическая разработка (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 26 «Антошка»
Проект
«Развитие познавательных способностей у детей ОВЗ посредством дидактической системы
«Дары Фребеля»
Срок реализации: 2 года Возраст детей: 5 -7 лет
Разработчик проекта: Лебедева Ю.А, воспитатель
г. Бор – 2024
Содержание
1. Актуальность
2. Новизна проекта
3. Практическая значимость
4. Цель, задачи, ожидаемый результат
5. Методы и приемы
6. Направления
7. Принципы
8. Содержание работы по проекту
9. План действий по реализации проекта
10.Диагностика сформированности познавательного развития детей ОВЗ 11. Список литературы
12. Приложение 1 Перспективный план работы I и II года обучения 13. Приложение 2 План работы с родителями
14. Приложение 3 Работа с Дарами Фребеля
Тип проекта: познавательный, творческий, игровой.
Возрастная группа: 5 -7 лет.
Участники проекта: дети комбинированной группы (ТНР)
«Шустрики», воспитатель группы Лебедева Юлия Александровна, родители.
Длительность: 2 года (2024 – 2026 г.г.)
Вид проекта: групповой
1. Актуальность
Игра есть высшая ступень детского развития, развития человека этого
периода… Игра – самое чистое и самое духовное проявление человека на этой
ступени… Игра является прообразом всей человеческой жизни.
Ф. Фрёбель.
В настоящее время растет количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Детям с ОВЗ сложнее дается ознакомление с окружающим миром, развитие свободного общения со взрослыми и детьми. И поэтому им необходимо значительно больше стимулов, нетрадиционные методы и приемы, способные создать интерес к совместной деятельности с первых минут и удерживающие этот интерес на всем её протяжении.
Одной из задач совместной коррекционно-развивающей деятельности педагогов является коррекция нарушений и отклонений в развитии речи и мелкой моторики детей, формирование и развитие социальной, коммуникативной и интеллектуальной компетентности воспитанников.
Реализовать поставленные задачи по формированию познавательных интересов и познавательных действий детей с ограниченными возможностями здоровья, в процессе образовательной деятельности, помогает использование в различных видах деятельности игрового набора «Дары Фрёбеля».
2. Новизна проекта: заключается в разработке содержания и форм работы с детьми ОВЗ комбинированной группы старшего дошкольного возраста, по развитию познавательных способностей используя инновационную технологию «Дары Фребеля», которая создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и ребёнка, так и самостоятельно- игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности, участие детей и их родителей в решении проблемы.
3. Практическая значимость: заключается в создании методического материала по данной проблеме, поиске новых, эффективных форм и методов работы по развитию познавательных способностей у детей ОВЗ в процессе ознакомления с технологией «Дары Фебеля». В случае если данный проект по развитию познавательных способностей детей ОВЗ окажется эффективным, он может быть распространен в практику работы других дошкольных учреждений.
4. Цель: развитие познавательных способностей у детей ОВЗ в процессе ознакомления с Дарами Фребеля.
Задачи:
Развивающие:
Развивать наблюдательность, интерес детей ОВЗ к окружающему миру. Развивать у детей способность наблюдать, развивать пространственное мышление, сенсорное восприятие, а также способствовать развитию творческих способностей, развитию речи, зрительно-моторной координации и мелкой моторики рук.
Обучающие:
Формировать познавательный интерес у детей;
Знакомить детей с геометрическими фигурами и телами, числами;
Учить сортировать, классифицировать, сравнивать, считать, складывать, составлять последовательности.
Воспитательные:
Воспитывать сотрудничество детей и взрослых в разных видах деятельности.
Ожидаемый результат: в результате реализации мероприятий проекта у детей ожидаются следующие позитивные изменения:
- расширение круга знаний и представлений об окружающем мире, обогащение активного словаря, развитие связной речи;
- ускорение процесса формирования простейших представлений;
- ускорение процесса формирования пространственно представлений;
- совершенствование координации движений, мелкой моторики рук;
- развитие и совершенствование навыков группового взаимодействия и положительной коммуникации.
4. Методы работы:
- Словесный.
- Наглядный.
- Практический.
- Проблемный.
- Игровой.
Приемы работы:
- Познавательная беседа.
- Практическая работа.
- Настольная игра.
- Самостоятельная работа.
Этапы работы с «Дарами Фребеля»
- визуальное обследование «дара» как целого («Чудесный мешочек»,
«Одного поля ягоды»);
- свободная игра ребенка с «даром»;
- обыгрывание постройки и связь её с предметным и социальным окружением ребенка («Подарок для друга», «В мире фигур»);
- самостоятельные постройки ребёнка из нового строительного материала;
- совместные постройки и с помощью педагога («Капризная принцесса»,
«Почему я не…»);
- строительство по образцу («Королевство кривых зеркал», «Зеркало»);
- строительство и перестроение: большое - маленькое, трансформация одного предмета в другой или же предоставление предмету новых качеств, свойств; построение предмета с заданными свойствами («В мире фигур»); Деятельность детей с играми отличается следующим образом:
- Первый уровень: дети выполняют задания самостоятельно, по мере необходимости педагог помогает детям словесной инструкцией;
- Второй уровень: дети выполняют задания, опираясь на помощь педагога, при этом у них есть ярко выраженное стремление к выполнению заданий самостоятельно;
- Третий уровень: дети действуют только совместно с педагогом для достижения намеченного результата.
Знания, умения и навыки различаются на всех трех уровнях по требованиям, которые ставятся перед детьми ОВЗ в соответствии с тем, на каком уровне дети данной категории находятся. Требования к детям усложняются и увеличиваются в зависимости от того, на каком уровне находится ребенок, но при этом требования тесно связаны между собой и на каждом этапе они дополняют друг друга.
5. Направления:
- Создание условий для развития познавательных способностей детей ОВЗ по средствам Даров Фребеля:
- подбор игр с Дарами Фребеля;
- оформление карточек для работы с Дарами Фребеля;
- изготовление дидактических игр и пособий;
- разработка диагностического инструментария, направленного на исследование познавательного развития детей ОВЗ;
-составление методических рекомендаций по работе с Дарами Фребеля.
- Интеграция образовательных областей:
-образовательная область «Социально- коммуникативное развитие» (проведение игр, игровых упражнений, проблемных ситуаций);
- образовательная область «Художественно - эстетическое развитие» (рассматривание картин, изобразительная деятельность с элементами Даров Фребеля);
-образовательная область «Познавательное развитие» (дидактические игры, игры – эксперименты, беседы);
Это дает возможность видеть временную перспективу развития познавательных способностей детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста, что позволяет педагогу более полно для воспитателей старших групп, учитывать в своей работе индивидуальные особенности детей и ставить задачи, опираясь не столько на возрастные рекомендации, сколько на индивидуальный уровень развития ребѐнка.
- Совместная деятельность;
- Диагностическое исследование.
7. Проект построен на принципах:
Принцип комплексного воспитания
Предусматривает единство задач, средств и методов воспитания дошкольников, преемственную связь воспитания и развития личности ребѐнка в дошкольном учреждении, семье и обществе.
Принцип воспитания в деятельности
Необходимо использовать все виды детской деятельности для своевременного возникновения и развития познавательных способностей. Принципы педагогики Фрёбеля.
Реализация принципов обеспечивает решение задач ФГОС ДО.
8. Содержание работы по проекту
Предложенный проект отражает основные направления деятельности по развитию познавательных способностей у детей ОВЗ по средствам технологии Дары Фребля.
Вид деятельности:
Совместная образовательная деятельность– Воспитывать познавательный интерес.
Образовательная деятельность в совместной деятельности– различных видах деятельности детей в повседневной жизни.
Самостоятельная деятельность – формировать реальные представления об окружающем мире применять полученные знания в совместной деятельности с окружающими.
Совместная деятельность с семьей – включить родителей в процесс развития познавательных способностей у детей ОВЗ.
9. Этапы реализации проекта:
I этап - организационный (июль – август 2024 учебного года):
- Изучить методическую литературу;
- Разработать учебно - тематический план на I и II год обучения
- Подобрать диагностический инструментарий.
- Оформить игры и пособия.
- этап – внедренческий
Реализация учебно – тематического плана I года обучения (с сентября 2024 по май 2025г.)
Задачи:
- Учить действовать по зрительному образцу, словесной инструкции;
- Развивать наблюдательность интерес детей ОВЗ к окружающему миру;
- Формировать реальные представления к окружающем мире.
Ожидаемый результат: воспитанник, умеющий с небольшой помощью взрослых использовать в познавательной деятельности игровой набор
«дары Фрёбеля»; знающий об объектах окружающего мира природы и человека, о их свойствах и отношениях: форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое.
Реализация учебно – тематического плана II года обучения (с сентября 2025г по апрель 2026г.)
Задачи:
- Развить продуктивное воображение и творческое мышление в процессе решения познавательных задач;
- Создать условия для построения ребёнком целостной образно- смысловой картины мира;
- Расширить знания и представления об окружающем мире.
Ожидаемый результат: воспитанник, умеющий самостоятельно использовать в познавательной деятельности игровой набор «дары Фрёбеля»;
знающий об объектах окружающего мира природы и человека, о их свойствах и отношениях: форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое.
Заключительный этап (май 2026г.) Аналитический
- Сравнить полученный результат с ожидаемым результатом.
- Обобщить опыт работы по программе.
- Создать банк методических разработок.
Формы организации:
- индивидуальные;
- подгрупповые
10. Диагностика сформированности познавательных способностей у детей ОВЗ по средствам Даров Фребеля
Пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Под ред. Н.Е.Вераксы. – М.:Мозаика – Синтез, 2007.-112с.
Параметры контроля над развитием способностей 1 Осведомленность в основных областях знаний:
- Сенсорные способности
- выявление представлений о сенсорных эталонах и их использовании (цвет,
форма, величина);
- Интеллектуальные способности:
- использование схем и моделей для анализа логических отношений
- классификации объектов по разным основаниям.
- понимание и использование обобщающих слов.
- установление причинно - следственных связей.
- соотнесение заданной схемы с конкретной постройкой.
- соотнесение плана с конкретным пространством.
- Способность к построению речевого высказывания.
-умение ребёнка последовательно и логично рассказывать о событии явлении, отвечать на вопросы.
- Применение самостоятельно усвоенных знаний и способов деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и самим ребёнком.
- Преобразование способов решения задач (проблем) в зависимости от ситуации.
Формы контроля и система оценивания: Карта диагностического обследования
№ | Ф.И. ребенка | По результатам диагностического исследования | ||||
Осведомленность в основных областях знаний | Сенсорные способности | Интеллектуальные способности | Способность к построению речевого высказывания. | Применение самостоятельно усвоенных знаний и способов деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и самим ребёнком | ||
ххххх | 1 | 2 | 3 | 2 | 3 | |
Список литературы
- Карпова Ю. В., Кожевникова В. В., Соколова А. В. Использование игрового набора «Дары Фрѐбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО/ Методические рекомендации. М.: ООО
«Издательство «Варсон», 2014г. 20с.
- Карпова Ю. В., Кожевникова В. В., Соколова А. В. Использование игрового набора «Дары Фрѐбеля» в образовательной области
«Познавательное развитие/ Методические
рекомендации. М.: ООО «Издательство «Варсон», 2014г. 36с.
- Карпова Ю. В., Кожевникова В. В., Соколова А. В. Использование игрового набора «Дары Фрѐбеля» в образовательной области «Речевое развитие»/ Методические
рекомендации. М.: ООО «Издательство «Варсон», 2014г. 44с.
- Карпова Ю. В., Кожевникова В. В., Соколова А. В. Использование игрового набора «Дары Фрѐбеля» в образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие»/
Методические рекомендации. М.: ООО «Издательство «Варсон», 2014г. 44с.
- Карпова Ю. В., Кожевникова В. В., Соколова А. В. Использование игрового набора «Дары Фрѐбеля» в образовательной области «Социально- коммуникативное развитие»/ Методические рекомендации. М.: ООО
«Издательство «Варсон», 2014г.44с.
- Карпова Ю. В., Кожевникова В. В., Соколова А. В. Использование игрового набора «Дары Фрѐбеля» в образовательной области «Физическое развитие»/ Методические рекомендации. М.: ООО «Издательство
«Варсон», 2014г.24с.
- Королева И. Кто придумал детский сад? Система дидактических игр Фридриха Фребеля // Город детства, 2011 г., №2.
- Фрѐбель Ф. Будем жить для наших детей. Екатеринбург: У.: Фактория, 2005, 248с. 9. Фрѐбель Ф. Детский сад. Пер. с нем. Я. Соколов. М., 1993г.
10. Фрѐбель Ф. Педагогические сочинения. Пер. с нем Я. Соколов: В 2т. М., 1993г.
.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Учебно - тематический план на I год обучения с детьми ОВЗ по познавательному развитию
«Занимательные игры с использованием игровых наборов и даров
Ф. Фребеля»
Месяц | Тема | Содержание | Обеспечение |
Октябрь | «В мире фигур» | Развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности, развитие элементарных математических представлений. | Наборы №№ 5,7,J1 |
«В лесу» | Формирование представлений о разнообразии мира природы, расширение кругозора, знакомство с основами композиции. | Наборы №№ 7,8,9,10 | |
«Посади дерево» | Становление эстетического отношения к окружающему миру, стимулирование осмотрительно и бережного отношения к природе. | Наборы №№ 7,8,9,10,J2 | |
«Лови-лови» | Развитие координации движений, овладение основными движениями, развитие двигательной активности. | Набор №№ 1,2 | |
Ноябрь | «Эстафеты» | Развитие быстроты, ловкости, двигательной активности. | Наборы №№ 1,J1 |
«Пастушок» | Формирование представлений о простейших средствах музыкальной выразительности, экспериментирование с музыкальными звуками, развитие игровой деятельности. | Наборы №№ 1,2,3,4,5, 5b, 5p, 6,7,8,9,10 J1 | |
«Три медведя» | Развитие предпосылок ценностно- смыслового восприятия и понимания художественных произведений, умение эмоционально-выразительно отображать характер героев литературного произведения. | Наборы №№ 1,2,3,4,5, 5b, 5p, 6,7,8,9,10 J1,J2 | |
«Пир на весь мир» | Формирование первичных представлений о семье, обязанностях в домашнем хозяйстве, развитие мелкой моторики, игровой деят-ти | Наборы №№ 2,3,4,5,6,7,8,9, 10, J1 | |
Декабрь | «Путаница» | Развитие речевого творчества, познавательной активности, внимания, воображения | Наборы №№ 2,3,4,5, 5b, 5p, 6,7,8,9,10 J1,J2 |
«Тайные агенты» | Развитие координации движений крупной и мелкой моторики обеих рук, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере. | Наборы №№ J1,J2 | |
«Украшаем ёлку» | Становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование интереса к изобразительному творчеству. | Наборы №№ 7,8,9,10 |
«Новый год» | Становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование интереса готовности к совместной деятельности со сверстниками. | Наборы №№ 7,8,9,10 | |
Январь | «Волшебни-ки» | Обогащение активного словаря, формирование грамматически правильного строя речи, развитие коммуникативных навыков. | Наборы №№ 2,3,4,5, 5b, 5p, 6,7,8,9,10 J1,J2 |
«На севере» | Формирование представлений о разнообразии мира природы, расширение кругозора, знакомство с основами композиции. | Наборы №№ 7,8,9,10 | |
«Джунгли» | Формирование представлений о разнообразии мира природы, расширение кругозора, знакомство с основами композиции. | Наборы №№ 7,8,9,10 | |
«Большая стирка» | Формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира, реализация самостоятельной творческой деятельности ребенка. | Наборы №№ 7,8,9,10, J2 | |
Февраль | «Дорожное движение» | Формирование основ безопасного поведения на улице, первичных представлений об объектах окружающего мира. | Наборы №№ 1,2,9 |
«Приглашаем в теремок» | Формирование первичных представлений о профессиях, позитивных установок к различным видам труда, развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками. | Наборы №№ 2,3,4,5, 5b, 6,7,8,9,10 | |
«Что для чего» | Формирование активного словаря, развитие игровой деятельности, развитие творчества, мышления, мелкой моторики | Наборы №№ 2,3,4,5, 5b, 5p, 6,7,8,9,10 J1,J2 | |
«Спрятанная игрушка» | Развитие координации движений, крупной и мелкой моторики, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере. | Наборы №№ 1,2, 10, J1 | |
Март | «Я умею…» | Развитие координации движений крупной и мелкой моторики обеих рук, развитие грамматически правильной речи. | Набор №1 |
«Настроение» | Развитие социального и эмоционального интеллекта, формирование первичных представлений о себе и других людях. | Наборы №№ 7,8,9,10 | |
«Магазин» | Формирование первичных представлений о профессиях, позитивных установок к различным видам труда, развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками. | Наборы №№ 2,3,4,5, 5b, 5p, 6,7,8,9,10 J1,J2 | |
«Кафе» | Формирование позитивных установок к различным видам труда, развитие творческой активности, реализация самостоятельной конструктивной | Наборы №№ 7,8,9,10 J1,J2 |
деятельности. | |||
Апрель | «Ручеек» | Развитие и обогащение умений импровизировать с простейшими музыкально-художественными образами в игре и совместной деятельности педагога и детей. | Наборы №№ 1,9 |
«Космос» | Формирование представлений о разнообразии мира, развитие общения со сверстниками, воображения, развитие самостоятельной творческой деятельности. | Наборы №№ 7,8,9,10, J2 | |
«Морские обитатели» | Формирование представлений о разнообразии мира природы, расширение кругозора, обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира. | Наборы №№ 7,8,9,10 | |
«Небоскреб» | Развитие диалогической речи, умение сотрудничать, договариваться друг с другом, развитие самостоятельной конструктивной деятельности. | Наборы №№ 2,3,4,5, 5b, 5p, 6, J1, | |
Май | «Настольные спортивные игры» | Овладение подвижными играми с правилами, развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками, развитие координации движений. | Наборы №№ 3,4, 5, 5p, J1, 8,9,10 |
«На лугу. Цветы» | Формирование представлений о разнообразии мира природы, расширение кругозора, обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира. | Наборы №№ 7,8,9,10 | |
«На лугу. Насекомые» | Формирование представлений о разнообразии мира природы, расширение кругозора, обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира. | Наборы №№ 7,8,9,10 | |
Итоговое занятие. Повторение |
Учебно - тематический план на II год обучения с детьми ОВЗ по познавательному развитию
«Занимательные игры с использованием игровых наборов и даров Ф. Фребеля»
Месяц | Тема | Содержание | Обеспечение |
Октябрь | Игра: «Волшебный мешочек» | Цель: развивать сенсорные навыки, элементарные математические представления, развивать восприятие, мышление, внимание, память | № Набора:1,2,3, 4,7,8,9,10,J1 |
Игра: «Бабочки» | Цель: Эстетическое отношение к окружающему миру природы, формирование у детей интереса к изобразительному творчеству, выразительно передавать образы окружающего мира. | № Набора: 7,8,9,10 | |
Игра: «Большая стирк | Цель: Развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками, воображения, творческой активности, формирование познавательных действий, реализация самостоятельной творческой деятельности. | № Набора:7,8.9,10, 2 | |
Игра: «За окном» | Цель: развитие любознательности, воображения, знакомство с основами композиции | №набора: 7,8,9,10 | |
Ноябрь | Игра: «Ее величество точка» | Цель: Реализация самостоятельной изобразительной и конструктивной деятельности, развитие речевого творчества, восприятия, мышления, сенсорных навыков, расширение кругозора. | № набора:9,10,j2 |
Игра: «Волшебники» | Цель: Обогащение активного словаря, развитие познавательного интереса, формирование грамматически правильного строя речи, развитие фантазии, коммуникативных навыков, конструктивной деятельности. | №набора:1,2,3,4, 5,5в,5р,67,8,9,10,J 1, J2 | |
Игра: «Зеркало» | Цель: формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира | № набора:7,8,9,10, | |
Игра: «Пчелы и змеи» | Цель: Развитие звуковой культуры речи, развитие речевого творчества, познавательной активности, внимания, воображения, игровой деятельности. | № набора:2 | |
Декабрь | Игра «Дымковская роспись» | Цель: Формирование представлений о декоративно-прикладном искусстве – дымковской игрушке, учить составлять элементы узоров; развитие мелкой моторики, творческого мышления, воображения, игровой деятельности | № набора:7, 8, 9, 10 |
Игра: «Костерок» | Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме; развитие позитивных установок к творчеству, развитие творческой активности, любознательности и познавательной мотивации, реализация самостоятельной творческой конструктивной деятельности | № набора:8 |
Игра: «Путаница» | Цель: Развитие речевого творчества, познавательной активности, внимания, воображения. | № Набора:2,3,4,5,, 6,7,8,9,10, J1, J2. | |
Игра: «Пароход» | Цель: формирование представлений о водном транспорте; развитие мелкой моторики, творческого мышления, воображения, игровой деятельности. | № Набора:2,3,4,5, 6,7,8,9,10, J1, | |
Январь | Игра: «Кормушка для птиц» | Цель:Воспитание эмоционально отзывчивого отношения к природе; формирование представлений об объектах окружающего мира разнообразия мира природы, развитие интереса к совместным играм и общению со сверстниками. | №набора:2,3,4,5, 6,7,8,9,10j1 |
Игра: «Пир на весь мир» | Цель: формирование первичных представлений о семье, обязанностях в домашнем хозяйстве; развитие познавательной деятельности, творческого мышления, воображения, игровой деятельности | №набора:2,3,4,5, 6,7,8,9,10,j1 | |
Игра: «Фанты» | Цель: Игра, развивающая память и концентрацию внимания, развитие активного словарного запаса. | №набора:7, J1 | |
Игра: «Одного поля ягоды» | Цель: Развитие представлений об объектах окружающего мира, мире природы, развитие сенсорных навыков и познавательно –исследовательской деятельности; расширение кругозора; формирование познавательных действий, развитие речевого творчества | №набора:3,4,5,6, 7,8,9,10,j1 | |
Февраль | Игра: «В мире фигур» Игра: «Я-змея» | Цель: Развивать сенсорные навыки и познавательно-исследовательскую деятельность Цель: обогащение активного словаря; формирование грамматически правильного строя речи, развитие фантазии. | №Набора :5 ,7 ,1 №Набора: 1, J1, J2 |
Игра: «Подарок для друга» | Цель: Формирование первичных представлений о здоровье и здоровом образе жизни; развитие эмоционального опыта; профилактика психосоматических нарушений; развитие мелкой моторики, мышления, воображения, игровой деятельности. | №набора:7,8,9,1 0 | |
Игра: «Туристически автобус» | Цель: развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности; развитие элементарных математических представлений; расширение кругозора; развитие познавательной активности, любознательности, формирование | № Набора: 7,8,9. |
готовности к совместной деятельности со сверстниками. | |||
Игра: «Почему я не…» | Цель: развитие интереса к совместным играм; развитие умений выполнять игровые действия, придумывать и развивать игровые сюжеты; формирование представлений о себе, развитие общения и взаимодействия со сверстниками, мелкой моторики, воображения, грамматически правильной диалогической речи | № набора:2,7,8,9 | |
Март | Игра: «Путешествие» | Цель: формирование основ безопасного поведения в быту, социуме; формирование позитивных установок к творчеству; развитие творческой активности, любознательности и познавательной мотивации, первичных представлений о свойствах и отношениях окружающего мира (размер, материал, количество), реализация самостоятельной творческой конструктивной деятельности. | №набора:1,2,3,4, 5,5в,5р,6,7,8,9,10 , J1 |
Игра: «Мы друзья птиц», «Кормушка дл птиц» | Цель: Воспитывать бережное отношение к природе, развитие умения планировать совместную деятельность; обучению следовать устным инструкциям, планировать последовательность действий; обучение элементарным способам сотрудничества, коммуникации; развитие творческого мышления, воображения, игровой деятельности | Дар№ 10 ы№ 4 № 8 № | |
Игра «Куб из кубиков «Куб из брусков», «Кубики и призмы», «Кубики, столбики, кирпичики «Цветные фигуры», «Палочки», «Фишки» | Эти дары используем в непосредственной деятельности, по формированию элементарных математических представлений, где в наглядной форме показываем детям, как создавать множество групп, из разных по качеству элементов (цвет, размер, форма…); разбивать множества на части и воссоединять их; определять большую (меньшую) часть множества или их равенство; считать в пределах первого десятка. Развиваем у детей геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме. | Дар№ 10 ы№ 4 № 8 № 3 № 5№ 7№6 | |
Игра «В мире фигур» | Развивать сенсорные навыки и познавательно- исследовательскую деятельность | 3 № 5№ 7№6 | |
Апрель | Игра: «Космос» ,«Накроем на стол» | Цель: формирование представлений об объектах окружающего мира, обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира; развитие общения со сверстниками, воображения, реализация самостоятельной творческой | № набора:14 10 № набора:7,8,9,10, J2 |
деятельности Цель: дать представление целое делить на части, развивать познавательно- исследовательскую деятельность детей | |||
Игра: «Аукцион» | Цель: закреплять обобщающие понятия, свободно оперировать ими; учить методом ограничения находить нужный предмет. | № Набора: 1, 2, 3, 4, 5, 5в, 5р, 6, 7, 8, 9, 10, J1, J2 | |
Игра: «Путешествие п городам» | Цель: развитие интереса к совместным играм, формирование чувства принадлежности к сообществу детей группы, развитие связной речи при составлении рассказа, усвоение норм, принятых в обществе, формирование первичных представлений о родине и Отечестве. | №набора: 1, 2, 3, 4, 5, 5в, 5р, 6, 7, 8, 9, 10, J1, J2 | |
Игра: «Почему я не…» | Цель: развитие интереса к совместным играм; развитие умений выполнять игровые действия, придумывать и развивать игровые сюжеты; формирование представлений о себе, развитие общения и взаимодействия со сверстниками, мелкой моторики, воображения, грамматически правильной диалогической речи. | № набора:2,7,8,9 | |
Май | гра: «Гербы и флаги» | Цель: развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками, воображения, творческой активности, формирование познавательных действий, представлений о малой родине и Отечестве. | № набора:7,8,9,10 |
гра: «На лугу» | Цель: учить детей мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам. | №набора:7,8,9,1 0 | |
Итоговое занятие. Повторение Наблюдение. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
План работы с родителями на 2024 – 2026 учебный год по реализации проекта
Проблемно – ориентированные семинары, Круглый стол | |||
Консультация «Знакомство с дарами Фрёбеля» | Сентябрь, 2024 | Воспитатель | |
Памятка «Дары Фребеля система развития ребенка, игры с дарами Фребеля» | Октябрь, 2025 | Воспитатель | |
Мастер – класс «Использование набора «Дары Фрёбеля» в развитии познавательных процессов дошкольников» | Октябрь 2024 | Воспитатель | |
Семинар-тренинг «Волшебные дары Фребеля» | Январь 2024 | Воспитатель, | |
Проект «Развитие поисково – исследовательской деятельности воспитанников» (включение Даров Фребеля) | сентябрь – май 2025-2026 | Воспитатель | |
Консультация «Развитие познавательных способностей через применение даров Фрёбеля» | Февраль 2025 | Воспитатель | |
Участие в конкурсах | |||
Фребельелка | Декабрь 2024 | Воспитатель,родители | |
Фребельподарок для Деда Мороза | Декабрь 2025 | Воспитатель, родители | |
Клуб для родителей «Мы вместе» | |||
«Мы вместе» - Применение «Даров Фрёбеля» в формировании элементарных математических представлений у воспитанников с ОВЗ» Цель: повысить родительскую компетентность в вопросе влияние Даров Фребеля на развитие математических способностей; познакомить родителей с играми ребенку для развития познавательных способностей. План: Сообщение для родителей дары Фребеля. Мастер –класс «Игры с дарами Фребеля» Творческое задание для родителей Рекомендации «Применение «Даров Фрёбеля» в формировании элементарных математических представлений у воспитанников с ОВЗ.» | Ноябрь 2024 | Воспитатель | |
«Мы вместе» - «Применение игрового набора «Дары Фрёбеля» в работе с детьми с ОВЗ. Цель: повысить родительскую компетентность в вопросах развития познавательной активности детей ОВЗ, через использование даров Фребеля; предложить альтернативные игры по развитию | Январь 2025 | Воспитатель |
мелкой моторики в домашних условиях. План: Дискуссия – «Как мы развиваем детей дома?» Мастер –класс «Познавательное развитие детей с ОВЗ посредством применения игрового набора «Дары Фрёбеля» Творческое задание для родителей Памятка «Развитие познавательных способностей детей ОВЗ»; | |||
«Мы вместе» - «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в познавательном развитии дошкольников с ОВЗ». Цель: продолжать повышать родительскую компетентность в вопросах развития познавательной активности детей ОВЗ, через использование даров Фребеля; План: Беседа – «Использование приемов Ф. Фребеля дома» Рекомендации «Как организовать совместные игры дома» (презентация примеров) Творческое задание для родителей. Памятка «Игры с дарами Фребеля»; Анкетирование родителей. | Апрель 2025 | Воспитатель |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Работа с Дарами Фребеля
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Дебесский детский сад№1» Проект«Развитие математических способностей у детейдошкольного возраста посре...
Приложения к проекту "Развитие математических способностей у детей с ОНР, посредством дидактических, развивающих и интеллектуальных игр
В приложениея представлены:- перспективный план работы с детьми по формированию математических представлений;- направления, содержание и приемы коррекционной работы с детьми по профилактике различных ...
Развивающая программа "Развитие познавательных способностей у детей с нарушением слуха посредством нестандартного дидактического материала"
Программа направлена на развитие познавательных способностей детей, на расширение возможностей познавательного и интеллектуального развития детей с нарушением слуха.Основные направления в развити...
Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр
Игра - это ведущий вид деятельности. Она способствует всестороннему развитию дошкольников. Именно игра является необходимым и наиболее действенным методом в формировании у детей познавательн...
Проект «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр на липучках»
Для ребенка игра – это жизнь. Игра – один из сложнейших в жизни ребенка и важнейших видов деятельности. Кому из родителей не знакомо: «Мама, поиграй со мной!» Действительно, ре...
Проект «Развитие познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры»
Проект«Развитие познавательных способностейу детей младшего дошкольного возрастасредствами дидактической игры»...