Консультация для родителей на тему «Природа и нравственно-экологическое воспитание детей дошкольного возраста»
консультация (средняя группа) на тему
Взаимосвязь этического и эстетического способствует формированию действенной любви к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_o_prirode_kulaeva_sv.docx | 254.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей на тему
«Природа и нравственно-экологическое воспитание детей дошкольного возраста»
В.Бианки отвечая на вопрос, почему он пишет про природу, рассказывал о детстве, о частых посещениях с отцом зоологического музея, и мучительное желание найти волшебные слова, чтобы оживить давно исчезнувших представителей животного мира. Человечество прилагает огромные усилия, чтобы наша Земля не превратилась в огромный «Зоологический Музей», чтобы каждое поколение относилось к природе бережнее, чем предыдущее.
Запасы природы на грани истощения, поэтому деятельность человека в природе, должна быть продуманной: охраняющей и создающей.
Такое отношение необходимо воспитывать к природе с раннего возраста. Именно с раннего детства человек начинает познавать красоту и разнообразие природы.
В необходимости прививать любовь к природе с раннего возраста есть две причины: воспитание более сложных нравственных чувств и качеств: гуманизма, сочувствия, добросердечности и для воспитания заботливого отношения к животным и растительному миру. Наблюдая за поведением детей в природе, мы видим порой противоречия: положительно относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательные поступки.
Ошибочно думать, что эмоциональное воздействие природы естественная основа для воспитания в детях положительного к ней отношения. Б.Рябинин в своей книге «У любви к живому» предлагает интересный пример: «Ребенок пугает голубей. Невинное занятие на первый взгляд. Но ведь он развлекается, пугая, ему нравиться, что голуби при его виде, приближении, взмахивают крыльями и улетают, что его бояться, - и вот тут то, как говориться, и зарыта собака, здесь корень и первопричина зла».
Руководство взрослого необходимо, чтобы внешние эмоциональные отношения к природе переросли в нравственно эстетическое чувство, предполагающее активную, действенную позицию ребенка.
Часто у детей дошкольного возраста преобладают эгоистические и утилитарные мотивы общения с объектами природы : «Я люблю с своей собакой играть», «Люблю свою Мурку расчесывать и бантики завязывать», «Люблю с бабушкой Верой ходить в лес, собирать грибы и землянику». Детям доступны также добрые поступки и бескорыстный труд. Имеющиеся знания еще не говорят о осознанном и устойчивом отношении ребенка к природе. Поэтому необходимо детей включать в ежедневную заботу о растениях и животных находящихся в ближайшем окружении. Предложите ребенку полить домашние цветы. Расскажите о тех, которые любят частый полив, какие из домашних цветов тенелюбивые и для чего необходимо рыхлить почву. Выделите на подоконнике ребенку цветок, о котором он сможет заботиться самостоятельно.
Большое значение имеет просмотр познавательных передач о природе. Во время прогулок интересно показать растения, занесенные в Красную книгу, познакомить с полезными травами, рассказать о том, почему их так называют.
Таким образом, каждый ребенок должен знать правила общения с объектами природы:
Не ломайте ветки деревьев и кустарников. Берегите лес!
Не повреждайте кору деревьев!
Не рвите бесцельно цветы!
Не разрушайте муравейники!
Не ловите бабочек, стрекоз, шмелей, пчел!
Не ловите животных и птиц, не уносите их домой!
Не обрывайте ягоды дикорастущих растений бесцельно!
Не трогайте ядовитые растения руками, научитесь различать их!
Не сбивайте несъедобные грибы, ими лечатся животные!
Не уничтожайте дождевых червей!
Не подходите близко к гнездам! Не разоряйте их!
Не оставляйте после себя мусор. Никогда не выбрасывайте его в водоем!
Не разрешайте детям бегать, где попало. Оставляйте нетронутые островки природы!
Не устраивайте новых кострищ, пользуйтесь старыми!
Целесообразно для детей формулировать правила в позитивной форме (как помогать, заботиться, оберегать), исключая негативную форму («не рвать», «не топтать», «не ломать»). Например: Не говорите ребенку, что нельзя ловить бабочек, стрекоз, шмелей, пчел! Расскажите, какую пользу приносят насекомые в природе, пофантазируйте, что произойдет если исчезнут пчелы, бабочки, жуки, муравьи. Много интересного можно найти в произведениях Виталия Валентиновича Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Зеленый пруд»; В.Д Берестова «Честное гусеничное», «Как найти дорожку» и других авторов. На помощь можно пригласить любимца детворы мультяшного героя Лунтика.
Важное значение имеет создание эмоционального контакта ребенка с природой возможности самостоятельного общения с ней
Безусловно, эмоциональное отношение ребенка к природе во многом определяется и отношением самого взрослого к объектам природы, поэтому хорошо, когда родители знают много стихов. Наблюдая за красивыми колокольчиками на клумбе можно прочитать ребенку стихи Алексея Константиновича Толстого:
Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Тёмно-голубые?
И о чём звените вы
В день весёлый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая?
В зимнем парке, увидев деревья в снежном убранстве, уместно будет прочитать стихи Федора Тютчева:
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,-
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой...
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой -
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
В процессе прогулок и наблюдений можно использовать так же загадки о природе.
Золотое коромысло
Над рекой повисло. (Радуга)
Серебряные нити
Сшивают землю и небо. (Дождь)
На всякий зов даю ответ,
А ни души, ни тела нет. (Эхо)
Заря-заряница
По миру ходила,
Слезу уронила;
Месяц видел,
Солнце скрало. (Роса)
Гость гостил,
Золотой мост мостил —
Без ножа, без топора,
Без железного долота. (Мороз)
Белая простыня
Всю землю обошла. (Облака)
Летит орлица
По синему небу.
Крылья распластала,
Солнышко застлала. (Туча)
На свете нет ее сильнее,
На свете нет ее буйнее.
В руках ее не удержать —
И на коне не обогнать. (Вода)
Махнула птица крылом,
Закрыла весь свет одним пером. (Ночь)
Рассыпалось к ночи золотое зерно,
Глянули утром — нет ничего. (Звезды)
Золотой ушел, серебряный пришел. (Солнце и месяц)
Ни в комнате, ни на улице не видно, а он есть? (Воздух)
Взаимосвязь этического и эстетического способствует формированию действенной любви к природе.
1. Мусор
Весь мусор положи в пакет и забери с собою –
Ведь за тебя его никто не уберёт.
Не разбивай бутылки под ногою -
Поранятся и люди, и лесной народ.
А если вдруг осталась пища от обеда –
Ты аккуратно всю сложи под куст.
И житель леса, плотно пообедав,
К тебе исполнен будет светлых чувств.
2. Костёр
Не разводи костёр ты, где попало.
А то погибнет лес – и всё пропало.
Ты лучше разожги его на месте старом,
Где кто-то разводил уже огонь.
Чтобы пикник не кончился пожаром –
Подальше от деревьев отдых свой устрой.
3. Окурки
Окурок – это тот же мусор.
Он ядовит, как говорит Минздрав.
В лесу пожар случится, если не затушишь.
Сожги его в костре – и будешь прав!
4. «Вредные» животные в лесу:
Ты комаров не проклинай, ругая белый свет, -
В лесу животных бесполезных нет.
Без них нарушится баланс –
Природа знает лучше нас.
Не обижай, кого увидеть привелось,
И помни, что в лесу ты – гость.
5. «Памятный след» на деревьях:
«Здесь был Вася», «Тут ел Вадик» -
Захотелось след оставить?
За окном уж XXI-ый век,
Ты же не пещерный человек?
6. Люди и лесные ресурсы:
Ты цветок прекрасный увидал
И его немедленно сорвал.
Не прошел и день, а он завял.
Щелкнуть лучше бы его на память
И в лесу, чтоб любовались все, оставить.
7. Как правильно убирать за собой:
А) Закончили вы на природе есть и пить,
Теперь пришла пора посуду мыть.
Химсредства речку будут загрязнять,
И потому секреты надо знать:
Осока, хвощ, песочек чистый
Отмоют жир легко и быстро.
Это хвощ:)
Б) Годится лишь посуда многоразового употребления,
Чтобы не было свалок и засорения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: "Роль подвижных игр в воспитании детей дошкольного возраста".
Данный материал рассказывает родителям о важной роли подвижных игр в жизни дошкольника....
Консультация для родителей на тему: «Русские народные игры в воспитании детей дошкольного возраста»
Игра — уникальный феномен общечеловеческой культуры. Ребёнок получает через игру разнообразную информацию о мире и о себе от взрослых и сверстников. Русская народная культура чрезвычайно богата играми...
Консультация для родителей на тему «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Дорогие родители одной из главных задач, которая заложена в «Программе обучения и воспитания в детском саду», является духовно-нравственное и патриотическое воспитание. В настоящее время проблем...
Консультация для родителей на тему: «Русские народные игры в воспитании детей дошкольного возраста»
Игра — уникальный феномен общечеловеческой культуры. Ребёнок получает через игру разнообразную информацию о мире и о себе от взрослых и сверстников. Русская народная культура чрезвычайно богата ...
Консультация для родителей на тему «Художественно-эстетическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста.»
Консультация для родителей на тему «Художественно-эстети...
Консультация для родителей на тему: «Русские народные игры в воспитании детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей на тему: «Русские народные игры в воспитании детей дошкольного возраста»...
Консультация для родителей на тему "КАК ПРАВИЛЬНО ОРГАНИЗОВАТЬ ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Невозможно вырастить успешного человека, не привив ему трудолюбия. Но оно не дается нам от рождения, как основной инстинкт. Трудовым навыкам ребенка нужно учить....