Консультация для родителей на тему: «Природа в познавательном, речевом и эстетическом развитии ребенка».
консультация (средняя группа) на тему

Чугунова Ольга Леонидовна

Предметный мир, социальная жизнь и природа – вот основные источники формирования детских ощущений, восприятий и представлений. Мир природы удивителен и прекрасен. Однако, далеко не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков красок неба, воды, листьев…

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priroda_v_poznavatelnom.docx17.84 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ школа №2083 детский сад «Семицветик»

Консультация для родителей на тему:

«Природа в познавательном, речевом и эстетическом развитии ребенка».

Подготовила и провела воспитатель  средней группы  Чугунова О.Л.

(октябрь 2013г)

Предметный мир, социальная жизнь и природа – вот основные источники формирования детских ощущений, восприятий и представлений. Мир природы удивителен и прекрасен. Однако, далеко не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков красок неба, воды, листьев…

Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само по себе, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Природа повседневно воздействует на ребенка. Но малыш многого не замечает, порой его восприятие бывает очень поверхностным. И все же здесь, в царстве природы, он имеет первый чувственный опыт, накапливает ощущения, идущие от самой жизни. Здесь он – первооткрыватель, исследователь, а порой и неудачник. Не сразу удается перейти через канавку, перешагнуть через ручеек, т.к. нет опыта, нет умения оценить расстояние «на глазок». И не от рождения мы знаем, что крапива «кусается», а  репейник «пристает»…

В этом сложном познании мира велика роль взрослого, он должен сам видеть и слышать природу и учить этому ребенка. Рассказывайте о том, как богата и прекрасна наша планета, о том, что у нее есть свои законы (смена дня и ночи), сезонные изменения,  изменения погоды), что солнце бывает разным (зимой – далекое, холодное, а летом - жаркое), а луна не всегда круглой. Ребенок усвоит эти  знания через непосредственное восприятие, накопление впечатлений,  чувственного  опыта. Задача родителей – помочь малышу обрести сугубо человеческое видение мира, которое формируется благодаря возможности усваивать опыт, преподносимый взрослыми, опыт материальной и духовной культуры (А. Н. Леонтьев) в образе их жизни и отношении к окружающему миру. В отношении к природному окружению ребенок повторяет поступки взрослых. Если родители трепетно относятся к природе, восхищаются шелковистой травкой, сверкающим ручейком, дитя, можно сказать, «с молоком матери» впитывает эти эмоции и чувства. И наоборот, если ребенок становится не только свидетелем, но и соучастником бесчинства взрослых в лесу, на поляне, в поле он вырастет бездумным, жестоким. Если мама собирает полевые цветы, а потом оставляет их вянуть  на солнце, ребенок получает пример «безнравственного отношения к природе и ему уже в старшем возрасте не придет в голову, что лишенное воды и питания растение, как все живое страдает. Если отец  груб и жесток с животными, можно с уверенностью сказать, что сын повторит все его поведенческие реакции в тех же ситуациях.

Повторим: только человек способен видеть , создавать и беречь красоту, способен испытывать радость от общения с братьями нашими меньшими, наслаждаться видом родных пейзажей, восходом солнца, красотой гор, моря…Эти истины ребенок усваивает не только через слово, но главным образом через поступки взрослых. Они открывают детям духовные, чисто человеческие ценности своим восприятием мира. Если ребенок хочет сорвать цветок, мама его может остановить: «Подожди, посмотри, какой красивый цветок. Если мы его сорвем, он завянет и умрет. Он нас не встретит завтра на этой тропинке, не будет звенеть, не будет кивать: «Здравствуй, Сашенька»…И нам будет грустно. Какими еще приемами можно пользоваться, пробуждая в ребенке этические и эстетические чувства к природе?

-Давать возможность полнее воспринять природный объект, отметить цвет, запах, форму, красоту цветка, ветки, листочка.

-Вызывать доброе чувство к рассматриваемому природному  объекту.

-Разговаривать с объектом живой природы, наделяя его человеческими качествами и ответным чувством к доброму поступку малыша. «Видишь, как березка гладит тебя своими веточками. Она шепчет – спасибо,  Сашенька, что ты меня погладил».

- Вводить в наблюдение элементы поэзии и детского фольклора, рассказать о добром отношении человека к природе, восхищаясь ее красотой. Ласково обращаться к природе - травушка - муравушка, зайчик – побегайчик.

-Вводить элементы игры, побуждая малыша к игровому взаимодействию с природными объектами (покажи, как качаются березки.)

-В присутствии ребенка не допускать неблаговидного поведения по отношению к природе со стороны других людей.

Главное научить замечать необыкновенное в обыкновенном, сопровождать чувственное познание словом, развивать ориентировку в предметах живой и неживой природы по форме, цвету, строению, запаху.

В любое время года находите материал в природе для сенсорного, умственного и эстетического развития ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «ПРИРОДА В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ, РЕЧЕВОМ И ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА».

Консультация для родителей на тему:  «ПРИРОДА В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ,  РЕЧЕВОМ  И  ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ  РЕБЕНКА»....

Консультация для родителей на тему: «Влияние нетрадиционных техник рисования на разностороннее развитие ребенка»

Консультация для родителей на тему:  «Влияние нетрадиционных техник рисования на разностороннее развитие ребенка»...

Консультация для родителей на тему «Народная игрушка и ее роль в развитии ребенка»

Консультация для родителейна тему «Народная игрушка и ее роль в развитии ребенка»...

Консультация для родителей на тему: «ПРИРОДА В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ, РЕЧЕВОМ И ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА»

     Предметный мир, социальная жизнь и природа -  вот основные источники формирования детских ощущений восприятий и представлений. Мир природы удивителен и прекрасен....