Во что играют наши дети
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Данилова Наталья Александровна

Зачем нужна игра ребёнку? Какие игры воспитывают и как, а какие   игры вредны?  Умеют ли дети сорадоваться, сострадать во время игры?     Почему об этом мы предлагаем вам поговорить? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vo_chto_igrayut_deti.docx20.1 КБ

Предварительный просмотр:

ВО ЧТО ИГРАЮТ НАШИ ДЕТИ?

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,

музыки, рисунка, фантазии, творчества».

 (В. Сухомлинский)

Зачем нужна игра ребёнку? Какие игры воспитывают и как, а какие   игры вредны?  Умеют ли дети сорадоваться, сострадать во время игры?     Почему об этом мы предлагаем вам поговорить? Да потому, что наши современные мальчики и девочки, те, для кого игра – жизненная необходимость и условие для развития, перестают играть. А те игры, в какие играют дети,  стали невесёлые, агрессивные.  Поэтому наша задача осторожно направлять детей на гуманистический путь, воспитывать у них желание помогать, терпимость к другим точкам зрения. Научить детей играть – значит научить жить.  Прервалась цепочка передачи игровой традиции от одного детского поколения другому. Совсем исчезли групповые игры – воздух детской жизни старших поколений.  Где они – салки, казаки-разбойники, бояре, жмурки, лапта и прочие детские шалости, радости. Все они вместе со считалками,   песенками, закличками – величайшее богатство нашей культуры, сохранялись и передавались из уст в уста.

Игра – дело серьёзное.  «Каков ребёнок в игре, таков во многом он    будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре.  И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном     переходе её в работу…»

Эта мысль принадлежит А. Макаренко, замечательному педагогу, который подчёркивал огромное значение детской игры. Игра – путь к познанию ребёнком самого себя, своих возможностей, способностей, своих «пределов». Самопроверка всегда побуждает к совершенствованию.

 Уже  поэтому  детские игры – важное средство самовоспитания.

Для детей игра – это труд, требующий настоящих усилий, настоящих человеческих качеств, свойств, а не воображаемых «понарошку». Ребята преодолевают в игре иногда серьёзные трудности, тренируя свои силы и ловкость, развивая способности и ум. Игра закрепляет у детей полезные умения и привычки.  Дети учатся понимать друг друга, сострадать и сорадоваться. Поэтому и ребёнок, вволю наигравшись в детстве, вступает во взрослую жизнь не обременённый детскими страхами и проблемами.

Игра – это школа произвольного поведения.  Заставьте ребёнка стоять смирно, он не простоит и 2 минут, но, если это игра «Море волнуется…»,   ребёнок, даже самый непоседливый, простоит неподвижно и 5 минут.

Игра – школа морали в действии.  Можно сколько угодно долго объяснять ребёнку «что такое хорошо и что такое плохо», но лишь сказка и игра способны через эмоциональное переживание, через постановку себя на место другого научить его действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями. Игры при умелой организации взрослых учат многим    добродетелям: терпимости к другим, доброте, отзывчивости, взаимовыручке, честности, смирению… Психологические исследования показали: если    «недругов» включить в игровое взаимодействие, в котором они вынуждены работать сообща, заботясь друг о друге, взаимная неприязнь вскоре улетучится и, наоборот, - для друзей, оказавшихся игровыми соперниками, азарт, желание выиграть часто оказываются сильнее дружбы.

Надо помнить, что игра – ведущая деятельность в детском возрасте, деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и    моральных сил ребёнка. С помощью игры эффективнее идёт обучение и воспитание ребёнка.  Это и средство диагностики психического состояния, и личностного развития ребёнка. Это и метод коррекции дефектов, недостатков, отставания в развитии.

В одном эксперименте (игра «Железная дорога») учёные сделали интересные выводы-наблюдения. В первом варианте игры дети были объединены вместе единой целью – пройти «железную дорогу», не нарушая правил, ведь пострадает «машинист» команды. «Железная дорога» словно объединяет   детей, создавая для них общее поле взаимодействия, переживаний, общий эмоциональный настрой. При этом дети сдвигаются поближе, у некоторых появляется непроизвольное движение поддержать, помочь неумелому. Они сопереживают удачам и неудачам каждого, предостерегают («Смотри, здесь бугор!»), успокаивают («Не бойся, мы с тобой»).

А во втором варианте игры «Железная дорога» цель осталась прежняя, но задания выполнял каждый единолично, не зависимо от других детей.    Совсем другой результат! Сочувствия как не бывало! Каждый озабочен собственными успехами и ему недосуг подумать о товарище. Дети, хотя и     вместе делают общую работу, но не связаны между собой. Вырастает взаимное равнодушие.

И ещё одно наблюдение: чем выше у ребёнка интеллектуальные умения, тем ниже его способность к сорадованию. Это значит, сорадуются добрые, но глупенькие дети, причём доброта убывает по мере «прибавления ума»(!), а мы так хотим, чтобы наши дети были умными и, конечно, не за счёт доброты и сердечности. А вот общая возрастная картина такова: от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту отзывчивость детей к беде другого возрастает, а способность радоваться за другого резко падает. К 10 годам о сорадовании уже, увы, говорить не приходится!                        Куда оно  исчезает? Скорее всего, это итог изъянов воспитания.                 Этому и нужно учить. Как? Через игру!

Игра – понятии многогранное. Существуют различные игры.            Одни развивают мышление и кругозор детей (игры на умственную компетентность),  другие – ловкость, силу (подвижные игры, игры-эстафеты), третьи – конструкторские навыки (конструктивные игры) и т.д.                  Все игры индивидуальны и требуют индивидуального подхода.                    Но существуют и общие правила (которые мы приведём в конце статьи).

Творческая игра так захватывает ребёнка, он испытывает наслаждение от появления новой фантазии. Ребёнок играет не только тогда, когда он с     игрушками, а всегда, каждую минуту своей жизни, и в самую неподходящую (с нашей точки зрения) минуту.     Мы торопимся в детский сад, а он плетётся еле-еле и что-то бормочет: он играет в разбойников. Будем очень осторожны, видя маленького, захваченного игрой.  Ни одна мама не разбудит ребёночка толчком, но ещё опаснее неосторожным движением будить ребёнка, погрузившегося в игру, как в сон. Когда маленький играет на полу, а вы проходите мимо, то вся забота – не встретиться с ним взглядом, потому что и взгляд – вмешательство, и взгляд может превратить коня в палку, и не так-то легко совершить потом обратное превращение палки в коня.

Заканчиваете игру ярко, эмоционально, результативно: победа, поражение, ничья. Помните, что состязательность в игре – это не самоцель, а лишь средство индивидуального самовыражения каждого ребёнка.

И в заключении хочется вспомнить предупреждение мудрого В.Даля     о том, что игра не доведёт до добра, если её пустить на самотёк.                  Давайте помнить, что игрушка для детей – не просто забава, времяпровождение, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает огромный, сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины.

Памятка для родителей с советами по проведению игр.

Правило первое: игра не должна включать даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью детей. Однако нельзя и выбрасывать из неё трудные правила, выполнить которые нелегко.

Правило второе: игра требует чувства меры и осторожности. Детям свойственны азарт и чрезмерное увлечение отдельными играми. Игра не должна быть излишне азартной, унижать достоинства играющих. Иногда дети придумывают обидные клички, оценки за поражение в игре.

Правило третье: не будьте занудами. Ваше внедрение в мир детской игры - введение туда новых, развивающих и обучающих элементов – должно быть естественным и желанным. Не устраивайте специальных занятий, не дёргайте ребят, даже когда у вас появилось свободное время: «Давай-ка займёмся шахматами!» Не прерывайте, не критикуйте, не смахивайте пренебрежительно в сторону тряпочки и бумажки. Или учитесь играть вместе с детьми, незаметно и постепенно предлагая свои варианты какого-то интересного дела, или оставьте их в покое. Добровольность – основа игры.

Правило четвёртое: не ждите от ребёнка быстрых и замечательных результатов. Может случиться и так, что вы вообще их не дождётесь!          Не торопите ребёнка, не проявляйте своё нетерпение. Самое главное – это те счастливые минуты и часы, что вы проводите со своим ребёнком. Играйте, радуйтесь открытиям и победам – разве не ради этого придумываем мы игры, затеи.

Правило пятое: поддерживайте активный, творческий подход к игре. Дети большие фантазёры и выдумщики. Они смело привносят в игру свои правила, усложняют или упрощают содержание игры. Но игра – дело       серьёзное и нельзя превращать её в уступку ребёнку, в милость по принципу      «чем бы дитя не тешилось».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание-дискуссия "Игры наших детей"

У большинства родителей сложились стереотипы, что родительское собрание - это очень скучно, неинтересно. Меня очень не устраивает такое мнение родителей. Поэтому уже второй год мы проводим такие собра...

Семинар - практикум для воспитателей дошкольных учреждений "Игры в которые играют наши дети"

Практический семинар  для воспитателй дошкольный учреждений о классификации игр, развитии игры на протяжении дошкольного возраста....

Семинар - практикум для воспитателей "Игры, в которые играют наши дети"

Цель: повышение уровня знаний и умений воспитателей при организации сюжетно-ролевой игры; совершенствовать умения находить выход в сложных педагогических ситуациях, расширять представления педаго...

Семинар - практикум для воспитателей "Игры, в которые играют наши дети"

Семинар - практикум для воспитателей "Игры, в которые играют наши дети" Цель: повышение уровня знаний и умений воспитателей при организации сюжетно-ролевой игры; совершенствовать умения...

Игры и игрушки ,которыми играют наши дети

laquo;Игры и игрушки ,которыми играют наши дети?» Ребенку нужна игра. Игра детей неотделима от игрушек. Самостоятельная игра ребенка во многом зависит от того, как взрослые организую...

Семейная гостиная « Во что играют наши дети? Научи меня играть» родительское собрание во второй младшей группе

        Цель: Обобщить и закрепить представления родителей об игре детей как о ведущем виде деятельности в дошкольном возрасте. Формировать взаимоотношения родителей с ...

План – конспект родительского собрания во 2 младшей группе «В какие игры играют наши дети».

Цель – повысить компетентность родителей в вопросе значимости игры на развитие ребёнка.Задачи: - заинтересовать проблемой- рассказать родителям о влиянии игры в развитии ребёнка иособенностях ра...