Консультация для родителей на тему: «ПРИРОДА В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ, РЕЧЕВОМ И ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА».
консультация на тему
Консультация для родителей на тему: «ПРИРОДА В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ, РЕЧЕВОМ И ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsii_dlya_rod_ekologiya.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей на тему:
«ПРИРОДА В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ,
РЕЧЕВОМ
И ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ
РЕБЕНКА».
Предметный мир, социальная жизнь и природа вот основные источники формирования детских ощущений восприятий и представлений. Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков красок неба, воды, листьев... Умение "смотреть" и "видеть", "слушать" и "слышать", не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитываются.
Природа повседневно воздействует на ребенка. Но малыш много не замечает, порой его восприятия бывает очень поверхностным. И все же здесь, в царстве природы, он имеет первый чувственный опыт, накапливает ощущения, от самой жизни. Здесь он первооткрыватель, исследователь, а порой и неудачник. Не сразу удается перейти через канавку, перешагнуть через ручеек, так как нет опыта, нет умения оценить расстояние "на глазок". И не от рождения мы знаем, что крапива "кусается", а репейник "пристает".
В этом сложном познании мира природы велика роль взрослого, он должен сам "видеть" и "слышать" природу и учить этому ребенка. Рассказывайте о том как богата и прекрасна наша планета и о том, что у нее есть свои законны (смена дня и ночи, сезонные изменения, изменения погоды), что солнце бывает разным (зимой далекое, холодное, а летом жаркое), а луна не всегда круглой.
В ранние годы ребенок, видя отдельные явления природы, воспринимает их как само собой разумеющееся данность, не задумываясь над объективной реальностью разворачивающейся перед ним картины мира. Задачи родителей помочь малышу обрести сугубо "человеческое ведение" мира.
Ребенок в самом раннем детстве копирует эмоции и поступки близких. Уже в начале второго года жизни он "изучает" поведение мамы, бабушки, брата, сестры, отца в той или иной ситуации. Значит в отношении к природному окружению ре6енок повторяет поступки взрослых. Только человек способен видеть, создавать и беречь красоту, способен испытывать радость от общения с
Братьями нашими меньшими, наслаждаться видом родных пейзажем, восходом солнца, красотой моря, гор и т. п. Эти истины ребенок усваивает в раннем детстве не только через слово, но главным образом, через поступки взрослых. Они "открывают" малютке духовные, чисто человеческие ценности своим восприятием мира. Приведем пример. Малыш видит красивый цветок и бросается к нему, желая сорвать, но мама отводит его ручку: "Подожди, посмотри, какой красивый цветок! Не будем его срывать. Он нас не встретит завтра на этой тропинке, не будет звенеть, не будет кивать своей:
''Здравствуй Сашенька!" Так мама формирует у малыша доброе, ласковое, нежное чувство - чувство любви к живому. Или стоя у березки, мама и ребенок хлопают в ладошки. Мама считает стихи:
У красы-березки
Платье серебрится,
У красы - березки
Зелены косицы.
Затем мама показывает "рожки", как бы бодает березку:
Со двора к березке
Выбежали козы,
Стали гнуть березку,
А березка в слезы!
Мама и ребенок берутся за руки и идут хороводом круг деревца.
Защищать березку
Выбежим гурьбой
Чтоб росла березка
Выросла большой!
Потом кланяются березке, гладят рукой ее белый ствол.
Давать возможность полнее воспринять природный объект, отметить цвет, запах, форму, красоту цветка, ветки, листочка и т.п. Вызвать доброе чувство к рассматриваемому природному объекту. Разговаривать с объектом живой природы (с березкой, травкой, елочкой), наделяя его человеческими качествами и "ответным чувством" к доброму поступку малыша. Вводить в наблюдение элементы поэзии и детского фольклора, рассказывать о добром отношении человека к природе восхищаясь ее красотой. Отождествляя природный объект с человеком, ласково обращаться к нему. Например, березонька - красавица, травушка -муравушка, зайчик - побегайчик и т.п. Вводить элементы игры, побуждая малыша к игровому взаимодействию с природными объектами например, покажи, как качаются березки, какой елочка была маленькой и какой она стала, когда выросла и т.п.
В присутствии малыша не допускать неблаговидного поведения по отношению к природе со стороны других людей, осуждать их действия словами: "Это не красиво", "Так нельзя" и т.п. Природа - это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Ребенок радуется травке, восхищается необыкновенной окраски крыльев бабочки, прыгает и хлопает в ладоши, увидев радугу.
Главное, научить замечать необыкновенное в обыкновенном, сопровождать чувственное познание словим, развивать ориентировку в предметах живой и
неживой природы по форме, цвету, строению, запаху и т. д.
Развивая сенсорную культуру, родителям следует правильно соотносить чувственный опыт со словом. Речь взрослого должна быть немногословной, но
Точной, яркой и доступной пониманию ребенка. Важно, чтобы ощущения малыша связывались со словом.
Помня о том, что повседневные наблюдения в природе не должны носить излишне обучающий характер, родители могут использовать удобный случай, чтобы обратить внимание ребенка на природное явление, побудить задуматься над ним. Родители должны помнить: знакомя ребенка с природой, нельзя ограничиваться только внешним восприятием предмета (посчитать количество листочков, определить форму цветка, отметить его цвет), забывая о развитие эстетического восприятия.
Каждое время года имеет свои неповторимые особенности. Развивая тонкое восприятие окружающей действительности, взрослый должен выделить круг явлении и предметов природы, которые интересны в данный сезонной период: летом обратить внимание детей на многообразие цветов, оттенков зелени, запахов; осенью - сравнить листья по форме, подметить оттенки желтого цвета; зимой рассмотреть строение ветвей деревьев, заметить различные свойства снега и пр. В любое время года находите материал в природе для сезонного, умственного и эстетического развития малыша. Передайте ребенку свою способность тонко чувствовать природу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему"Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста"
Когда у В. Бианки спрашивали, почему он пишет про лес, поле, зверей и птиц, он вспоминал детство. Зоологический музей, куда его водил отец, и мучительное желание найти волшебные слова, которые р...
Консультация для родителей на тему «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста »
Консультация для родителей...
Консультация для родителей на тему: «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»
Консультация предназначена для формирования экологических знаний родителей, а также для обогащения сознания взрослых новым содержанием нравственных представлений в воспитании детей п...
Консультация для родителей на тему «Природа и нравственное воспитание детей».
В работе с родителями по данной теме педагог должен решить следующие задачи:1. Раскрыть перед родителями роль семьи в воспитании интересов и положительного отношения дошкольника к пр...
Консультация для родителей на тему «Природа и нравственно-экологическое воспитание детей дошкольного возраста»
Взаимосвязь этического и эстетического способствует формированию действенной любви к природе....
Консультация для родителей на тему: «Природа в познавательном, речевом и эстетическом развитии ребенка».
Предметный мир, социальная жизнь и природа – вот основные источники формирования детских ощущений, восприятий и представлений. Мир природы удивителен и прекрасен. Однако, далеко не все способны видеть...
Консультация для родителей на тему: "Природа цвета или цвета Природы"
laquo;Вся природа открывается чувству зрения посредством цвета... » Как рождается цвет? Благодаря свету. Чем ярче свет, тем ярче краски окружающего мира. Чем больше света, тем больше радости. Н...