Экспериментальная деятельность с детьми во время прогулок
опыты и эксперименты по теме
Предложенный мною материал будет полезен как для воспитателей в детском саду, так и для родителей. Дети по природе своей – исследователи. Они с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир. Задачей, которую я ставлю перед собой во время прогулок в любое время года - поддерживать стремление ребёнка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Эксперименты на улице | 31.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыты и эксперименты на прогулке
Участие в экспериментах относится к области детской самодеятельности, основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно ориентировано на каждого ребёнка.
Любознательность, жажда новых впечатлений, желание экспериментировать, самостоятельно искать истину, всё это распространяется на все сферы деятельности ребёнка.
О С Е Н Н И Й П Е Р И О Д В Р Е М Е Н И
Название опыта | цель | содержание | вывод |
Почему не тонут корабли | Определить свойства предметов. | В лужу опустить металлические предметы, наблюдая за тем, как они тонут. Опустить в воду жестяную банку, постепенно заполняя ее металлическими предметами. Банка остается на плаву. | Банка не тонет, потому что площадь соприкосновения дна банки с водой больше, чем площадь соприкосновения любого предмета с водой, поэтому отдельные предметы, опущенные в воду, тонут. |
Пар — это тоже вода | Познакомить детей с некоторыми свойствами воды. | Взять кружку с кипятком, чтобы дети видели пар. Поместить над паром стекло. На стекле образуются капельки воды. | Вода превращается в пар, а пар затем превращается в воду. |
Воздух- откуда он берется? | Убедиться, что воздух есть везде | Потихоньку выпускаем воздух из надувного шарика. Если подставить руку под струю выходящего воздуха, то его можно почувствовать. Воздух постоянно перемещается. Движение воздуха - это ветер. Надувая воздушный шар, задаем детям вопрос: чем надуваем шар? (воздухом). А откуда он берется? | В человеке есть тоже воздух, которым мы при выдохе заполняем воздушный шар. Если человек на некоторое время перестанет дышать, он испытывает дискомфорт, начинает задыхаться, значит, без воздуха невозможно жить |
Полет перышек | Выяснить, все ли перышки способны летать | Предложить детям по два перышка. Маховое перышко — для полета. Пуховое — для согревания птиц. Дети подбрасывают перышки в воздух и наблюдают за их полетом. | Пуховое перышко дольше держится в воздухе, оно легче махового. |
Здравствуй, ветер! | Показать детям движение воздуха, его свойство быть невидимым. | Дети подходят к луже. Это «море». Дети- это » ветры». Они дуют на лужу. Что получается? Чем сильнее дуть, тем больше волны. Дети опускают в воду кораблики с парусами, дуют, кораблики плывут. Что происходит с корабликами, если ветер очень сильный? | Воздух невидим, но его движение можно ощутить и почувствовать. |
Воздух невидим | Доказать детям, что воздух не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха. | Воздух не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях. Можно взять ароматизированные салфетки, корки апельсина, дольки чеснока и предложить детям, закрыв глаза, последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся вокруг. | Воздух невидим, но он может передавать запахи на расстоянии. |
Первый снег | Выяснить, как быстро растает одинаковое количество снега на ладошке или в рукавичке. | Слепить два снежка, один положить в рукавичку, а другой держать в руке. Сделать вывод. | Снег в ладошке быстрее превратиться в воду от тепла ладошки. |
Что такое лед | Выяснить, как вода превращается в лед. | Взять две емкости с одинаковым количеством воды. Одна емкость выносится на улицу, а другую оставить в группе. На следующий день — в одной емкости вода превратилась в лед, так стояла на улице; в другой емкости вода была комнатной температуры и льда не образовалось. | Вода превращается в лед при низкой температуре воздуха. |
Прозрачность льда | Наблюдение за льдом, выявление его свойств. | Предложить детям пройти по кромке льда, выяснить, почему он хрустит. (Там, где воды много, лед твердый, прочный, не ломается под ногами). чтобы убедиться, что лед прозрачный, надо в емкость с водой поместить различные предметы и выставить на улицу. Утром рассматриваем и приходим к выводу, что все предметы, которые опускали в воду, видны сквозь лед. | Предметы видны потому, что лед прозрачен. |
Вода и снег | С помощью эксперимента закрепить у детей знания о том, что вода может иметь различные состояния. | Внести в группу лед и снег и выяснить, что быстрее растает. Взять три емкости с рыхлым снегом, с утрамбованным снегом и со льдом. | Рыхлый снег растает первым, затем — утрамбованный, а последним растает лед. |
З И М Н И Й П Е Р И О Д
Название опыта | цель | содержание | вывод |
Защитные свойства снега | познакомить детей со свойствами снега | Поместить емкости с одинаковым количеством воды на поверхность сугроба, зарыть неглубоко в снег, зарыть глубоко в снег. Понаблюдать за емкостями в течение прогулки и сделать вывод. | Чем глубже будет находиться емкость с водой, тем теплее будет вода. Самая холодная вода будет в емкости, стоявшей на поверхности сугроба. Корням растений под снегом и почвой тепло. Чем больше снега, тем теплее растению. |
Таяние и замерзание воды | Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать экспериментально причинно- следственные зависимости. | Детям ( один из них в рукавичках) предложить взять кубик льда, и наблюдать , как лед растает и превратится в воду. Сравнить, у кого быстрее растает лед- кто держал его в рукавичках или голыми руками. Найти причину таяния льда и разной скорости таяния. | Лед тает, превращается в воду от соприкосновения с теплом. В голых руках лед тает быстрее, а в рукавичках медленнее, потому что рукавички разъединяют тепло и холод льда. |
Свойства снега | Продолжать знакомить детей со свойствами снега, развивать способность видеть красивое в зимней природе. | Рассмотреть снежинки. Какие они? На что они похожи? Как их лучше рассмотреть? | В природе не встречаются ни одной одинаковой снежинки. |
Слепи снежок | Подвести к пониманию связи между состоянием снега и температурой воздуха( пластичность зависит от влажности, а влажность — от температуры воздуха). | В морозный день предложить детям слепить снежки (обратить внимание, что это невозможно). Принести в этот же день этот снег в группу, через некоторое время слепить снежки и оказывается, что это легко сделать. | Снег стал липкий, так как у него изменилась влажность. |
Глубина снега | Установить связь между силой ветра и формой, местонахождением сугроба; измерить условной меркой глубину сугробов до и после снегопада. | После снегопада измерить глубину сугробов в разных местах. Объяснить детям, что условной мерой длины люди установили метр, показать детям и промерить глубину выпавшего снега в разных местах. | Чем выше сугроб, тем больше глубина. |
Снег и вода | Выяснить что легче снег или вода? | Дети на прогулке набирали в ведёрко снег, не прихлопывая его лопаткой, и сравнивал с таким же ведром наполненным водой. Делали вывод, что ведро с водой тяжелее, чем ведро со снегом. | Снег легче воды, так как он состоит из легких, пушистых снежинок, между которыми много воздуха, а капельки воды соединены плотно и в ней нет воздуха. |
В Е С Е Н Н И Й П Е Р И О Д
Название опыта | цель | содержание | вывод |
Зависимость роста травы и деревьев от освещенности места обитания | показать зависимость роста растений от освещенности растения. | Обратить внимание детей, что на деревьях и кустарниках, расположенных в хорошо прогреваемых и защищенных от ветра местах, листья и цветы распускаются раньше, чем на аналогичных растениях, находящихся в тени. Такая же закономерность отмечается и для трав: в местах, прогреваемых солнцем, травы появляются раньше и растут быстрее. | Чем больше солнца, тем быстрее растет трава и распускается листва на деревьях. |
Водопроницаемость песка и глины | : развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования. | Налить воду в лунку с песком. Каким он стал? ( Влажным, мокрым). Куда исчезла вода? ( Она » спряталась между песчинками»). В какой песок легче входит палочка? ( В сухой). Налить воду на землю. Как впитывается вода? ( Медленнее, чем в песок. Часть воды остается на глине.) Легче воткнуть палочку во влажную глину, чем в сухую. | Песок быстрее пропускает воду, чем глина. |
Уличные тени | Показать на опыте, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение. Дети рассматривают свои тени. Когда появляется тень? | Что такое тень? Почему она образуется? (Это темное пятно) Оно образуется, когда световые лучи не могут пройти сквозь предмет, за этим предметом лучей света гораздо меньше, поэтому появляется пятно. | Тень появляется при наличии света и предмета; очертания предмета и тени схожи; чем выше источник света, тем короче тень; чем прозрачнее предмет, тем светлее тень. |
Полет семян одуванчика | Выяснить, от чего зависит направление полета семян одуванчика. | Аккуратно сорвать головку белого одуванчика и подуть на нее, посмотреть , как разлетаются воздушные парашютики одуванчика, как далеко они полетят ; подуть сильнее и определить, какие семена пролетают дальше. | Полет семян одуванчика зависит от силы дуновения, дальше летят те семена, которые сверху. |
Состояние почвы в зависимости от температуры | Выявить зависимость состояния почвы от погодных условий. | В солнечный день предложить детям рассмотреть землю, потрогать руками, какая она: теплая (ее нагрело солнце), сухая (рассыпается в руках), цвет ( светло- коричневая). Полить землю из лейки (условный дождь) и предложить снова потрогать ее и рассмотреть. Земля потемнела, она стала мокрой, при нажимании на ее, она липнет, собирается в комочки. От холодной воды почва стала холодной как от холодного дождя. | Изменение погодных условий приводит к изменению состояния почвы. |
Движение воздуха | Показать, что хотя воздух невидим, его можно почувствовать. | Предложить детям помахать рукой у лица. Какое ощущение? Подуть на руки. Что почувствовали? Все эти ощущения вызваны движением воздуха. | Воздух не « невидимка», его движение можно почувствовать, обмахивая лицо. |
Л Е Т Н И Й П Е Р И О Д
Название опыта | цель | содержание | вывод |
Наблюдение за солнцем | Проверить с помощью эксперимента степень нагреваемости предметов. | Предложить детям потрогать камни и металлические предметы утром, днем и вечером, выяснить разницу между предметами. | Более нагреты предметы в полдень. |
Следы насекомых | Продолжать расширять знания детей о многообразии асекомых. | Предложить детям аккуратно поймать майского жука и большого муравья( после эксперимента положить насекомых на место). Насыпать на лист картона песок тонким слоем. Дать пойманным насекомым побегать по песку. Сравнить, какие следы оставляют насекомые на песке. | Чем крупнее насекомое, тем глубже след на песке. |
Отсутствие ветра | Взять надувной шарик и подбросить его вверх | Если нет ветра, то шарик будет летать только под действием руки. | |
Запахи растений | Расширять кругозор, воспитывать любознательность. | Сорванные листочки мяты, перья лука, листочки укропа растереть пальцами, ощутив запах. | Каждое растение пахнет по - своему. |
Испарение воды | убедиться с помощью эксперимента , что быстрота испарения воды зависит от емкости. | В блюдце и в прозрачный стакан налить одинаковое количество воды. Сделать вывод. | Быстрее испаряется вода в блюдце, так как площадь испаряющейся поверхности у блюдца больше, чем у стакана. |
Цветок | Воспитывать доброе милосердное отношение к природе. | В начале прогулки сорвать один цветок. В конце прогулки посмотреть, что с ним стало. Сравнить его с цветами на клумбе. | Растение без воды погибает. |
Солнечный зайчик | Показать с помощью эксперимента, как можно многократно отразить свет и изображение предмета, то есть , увидеть его там, где его быть не должно. | Предложить детям с помощью » солнечного зайчика» увидеть, как он получается. Используя еще одно зеркало в том месте, где увидели на стене солнечный лучик, получим еще одного » солнечного зайчика» и т.д. | Чтобы отразить солнечный свет несколько раз, надо иметь несколько зеркал. |
Солнце высушивает предметы | Выявить способность солнца нагревать предметы. | Повесить на участке сушить кукольное белье, намочить песок водой, разлить воду на асфальте. Потрогать здание детского сада на солнечной и теневой сторонах. | Чем ярче светит солнце, тем быстрее высыхают и белье, и песок, и асфальт. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятия с детьми.Экспериментальная деятельность с детьми.
Занятия с детьми. Экспериментальная деятельность с детьми. Авторы: Коржавина Марина Игоревна, воспитатель, Климушина Анна Сергеевна, воспитатель, ГДОУ детский сад N 93 компенсирующего вида Фру...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по нетрадиционному рисованию и опытно – экспериментальной деятельности с детьми.
Конспект непосредственной образовательной деятельностипо нетрадиционному рисованию и опытно – экспериментальной деятельности с детьми. «Соль-друг или враг? »Образовательные области:-художес...
БЕСЕДУЕМ И НАБЛЮДАЕМ С ДЕТЬМИ ВО ВРЕМЯ ПРОГУЛОК
Дети с удовольствием наблюдают, проявляя живой интерес к объектам живой и нежиаой природы. Прогулки благоприятное время для поддержания интереса и развития любознательности....
Картотека опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста в зимнее время
Картотека опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста в зимнее время...
Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшей группы «Светлячок» на прогулке в зимнее время (защитные свойства снега). Конспект №2
П.С.: Закрепить знания детей о зимних явлениях, вызвать положительные эмоции. Развивать познавательный интерес, наблюдательность, делать самостоятельные выводы в ходе наблюдения, эксперимента. В...
Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшей группы «Светлячок» на прогулке в зимнее время (защитные свойства снега). Конспект №3
П.С.: Закрепить знания детей о зимних явлениях, вызвать положительные эмоции. Развивать познавательный интерес, наблюдательность, делать самостоятельные выводы в ходе наблюдения, эксперимента. В...